LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

кой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и
легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.
Восприятие риска является важной поведенческой характерис­
тикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди,
склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие реше­
ний и готовы принимать решения при меньшей исходной информа­
ции. При этом результат их решения отнюдь не обязательно хуже,
чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необхо­
димую информацию.
Догматизм обычно является чертой характера индивидов с
ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредо­
точение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспри­
нимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным
авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие ав­
торитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску
большого объема информации, достаточно быстры в принятии ре­
шения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверен­
ности в правильности принятых решений. Отмечено, что догмати­
ки предпочитают работать в хорошо структурированных группах
независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отме­
чено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят
свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляют­
ся с управленческой работой.
Комплексность осознания явлений как характеристика индиви­
дуальности человека отражает его способность разлагать познавае­
мое явление на части и интегрировать части в целое, синтезировать
общие представления или заключения об осознаваемом явлении.
Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие
способности к обработке информации, рассматривают большее ко­
личество альтернатив и принимают более комплексные решения,
чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что ру­
ководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с
большим разнообразием среды лучше справляются со своими обя­
занностями, что этот тип руководителей более склонен к широким
контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем ком­
плексности осознания, а также то, что такие руководители стремят­
ся к использованию при решении задач разнообразных ресурсов.
Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник
факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что
его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него
характерно наличие внутренней сферы контроля. Если же он счи-
264 Г пава 11. Личностные основы поведения человека

тает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий
других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контро­
ля. «Внутренники» лучше контролируют свои действия, более ори­
ентированы в достижении результатов, более активны, более удов­
летворены своей работой. Им нравится неформальный стиль
управления, они любят воздействовать на других, любят занимать
руководящие позиции. «Внешники» же, наоборот, предпочитают
формальные структуры, предпочитают работать под директивным
руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то
широко используют методы силового воздействия.
Существует большое количество тестов и других инструментов,
позволяющих определить характеристики индивидуальности чело­
века. В современном менеджменте данным вопросам и данному
виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в
первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от
того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся
у нее в распоряжении человеческий потенциал. Необходимость
изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что
люди обычно делают множество неверных заключений о других
людях, об их характеристиках, их индивидуальности, потому что
при познании они опираются на стереотипы, предубеждения, не­
обоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивиду­
альности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скан­
далов, сплетен, трудностей в коммуникациях и взаимодействии
людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в
целом.
Факт необходимости досконального и регулярного изучения ин­
дивидуальных характеристик членов организации не вызывает со­
мнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида
управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что
индивидуальность поведения человека зависит не только от его
персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются
его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в
совокупности с изучением ситуации. Наконец, при изучении инди­
видуальности человека необходимо принимать во внимание его
возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, кото­
рым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэто­
му, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходи­
мо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется
тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих
факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивиду­
альности человека, а следовательно, к управлению человеком.
...Умение контактировать с
людьми — это все и вся.
Л. Якокка


Глава 12. Индивид и группа
Как уже говорилось ранее, организация ожидает, что человек
будет выполнять определенным образом роль, для выполнения ко­
торой она его принимает. Человек смотрит на организацию как на
место, где он получает определенную работу, выполняет ее и полу­
чает соответствующее вознаграждение от организации. Однако
взаимодействие человека и организации не сводится только к роле­
вому взаимодействию. Оно гораздо шире. Человек выполняет ра­
боту в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только
исполнитель роли в организации, но и ч л е н г р у п п ы , в рамках
которой он действует. При этом группа оказывает огромное влия­
ние на поведение человека. А поведение человека, его действия
вносят определенный вклад в жизнь группы.

1. Понятие группы
Не существует канонизированного определения малой группы,
так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоя­
тельств явление. Однако широко принят достаточно общий, ус­
тоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «груп­
па» будет употребляться в этом смысле):
малая группа — это относительно обособленное объеди­
нение небольшого количества людей (обычно не более деся­
ти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодейст­
вии и осуществляющих совместные действия в течение
достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие
членов группы базируется на некоем общем интересе и
может быть связано с достижением общей цели. При этом
группа обладает неким групповым потенциалом либо же
групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во
взаимодействие с окружением и адаптироваться к измене­
ниям, происходящим в окружении.
266 Глава 12. Индивид и группа


Особенности группы
Характерными особенностями группы являются следующие.
Во-первых, члены группы идентифицируют себя и свои дейст­
вия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях
выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о
группе в целом, употребляя местоимения «мы», «у нас», «наши»,
«нам» и т.п.
Во-вторых, взаимодействие между членами группы носит харак­
тер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения
поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно обща­
ются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «чело­
веческую» форму.
В-третьих, в группе наряду с формальным распределением
ролей, если таковое существует, обязательно складывается нефор­
мальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. От­
дельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие
склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о
взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в
коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе,
все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые
выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели,
отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.
Эти и другие роли группового поведения люди выполняют в
соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэ­
тому в хорошо функционирующих группах обычно создаются воз­
можности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со
своими способностями к групповым действиям и органично прису­
щей ему определенной ролью члена группы.
Типы групп
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти
типа групп имеют большое значение для организации и оказывают
существенное влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подраз­
деления в организации. Они имеют формально назначенного руково­
дителя, формально определенную структуру ролей, должностей и по­
зиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними
функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы
для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а
могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, на­
пример комиссия по разработке какого-либо проекта.
1. Понятие группы 267
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства
и формальными постановлениями, а членами организации в соответ­
ствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми
увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех
организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих стро­
ение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют
свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто
входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах
складывается определенное распределение ролей и позиций, обычно
эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих
случаях неформальная группа может оказывать на своего члена влия­
ние, равное или даже большее, чем формальные структуры.

Возникновение групп
Почему возникают группы, что заставляет людей формировать
группы и входить в них? Данные вопросы очень важны для пони­
мания поведения человека в организации. Очевидно, что группы
возникают в организации и функционируют как обособленные
структурные подразделения в связи с тем, что в результате разделе­
ния труда выделяются отдельные специализированные функции,
требующие для своего выполнения определенной совокупности
людей, обладающих определенной квалификацией, имеющих опре­
деленную профессию и готовых в системе совместной деятельности
выполнять определенную работу. Аналогичная ситуация наблюда­
ется при формировании групп, призванных решать целевые задачи.
Но это только одна сторона процесса появления групп в орга­
низации. Обычно она приводит к формированию формальных
групп. Другой важной причиной формирования групп является ес­
тественное стремление человека к объединению с другими людьми,
к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Группа
дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет под­
держки, помощи в решении своих задач и предостережения. В
группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде призна­
ния, похвалы или же материального поощрения. В группе человек
учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможнос­
ти и потенциал. Группа придает человеку больше уверенности в
себе во внешних взаимодействиях, способствует развитию его
айдентити1. Наконец,.группа предоставляет человеку возможность

Термин (англ. identity) отражает самосознание человека, его идентификацию
себя с определенным стабильным явлением.
268 Глава 12. Индивид и группа

препровождения времени в приятном для него окружении, воз­
можность избежать одиночества и состояния потерянности, ненуж­
ности. Каждый человек стремится к тому, чтобы быть любимым
кем-то, нужным кому-то, принадлежать кому-то. И группа может
быть источником решения этих проблем человека.

2. Общая характеристика группы
Независимо от типа группы, того, в какой организации она сфор­
мирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в
группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы,
характеризующие построение группы, ее структуру и процесс
функционирования группы в ее окружении.
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием
трех факторов:
• характеристики членов группы;
• структурные характеристики группы;
• ситуационные характеристики.
Все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаи­
мовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со сто­
роны функционирования группы, так как в результате жизнедея­
тельности группы происходят изменения характеристик человека,
изменяется построение группы и наблюдаются изменения .в ее ок­
ружении.
Характеристики членов группы
К характеристикам членов группы относятся личностные харак­
теристики человека, оказывающие исключительно сильное влия­
ние, а также способности, образование и жизненный опыт. В
гл. 11 личностные характеристики человека были рассмотрены
достаточно подробно, поэтому мы уже не будем на них останав­
ливаться. Что касается остальных характеристик, то отмечено,
что способности человека выполнять работу оказывают очень
большое влияние на функционирование группы и на выполнение
человеком своей роли. Также существенное влияние на группу
оказывают уровень образования человека и его жизненный
опыт.
Структурные характеристики группы включают в себя:
• коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как
контактирует);
• статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что
делает);
2. Общая характеристика группы 269

• личные симпатии и антипатии между членами группы (кто
кому нравится и кто кого не любит);
• силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за
кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
Первые две структурные характеристики группы относятся
больше к организационной стороне анализа ее функционирования,
поэтому они не будут рассмотрены в данной главе. Далее же будут
рассмотрены только структурные вопросы межличностных взаимо­
действий в группе.
Структурные характеристики межличностных взаимодействий
Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индиви­
дуальную окраску. Однако выяснено, что на установление дружес­
ких отношений оказывает значительное влияние несколько момен­
тов.
Во-первых, исключительно большое влияние оказывают лич­
ностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех,
кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся
им, т.е. люди любят тех, кто имеет одинаковую с ними или близкую
расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь
и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристи­
ками имеют ббльшие шансы установить дружеские отношения, чем
те, у кого личностные характеристики существенно различаются.
Во-вторых, на развитие и установление дружеских отношений
между людьми, взаимной симпатии большое влияние оказывает на­
личие территориальной близости расположения этих людей. Чем
ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше ве­
роятность того, что они установят дружеские отношения. Это же
относится к близости расположения их мест жительства.
В-третьих, установление дружеских отношений находится в
прямой зависимости от частоты встреч, а также от ожидания того,
что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем.
В-четвертых, взаимоотношение между членами группы, их вза­
имные симпатии и антипатии, атмосфера дружественности в кол­
лективе зависят от того, насколько успешно функционирование
группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного
отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное функ­
ционирование группы.
В-пятых, развитию дружеских отношений между членами груп­
пы способствует наличие одной цели, которой подчинены действия
всех членов группы. Отмечено, что, если члены группы разобщены
решением каждый своей отдельной задачи, взаимные симпатии и
270 Глава 12. Индивид и группа

дружественность складываются реже, чем если они работают над
решением общей для всех задачи.
В-шестых, положительная ориентация в отношении друг к
другу возникает тогда, когда в группе практикуется широкое учас­
тие всех ее членов в принятии решения. Возможность оказывать
влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у чле­
нов группы положительного восприятия коллектива.
Вне всякого сомнения, наличие симпатии в отношениях между
людьми, дружеские отношения между членами группы оказывают
огромное влияние на настроение людей, на их удовлетворенность
своей работой, своим членством в группе. Однако нельзя однознач­
но сказать, что существует только положительное влияние дружес­
ких отношений между членами группы на результаты их труда и
результаты функционирования группы в целом.
Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу,
имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности в группе, то
наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенно­
му повышению результатов их труда и тем самым положительно
влияет на функционирование группы в целом. Если же эти люди
слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно
противоположным. Они много времени будут проводить в беспо­
лезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., посто­
янно отвлекаясь от работы и резко снижая результативность своего
труда. При этом они могут отвлекать других от работы, создавая в
группе атмосферу безделья и расслабленности.
Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений,
способствуя сплочению группы, может порождать синергический
эффект, существенно повышающий результативность работы груп­
пы. Современная практика управления все более и более под­
тверждает наличие несомненных преимуществ у групповой формы
организации труда перед индивидуальной. Наглядной иллюстра­
цией этого может служить, в частности, так называемый японский
тип управления. Однако при несомненном преимуществе перед
другими формами организации труда групповая форма может
нести в себе и ряд отрицательных для организации моментов.
Одним из таких н е г а т и в н ы х проявлений является г р у п п о в ­
щ и н а , складывающаяся преимущественно на основе тесных отно­
шений между членами группы, при условии, что в целом неверно
поставлено управление группой и неверно организовано ее функ­
ционирование в организации.
Групповщина проявляется в том, что группа замыкается в
самой себе, слабо и неверно реагирует на внешние сигналы, отри-
2 Общая характеристика группы 271

цает критику и т.п. Все это выражается в том, что, во-первых, в
группе складывается тенденция морализации процессов, естествен­
но, сопровождающаяся при этом представлением себя и своих дей­
ствий в лучшем с моральной точки зрения свете. Во-вторых, группа
начинает ощущать себя неуязвимой и даже непобедимой в кон­
фликтных столкновениях. В-третьих, в группе складывается атмо­
сфера конформизма, стремление заставить всех соглашаться с еди­
ным мнением, нежелание слушать и обсуждать другие мнения и
точки зрения и т.п. В-четвертых, в группе развивается единодушие.
Люди начинают все более мыслить, как остальные. И, если даже у
них возникают другие мнения, они не высказываются, так как сами
сомневаются в них, считая, что общее мнение верно. В-пятых, груп­
па перестает воспринимать и отказывается рассматривать мнения
извне, если они не совпадают с мнением группы.
Сила и конформизм во взаимоотношениях между членами груп­
пы проявляется в виде так называемого общественного влияния на
человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него
следования групповым нормам, правилам, требуя Подчинения ин­
тересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению,
т.е. проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчи­
ниться, т.е. выступить конформистом.
Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений чело­
века с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм
может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность
"своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это.
Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток
группы. История человечества знает массу негативных примеров
того, как «стадный инстинкт» или же, иначе говоря, безоговороч­
ный конформизм, лежали в основе страшных преступлений против
отдельных людей и человечества в целом. Знает она примеры того,
как группа полностью стирала личность человека, превращая его в
винтик в групповом механизме.
В то же время очевидно, что без конформизма не может быть
создано сплоченной группы, не может быть установлено баланса во
взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек
стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет
стать полноценным членом группы и на определенной стадии раз­
вития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть
группу.
Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой,
с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в груп­
пу, а с другой — может порождать негативные последствия как для
272 Глава 12. Индивид и группа

окружения, так и для группы в целом и данного индивида в част­
ности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой
мере требуют от члена группы делать уступки общественному вли­
янию.
Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на сте­
пень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не
определяемы, если они не имеют однозначного ответа, то они за­
ставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влия­
нию группы. Степень конформизма зависит также от того, выдавал
ли член группы публичные обязательства по поводу решаемой за­
дачи или нет, а также от того, на какой стадии решения он заявил о
своих обязательствах. Публичные и ранние заявления делают чело­
века более подверженным общественному влиянию. Конформизм
в поведении человека развивается оплатой по групповым результа­
там труда.
Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния
группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться,
если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового.
На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign