LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 13
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8. Познание нового.
1. Уборка.
2. Семья.
3. Друзья.
4. Работа.
5. Религия.
6. Вечеринки.
7. Секс.
8. Покупки.
Список жены

Мои ценности
Ценности мужа
1. Хорошее здоровье.
2. Счастье.
3. Семья.
4. Секс.
5. Друзья.
6. Учеба.
7. Работа.
8. Спорт.
9. Религия.
1. Работа.
2. Деньги.
3. Спорт.
4. Быть любимым.
5. Семья.
6. Путешествия.
7. Секс.
8. Еда.
9. Друзья.


9. «Экокарта» — метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.
Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.
Цель методики — схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.
«Экокарта» представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые существуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.
Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся размера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, административными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.
Полученная информация заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники данной семьи.
Участие семьи в составлении «экокарты» стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, актуально для так называемых «закрытых семей», которые варятся в собственном соку и не могут использовать имеющиеся у них ресурсы для улучшения положения.
«Экокарта» особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В «экокарте» указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейном контексте.
Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопоставления одних групп другими. Заполнение «экокарты» дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям, которые имеют к ней отношение, получения дополнительной информации и эмоциональной поддержки. Для заполнения «экокарты» клиент вынужден обращаться к тем людям. которые могут оказать ему реальную психологическую поддержку, что способствует повышению эмоционального комфорта как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.
10. «Соломенная башня» — это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.
Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.
Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.
При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя так же, как и в обычной жизни.
Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.
Для построения «соломенной башни» необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10—15 мин».
Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8—15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяснять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса.
Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.
Примером парадоксальной интервенции может служить разрешение 5-летнему малышу руководить конструированием или строительством башни, что помогает родителям увидеть, в какой мере они дают своему ребенку возможность поступать так, как он хочет.
После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства. интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. После этого можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.
11. «Семейное пространство». Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Дети в это время слушают и смотрят на работу родителей. Если родители несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, их просят нарисовать план того дома, который им наиболее запомнился.
Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:
Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в этой комнате.
Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи?
Когда члены вашей семьи заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?
Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
Попытайтесь, как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.
Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет?
Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.
Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи.

Варианты использования данной методики

Психолог может попросить отца и мать нарисовать план их родительских домов, а дети в это время наблюдают за ними.
В качестве другого варианта можно предложить детям нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей.
Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.
Вопросы психолога направлены на выявление воспоминаний, связанных с существующими в данной семье правилами и их источниками в родительских семьях.
Кроме того, воспоминания изучаются на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.
Данная методика направлена на выявление материала, связана с ролевым поведением в родительских семьях супругов, выявлением скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей семейно-коррекционного процесса.
Использование первого варианта (когда родители выполняют упражнение, а дети наблюдают за ними) позволяет провести границы между поколениями в семье и границы между различными семейными субсистемами. Такого рода деятельность подтверждает уникальное место родителей в семейной системе, когда детям отводится роль обучающихся. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи, способствует развитию эмпатии и взаимовыручки между ее членами. Кроме того, волнующие супругов в настоящий момент проблемы, их конфликты могут быть освещены через обращение к материалам семейной истории.
Во втором варианте применения методики (дети рисуют план дома, а родители наблюдают за ними) психолог выделяет и поддерживает детскую субсистему уникальных точек зрения и чувств детей по отношению к внутрисемейному взаимодействию.
Когда методика используется в ее третьем варианте (вся семья рисует план дома), психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант методики при работе с семьями, в которых размыты границы между субсистемами, а также границы между семьей и внешним миром. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет в какой-то мере прояснить внутрисемейные границы.
Методика «семейное пространство» может использоваться в семейно-групповой психокоррекции в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы внимание фокусируется на актуальных семейных конфликтах или же на истории семьи. Методика неприменима в работе с маленькими детьми.
12. «Супружеская конференция» и «Семейный совет». Методики представляют собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Это метод, созданный для улучшения внутрисемейных взаимоотношений и повышения их интенсивности.
Выделяют четыре причины, по которым следует проводить «семейный совет»:
1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.
2. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье.
3. Для обучения членов семьи (как детей, так и взрослых) демократическим приемам разрешения конфликтов.
4. Для поддержания гармонии и мира в семье. Психолог назначает клиентам конференцию или совет в качестве домашнего задания, впоследствии они могут стать ритуалами данной семьи. Консультанты супружеских пар и семей применяют эту методику для развития и обогащения жизненного опыта членов семьи, как эффективное психокоррекционное средство.
Если психолог приходит к выводу, что необходимо улучшить общение между супругами, то он предлагает им обдумать возможность регулярных встреч между ним и членами семьи. При этом время, место и частота встреч особо оговариваются. Время, отведенное для конференции, супруги должны полностью посвятить друг другу, исключив какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги выбирают удобное для обоих время, когда они могут общаться друг с другом и быть при этом в хорошей физической и психической форме, а также соглашаются следовать правилам, список которых вручается психологом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи.




Список правил

1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте в период между предыдущей и последующей встречами. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне. Необходимо проводить как минимум одну подобную встречу в неделю.
2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (примерно полчаса) или по своему усмотрению молчит. Можно рассказывать что угодно: о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях и т.д. Другой партнер должен очень внимательно слушать, ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад-вперед по комнате и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается.
3. Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается как имеющая право на существование и на данном этапе никак не атакуется, не критикуется и не обсуждается.
4. После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает.
5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение 3 мин должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его собственная, имеет право на существование, а также то. что он воспринял ее адекватно.
6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время.
7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи.
8. В начале следующей встречи супружеская пара рассказывает о том, что произошло в промежуток между встречами. Психолог, используя материалы встречи, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет задание.
Данная методика не направлена на принятие решения. Ее задача — сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними, ослабить борьбу за власть и тем самым дать возможность для внутрисемейного решения проблем.
Проведение «семейного совета» представляет собой расширенный вариант методики «семейная конференция».
Психолог описывает правила проведения семейного совета:
1. Необходимо определить время и место встречи так, чтобы ни что ни могло ей помешать.
2. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем, насильно понуждать к этому. Вместе с тем тот, кто не участвовал в семейном совете, должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты. Необходимо добиваться, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече.
3. Решения, принятые на совете, не могут быть в одностороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же такой инцидент происходит, он должен обсуждаться на последующих встречах.
4. Каждый член семьи может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, в самое удобное для всех членов семьи место. например на холодильник, на обеденный стол и т.д. Для того чтобы как только кому-то в голову придет соответствующая идея, ее сразу можно было зафиксировать.
5. Список вопросов может включать все, что связано с благополучием детей, семейными прогулками, все, что имеет отношение к семье как к целому.
6. Все должны участвовать в выполнении принятых решений и на словах, и на деле.
7. Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и рассмотрено.
8. Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей. Поэтому запрещается обсуждать личности и их поведение, а обсуждается только проблема и способы ее решения.
Семью необходимо предупредить о том, что встреча не будет успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научится использовать совет семьи как эффективное средство решения своих собственных проблем. На следующих занятиях семья делится с психологом опытом проведения совета и затем обсуждает его. Данная методика помогает семье научиться приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке.
13. «Родительский семинар». А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.
Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.
Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Как специфический коррекционный метод «родительский семинар» состоит из следующих специальных приемов:
> Лекция.
> Групповая дискуссия.
> Библиотерапия.
> Анонимные трудные ситуации.
Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Лекционные темы подбираются применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара.

Возможные темы лекций:

> Законы супружеской гармонии.
> Что такое естественность в воспитании детей.
> Что такое семейный кризис и критический период развития ребенка.
> Может ли наказание ребенка быть творческим и т.д. Главным в изложении указанных тем является простота, жизненная убедительность излагаемых фактов, вера говорящего в то, что он излагает.
Групповая дискуссия. А.С. Спиваковская считает, что во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев.
Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по темам, предложенным самими родителями.
Цели дискуссии состоят в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.
Главные задачи групповой дискуссии в данной методике — повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых проблем.
Библеотерапия. Родителям предлагается специально подобранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Родители должны самостоятельно найти и прочитать данные книги, а во время встреч обсудить содержание прочитанных книг, излагая собственную точку зрения на имеющиеся в них проблемы.
Анонимные трудные ситуации. Этот прием направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Используется он для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами.
Содержание приема состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай, знакомый ему из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы не приводят к успеху. Психолог воспроизводит ситуации, которые важны для участников семинара.
Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт собственного убеждения, ценностей и ориентира воспитания. В дальнейшем происходит обобщение и анализ предложенной ситуации.
Проведение подобного семинара вооружает родителей новой информацией, придает им уверенность в собственных силах, расширяет творческий потенциал семьи, содействует расширению самопознания личности.
14. «Честная борьба». Нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи, вследствие чего они часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Для оптимизации семейных отношений супругам необходимо иметь способы нетравматической канализации агрессии. Разработанная Г. Бахом и П. Уигеном методика «честной борьбы» предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.

Правила «честной борьбы»

Высказывания должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь».
Участники должны воздерживаться от обобщений типа «ты никогда не слушаешь».
Участники должны воздерживаться от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефекта речи и др.
Необходимо воздерживаться от критики родственников: «ты такая же глупая, как и твоя мать», «ты такой же рохля, как и твой отец».
В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком.
Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций используются:
поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары;
флажки зеленого и красного цветов, с помощью которых партнеру по общению посылаются сигналы о продолжении или прекращении общения;
совместное «выколачивание ковра» — парный прием, во время выполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра. Во время выполнения приема фиксируется, кто из супругов является лидером; кто и сколько наносит ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый супруг.
Методика «честная борьба» представляет собой конструктивный спор, который проводится по определенным правилам.

Правила проведения конструктивного спора

1. Предварительная подготовка супругов. Методика может использоваться супругами для преодоления своих разногласий только после прохождения специальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8—12 человек. Супругам необходимо посетить не менее 6—8 занятий продолжительностью 2 ч каждая. В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли и (после того как они идентифицировались с ними) начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распределения обязанностей в семье, доминирования—подчинения и др.
2. Правило «места и времени». Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидетелей (детей, родственников, друзей, близких и т.д.). На день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора непредсказуемы и «конструктивный спор» может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.
3. Следование за конфликтом. Это правило говорит о том, что конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.
4. «Оповещение партнера». Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.
5. Конструктивный выход. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стремление «наказать» партнера.
Выделяют три фазы конструктивного спора, каждая из которых имеет свои правила:
1. Вводная фаза — правило: «Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора».
2. Средняя фаза — правило: «Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй».
3. Финальная фаза — правило: «Признай свои ошибки и найди положительное в партнере».
Общая продолжительность конструктивного спора не должна превышать 10—15 мин, а финальной фазы 1,5—2 мин. Если супруги продолжают критиковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем).
По окончании конструктивного спора оценивается его стиль и его результаты по определенным критериям и позициям. Г. Бах и П. Уиген оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты — по 12 позициям. С. Кратохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4.
При оценке стиля спора участники получают +1 или —1 балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимум +4 балла и минимум —4.

Стиль спора

1. Конк-ретность
В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и теперь»
+

Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовле-ченность
Оба увлечены, наносят и получают сильные «удары»


Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т.д.
3.Комму-никация
Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь»


Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Чест-ная борь-ба»
Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер


Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Подсчет очков Общий счет





Также заполняется бланк «результат спора». По каждой позиции начисляется +1 либо —1 балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются.
В результате максимальная сумма для пары составляет +8 баллов, а минимальная —8. Набранные баллы являются фактором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия.

Результат спора

1. Инфор-мативность
Что-то узнал или получил, научился чему-то новому
+

Не узнал ничего нового
2. Отреаги-рование
Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии


Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближе-ние
Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство


Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучше-ние
Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения,
планы на будущее


Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить
Подсчет очков Общий счет





Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи и правил «честной игры».
Методика содействует росту культуры выражения агрессии. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи нерационального страха перед выражением агрессии другими членами семьи. Такие члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что совершенно правы. Например, супруга уступает пьющему мужу только для того, чтобы он на нее «не орал». Обучение технике «конструктивного спора» в таких ситуациях обеспечивает устойчивость против выражения агрессии, умение в этих условиях находить верную линию поведения.











































БИБЛИОГРАФИЯ

Абабков В.А. Клинические основы психотерапии неврозов и других пограничных нервно-психических расстройств (в свете их патоморфоза) // Психотерапия: от теории к практике; СПб., 1995.
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М., 1998,;
Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. Таллин, 1984.
Александров А.А. Интеграция принципов и методов гештальттерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Интегративные аспекты современной психотерапии. Л.,1992.
Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. СПб., 1997.
Александров А.А., Бараш Б.А. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия: Методические рекомендации. СПб., 1992.
Александров А.А., Ялов А.М. Интеграция принципов и методов феноменологической психотерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Л., 1994.
Александровский А.А., Бараш Б.А., Шурина Г.Л. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия. СПб., 1992.
Алексеев А.В. Инструментальная оценка эмоционально-стрессового самовнушения // Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
Андрущенко Т.Ю. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. 1991. № 1.
Аникеева Н. Т. Воспитание игрой. М., 1987.
Антонов В.В. Искусство быть счастливым. Л., 1984.
Атватер И.Я. Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1985.
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия, фокусированная на решении). СПб., 1996.
Бажин Е.Ф., Цветков Г.Н. Клинико-психологические исследования групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1979.
Бараш Б.А., Голынкина ЕА., Эткинд А.М. Исследования механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1992.
Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.
Беляев Г.С., Лобзин B.C. и др. Психогигиеническая саморегуляция. Л.,1997.
Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1988.
Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. СПб., 1993.
Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. СПб., 1991.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Под общ. ред. М.С. Мацковского. М., 1983.
Берн Э. Трансакционный анализ и психокоррекция. СПб., 1992.
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1994.
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.
Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916. №1—3.
Бирман Б.Н. Психотерапия как социорефлекстерапия невротической личности // Современная психоневрология. Т. 10. 1930. №4-5.
Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1962. Вып. № 1.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996.
Богозов Н.Э., Гозман И.Г., Сахаров Г.В. Психологический словарь. Магадан, 1965.
Бокий И.В., Цыцарев С.В. Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.
Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. 1990. № 4.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии.1990.№ 6.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. Е. В. Рожнова. Ташкент, 1979.
Брусиловский Л.С., Цынман А. Об одном варианте сочетания аутогенной тренировки с музыкой // Психическая регуляция. Алма-Ата, 1974.
Буль П. И. Основы психотерапии. Л., 1974.
Бурковский Г. В. и др. Использование изобразительного творчества в психотерапии // Исследование механизмов и эффективности терапии. Л.,1982.
Бурковский Г.В., Хайкин Р. Б. Исследование изобразительного творчества в психотерапевтической группе психически больных // Исследование механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.
Бурлачук Л.Ф. Введение в практическую психологию. Киев, 1997.
Бурменская Б.В., Карабанова О.А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: проблемы психического развития детей. М., 1990.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
Бурно М.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия в амбулаторной практике // Исследование механизмов и эффективность психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.
Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.. 1976.
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1989.
Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. 1988. № 5.
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал 1992.№1.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.,1993.
Вельвовский И.З. Психотерапия как система // Психотерапия и курортология. Харьков, 1968.
Вельвовский И.З. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979
Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская С.В. Методы групповой психотерапии психически больных: Методические рекомендации. Л., 1982.
Виш И.М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.
Власова А.М. Методы психотерапии детей от 2 до 5 лет: Методическое письмо / Под ред. В.Е. Рожнова. М., 1974. Возрастные аспекты групповой психотерапии. Д., 1988.
Воловик В.М. и др. Исследование семьи и семейной терапии при шизофрении //Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
Воловик В.М., Вид В.Д. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.
Воловик В.М., Гайда В.Л., Коцюбинский А. И. Исследования семьи и семейная психотерапия при шизофрении // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
Вольперт И.Е. Психотерапия. Л., 1972.
Вольперт И.Е., Говоров Н.С. К вопросу о методах театрализации в психотерапии //Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.
Вопросы психиатрии и психотерапии / Под ред. И.М. Виша. Тамбов, 1977.
Воробейчик Я.Н., ПоклитарЯ. Основы психогигиены. Киев, 1989.
Воробьева Л.И. Ребенок и взрослый в классической и гуманитарной психологии // Мир психологии. 1996. № 1.
Воронович Б. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) и его программа «12-ти шагов»// Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995.
Воскресенская А.М. Опыт применения культтерапии в дневном стационаре // Тезисы докладов научной конференции клинической психиатрической больницы. (Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.) М., 1964. № 8.
Воскресенский Б.А., Воскресенская А.М. Методика культтерапии в дневном стационаре // Вопросы психотерапии. М., 1977.
Восстановительная терапия психических больных. Л., 1977.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.1966. № 6.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
Гапонова В.Д., Осипова Т.А. Музыкотерапия в комплексном лечении больных в клинике неврозов // Актуальные вопросы клинической и судебной психиатрии. Вып. 14. Л., 1970.
Геренштеин Г.Б. Введение в практическую психологию. М., 1927.
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.; Л., 1967.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1992.
Головей Л.А., Грищенко Н.А. Первичная психологическая консультация. Л., 1988.
Гончарская Т. В., Штыпель А.М. Исследование механизмов и 'эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982.
Григорьев Г.И., Кузнецов В.Н. Массовые эмоционально-эстетические методы психотерапии как этап анонимного лечения хронического алкоголика // Вестник гипнологии и психотерапии. 1991. № 1.
Григорьева Г.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск; М., 1997.
Григорьева М.Н., Парктал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-вспомогательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. № 5.
Уринсон Р. Практика и техника психоанализа. Новочеркасск, 1994.
Гришпун И.Б. Введение в психологию; М., 1997.
Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М., 1969.
Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д, Карвасарского, С. Ледера.М., 1990.
Групповая психотерапия при неврозах детского возраста: Методические рекомендации. Л.,1979.
Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.
Губачев Ю.Н. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 1976.
Деглин В.Я. Особенности коллективной психотерапии. М., 1975.
Дергач А.А., Ситников А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнодогии. М:, 1993.
Десов Л. Психотерапия малых групп. М., 1979.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебн. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.
Дмитриева И.В. Опыт применения групповой психотерапии при неврозах детского возраста // Вопросы медицинской деонтологии и психотерапии. Тамбов, 1974.
Днепровская С.В. Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л., 1975.
Добридень В.П. Использование кукольного театра в системе функциональных тренировок у заикающихся подростков-невротиков // Актуальные вопросы организации психиатрической помощи, лечения и социальной реабилитации психических больных. М., 1978.
Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989.
Доценко Е.И. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
Драпкин Б.З. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии // Материалы VII Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. Т. 3. М., 1981.
Дубрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: словарь-справочник. Минск, 1998.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. № 6.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1986.
Ждан А.Н. История психологии. М.,1990.
Железняк Л. С., Карвасарская И.Б. Опыт включения детей с проблемами развития в состав психотерапевтических групп // Обозрение психотерапии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1993.№ 1.
Забрамная С.Д. Знаете ли Вы нас? Хотите ли помочь нам? / Материалы для практической работы с детьми. М , 1993.
Завилянская Л. И. О методах контрастной психотерапии // Вопросы психотерапии в общей медицине и психоневрологии. Харьков, 1968.
Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. Новосибирск, 1995.
Захаров А.И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста: Метод, рекоменд. Л., 1979.
Захаров А.И. Динамика семейной психотерапии в клинике неврозов детского возраста // Психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1973.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Учебн. пособие. Л., 1989.
Захаров Е.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
Зачепецкий Р.А. О терапии поведения // Журнал невропатологии и психиатрии. 1976. № 9.
Зачепицкий Р.А. Групповая и индивидуальная психотерапия при неврозах // Клинико-психологические исследования групповой психотерапии. Л., 1979.
Зачепицкий Р.А. О теории поведения // Журнал невропатологии и психиатрии.1976.№ 9.
Зачепицкий Р.А. О факторах, определяющих успешность психотерапии: обзор современной американской литературы // Журнал невропатологии и психиатрии. 1979. № 5.
Зачепицкий Р.А. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
Земска М. Семья и личность. М., 1986.
Иванов Ю.М. Йога и психотренинг. М., 1990.
Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. Петрусинского. М., 1994.
Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб., 1992.
Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994.

<< Пред. стр.

страница 13
(всего 15)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign