LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 15
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Но в противовес этому соображению отмечалось, что чувственный тон никак
не может быть поставлен в один ряд с качеством и интенсивностью ощущений, ведь




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




95
Психология эмоциональных переживаний

если лишить ощущение одного из этих свойств, от него ничего не останется — оно
просто исчезнет, тогда как без чувственного тона оно существовать может. Например,
если лишить ощущение сладкого сладости или свести его силу к нулю, то от ощуще­
ния ничего не останется; однако от того, будет ли сладкий вкус приятен или непри­
ятен, ощущение ничего не потеряет (Кюльпе).
Очень интересно мнение Штумпфа, согласно которому чувства составляют осо­
бый класс ощущений; наряду с известными классами (зрительные, слуховые и пр.)
существует еще отдельная группа ощущений, которую следует назвать чувственными
ощущениями (Gefuhlsempfindung). В качестве аргумента он приводит ощущение боли,
переживаемой в виде чувства неудовольствия, и сексуальное наслаждение, которое,
наоборот, переживается как чувство удовольствия.
Это наблюдение Штумпфа весьма примечательно. Не вызывает сомнений, что
действительно существуют ощущения, которые очень трудно отличить от чувств, по­
этому, наверное, не совсем правомерно предполагать, что между ними существует
пропасть. Однако Штумпф не учитывает того обстоятельства, что чувственная сто­
рона подобных ощущений не является устойчивой: они переживается то как удо­
вольствие, то как неудовольствие. Это справедливо даже в отношении боли и, осо­
бенно, сексуального наслаждения, о чем со всей очевидностью свидетельствует факт
так называемого мазохизма.
Своеобразные выводы в связи с самостоятельностью чувств следуют из знаме­
нитой теории Джеймса. В конечном счете он сводил чувства к переживанию органи­
ческих ощущений, что, как мы еще убедимся ниже, также неправомерно.
Ни одна из попыток отрицания самостоятельности чувств не оказалась убеди­
тельной. Сегодня считается доказанным, что наши эмоциональные переживания не
сводимы к другим психическим содержаниям, представляя собой специфические,
самостоятельные переживания.

2. Основные качества элементарных чувств
Первый вопрос, который теперь естественно встает перед нами, это вопрос
о том, каковы элементарные эмоциональные переживания, встречающиеся в каж­
дой конкретной эмоции. Какого рода элементарные эмоциональные переживания
существуют?
На первый взгляд может показаться, что здесь имеется гораздо меньшее раз­
нообразие переживаний, чем в случае ощущений. По мнению большинства психо­
логов, существует всего лишь две разновидности эмоциональных элементов — удо­
вольствие и неудовольствие, и вся эмоциональная жизнь должна быть сведена
к комбинации этих двух элементов с различными познавательными процессами.
Знаменательно, что, согласно наиболее распространенному в XIX веке взгля­
ду — так называемому «сингуляризму», существует только одно элементарное чув­
ство удовольствия, как и неудовольствия; разнообразных качеств удовольствия или
квалитативно отличающихся чувств неудовольствия не существует; чувство удоволь­
ствия, будь оно вызвано симфонической музыкой или вкусной пищей, по существу
остается одним и тем же: удовольствие — это удовольствие, а неудовольствие —
неудовольствие. И если, невзирая на это, нам все-таки кажется, что чувство удо­
вольствия, вызванное эстетическим переживанием, отличается от удовольствия,
связанного со вкусом или запахом, то это объясняется лишь тем, что с этим по
сути одним и тем же элементарным чувством связаны различные представления.
Разница, следовательно, обусловлена не самими чувствами, а скорее связанным




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава четвертая
96

с ними познавательным содержанием. Такова точка зрения сингуляризма. Ее преиму­
щество заключается в том, что бесконечное многообразие эмоциональных пережи­
ваний сведено всего лишь к двум качествам, то есть она максимально упрощена.
Но в сущности эти два качества — отнюдь не два самостоятельных качества, а
всего лишь их взаимоотрицание: существует удовольствие и его отрицание, то есть не­
удовольствие. Это последнее, следовательно, является просто пресечением удоволь­
ствия, но не более. То же самое можно сказать и об удовольствии. Шопенгауэр, во вся­
ком случае, утверждал, что в действительности существует лишь одно переживание, а
именно — переживание неудовольствия, а так называемое удовольствие означает лишь
то, что в данный момент неудовольствие не испытывается и ничего больше.
Таким образом, в конечном счете получалось, что чувства различаются лишь
градуально, а качественного отличия между ними, по существу, нет. Следует отме­
тить, что подобный вывод прекрасно согласовывался с механистическим мировоз­
зрением, господствовавшим тогда (XIX век) в естествознании и считавшимся образ­
цом для подражания в психологии, а посему и в ней широко распространенным.
Однако эти положения классической психологии в связи с чувствами явно
противоречат всему тому, о чем свидетельствует любое более или менее объективно
проведенное наблюдение. Дело в том, что ни в коем случае нельзя утверждать, что
удовольствие есть лишь отрицание неудовольствия и не заключает в себе ничего
самостоятельного. Нет! На самом деле удовольствие и неудовольствие представляют
собой переживания совершенно различного качества, не имеющие ничего общего со
взаимоотрицанием. Радость, например, относится к категории удовольствия, а грусть —
неудовольствия. Разве можно сказать, что переживание радости означает отрицание горя
или переживание горя — отрицание радости?! Не вызывает сомнений, что это — два
переживания совершенно самостоятельного характера, отнюдь не отличающиеся друг
от друга лишь знаками «+» и «—».
Помимо этого, невозможно утверждать и то, что между самими чувствами удо­
вольствия, равно как чувствами неудовольствия, существует только градуальное раз­
личие. И углубившись в собственные переживания во время наслаждения симфони­
ческой музыкой и в процессе вкусной еды, мы будем вынуждены признать, что,
невзирая на то, что в обоих случаях переживается удовольствие, между ними сущест­
вует огромное качественное различие; можно сказать, что между ними нет ничего
общего. Во всяком случае, принимая во внимание лишь содержание переживаний,
между ними невозможно найти какое-либо сходство. Каждый отдельный случай удо­
вольствия, как и неудовольствия, представляет собой новое эмоциональное качество.
Существует бесконечное множество качественно различных как элементарных удо­
вольствий, так и элементарных неудовольствий. В противовес сингуляризму, так на­
зываемый «плюрализм» отстаивает положение о существовании квалитативного мно­
гообразия элементарных чувств.
Особенно энергично отстаивал плюрализм Вундт. Но он шел еще дальше, ут­
верждая, что многообразие элементарных чувств никоим образом не исчерпывается
категорией удовольствия—неудовольствия. Наряду с этой гедонистической категорией
есть и другие категории, в частности, возбуждение—успокоение, с одной стороны, и на­
пряжение—расслабление — с другой. Все эти три категории взаимонезависимы и несво­
димы друг к другу. Помимо этого, каждая из них представляет собой лишь общее на­
звание, объединяющее бесконечное множество квалитативно различающихся чувств.
Но позиция Вундта в данном случае, как, впрочем, и в связи с другими проб­
лемами психологии, является двусмысленной. С одной стороны, он осознавал огра­
ниченность традиционного взгляда и необходимость его преодоления, но, с другой




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




97
Психология эмоциональных переживаний

стороны, не сумел полностью отречься от старых принципиальных позиций и выйти
на новый виток психологической мысли. Поэтому он ограничился лишь поправками,
плохо согласующимися с принципиальными основами старой системы и, в сущно­
сти, не дающими ничего нового. Вундт прекрасно понимал, что категория удоволь­
ствия—неудовольствия совершенно не исчерпывает бесконечного многообразия ми­
ра чувств, как это предполагала традиционная психология. Тем не менее, он также
был убежден, что число элементов все же ограничено, нужно просто найти их; по
его мнению, следует добавить еще две категории, точно определить их, и все будет в
порядке. Вундт остался на позициях элементаристической психологии, а потому для
него главная проблема — установить точное количество этих элементов.
Во всяком случае, вопреки утверждению сингуляризма, следует признать бес­
спорность факта многообразия наших чувств: мир наших чувств столь же многооб­
разен, как многообразны реакции субъекта в ответ на различные многочисленные
воздействия. Но, тем не менее, вопрос о том, какие основные направления чувств
следует различать между собой, остается невыясненным. Вундт в данном отноше­
нии был безусловно прав, считая недостаточным лишь направление приятного—не­
приятного и внеся новые направления чувств.
Но это, разумеется, не означает, что его выводы были полностью правомерными.
Для правильного решения вопроса об основных направлениях чувств человека
следует исходить из положения о том, что каждое чувство — это состояние субъекта.
Однако это состояние возникает не само по себе и беспричинно, а лишь в процессе
взаимодействия с действительностью и изменяется в соответствии с ним. Чувство
представляет собой сознательное отражение этого. Следовательно, чувство является
показателем того, как протекает данное взаимодействие.
Протекание взаимодействия человека с действительностью может быть рас­
смотрено лишь с двух точек зрения: либо исходя из того, что оно дает субъекту,
то есть с точки зрения целесообразности, либо с точки зрения самого процесса вза­
имодействия, то есть его динамики. Следовательно, чувство может иметь лишь два
основных направления: с точки зрения целесообразности это— направление удоволь­
ствия—неудовольствия, а с точки зрения динамики— направление возбужения— успо­
коения. Таким образом, вместо трех основных направлений Вундта, следует различать
два направления чувств: удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение
(Штерн и др.).
Следует учитывать, что данные направления чувств не являются взаимоис­
ключающими: удовольствие—неудовольствие характеризует содержательную сторо­
ну чувства; возбуждение—успокоение же — чисто формальные эмоциональные пере­
живания и поэтому могут выявляться в любом содержании: как возбуждение, так и
успокоение может быть связано и с удовольствием, и с неудовольствием.
Те или иные чувства человека возникают во взаимодействии с действительно­
стью, то есть в процессе действия. Действие в процессе его осуществления — до тех
пор, пока оно актуально — переживается субъектом в виде возбужденности. Возбуж­
денность, по словам Штерна, — это чувство пути (Weggefuhle), то есть чувство, свя­
занное не с результатом действия, а с самим процессом. Завершение действия, его
результат сопровождается чувством успокоения (чувство результата по Штерну).
Нетрудно представить, что и результат, и процесс действия могут вызвать как
удовольствие, так и неудовольствие. Следовательно, чувство действия — возбужде­
ние — может проявляться двояко — в виде либо приятного, либо неприятного воз­
буждения. То же самое можно сказать и о чувстве результата: успокоение также бы­
вает двояким — приятным или неприятным.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава четвертая
98

Таким образом, приятное и неприятное связано не только с результатами на­
шего поведения: человек испытывает приятные и неприятные чувства отнюдь не толь­
ко потому, что овладевает предметом удовлетворения своей потребности. Нет! Удо­
вольствие и неудовольствие связаны также с самим процессом активности. Исходя из
этого, понятно, что игра доставляет удовольствие лишь как процесс, процесс творче­
ства сам является источником удовольствия и, наконец, мы не только трудимся для
создания определенного продукта с целью удовлетворения наших потребностей, но и
находим удовольствие в самом процессе труда. Не будь это так, не только игра и твор­
чество, но и труд в его развитой форме — производительный труд — был бы совер­
шенно невозможен. Ведь производитель лишь на очень низкой ступени производит
только то, в чем он лично испытывает потребность, тогда как вообще он всегда рабо­
тает на рынок. Процесс труда, как таковой, сам является источником удовольствия.


3. Классификация чувств
Удовольствие—неудовольствие и возбуждение—успокоение — основные каче­
ства чувства; но это — элементарные чувства, входящие во все эмоциональные пере­
живания. Само же эмоциональное переживание всегда представляет собой сложное
целое, в которое, помимо этих элементов, входят и другие содержания, особенно
познавательного характера — восприятие, представления, мысли. Процесс возникно­
вения чувства следует представить следующим образом.
В результате взаимодействия с объективной действительностью в нашем соз­
нании возникают различные переживания, представляющие собой отражение этой
объективной реальности. Мы воспринимаем конкретные предметы со всеми их чув­
ственными свойствами — цветом, формой, запахом, вкусом, температурой и пр.,
каждое из которых вызывает у нас определенное эмоциональное состояние, опре­
деленное чувство (но, конечно, не непосредственно, как это предполагает теория
непосредственности), например, цвет — удовольствие, запах — неудовольствие. Од­
нако чувство может быть вызвано и восприятием целостного предмета. В таких случа­
ях главное значение имеет сам предмет, а не его отдельное свойство. Одним словом,
при восприятии предмета или какого-либо его свойства наряду с самим восприя­
тием нам дается и чувство, вызванное этим восприятием. Поэтому для нас данный
предмет является не только носителем определенных объективных свойств — цвета,
формы, величины, характеризуется не только этими свойствами, но и тем, что
имеет, скажем, приятный запах и вообще привлекателен. Как видим, предмет вос­
приятия содержит не только объективные свойства, но и свойства, вызывающие в
нас чувство удовольствия.
Стало быть, в этом случае чувство характеризует не субъекта, а скорее те свой­
ства объекта, которые этот последний выявляет в случае воздействия на субъект:
наше чувство как бы говорит нам, что это — предмет, приятный для человека.
Таким образом, в отражение интересующего нас объекта входят не только
объективные свойства, но и субъективные, то есть свойства, вызывающие у нас оп­
ределенное чувство. В этом случае эмоциональное переживание становится характе­
ристикой объективного обстоятельства, проявляясь в виде собственно чувства.
Мир чувств бесконечно многообразен, и для классификации всего многообра­
зия выявления чувств целесообразно использовать те «объективные» переживания, на
почве которых они возникают и в содержании которых переживаются. Эти «объектив­
ные» переживания могут быть двоякими: 1) переживания, возникающие в результате
функционирования наших органов чувств — чувственные переживания, то есть цве-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология эмоциональных переживаний 99

та, звука, запаха, вкуса и т.д.; 2) переживания, представляющие явления более вы­
сокой категории: наши идеи об истине, прекрасном, добре и зле.
В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:
1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия
цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с
ними.
2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания
какой-то мысли, некой эстетической ценности (художественного произведения или
прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эсте­
тическими и моральными чувствами.
Достаточно немного присмотреться, и станет ясно, что, как правило, нали­
чие этих чувств не сказывается сколько-нибудь особым образом на состоянии субъ­
екта, что эти чувства не выходят на передний план сознания. Здесь скорее имеем
дело с переживанием какого-либо объективного обстоятельства — истины, прек­
расного и нравственности. Во всяком случае, здесь скорее бросаются в глаза осо­
бенности объективного обстоятельства, нежели субъективного состояния. Особенно
явственно это проявляется в эстетических эмоциональных переживаниях: эстети­
ческое чувство в большей мере характеризует объект, чем состояние субъекта; оно
представляет собой переживание прекрасного, подразумевающее не состояние
субъекта, а свойство предмета.




Эмоции и попытки их классификации
1. Чувство и эмоция
Эмоция представляет собой вторую форму выявления эмоциональных пережи­
ваний, или чувств в широком смысле этого слова. Мы уже знаем, чем эмоции от­
личаются от собственно чувств. Если эти последние обычно связываются с пере­
живаниями объективных содержаний и их свойств, а точнее, превращаются в их
эмоциональный тон, то эмоции, наоборот, переживаются как чисто субъективные
состояния; в них предметное, объективное отодвинуто на второй план — они ни­
когда не переживаются как свойства этого объективного.
При обычном чувстве на переднем плане сознания находится переживание
предмета, объективного; наше же внутреннее состояние, возникающее в связи с этим
переживанием, не привлекает к себе особого внимания, занимая в сознании самосто­
ятельное место: оно «затенено» объективным содержанием. Но если по той или иной
причине переживание объекта оказывает на субъект такое влияние, что он утрачивает
привычное равновесие и состояние его резко изменяется, то в этом случае в его со­
знании не только отражается объективное обстоятельство, но и появляется пережива­
ние внутреннего состояния субъекта. То, что в случае чувства увязывается с объектив­
ным содержанием, здесь превращается в отдельное содержание сознания, отдельное
переживание, которое наряду с переживанием объективного обстоятельства представ­
ляет собой совершенно независимое и своеобразное качество. Допустим, мы в лесу на­
поролись на опасного зверя, с ревом несущегося прямо на нас. В данном случае в со­
знании возникают два отдельных и явно отличных друг от друга содержания: с одной
стороны, восприятие «страшного зверя», а с другой — ужас, страх, отражающий наше
личное состояние, а не свойства зверя. Разумеется, описывая объективное обстоятель-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава четвертая
100

ство, мы говорим и о «страшном звере», но при этом совсем не затрагиваем главного,
а именно — состояния самого субъекта, его ужаса, страха. Это последнее никоим об­
разом не может служить характеристикой зверя, это — состояние субъекта и касается
только лишь субъекта. Очевидно, что такого рода переживания следует четко отличать
от чувств: они именуются эмоциями.
Но вполне возможно, что какое-либо чувство перерастет в настоящую эмоцию.
Для примера возьмем обычное чувство и представим, что его интенсивность посте­
пенно усиливается. В этом процессе постепенной интенсификации чувства может на­
ступить такой момент, когда это чувство проявится в сознании не только в виде
свойства объекта, но и в виде переживания измененного состояния субъекта. В этом
случае мы будем иметь дело уже с эмоцией.
Сказанное, разумеется, совершенно не означает, что чувство и эмоция разли­
чаются тем, что они представляют собой различные ступени интенсивности эмоцио­
нального переживания, что эмоция — более интенсивное чувство и не более. Нет!
Совершенно не обязательно, чтобы эмоция являлась более сильным переживанием,
чем чувство. Возможно и такое: чувство усиливается, достигая настолько высокого
уровня интенсивности, что превращается в эмоцию; но эта эмоция еще очень слаба
и не переживается столь же явственно, как чувство. Вполне может оказаться, что вы­
званное каким-либо объектом сильное чувство неудовольствия перерастет в едва за­
метную эмоцию страха.
Для окончательного прояснения вопроса о том, что такое эмоция, следует
отметить своеобразное отношение последней к вызвавшему ее объективному обсто­
ятельству. Несмотря на то, что эмоция представляет собой чисто субъективное со­
стояние, не имеющее, соответственно, ничего общего с отражением объективного
обстоятельства, она все же подразумевает его. Можно сказать, что эмоция способ­
ствует ясному отражению данного объективного обстоятельства и концентрации на
нем сознания. Например, в случае страха в сознании господствуют представления,
связанные с ситуацией, вызвавшей страх.
Таким образом, эмоция представляет собой переживание субъективного состо­
яния, которое в то же время предполагает переживание объективного обстоятельства
в качестве причины или предмета. Например, я чего-то боюсь, на что-то сержусь,
кого-то люблю или ненавижу и т.д.

2. Основные классы эмоций
Любая эмоция как эмоциональное переживание обязательно предполагает
участие простых чувств: удовольствия—неудовольствия, возбуждения—успокоения.
В соответствии с этим, эмоции могут быть подразделены на четыре группы: прият­
ные эмоции — возбуждения и успокоения и неприятные эмоции — возбуждения и
успокоения.
Но это весьма общая классификация, нуждающаяся в последующей диффе­
ренциации.
В области классификации эмоций особого внимания заслуживают опыты Мак-
Дугалла, В. Штерна и Шнайдера.
В основе классификации эмоций Мак-Дугалла лежат инстинкты; соответствен­
но, существует столько же групп эмоций, сколько и инстинктов. При этом Мак-Ду¬
галл исходит из своего принципиального соображения о том, что эмоции имеют
инстинктивную основу, являясь не чем иным, как аффективным проявлением ин­
стинктивного процесса. Согласно Мак-Дугаллу, имеются:




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология эмоциональных переживаний 101


1. Инстинкт самозащиты эмоция страха
2. Инстинкт агрессии эмоция гнева
3. Инстинкт отвержения эмоция отвращения
4. Инстинкт родительский эмоция нежности
5. Инстинкт зависимости эмоция беспомощности
6. Инстинкт размножения эмоция сексуальная
7. Инстинкт любопытства эмоция удивления
8. Инстинкт подчинения эмоция покорности
9. Инстинкт самоутверждения эмоция гордости
10. Инстинкт социальный эмоция одиночества
11. Инстинкт охоты эмоция аппетита
12. Инстинкт собственности эмоция обладания
13. Инстинкт строительства эмоция творчества
14. Инстинкт смеха эмоция радости

Просмотрев данную классификацию, нетрудно заметить, что здесь в некото­
рых случаях инстинктом именуется то, что ни в коем случае не является таковым;

<< Пред. стр.

страница 15
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign