LINEBURG


страница 1
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Д.Н. УЗНАДЗЕ



ОБЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Ответственный редактор И. В. Имедадзе




Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск
Киев • Харьков • Минск
2004




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




ББК 88.3я73
УДК 159.9(075.8)
У34




Серия «Живая классика»
Перевод с грузинского Е. Ш. Чомахидзе




Данное издание выпущено в рамках проекта «Восток—Восток»
при поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия
и института «Открытое общество» — Будапешт




ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВСЕЙ КНИГИ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕЕ ЧАСТИ
БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ИЗДАТЕЛЬСТВА ВОСПРЕЩАЕТСЯ.
ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ НАРУШЕНИЯ БУДУТ ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ.




Узнадзе Д. Н.
У34 Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред.
И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. —
(Серия «Живая классика»).
ISBN 5-469-00020-6
Фундаментальный учебник, принадлежащий одному из классиков психологии
XX века и ранее не переводившийся на русский язык.
Психологам, историкам науки.

ББК 88.3я73
УДК 159.9(075.8)




ISBN 5-89357-121-5 © Издательство «Смысл», 2004
ISBN 5-469-00020-6




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Научное творчество Узнадзе
и проблемы общей психологии
Предисловие научного редактора




Научное наследие Дмитрия Николаевича Узнадзе в целом довольно плохо зна­
комо русской научной общественности. Это более чем странно, учитывая то обстоя­
тельство, что он был признанным классиком «советской психологии». Исследования
Узнадзе и его школы всегда привлекали особое внимание, а оригинальная общепси­
хологическая концепция установки служила предметом многочисленных обсуждений
и дискуссий. В конечном счете, ей была дана самая высокая оценка — как масштаб­
ной теоретической системе, в которой наиболее плодотворно разработана категория
бессознательного, более того, она рассматривалась даже как «советская альтернатива
психоанализу». Все это, однако, происходило в условиях, когда многие значительные
произведения автора были не переведены на русский язык и не изданы. Разумных
оснований для существования подобного положения вещей вроде бы не было, одна­
ко оно оставалось неизменным вплоть до конца советской эпохи.
Мы не будем здесь анализировать субъективные и объективные предпосылки
указанного парадокса, хотя с исторической точки зрения это было бы небезынте­
ресно. Главное другое — по-видимому, нынче они в основном устранены. Русская
научная общественность получила, наконец, возможность в полной мере ознако­
миться с творчеством автора, интерес к которому существовал всегда и, думается,
остается и поныне.
Предлагаемая книга отчасти будет способствовать удовлетворению этого инте­
реса. Однако прежде чем коснуться непосредственно данной работы, имеет смысл в
самых общих чертах охарактеризовать наиболее важные направления научного твор­
чества Узнадзе с тем, чтобы еще раз напомнить, как мало оно знакомо русскому
читателю и сколь много еще предстоит сделать для исправления положения.
Богатое научное наследие Узнадзе включает в себя произведения по филосо­
фии, педагогике, истории, эстетике и психологии. Причем, вплотную исследовани­
ем психологической проблематики Узнадзе занялся лишь после 1918 года, переехав в
Тбилиси, где в только что открывшемся университете начал организовывать первую
в Грузии кафедру и лабораторию психологии. До этого он в Кутаиси занимался тео­
ретической и практической работой в области педагогики, писал учебники по исто­
рии, а также исследования по эстетике и литературной критике, и особенно по фи­
лософии.
Узнадзе по праву считается одним из основателей грузинской философской
школы. Его работы в этой области включают в себя монографии по истории филосо-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




Предисловие научного редактора
4

фии — это произведения, посвященные анализу философских систем Вл. Соловьева
(написано еще в Германии) и Бергсона (1920), а также целый ряд оригинальных
исследований различных философских проблем: «Индивидуальность и ее генезис»
(1910), «Философские беседы: смерть» (1911), «Философия войны» (1914), «Смысл
жизни» (1915), «Смысл жизни и воспитание» (1916). Эти работы, написанные в духе
философии жизни и экзистенциального сознания, по сей день не утратили ни своей
актуальности, ни научной значимости. В двадцатые годы Узнадзе прекращает свои
философские искания, несомненно, ввиду явной нестыковки его представлений с
позицией официальной идеологической доктрины. К сожалению, русский читатель
совершенно незнаком с этой частью творчества Узнадзе.
Значительно лучше, в этом смысле, обстоит дело с разработками Узнадзе
в сфере педагогики и граничащими с нею областями психологии, главным обра­
зом, благодаря вышедшей в серии «Онтология гуманной педагогики» книге «Узнад­
зе» (2000). В нее вошли ряд произведений автора разного периода. Их тематика весь­
ма разнообразна и, в целом, отражает круг интересов Узнадзе в этой области. Хотя
несомненно и то, что множество значительных работ еще ожидают своего перевода
и публикации. В первую очередь, это касается монографий «Педология» (1933) и, в
особенности, «Психология ребенка» (1947).
Нужно отметить, что Узнадзе выполнил большое количество исследований
в этой сфере (более пятидесяти работ), фактически разработав целостную систему
взглядов, охватывающую важнейшие вопросы как педагогики, так и возрастной и пе­
дагогической психологии (Узнадзе четко размежевывал эти дисциплины, хотя и на­
стаивал на психологическом обосновании педагогической системы). Педагогическая
концепция Узнадзе построена на единой методологической основе, включающей точ­
ное определение всех основных педагогических понятий. Такой единой философско-
психологической основой стала идея целостной и активной личности как объекта
воспитания — идея, которая впоследствии вылилась в широко известную психологи­
ческую теорию установки. В собственно педагогических исследованиях автора разрабо­
таны вопросы, связанные с сущностью, целями и задачами воспитания как предмета
педагогики, ролью школы, в частности учителя, и семьи в этом процессе, различия­
ми между теоретической и практической педагогикой и реализацией главных дидакти­
ческих принципов при организации последней, и многое другое.
В исследованиях по возрастной и педагогической психологии поставлены
и оригинально решены вопросы: возрастной периодизации («теория возрастной сре­
ды»), соотношения между врожденным и приобретенным («теории коинцинден¬
ции»), соотношения обучения и развития, сущности игровой деятельности («тео­
рия функциональной тенденции»), сущности учебной деятельности (как переходной
формы между т.н. экстрогенными и интрогенными формами поведения), развития
интересов (в том числе, познавательных), развития технического мышления, нача­
ла школьного возраста и готовности к школе и др.
Разумеется, в небольшом сборнике невозможно было полноценно осветить,
как решались Узнадзе все указанные вопросы. Существенным образом позволяет обо­
гатить представление об этом ознакомление с работами из цикла экспериментальных
исследований двадцатых годов, посвященных некоторым аспектам онтогенеза мыш­
ления (группирование и формирование понятий), которые впервые были напечата­
ны в немецких журналах и принесли их автору европейскую известность. Они пред­
ставлены в книге «Психологические исследования» (1966).
Творчество Узнадзе в сфере психологии отличается многообразием тем и обла­
стей. Кроме вопросов возрастной и педагогической психологии, он занимался также




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




5
Научное творчество Узнадзе

актуальными теоретическими и практическими вопросами психотехники. До того,
как начался разгром психотехники в Советском Союзе, им было выполнено до деся­
ти работ в этой области.
Однако основной интерес автора был сосредоточен в области общей психоло­
гии. Некоторые важные общепсихологические произведения вошли в упомянутую
выше книгу, до последнего времени остававшуюся единственной изданной в России
и отражавшей психологическое творчество Узнадзе. Ее второе, несколько сокращен­
ное издание, осуществилось в 1997 году под названием «Теория установки». Но в нее
не попали многие значительные и даже этапные произведения автора, в частности
статья «Petites perceptions Лейбница и их место в психологии» (1919), впервые высве­
тившая интерес автора к проблеме бессознательного и ставшая центральной в его
исследованиях; «Impersonalia», где Узнадзе, анализируя интересный языковой фе­
номен, впервые обращается к некой биосферной реальности, ставшей прототипом
установки. Биосферная точка зрения основательно была разработана уже в первой
монографии Узнадзе по «Общей психологии» — «Основы экспериментальной психо­
логии. Принципиальные основы и психология ощущений» (1925). Как явствует из
названия, в ней подробно рассмотрены методологические, теоретические и методи­
ческие вопросы «Общей психологии», дан основательный критический анализ состо­
яния психологической науки на то время, а также изложен обширный материал по
психологии ощущений. Далее, из непереведенных произведений Узнадзе необходимо
отметить книгу «Сон и сновидения» (1936). Несмотря на свой сравнительно неболь­
шой размер, она изобилует новаторскими идеями в связи с интерпретацией «комп­
лексов» и других понятий психоанализа с позиций теории установки. В ней представ­
лена по существу новая концепция сновидений, начата разработка представлений о
«функциональной тенденции», появляется идея об «объективации» и т.д. Завершен­
ный вид концепция объективации приобрела в этапной статье «Проблема объектива­
ции» (1948). Наконец, в данном контексте следует упомянуть работу «К проблеме
сущности внимания» (1947), весьма своеобразно освещающую природу внимания. Все
эти работы выполнены на грузинском языке.
Что касается главного дела жизни Дмитрия Николаевича — его общепсихоло­
гической концепции установки, то теоретическую работу по созданию новой психо­
логической системы Узнадзе начал с двадцатых годов прошлого века и уже через
несколько лет в упомянутой книге «Основы экспериментальной психологии» пред­
ставил как бы первый (биосферный) вариант концепции. В дальнейшем исследова­
ния продолжались как в направлении развития и совершенствования самой теории,
так и ее экспериментального обоснования. В конце тридцатых—начале сороковых го­
дов Узнадзе написал несколько работ, обобщающих теоретические идеи и эмпири­
ческие данные психологии установки уже следующего этапа ее развития. Это основа­
тельные статьи: «К психологии установки» (1938), «Исследования по психологии
установки» (1939), глава «Психология установки» в книге «Общая психология»
(1940) и «Основные положения теории установки» (1941).
Лишь недавно российский читатель смог познакомиться с последней из них.
В сокращенном виде она вошла в отмеченный выше сборник педагогических работ
Узнадзе. Между тем, эти работы не только позволяют проследить исторический путь
развития психологии установки, но и понять смысл теоретических ходов в связи с
постановкой самой проблемы установки, трактовавшейся по-разному в зависимости
от методологических задач, поставленных автором. Вначале установка рассматрива­
лась в свете психофизической проблемы, далее в контексте так называемого «посту­
лата непосредственности» и в противовес бессубъектной психологии. В «Общей пси-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




6 Предисловие научного редактора

хологии» акцент делается на методологической проблеме целесообразности поведе­
ния — установка выступает в качестве психологического механизма этой целесооб­
разности.
В сороковые годы Узнадзе внес целый ряд уточнений и дополнений в свою
теоретическую систему. В 1950 году он скоропостижно скончался, но успел создать
две значительные работы, подводящие итог последнего периода его творчества. Обе
были написаны на русском языке и предназначались для всех специалистов страны.
Первая, наиболее крупная и известная — «Экспериментальные основы психологии
установки» — была издана на русском языке трижды: в 1961 году в Тбилиси в книге
под тем же названием, а затем в 1966 и 2000 годах в Москве в уже отмеченных сбор­
никах. Вторая работа — «Основные положения теории установки» — увидела свет
лишь однажды, в той же книге 1961 года, тираж которой составил всего 1000 эк­
земпляров. Поэтому, по прошествии более сорока лет со времени ее издания, она
вряд ли может считаться доступной русским читателям, интересующимся теорией
установки. Между тем, она содержит ряд важных положений, развивающих теорию в
направлении углубления анализа специфики именно человеческой психики. Тем са­
мым, Узнадзе указал вектор последующего развития теории установки, в направле­
нии которого оно и шло в созданной им психологической школе. Таково вкратце
положение дел на сегодня.
Обратимся теперь непосредственно к представляемой книге «Общая психоло­
гия». Неизвестно, как долго шла работа над ней, но очевидно, что Узнадзе приходи­
лось форсировать ее, поскольку дело подготовки психологических кадров (да и в це­
лом специалистов-гуманитариев), которым он руководил, настоятельно нуждалось в
грузинском учебнике по психологии. Книга вышла в 1940 году, то есть фактически
на промежуточном этапе развития теории установки. Появись она позже, наверняка,
имела бы несколько иной вид в свете последующей разработки теории установки,
являющейся стержнем всего учебника. Не в последнюю очередь, имея в виду задачу
формирования своей психологической школы, автор предпринял попытку создания
учебного пособия, полностью построенного на оригинальной психологической кон­
цепции. Данная книга представляет интерес, прежде всего, с этой точки зрения, ибо
таких учебников в психологии немного.
Итак, замысел автора состоял в построении здания «Общей психологии» на
фундаменте общепсихологической теории установки. Это ясно просматривается уже
в самой структуре и композиции учебника. Последовательность глав в нем чуть ли не
противоположна принятой в учебниках того времени. В них обычно в начале рассмат­
ривались познавательные психические процессы, далее эмоциональные и волевые
процессы и, наконец, вопросы, связанные с личностью и ее деятельностью. В пред­
ставляемом учебнике изложение материала по отдельным психическим процессам
предваряет глава по психологии установки, попросту отсутствующая в традиционных
учебниках; затем следуют главы, посвященные психологии эмоций, далее поведению
и воле и лишь после этого — познавательным процессам: ощущению, восприятию,
памяти, мышлению, вниманию, воображению.
Данная структура, конечно, не случайна, а логически вытекает из основопо­
лагающего тезиса теории установки, согласно которому внешние и внутренние фак­
торы не непосредственно вызывают поведение и, следовательно, соответствующие
психические процессы, а опосредованно — через установку; вначале возникает уста­
новка как модификация, настройка целостного субъекта, выраженная в готовности
его психофизических функций к выполнению определенной активности, после чего
на ее основе реализуется конкретное поведение. Таковым по теории установки явля-




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru || Icq# 75088656




7
Научное творчество Узнадзе

ется общий механизм работы психики; поэтому в книге в начале рассматриваются
закономерности установки, а после — закономерности поведения и включенных
в него психических процессов.
Отмеченный принцип непосредственности и его критика изложены в после­
дней части первой главы — «Введение в психологию». Именно здесь проявляется
своеобразие и оригинальность методологического подхода Узнадзе к основаниям
психологии. Автор показывает, что слепое следование принципу, или постулату, не­
посредственности (внешняя действительность непосредственно и сразу воздействует
на сознание, равно как явления сознания воздействуют друг на друга), характерно
не только для всей классической психологии, но и для современных ему теоре­
тических систем, таких как бихевиоризм, гештальтпсихология, персонология. Это
обстоятельство и служит основным источником их ошибочности. Отказ от этого
догматического постулата и признание опосредованного характера психики (созна­
ния, деятельности) является обязательным условием построения новой, истинной
психологии.
Между прочим, подобная постановка вопроса — необходимость преодоления
«рокового» для предшествующей психологии постулата, или так называемая «задача
1
Узнадзе» , — была признана основополагающей и при построении других новых тео­
2
ретических систем, в частности теории деятельности .
Однако постановка этой задачи лишь полдела. Главное — найти ее правильное
решение, то есть показать, что же в действительности должно выступать в качестве
реального опосредующего звена. Согласно Узнадзе, именно это призвано сделать по­
нятие установки.
В третьей главе Узнадзе обращается к теоретическому обоснованию указанно­
го понятия и к экспериментальным данным, которые были получены им совместно
с сотрудниками и характеризовали основные свойства установки. Эти данные дос­
таточно хорошо известны. Что касается теоретической презентации понятия ус­
тановки, в данной главе автор расставляет несколько иные акценты, чем в пре­
дыдущих работах. Рассуждение тут разворачивается, главным образом, вокруг
проблемы целесообразности поведения. Опосредующим звеном опять-таки выступа­
ет субъект, модусом существования которого является его целостное состояние —
установка. Однако в данном контексте она выступает в качестве механизма, обеспе­
чивающего целесообразность поведения. Возникнув на базе главных факторов по­
ведения (потребность, ситуация) и интегрировав в себе их характеристики, уста­
новка предстает тем психологическим механизмом, который управляет поведением
и, следовательно, составляющими его функциями и процессами, опосредствуя, в
конечном счете, воздействие среды на психику и межпсихические взаимодействия.
В отличие от механицизма и витализма, Узнадзе предлагает трехчленную схему: сре­
да — субъект (установка) — поведение. Учитывая это, а также то, что в работах
Узнадзе термин «поведение» выступает в качестве синонима деятельности, ознаком­
ление с данным текстом позволит, возможно, лучше прояснить позицию школы
установки в отношении постановки и решения проблемы опосредствования вообще
и, в частности, отношения между установкой и деятельностью.
Рассмотрев общий установочный механизм целесообразности поведения, ав­
тор приступает к анализу частных случаев его функционирования в различных ти-

1
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
2
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 80.




Узнадзе Д. Н.=Общая психология. — 413 с: ил. — (Серия «Живая классика»). - 2004 г.

страница 1
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign