LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

единяясь вместе, эти три части формируют расположение человека
к объекту, в котором находят динамическую увязку связи между
знанием человека об объекте, его чувствами по отношению к этому
объекту и его намерениями в отношении этого объекта.
Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и
людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизнен­
ном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к
объекту формируется в результате того, вызывал ли данный объект
у д о в л е т в о р е н и е или нет. При этом формирование расположе-
254 Глава 11. Личностные основы поведения человека

ния происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность — не­
удовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом,
так и путем соотнесения объекта с другими объектами, по отноше­
нию к которым сформировалось определенное расположение.
Связь между поведением и расположением неоднозначна. Из
того, что человек что-то не любит, не вытекает на сто процентов,
что он этого полностью не приемлет. Однако тем не менее в боль­
шинстве случаев поведение человека находится под сильным влия­
нием расположения. В связи с этим важной задачей управления
является формирование и изменение, если это необходимо, распо­
ложения членов организации.
Важными для эффективного управления и установления хоро­
ших отношений в коллективе являются три типа расположения:
• удовлетворенность работой;
• увлеченность работой;
• приверженность организации.
То, насколько у работников развиты эти расположения, сущест­
венно определяет результаты их труда, количество прогулов, теку­
честь кадров и т.п.
Удовлетворенность работой
Удовлетворенность работой оказывает очень сильное влияние на
чувства человека по отношению к работе, поэтому ее можно отне­
сти скорее к взаимодействующей компоненте расположения. Сте­
пень удовлетворенности работой зависит от множества факторов,
как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Однако
при большом разнообразии факторов и различной направленности
их влияния на человека выделяются восемь характеристик работы,
от которых достаточно устойчиво зависит степень удовлетворен­
ности работой:
• характер и содержание работы;
• объем выполняемой работы;
• состояние рабочего места и его окружения (шум, освещен­
ность, комфортность, температура воздуха и т.п.);
• сослуживцы;
• руководство (начальство, стиль руководства, участие в управ­
лении);
• оплата труда (все формы компенсации);
• возможности продвижения по работе;
• распорядок, правила поведения и т. п.
Перечисленные характеристики носят достаточно общий харак­
тер. Применительно к каждой отдельной реальной работе они
255
2 Критериальная база поведения человека

могут быть уточнены либо же дополнены в зависимости от характе­
ра деятельности организации, особенностей трудового коллек­
тива и т.п.
Практика показывает также, что приоритетность этих характе­
ристик может существенно различаться как у отдельных членов
внутри организации, так и в различных организациях. И наконец, во
времени в связи со стабильной удовлетворенностью отдельными ха­
рактеристиками работы влияние на удовлетворенность работой
могут начинать оказывать новые или же ранее малозначимые харак­
теристики работы. Поэтому для успешного управления и создания
положительного расположения в отношении организации необхо­
димо регулярно проводить исследования с целью выяснения степе­
ни удовлетворенности работников своей работой.
Стабильно существенное влияние на повышение удовлетворен­
ности работой оказывает х а р а к т е р и с о д е р ж а н и е р а б о ­
ты. Поэтому рассмотрим более подробно влияние отдельных со­
ставляющих этого фактора.
Длительное время стандартизация и специализация работы рас­
сматривались и на практике выступали очень сильным источником
повышения производительности труда. Чем выше стандартизация
и специализация, тем выше производительность труда. Однако за­
висимость между удовлетворенностью работой и ее стандартиза­
цией и специализацией носит иной характер. Если работа абсолют­
но не стандартизирована, то удовлетворенность работой находится
на низком уровне. По мере увеличения специализации и стандар­
тизации она начинает расти, но до определенного момента, после
которого она начинает быстро снижаться. При полной стандарти­
зации удовлетворенность падает до такого же низкого уровня, как
если бы работа была абсолютно не стандартизирована.
Поэтому руководство должно думать, как снизить негативное
влияние на удовлетворенность работой, порождаемое чрезмерной
специализацией и стандартизацией. Двумя наиболее распростра­
ненными способами осуществления этого являются ротация (пере­
мещение работника с одного рабочего места на другое) и расшире­
ние производственных обязанностей путем постановки перед ра­
ботником дополнительных задач.
Ясность содержания работы, ясность роли (особенно относи­
тельно содержания других ролей), наличие четкой обратной связи,
информирующей работника о результатах его труда, в определен­
ных обстоятельствах могут приводить к повышению удовлетворен­
ности работой. В наибольшей мере это проявляется тогда, когда в
организации существует четкое и формальное разграничение ролей.
256 Глава 11 Личностные основы поведения человека

Наличие элементов вызова в работе, таких как творческое начало,
возможность использования индивидом своих оригинальных или уни­
кальных способностей, сложность заданий и т.п., приводят к повыше­
нию удовлетворенности работой. В то же время скучная работа, как
это показывают исследования, обычно снижает удовлетворенность.
Увлеченность работой
Увлеченность работой является одним из сильнейших расположе­
ний, определяющих то, как человек подходит к своей работе, к
своему участию в процессе совместной трудовой деятельности.
Различается два типа увлеченности работой. Один тип — это лю­
бовь работать вообще, практически без учета того, чем конкретно
занимается человек. Такой тип людей называется трудоголиками,
т.е. людьми, работающими, любящими работать и стремящимися
работать. Данный тип расположения формируется воспитанием с
детства, хотя и в более позднем возрасте наблюдаются случаи раз­
вития этого расположения. Второй тип — это любовь к той кон­
кретной работе, которую человек выполняет в организации. Оба
этих типа не обязательно сопутствуют друг другу, хотя между ними
и наблюдается большая взаимозависимость.
Для увлеченности работой характерно наличие трех аспектов.
Во-первых, это то, насколько существенное место занимает работа
в жизни человека. Во-вторых, насколько работа сама по-себе при­
влекает человека. И в-третьих, насколько человек идентифицирует
свою персоналию с выполняемой им работой. Анализ работников
по этим трем направлениям позволяет определить степень увле­
ченности человека своей работой. При этом необходимо прини­
мать во внимание, что каждый из данных аспектов увлеченности
работой является относительно самостоятельным и в зависимости
от личностных особенностей человека может в разной степени вли­
ять на его увлеченность работой.

Приверженность организации
Приверженность организации является расположением, существен­
но более широким, чем увлеченность работой или же удовлетво­
ренность работой. В современных условиях, с расширением страте­
гического подхода к управлению людьми, когда все больше и больше
организаций пытаются смотреть на человека не как на работника,
выполняющего конкретную работу, а как на члена организации,
стремящегося совместно с остальными ее членами привести орга­
низацию к достижению ею своих целей, значимость данного распо­
ложения становится исключительно высокой.
2. Критериальная база поведения человека 257

Приверженность организации складывается из следующих со­
ставляющих. Во-первых, член организации разделяет и делает сво­
ими собственными цели организации и ее ценности. Во-вторых,
член организации стремится оставаться в организации и сохраняет
это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгод­
но. В-третьих, член организации готов не только стараться для ор­
ганизации, но и, если это надо, принести в жертву организацион­
ным интересам свои личные.
Приверженность организации — личная особенность каждо­
го конкретного человека. Однако это не значит, что менеджмент
не может развивать или усиливать этого расположения. Сущест­
вует ряд приемов, способствующих этому. И наиболее успешные
современные системы управления в очень большой степени ба­
зируются на том, что они развивают у работников сильную при­
верженность организации и добиваются благодаря этому очень
больших успехов.
Ценности
Ценности, так же, как и расположение, оказывают сильное влияние
на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение
в коллективе. Однако между ценностями и расположением есть
огромная разница. Если последнее определяет отношение человека к
объекту по принципу «нравится — не нравится», «люблю — не
люблю» и всегда относится к какому-то определенному объекту, то
ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо —
недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и т.п. При
этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий харак­
тер, живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного
человека, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудрос­
тей, общих норм и могут разделяться большими группами людей.
Поэтому если расположение всегда сугубо персонально, то носителя­
ми ценностей являются группы людей (например, выделяются цен­
ности среднего класса), а каждый отдельный человек принимает
какой-то набор ценностей, который он может менять, но которому он
следует в каждый конкретный момент времени.
Ценности можно определить как набор стандартов и
критериев, которым человек следует в своей жизни.
Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки
происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек
принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности со­
ставляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчи-
258 Глава 11 Личностные основы поведения человека

вы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматрива­
ются как нормативная база морали и фундамент поведения чело­
века.
Ценности бывают двух видов:
• ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результа­
там, исходу действия и т.п ;
• ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком
для достижения целей.
К первой группе ценностей относятся, например, ценности, ка­
сающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы,
справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного при­
знания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся цен­
ности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжела­
тельности, интеллектуальности, обязательности, ответственности,
самоконтроля и т.п.
Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет
его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что
он представляет из себя как личность. Ценностная система челове­
ка формируется в основном на основе воспитания. Многие ценнос­
ти человек получает под влиянием родителей и других близких ему
людей. Большое влияние оказывают образовательная система, ре­
лигия, литература, кинематограф и т.п.
Ценностная система подвергается развитию и изменению и в
зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное
окружение. В организациях, где серьезно думают о гармонии цен­
ностей человека и ценностей организации, вопросам сочетания
этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание. В част­
ности, проводится большая работа по четкому формулированию,
разъяснению и доведению до всех членов организации системы
ценностей, которым следует организация. Значительное внимание
уделяется также и уяснению того, какие ценности разделяют члены
организации.

Верования
Очень часто человек принимает решения на основе оценок явле­
ний или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные
оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих дока­
зательств, то они превращаются в верования.
В общем виде верования можно определить как устойчи­
вые представления о явлении, процессе или человеке, которые
люди используют при их восприятии.
2. Критериальная база поведения человека 259

Верования могут меняться во времени. Однако в тот момент,
когда человек имеет какие-то определенные верования об объекте,
он обычно воспринимает и оценивает объект в соответствии с
этими верованиями. По поводу одного и того же объекта может
быть множество различных верований, так как обычно верования
относятся к отдельным характеристикам объекта. Например, по
поводу одного и того же человека могут существовать следующие
верования:
• надежный человек;
• хороший специалист;
• человек со слабым здоровьем и т.п.
Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта,
а также на основе информации, поступающей от внешних источни­
ков. Очень часто верования носят характер обобщения единичного
опыта. Часто они возникают у человека в результате способностей
других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верова­
ния. Поэтому, хотя человек принимает свои верования за истину,
они далеко не всегда полностью соответствуют действительности.
Верования могут быть разбиты на две большие группы. Первую
группу составляют верования, описывающие абсолютные и относи­
тельные характеристики объекта, не имеющие оценочного характе­
ра. Например, автомобиль марки «Жигули» является комфорта­
бельным автомобилем или автомобиль марки «Жигули» потребляет
бензина меньше, чем автомобиль марки «Волга». Ко второй группе
относятся те верования, которые носят оценочный характер. На­
пример, автомобиль марки «Жигули» лучше, чем автомобиль
марки «Волга».
Верования оказывают заметное влияние на расположение, осо­
бенно на ту его составляющую, которая связана со знанием об объ­
екте. Особенно сильное влияние оказывает вторая группа верований.
Поэтому, учитывая, что верования далеко не всегда соответствуют
действительности, для того чтобы не формировалось неверного
расположения по отношению к ©бъекту, что может отрицательно
сказаться на взаимодействии человека с окружением, необходимо
критически и скептически подходить к своим верованиям и доста­
точно осторожно воспринимать верования других.
Принципы
Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так
как они систематически регулируют их поведение. Принципы нахо­
дят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях,
табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей.
260 Глава 11 Личностные основы поведения человека

Принципы формируются на основе системы ценностей,
являются устойчивой формой проявления системы ценнос­
тей и воплощением верований в виде определенных стандар­
тов поведения.
Люди необязательно осознают, какие ценности и верования на­
ходят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы
принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей
деятельности, не задаваясь вопросом оправданности и причин сле­
дования этим принципам. Принципы могут вырабатываться людь­
ми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окру­
жения вместе с воспитанием и другими формами познания окру­
жающей действительности.

3. Индивидуальность человека

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить
о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведе­
ния и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезли­
ченным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что де­
лает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладаю­
щим и н д и в и д у а л ь н о с т ь ю . Именно такой человек входит в
организацию, именно такой человек выполняет определенную ра­
боту и играет определенную роль в организации и именно таким
человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задейство­
вать свой потенциал в решении задач организации и создавая не­
обходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с
организационным окружением и решения собственных жизнен­
ных проблем.

Слагаемые индивидуальности
Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых,
каждый человек в чем-то идентичен со всеми остальными. Во-вто­
рых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими ин­
дивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож
ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, фор­
мируется индивидуальность каждого конкретного человека. При
этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что
человек одновременно имеет что-то общее с остальными и в то же
время не похож на остальных. Каждый человек обладает устойчи­
вым набором черт и характеристик, определяющих его действия и
поведение. Эти черты проявляют себя в достаточно длительном
3. Индивидуальность человека 261

промежутке времени. И именно благодаря этому можно зафикси­
ровать и почувствовать индивидуальность человека.
Конкретный человек фиксируется окружением по его индиви­
дуальности. Так как индивидуальность человека обладает опреде­
ленной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют опре­
деленное отношение друг к другу. В то же время следует отметить,
что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и
образования происходит изменение индивидуальности человека,
иногда даже очень существенное.
Факторы формирования индивидуальности
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп
факторов.
1. Первую группу составляют наследственность и физиологи­
ческие особенности человека. Н а с л е д с т в е н н о с т ь сохраняет и
передает внешние черты человека. Но не только. Исследования,
проводимые с близнецами, показывают, что наследственность
может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Ф и ­
з и о л о г и я человека говорит о том, что в людях очень много об­
щего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для
всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологи­
ческую реакцию на раздражение.
2. Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность
человека, составляют факторы, проистекающие из окружения че­
ловека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматри­
вать как влияние окружения на формирование индивидуальности.
Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказы­
вает к у л ь т у р а , в которой он формируется. Человек получает от
общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры оп­
ределенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность
человека сильно определяется с е м ь е й , в которой он воспитывал­
ся. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереоти­
пы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду,
людям, своим обязанностям и т.п.
В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное
влияние п р и н а д л е ж н о с т ь к определенным группам и органи­
зациям. У человека вырабатываются определенная идентифика­
ция, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя
олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частнос­
ти, типы реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвер­
тых, формирование индивидуальности происходит под влиянием
ж и з н е н н о г о о п ы т а , отдельных обстоятельств, случайных со-
262 Глава 11. Личностные основы поведения человека

бытии и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить
к существенному изменению индивидуальности человека.
3. Третью группу факторов, влияющих на формирование инди­
видуальности человека, составляют ч е р т ы и о с о б е н н о с т и
х а р а к т е р а человека, его индивидуальность, т.е. в данном случае
ситуация с формированием индивидуальности выглядит следую­
щим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собст­
венное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек
играет активную роль в собственном развитии и не является только
исключительно продуктом наследственности и окружения.
Направления описания индивидуальности
При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии
можно выделить некоторые направления, по которым ее можно
описывать.
Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от
других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе.
Люди с авторитарным характером считают, что должны быть
порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к
установлению иерархических отношений и использованию силовых
методов в принятии решений и управлении, с готовностью призна­
ют власть и высоко ценят консервативные ценности.
Любовь и вера в людей, как индивидуальная черта характера,
оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружа­
ющими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в
групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, вза­
имодействия и взаимоподдержки.
Чувствительность к другим людям проявляется в способности
людей сочувствовать другим, 'принимать близко к сердцу их про­
блемы, умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обла­
дающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринима­
ются в коллективе и стремятся к общению с людьми.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в
установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек
стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение вос­
принимает его положительно. Если же он постоянно неуравнове­
шен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллек­
тив негативно реагирует на такого человека.
Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возмож­
ности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на
поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно до­
биваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более
3 Индивидуальность чечовека 263

высокие цели и более сложные задачи. В то же время люди с низ­

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign