LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

о выборах и судебной защиты избирательных прав граждан в
законодательстве Российской Федерации.
Здесь рабочая группа предлагает учесть предписания Конституционного суда
Российской Федерации и предложения участников избирательного процесса и
дифференцировать в законодательстве такую ответственность в зависимости
от вида и общественной опасности нарушений.
В числе важнейших предложений, касающихся ответственности за нарушение
избирательного законодательства, следует отметить создание в Российской
Федерации административных судов, рассматривающих в том числе
избирательные споры, возникающие на уровне субъектов Российской
Федерации. Такая подсудность, по нашему мнению, должна обеспечить
независимость судов при принятии решений и наиболее полную защиту прав
граждан там, где ярче всего выражены интересы действующих выборных
властей, где очень сильно политическое противостояние и, следовательно,
существует опасность оказания давления на суды субъектов Российской
Федерации. В настоящее время законопроект по данному вопросу, внесенный
в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации, принят в
первом чтении 28 ноября текущего года.
Это далеко не полный перечень наших предложений о внесении дополнений и
изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако
он убедительно показывает масштаб предстоящей работы, предлагаемую
стратегию деятельности в этих вопросах законодателей, организаторов
выборов, всех участников избирательного процесса.
Что касается других федеральных законов о выборах: «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О
выборах Президента Российской Федерации», то они требуют корректировки
постольку, поскольку будут внесены изменения в Федеральный закон «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». При этом такие институты, как выдвижение
кандидатов, предвыборная агитация, финансирование выборов, должны быть
отрегулированы более подробно. Кроме того, в эти федеральные законы
необходимо будет внести соответствующие изменения в случае вступления в
силу федерального закона о политических партиях. Избирательные же
системы, закрепленные указанными федеральными законами, по нашему
мнению, не требуют корректировки. Как смешанная
мажоритарно-пропорциональная избирательная система, применяемая на
выборах депутатов Государственной Думы, так и мажоритарная система
абсолютного большинства с двухтуровым голосованием, применяемая на
выборах Президента Российской Федерации, соответствуют общепризнанным
принципам и нормам избирательного права и позволяют адекватно отразить
волю избирателей.
Работа по подготовке новых избирательных законов и внесению поправок и
дополнений в действующие неразрывно связана с корректировкой целого ряда
иных законодательных актов, обеспечивающих действенность норм законов о
выборах. Вот их перечень:
• Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
• Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»;
• Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
• Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской
Федерации»;
• Федеральный закон «О рекламе»;
• Федеральный закон «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях»;
• Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц
за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и
референдумах» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях либо
новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
• Уголовный кодекс Российской Федерации;
• Кодекс законов о труде Российской Федерации;
• Гражданский процессуальный кодекс РСФСР либо новый Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации;
• Налоговый кодекс Российской Федерации.
Мы обращаем особое внимание именно на такой системный подход, «пакетный
принцип» работы по совершенствованию законодательства о выборах, без
которого правоприменение будет недостаточно эффективным.
Надеемся, что наши предложения в основном будут реализованы до конца
2001 года. Это целесообразно и даже необходимо с учетом реального
избирательного процесса, его цикличности, сложности. Новые федеральные
выборы 2003–2004 годов, что называется, не за горами.
Конечно, мы хотели бы видеть наше избирательное законодательство
кодифицированным. Кстати, в ряде субъектов уже приняты и действуют
избирательные кодексы. Вопрос о кодификации федерального избирательного
законодательства также стоит на повестке дня, и он будет решен. Считаем,
что решение этой важнейшей задачи возможно только после внесения
вышеуказанных изменений и дополнений в федеральные законы и окончания
очередного избирательного цикла.
Если уж говорить о будущих проектах, то хотелось бы сообщить читателям
Справочника о подготовленных нами предложениях о кодификации
международных избирательных стандартов, то есть международно-правовых
норм в области прав и свобод человека, касающихся проведения свободных,
справедливых, подлинных и периодических выборов.
Речь идет о приведении действующих норм в более точной их формулировке к
единой системе, об отражении в договорной форме международных обычаев, а
также выработке новых норм.
Международно-правовая кодификация избирательных стандартов, по нашему
мнению, будет способствовать распространению принципов выборной
демократии, гарантий избирательных прав и свобод правового государства
на весь Европейский континент, а значит, укреплению стабильности в
Европе.
Закрепление стандартов на столь высоком уровне обеспечило бы и защиту от
необоснованного вмешательства во внутренние дела государства в решении
вопросов, оставленных международно-правовым актом на усмотрение
государства, и гарантию от произвольного моделирования таких стандартов
применительно к сиюминутным геополитическим интересам.
Считаем, что Российская Федерация, в короткий период создавшая
соответствующее международным избирательным стандартам избирательное
законодательство, динамично его развивающая и реализующая на практике,
могла бы выступить с инициативой такой кодификации прежде всего в рамках
Совета Европы.
Этот важный вопрос мы намерены обсудить на международной конференции
Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы,
которая состоится в 2002 году в городе Москве.
И еще одна актуальная задача, которая органично интегрирована в единый
процесс совершенствования российской избирательной системы. Она связана
с деятельностью по повышению общей правовой и профессиональной культуры
различных категорий участников избирательного процесса.
Формирование электоральной правовой культуры – так звучит эта задача,
требующая осуществления избирательными комиссиями совместно с
федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления комплекса мер по повышению профессиональной подготовки
организаторов выборов и референдумов и правовому просвещению
избирателей.
Таков наш блок предложений по совершенствованию избирательного
законодательства, такова стратегия нашей деятельности, устремленной в
будущее. В этих предложениях – видение российской избирательной системы
xxi века, позволяющей укрепить все демократические институты страны,
построить подлинно гражданское общество, сделать Россию стабильным и
процветающим государством.
Председатель центризбиркома Российской Федерации А.А.Вешняков








<< Пред. стр.

страница 2
(всего 2)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign