LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Психология установки 75

ологических особенностей, его взаимодействие со средой в корне меняется. В самом
деле, у животного в каждый данный момент имеется одна господствующая потреб­
ность; других, препятствующих ей, потребностей у него нет. Поэтому его взаимоот­
ношения с действительностью упорядочены этой одной потребностью, в основе его
поведения лежит импульс удовлетворения только этой потребности. Отсюда понят­
но, что в ситуации активной потребности у животного возникает установка на со­
вершенно определенные действия, которой ничто не мешает тотчас же реализовать­
ся в виде соответствующего поведения.
Однако допустим, что у живого существа имеются многообразные потребности.
Не только возможно, но и вполне естественно, что в некоторых случаях эти потреб­
ности могут основательно противоречить друг другу, и удовлетворение одной из них
может идти вразрез с другой. Например, наряду с обычными биологическими потреб­
ностями у человека имеются моральные и эстетические потребности. Эти потребности
нередко противоречат друг другу. И вполне возможно, что импульс актуальной биоло­
гической потребности побуждает нас к поведению, противоречащему нашим мораль­
ным потребностям: например, голодный человек легко мог бы удовлетворить свою
потребность, позволив себе украсть или силой присвоить еду своего товарища.
Однако предположим, что такое поведение совершенно не согласуется с его
моральной потребностью. Каково следствие подобного положения вещей? Конечно
же, голодный человек не подчинится импульсу присвоения чужой еды, отказавшись
в данной ситуации от попытки удовлетворения своей потребности. Иными словами,
на почве голода и данной ситуации, то есть возможности присвоения еды другого, у
субъекта возникает установка на определенное поведение — присвоение чужой пи­
щи. Но прежде чем эта установка реализуется в поведении, параллельно возникает
другая потребность — моральная, которая тормозит процесс реализации установки в
деятельности. Следовательно, поведение начинается не тотчас же, как только воз­
никнет отмеченная установка, то есть установка переходит в действие отнюдь не не­
посредственно. Нет! Установка субъекта находит свою реализацию иным образом.
Вместо того чтобы проявиться в деятельности субъекта, вызвать определенные пове­
денческие акты, она прокладывает путь в его сознание и там находит свою реализа­
цию. Вместо того чтобы обратиться к реальному акту присвоения чужой еды, субъект
пока удовольствуется представлением картины этого акта. Данная установка реализу­
ется не в самом поведении, а в воображении этого поведения, то есть в психическом
эквиваленте реального поведения.
Само собою разумеется, что не имей субъект способности воображения, будь
он лишен сознания, его установка должна была бы немедленно проявиться в виде по­
ведения, а импульс каждой актуальной потребности — тотчас же вызвать соответст­
вующую деятельность.
В результате усложнения и развития потребностей у человека сформировалось
довольно развитое сознание. А это позволяет субъекту реализовать установку, возник­
шую на основе ситуации актуальной потребности, в виде не реального, а вообража­
емого поведения и тем самым освободиться от рабства актуальной установки.
Но если это так, что же тогда определяет поведение субъекта? Правда, субъект
уже не подчиняется установке, возникшей на основе актуальной ситуации, зато кар­
тина соответствующего этой установке поведения возникает в его сознании! Данная
картина представляет собой осознание этого поведения; она показывает субъекту, на­
сколько приемлемо для него реальное осуществление данного поведения. В зависи­
мости от этого, то есть исходя из осознания значимости возможной деятельности,
у субъекта возникает установка на определенное поведение.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава третья
76

Следовательно, специфическая особенность человека, существенно отличаю­
щая его от животных, заключается в том, что ведущую роль в его жизни выполняет
сознание. Человек, в отличие от животных, не подчиняется установке, возникшей на
почве актуальной ситуации. Он заранее осознает свое поведение, обращаясь к тому
или иному акту лишь в зависимости от результата этого осознания. Одним словом,
установку животного создает ситуация актуального импульса, тогда как в основе ус­
тановки, определяющей поведение человека, лежит воображаемая ситуация.

4. Понятие установки в западной психологии
Понятие установки все чаще встречается в современной психологии. Особен­
но большую роль ей отводит немецкий психолог Марбе, согласно которому поведе­
ние человека, работа его психики полностью представляет собой функцию установ­
ки. С этим положением в принципе можно согласиться, но лишь в том случае, если
понятие установки будет определено правомерно. Однако толкование понятия уста­
новки западной психологией, и в частности Марбе, не может считаться удовлетво­
рительным. По Марбе, установка является целостным психофизическим состоянием
субъекта, либо врожденным, либо приобретенным в процессе его жизни под воз­
действием особо важных переживаний — так называемого «критического опыта».
Когда на человека воздействует объективная ситуация, она встречается с уже гото­
вой установкой, определяющей, как она будет переживаться. Установка — чисто
субъективное состояние, и как таковая является, конечно, чисто субъективным
фактором. То, что установка привносит в переживание, например в восприятие или
мышление, имеет лишь субъективную основу; она не способствует, а, напротив,
мешает отражению объективной реальности. Поэтому понятно, что обычно для вы­
явления действия установки ссылаются на факты ошибочных восприятий — так
называемые иллюзии.
Подобное субъективное понимание установки является совершенно непра­
вомерным и непригодным. Хотя установка и представляет собой субъективное со­
стояние, но это — совершенно особое субъективное состояние. Оно всегда возни­
кает под воздействием объективной реальности, непременно отражая ее в себе.
Установка, таким образом, — не чисто субъективное состояние, а перенос объек­
тивных обстоятельств в субъект; она, если можно так выразиться, является пере­
шедшим в субъект объективным обстоятельством. Поэтому понятно, что установка,
прежде всего, обусловливает не ошибочные переживания или иллюзии, а правиль­
ное переживание объективной реальности.
Для того, чтобы ясно представить это, нужно помнить, что установка является
не первичным, заведомо готовым состоянием субъекта, выработанным в иных усло­
виях и отныне постоянно ему сопутствующим и определяющим переживание новых
обстоятельств. Нет! Всякая новая ситуация, воздействующая на субъекта — носителя
определенной потребности, в первую очередь вызывает у него надлежащую уста­
новку, и все остальное, впоследствии происходящее с субъектом, — его пережива­
ния или поведение, основывается на данной установке. Первоначально субъект всту­
пает в контакт с действительностью и перестраивает ее отнюдь не в соответствии с
уже сложившейся, готовой установкой. Напротив, установка возникает у него под
воздействием самой этой действительности, создавая возможность соответствующих
переживаний и поведения.
Никто из западных психологов не считает установку таким первичным фак­
том. Поэтому от них остается скрытой вторая существенная сторона установки, а




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




77
Психология установки

именно то, что установка представляет собой модификацию живого существа в со­
ответствии с объективными обстоятельствами, их отражением в нем как в целом.
А для понятия установки именно это имеет особое значение, без этого данное по­
нятие не имело бы никакого принципиального значения для психологии.

5. Субъективный фактор установки
Для возникновения установки нужны не только объективные обстоятельства,
но, конечно же, и субъект, на который эти объективные обстоятельства воздействуют.
Исходя из этого, установка с необходимостью подразумевает два фактора — объектив­
ный и субъективный. Следует остановиться на обсуждении обоих этих факторов.
Для уяснения субъективного фактора основное значение имеет понятие по­
требности. Любое животное, а стало быть и человек, вступает во взаимоотношения
со средой непременно на основе какой-либо потребности. И весь смысл этих взаимо­
отношений заключается в том, что они должны позволить субъекту удовлетворить
имеющуюся потребность.
Поэтому понятно, что характер потребности всегда оказывает решающее вли­
яние на поведение. Среда как таковая никогда не дает субъекту никаких стимулов к
действию, если у него отсутствует потребность, которую можно было бы удовлетво­
рить в данных условиях среды. Среда превращается в ту или иную ситуацию нашего
действия только в зависимости от потребности, имеющейся у нас при установлении
с ней взаимоотношений.
Отсюда ясно, что без участия какой-либо определенной потребности, только
лишь в условиях воздействия среды, у человека не может возникнуть установка како­
го-либо поведения. Ниже мы увидим, что для возникновения какой-либо определен­
ной установки совершенно необходимо воздействие на нас объективной среды — вне
этого условия установка будет лишена определенности и конкретности. Но, с другой
стороны, на качественную определенность установки решающее влияние оказывает
и потребность.
Для уяснения этого положения достаточно привести простой пример. Скажем,
мы входим в комнату с горящим камином. Если нам холодно (то есть мы имеем по­
требность в тепле), то данная ситуация — камин, огонь — действует так, что вызы­
вает у нас установку приблизиться к камину и даже прибавить жару. Однако в том
случае, если у нас появится противоположная потребность, то есть если нам стало
жарко, захотелось прохлады — та же ситуация возбудит установку противоположного
действия, в частности, отойти подальше от камина и даже потушить огонь.
Таким образом, совершенно очевидно, что установка подразумевает и субъек­
тивный фактор, каковым следует признать потребность — в самом широком смысле
этого слова.

6. Объективный фактор установки
Когда живое существо испытывает какую-то потребность, то для ее удовлетво­
рения оно обращается к внешней среде. Примечательно, что в данном случае силы
организма приводятся в действие лишь ситуацией, содержащей условия удовлетворе­
ния данной потребности. При отсутствии подобной ситуации тенденция активности
живого существа продолжает оставаться в инактивном состоянии. Но как только та­
кая ситуация возникает, она тотчас же становится актуальной и активирует субъекта
к действию в определенном направлении.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




78 Глава третья

Что происходит в этом случае? Чем обусловлено то, что субъект сразу же начи­
нает активность? Несомненно, что здесь, с одной стороны, есть среда, содержащая
условия удовлетворения определенной потребности, а с другой стороны — субъект,
испытывающий соответствующую именно этой среде потребность. Одним словом,
происходит встреча потребности и соответствующей ей объективной ситуации. В ре­
зультате этого у субъекта возникает установка совершенно определенного поведения, со­
вершенно определенной активности, целью которой является удовлетворение именно
этой потребности.
Стало быть, для возникновения установки необходимо наличие объективной
ситуации, соответствующей потребности. Именно данную объективную ситуацию
и следует считать объективным фактором установки.
Таким образом, установка не возникает в случае наличия либо только состоя­
ния потребности, либо только объективной ситуации. Для того, чтобы появилась ус­
тановка, потребность должна встретиться с объективной ситуацией, содержащей ус­
ловия ее удовлетворения.
Курт Левин отметил один бесспорный факт, который в данном случае для нас
очень важен: когда у человека появляется какая-либо потребность, то предметы и яв­
ления, соответствующие этой потребности, обретают определенную силу, принуждая
его к действию в определенном направлении, побуждая к определенному поведению:
голодного человека хлеб побуждает к еде, уставшего постель влечет к отдыху. Однако
эта принудительная, побуждающая сила предметов (Aufforderungscharakter) тотчас же
исчезает, как только удовлетворяется соответствующая потребность. Это правильное
наблюдение Левина, которое очень легко можно проверить и подтвердить, становится
понятным лишь в том случае, если отказаться от подразумеваемой Левиным теории
непосредственности и иметь в виду понятие установки. Как мы уже убедились, у
субъекта — носителя потребности при встрече с соответствующим предметом и яв­
лением, соответствующей ситуацией возникает установка совершенно определенного
действия. Это и есть та установка, что находит свое психологическое выражение в опи­
санном Левиным факте: у голодного человека при виде хлеба возникает установка ов­
ладеть им и съесть, поэтому он и переживается носителем некой притягательной силы.


7. Ошибочное применение понятия установки
В качестве примера ошибочного применения понятия установки рассмотрим одно
достаточно известное наблюдение, в котором обычно предполагают действие установ­
ки, и посмотрим, насколько правомерно говорить в данном случае об установке.
Психолог Родосавлевич приводит следующее интересное наблюдение: один его
испытуемый повторял материал для запоминания, не зная при этом, что он должен
его запомнить. После 46-ти повторений экспериментатор спросил испытуемого, мо­
жет ли он повторить этот материал наизусть. «Как, разве я должен был выучить его
наизусть?» — удивленно спросил испытуемый. После этого ему оказалось достаточно
всего шести повторений для заучивания всего материала наизусть. В первом случае,
несмотря на 46 повторений, испытуемый почти ничего не помнил, тогда как во вто­
ром случае весь материал был заучен наизусть после шести повторений.
Как может быть объяснен этот удивительный факт? Распространенный ответ
гласит: в первом случае у испытуемого не было установки на запоминание, во вто­
ром случае она имелась — именно это и следует считать существенным условием за­
поминания. Значит, подразумевается, что намерение запоминания и установка запо­
минания — одно и то же.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




79
Психология установки

Но было бы, наверное, правильнее проанализировать это наблюдение следую­
щим образом: сообщение о том, что материал следует заучить наизусть, вызывает у
испытуемого не установку на запоминание, а потребность запомнить: он не знал
предложенный материал наизусть, и у него должна была возникнуть тенденция вос­
полнить этот «пробел». Но коль скоро это так, тогда бесспорно, что мы имеем дело
пока что не с установкой, а лишь с субъективным фактором последней — потребно­
стью. Когда же после этого перед субъектом, имеющим данную потребность, появля­
ется материал для запоминания, этот последний как объективный фактор вызывает
в нем специфическое изменение, определенную установку, и легкость запоминания
предъявленного материала происходит на этой основе.
Следовательно, ошибочно думать, что намерение запомнить представляет со­
бой установку на запоминание: оно — только один из факторов, к которому должен
добавиться второй для того, чтобы у субъекта действительно возникла настоящая
установка.
Поэтому следует иметь в виду, что в общем неверно говорить об установке
там, где имеется только потребность, какой бы она ни была — биологической или
социальной.




Фиксированная установка
1. Понятие фиксированной установки
Исходя из всего того, что было сказано выше об установке, понятно, что дан­
ное понятие безусловно должно иметь основное значение в психологии. Мы знаем,
что в процессе взаимодействия со средой у человека или любого живого существа в
первую очередь возникает установка. Это означает, что в этом взаимодействии преж­
де всего происходит изменение субъекта как единого целого, причем это изменение
соответствует объективной ситуации. Что же касается его переживаний и действий, то
все это, будучи переживаниями и действиями таким образом измененного, имеюще­
го такую установку субъекта, может быть только вторичными, возникшими непосред­
ственно на фоне этой установки явлениями.
Понятно, что действие установки в нормальных условиях совершенно не бро­
сается в глаза; более того, оно вообще протекает незаметно, поскольку лежит в ос­
нове нормального, целесообразного протекания жизни.
Однако бывают случаи, когда положение меняется, и установка становится
источником ошибки и нецелесообразного поведения. В таком случае мы, разумеется,
уже обращаем на нее особое внимание; когда в психологической литературе говорят
об установке, то чаще всего, если не всегда, подразумевают именно такие случаи
действия установки. Это, конечно, неправильно. В данном случае имеем дело лишь с
одной, частной формой установки, которая, правда, играет большую роль в нашей
жизни, но никоим образом не исчерпывает весь объем данного понятия. Какова же
эта форма установки?
Допустим, что в условиях определенной ситуации у меня возникла некая уста­
новка, выполнившая свою роль, дав поведению соответствующее направление. Но
что с ней происходит после этого? Исчезает ли она совершенно бесследно, будто
никогда и не существовала, или как-то все же продолжает существовать, сохраняя
способность вновь воздействовать на поведение? Коль скоро установка является мо-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Глава третья
80

дификацией субъекта как единого целого, то очевидно, что после исполнения своей
роли она должна тотчас же уступить свое место другой установке, то есть должна
исчезнуть. Но это не означает, что она должна прекратить свое существование окон­
чательно и полностью. Наоборот, когда субъект попадает в ту же ситуацию, соответ­
ствующая установка у него должна возникнуть гораздо легче, чем если бы он нахо­
дился в условиях совершенно новой ситуации, требующей создания принципиально
новой установки. С уверенностью можно сказать, что однажды созданная установка
не теряется, она сохраняется у субъекта в виде готовности к повторной актуализации
в случае повторения соответствующих условий.
Разумеется, готовность не всегда бывает одинаковой. Она, безусловно, зависит
от прочности установки, сохранившейся у субъекта в виде этой готовности. Но от
чего зависит сама эта прочность? Бесспорно одно: чем чаще возникает одна и та же
установка, тем прочнее она становится, приобретая все большую степень готовности
к актуализации. Прочность установки определяется повторением.
Помимо этого бывают случаи, когда то или иное событие, та или иная ситуа­
ция производит на субъекта особенно сильное впечатление. В этом случае у субъекта
возникает чрезвычайно прочная установка, характеризующаяся особенно сильной го­
товностью к актуализации. После этого достаточно воздействия пусть даже всего лишь
схожего явления или ситуации, чтобы у субъекта тотчас же проявилась та же уста­
новка, организующая его соответствующее поведение. Следовательно, в этом случае
субъекту не удается адекватно отразить ситуацию: вместо соответствующей установ­
ки он воспринимает данную ситуацию на основе прежней установки и, конечно,
становится жертвой иллюзии.
Таким образом, вследствие частого повторения или большого личностного веса
определенная установка может стать настолько легко возбудимой, настолько привыч­
ной, что легко актуализируется даже в случае воздействия несоответствующего раз­
дражителя, препятствуя тем самым проявлению адекватной установки. Такую уста­
новку можно назвать фиксированной установкой.

2. ИЛЛЮЗИИ фиксированной установки
Создать фиксированную установку очень легко, поскольку она возникает
и в результате повторения. Это обстоятельство позволяет обратиться к эксперименталь­
ному пути изучения этой формы установки.
Испытуемому многократно (10—15 раз) дают в руки для сравнения два пред­
мета, отличающиеся друг от друга только по объему: в правую руку — маленький, а
в левую — большой. В случае, когда испытуемый в данном опыте участвует серьезно,
у него под воздействием нашей инструкции возникает некая потребность выполне­
ния поставленной задачи (субъективный фактор установки). Предъявленные предметы
(объективный фактор) действуют на имеющего эту потребность субъекта, вызывая
специфический эффект (установку), на основе которого происходит правильная оцен­
ка соотношения объемов этих предметов. Следовательно, после каждого предъяв­
ления у испытуемого возникает некая установка («налево — большой, направо —
маленький»). В результате многократного повторения эта установка становится на­
столько привычной, что в каждом последующем опыте она актуализируется еще до
того, как предъявляемые объекты успеют оказать надлежащее воздействие. После это­
го испытуемому дают в руки для сравнения предметы не с различным, а с равным
объемом (критический опыт). Что происходит в этом случае? Если в опытах, направ­
ленных на создание определенной установки, использовались предметы, не очень




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




81
Психология установки

отличающиеся по объему, то тогда в силе остается привычная установка, и оценка
равных объектов происходит на ее основе: испытуемому кажется, что правый объект
меньше, чем левый. Но если в установочных опытах используются заметно отли­
чающиеся по объему объекты, то в критическом опыте при предъявлении равных
объектов старая установка, вследствие грубого несоответствия объективному факто­
ру, проявиться не сможет, и ее место должно занять новая установка. Опыты доказы­
вают, что все именно так и происходит.
Интересно, что новая установка, появившаяся на месте старой установки,
соответствует не равным объектам, а противоположна установке, созданной в уста­
новочных опытах, — «направо — большой, налево — маленький»: в отличие от соз­
данной установки («налево — большой, направо — маленький»), испытуемому ка­
жется, что правый шар больше левого, хотя на самом деле они равны.
Таким образом, не подлежит сомнению, что установка, выработанная и за­
крепленная в установочных опытах, играет определенную роль в обоих случаях:
оценка равных объектов происходит на ее основе, и вместо правильного восприя­
тия в обоих случаях возникает так называемая иллюзия.
Однако между этими двумя случаями все же есть определенная разница: в пер­
вом случае (то есть тогда, когда соотношение объемов предъявленных в критическом
опыте объектов не очень отличается от соотношения объема объектов, использован­
ных в установочных опытах) иллюзия чаще всего соответствует фиксированной уста­
новке (ассимилятивная иллюзия), а во втором случае, то есть в случае грубого несо­
ответствия соотношения объемов объектов в установочных и критических опытах,
иллюзия обычно противоположна старой установке {контрастная иллюзия).
Таким образом, установку субъекта нетрудно превратить в фиксированную,
получив в результате иллюзорное восприятие.

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign