LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

образы и соответственно явления группируются в некие обобщен­
ные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивиду­
альных особенностей каждого явления.
Систематизация информации человеком проводится двумя спосо­
бами. Первый способ — это л о г и ч е с к а я обработка информации.
Для данного способа характерно систематическое и последователь­
ное на основе логических операций преобразование,информации.
Это так называемый научный способ обработки информации. Но че­
ловек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до
состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на получен­
ные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информа­
цию, используя ч у в с т в а , п р е д п о ч т е н и я , э м о ц и и , у б е ж ­
д е н и я . В этом случае информация обрабатывается по принципам
«люблю — не люблю», «нравится — не нравится», «хорошо —
плохо», «лучше — хуже», «приемлемо — неприемлемо» и т.п.
Восприятие — очень сложный, многогранный и быстротекущий
процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки
1. Восприятие человеком окружения 245

жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определен­
ной форме и по однозначной схеме. В действительности это прак­
тически одновременно и зачастую молниеносно разворачивающие­
ся процессы, составляющие вместе восприятие человеком окруже­
ния. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в
целом осуществляются в соответствии с определенными принципа­
ми, для каждого человека характерна индивидуальность в протека­
нии этих процессов, которая всегда делает восприятие индивиду­
альным и субъективным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодей­
ствовать с человеком и управлять им, необходимо знать хотя бы в
общем виде то, какими характерными чертами восприятия действи­
тельности он обладает.
Факторы, влияющие на восприятие
При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие,
можно указать на несколько внутренних и внешних факторов, ока­
зывающих стабильное ввоздействие на то, как человек воспринима­
ет окружение. Среди внутренних по отношению к человеку факто­
ров выделяются следующие:
• люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем не­
знакомые;
• люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к кото­
рым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного
характера;
• люди по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от
того, что предшествовало этому восприятию и какое состояние (по­
требности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала.
Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком
действительности, являются следующие:
• интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое вос­
принимается быстрее);
• подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются
в большей степени, чем неподвижные);
• размер (большие объекты воспринимаются проще, чем ма­
ленькие);
• состояние окружения, в котором находится человек (формы,
цвета, звуки и т.п.).
Способы восприятия, порождающие ошибки
Так как восприятие является очень сложным и неоднозначным
процессом, зависящим от влияния многих факторов, в частности
предыдущего опыта, текущего состояния человека, воздействия
246 Глава 11. Личностные основы поведения человека

внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно ука­
зать на несколько распространенных способов восприятия, кото­
рые создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реаль­
ности человеком.
Стереотипизация широко распространена при восприятии че­
ловеком реальности. Путем сведения более сложного и оригиналь­
ного явления к определенному представлению об этом явлении она
помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем
самым облегчить процесс познания. Но в то же время она зачастую
приводит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те
свойства и характеристики, которых у него нет, и наоборот, отбра­
сывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто
не соответствуют явлению уже потому, что они отражают усред­
ненное восприятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую
они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соот­
ветствуют усредненному явлению. В этом случае стереотипизиро-
ванное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает
неверные ожидания и порождает не адекватные действительности
реакции и поведение человека. Негативными проявлениями сте-
реотипизированного восприятия в жизни организации являются
априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесе­
ния их к определенным стереотипизированным группам. Это
может приводить к дискриминации по половому, возрастному или
национальному признаку, ущемляя права человека и нанося ущерб
деятельности организации.
Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оце­
нок отдельных характеристик явления на другие его характеристики
или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня
аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может
приводить как в целом к позитивному, так и к негативному воспри­
ятию явления и, следовательно, может совершенно не соответство­
вать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии
людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или же
отдельных умений и способностей человека делается обобщенный
вывод о нем как о личности в целом или же как о работнике вообще.
Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека может
играть сильную негативную роль во взаимодействии человека и ор­
ганизационного окружения. В частности, это может оказывать
большое негативное влияние на выполнение работником своих ро­
левых обязанностей.
Получив определенное представление о выполнении членом
организации отдельных действий или операций, руководитель
1. Восприятие человеком окружения 247

может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит,
работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению ра­
ботника не делать явных ошибок вместо- того, чтобы стремиться к
очень хорошей работе либо же стараться работать не вообще хоро­
шо, а только тогда, когда это может заметить руководитель.
Часто эта особенность восприятия приводит к тому, что лены
организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и
чаще с ним общаются, оцениваются в целом относительно выше,
чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но на­
ходящиеся вне поля зрения руководства.
К серьезному искажению восприятия окружения приводит про­
екция человеком своих собственных чувств, настроений, пережива­
ний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди
могут объяснять мотивы действий других в соответствии с тем, по­
чему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при
этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны припи­
сывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое
оправдание своему поведению.
Негативным проявлением проекции в организационном поведе­
нии является ложное представление человека о том, что окружаю­
щие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные
ожидания и действия, которые приходят в противоречие с органи­
зационным окружением. Работоспособный начальник может счи­
тать, что все его подчиненные также очень напряженно работают,
хотя это может быть очень далеко от реальности. И наоборот, ле­
нивый начальник может необоснованно подозревать всех в том,
что они отлынивают от работы.
Сильное влияние на восприятие человека или определенной
действительности может оказывать первое впечатление. Зачастую
бывает так, что все дальнейшее видение человека или по крайней
мере достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у
первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказы­
вать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может спо­
собствовать сохранению аналогичного восприятия, даже если оно и
не соответствует действительности. Но может приводить и к рез­
кой смене восприятия, что также может быть не адекватным реаль­
ности. Первое впечатление может способствовать более быстрому
и легкому вхождению в организационное окружение и ускоренно­
му установлению нормального взаимодействия между человеком и
окружением. Поэтому для нового члена организации очень важно
правильно провести свой первый контакт с организацией. Окруже­
нию и особенно руководству, в свою очередь, не следует сильно
248 Глава 11 Личностные основы поведения человека

полагаться на первое впечатление, так как оно может сформиро­
вать неверный образ и породить неоправданные ожидания.
Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт,
желаний и настроений, им не присущих, следование первому впе­
чатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать
множество проблем, трудностей и ошибок в организационном по­
ведении и вызывать предубеждения, которые могут отрицательно
сказываться на многих организационных процессах, в частности на
найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении
работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее коли­
чество людей в организации знали об этом и старались по возмож­
ности учитывать это, критически относясь к своему восприятию.
Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсо­
лютно верного и свободного от влияния личностных черт человека
восприятия нет и не может быть в принципе. Однако это не озна­
чает, что люди не должны стремиться более объективно восприни­
мать реальность и пытаться понять особенности и характерные
черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы созна­
тельно корректировать воспринятую ими информацию.

Восприятие человека
С точки зрения взаимодействия человека и организационного
окружения, одним из самых важных процессов восприятия являет­
ся восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты
характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение,
принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы
взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно
влияет на многие важные организационные процессы, такие, как
отбор и назначение людей на должности на основе интервью, про­
ведение переговоров, оценка предложений по результатам устного
сообщения, формирование рабочих групп и т.п.
Восприятие человека состоит из д в у х с т а д и й . Первая ста­
дия — это первое впечатление о человеке. Обычно оно базируется
на очень небольшом количестве информации о человеке и нахо­
дится под сильным влиянием привычек и представлений восприни­
мающего. Например, если воспринимающий сам любит шутить и
улыбаться, то первое восприятие человека, обладающего такими
же качествами, обычно бывает завышено в положительную сторо­
ну. Первое впечатление, как об этом говорилось ранее, оказывает
сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека, однако
тем не менее оно^не является на сто процентов определяющим. На
второй стадии восприятия человека происходит более глубокое и
1. Восприятие человеком окружения 249

широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем
поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязаннос­
тей. Восприятие человека в различных ситуациях и при различных
обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и харак­
теристики. Это может привести к корректировке или даже отказу
от первого впечатления.
Восприятие человека складывается под влиянием т р е х со­
ставляющих:
• воспринимаемый человек;
• воспринимающий человек;
• ситуация, в которой происходит восприятие.
От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ведет
себя в общении, каковы его «анкетные» данные, существенно зави­
сит восприятие человека. В целом это может показаться неверным
с абстрактной или идеалистической точки зрения справедливого
взгляда на каждого человека. Однако это реальность, которая су­
ществует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативны­
ми актами и распоряжениями, которую нужно признавать и с кото­
рой нужно считаться, как бы нам ни хотелось того, чтобы этого
различия в восприятии человека не существовало.
Характеристики воспринимаемого человека
Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека,
которые влияют на его восприятие окружающими:
• физические и соответствующие им характеристики;
• социальные характеристики;
• «анкетные» характеристики.
К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на
восприятие человека физических характеристик относятся: его
внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет
кожи. Проводимые психологические исследования показывают,
что каждая из данных характеристик вызывает определенные ас­
социации у воспринимающего. Ассоциации могут не соответство­
вать реальности, создавать неверный образ воспринимаемого. Од­
нако они оказывают очень сильное влияние на восприятие. В раз­
ных странах и культурах может быть различное толкование этих
характеристик человека, что может приводить к еще более сущест­
венному искажению восприятия. В наибольшей степени данное
замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики челове­
ка, так как отдельные жесты или же определенное выражение
лица могут иметь в различных культурах диаметрально противопо­
ложный смысл.
250 Глава 11. Личностные основы поведения человека

Социальными характеристиками человека, оказывающими
влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и
манера ведения разговора, а также стиль и манера одеваться.
Очень часто людям с определенным уровнем образования, отно­
сящимся к определенным профессиям или же принадлежащим к
определенным социальным группам, свойственна характерная
манера разговора, интонация и стиль ведения беседы. Поэтому в
зависимости от того, как говорит человек, может складываться
его восприятие окружающими. Аналогичная ситуация наблюда­
ется и в случае с внешним видом, стилем и манерой одеваться. В
любом обществе наблюдается стремление людей к униформиза-
ции, чаще всего отражающей их социальное положение или про­
фессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень
часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии
и положении в обществе. Однако не всегда эти выводы адекват­
ны действительности, хотя почти всегда они оказывают сущест­
венное влияние на восприятие человека окружающими. В связи
с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти момен­
ты, если человек стремится добиться позитивного восприятия
окружением.
Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование, нацио­
нальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно сильно
влияют на наше восприятие человека. Стереотипизированные
представления, соответствующие этим характеристикам, как бы
подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая
очень часто при восприятии человека искаженное представление о
нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить
влияние анкетных данных на восприятие человека окружением не­
возможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек дол­
жен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его ан­
кетных характеристик. Это может существенно помочь ему реалис­
тично и более успешно построить свое взаимодействие с окружаю­
щими.

Характеристики воспринимающего человека
Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают
то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что
все в окружении его воспринимают совершенно одинаково в соот­
ветствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера
одеваться может вызывать у разных людей разное представление о
человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит
также и от характеристик воспринимающего.
251
1. Восприятие человеком окружения

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого челове­
ка, находится под влиянием двух групп характеристик воспринима­
ющего:
• глубины видения ситуации;
• личностных и социальных характеристик.
В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только
его отдельные, упрощенные и поверхностные стороны. Другие видят
явление более глубоко, воспринимая его и описывая посредством
более сложных характеристик. Например, при восприятии человека
первые увидят его внешние данные (внешний вид, манеру говорить,
отдельные жесты и т.п.), вторые же — отдельные черты характера
(добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более
глубокая степень восприятия, когда формируется картина из совокуп­
ности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного
планов, находящихся между собой в определенном соотношении
(добрый, но ленивый, завистливый и способный) и т.п. Личностные и
социальные характеристики воспринимающего в основном проявля­
ются в терпимости к неопределенности, в готовности открыто и не­
предвзято воспринимать явления, в априорно доброжелательном вос­
приятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, боль­
ше терпимости к новому и неясному, правильно воспринимают новых
людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом
на явления воспринимают других с трудом и не адекватно реальнос­
ти. Они склонны приписывать им те черты и характеристики (преиму­
щественно отрицательные), которых у тех нет, и, наоборот, не видеть
многие черты, которые имеют позитивный характер.

Характеристики ситуации восприятия
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой
ситуации оно происходит. Три аспекта ситуации оказывают замет­
ное влияние на восприятие.
Во-первых, это место, в котором происходит встреча. Напри­
мер, неформальная обстановка и неформальные места встречи
больше располагают к более широкому, часто позитивному и дру­
жескому восприятию.
Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу ка­
кого дела или в связи с чем состоялась встреча. Если событие, в
рамках которого состоялась встреча, имеет для воспринимающего
большое положительное значение, то и его восприятие человека, с
которым состоялась встреча, может быть соответственно более по­
ложительным, чем если бы он встретил его в обычной производст­
венной ситуации.
252 Глава 11. Личностные основы поведения человека

В-третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, кем
или от чьего имени была организована встреча. Например, воспри­
ятие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или вы­
сокопоставленным лицом, может существенно отличаться от вос­
приятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась
по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.
Знание того, что восприятие человека зависит от ряда выше­
перечисленных факторов, очень важно для установления хороших
взаимоотношений между членом организации и организационным
окружением. Особенно важно это знать и использовать данное зна­
ние тем, кто входит в организацию, так как от их умения создать
первоначальное благоприятное восприятие очень сильно зависит
их возможность успешно вписаться в организационное окружение.

2. Критериальная база поведения человека
К критериальной базе поведения человека относятся те устойчи­
вые характеристики его личности, которые определяют предпочте­
ния при принятии решений человеком по поводу его поведения.
Естественно, на данного рода решения оказывают большое влияние
цели, которые преследует человек, условия, в которых разворачи­
ваются действия, его возможности, динамика происходящих про­
цессов, настроение и ряд других факторов. Однако при всем разно­
образии факторов поведение каждого конкретного человека обла­
дает определенной стабильностью и предсказуемостью, присущими
ему принципами поведения, критериями выбора и предпочтения,
табу и тому подобными моментами.
Критериальная база поведения любого человека складывается
из его расположения к людям, событиям и процессам, совокупнос­
ти ценностей, разделяемых данным человеком, набора верований,
которых придерживается человек, и принципов, которым он следу­
ет в своем поведении. Все эти составляющие критериальной базы
поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимопроникнове­
нии и взаимовлиянии. Однако, несмотря на сильную взаимозависи­
мость, их можно рассматривать как относительно обособленные ха­
рактеристики личности человека, влияющие на его поведение.

Расположение
Расположение человека к людям, отдельным процессам, окружаю­
щей среде, своей работе, организации в целом играет очень боль­
шую роль в установлении нормального взаимодействия человека и
организационного окружения. Одно и то же явление или действие,
2. Критериальная база поведения человека 253

имеющее совершенно одинаковое проявление и оказывающее оди­
наковое влияние на людей, может вызвать различную реакцию в
силу того, что у людей существует различное расположение к
этому явлению или действию. Отражая чувства человека по отно­
шению к определенному объекту, расположение делает его реше­
ния и действия индивидуальными. Обычно человек имеет опреде­
ленное расположение к каждому объекту или явлению, с которым
ему приходится сталкиваться в жизни.
Расположение характеризуется тем, что оно, во-первых, невиди­
мо, так как заключено в человеке. На поверхности видны его пос­
ледствия. Во-вторых, расположение проистекает из тех чувств, ко­
торые питает человек к объекту. В-третьих, расположение как бы
является точкой, находящейся на оси с полюсами «нравится — не
нравится». В-четвертых, расположение влияет на поведение чело­
века и проявляется в том, что он ведет себя в соответствии с апри­
орным положительным либо негативным отношением к явлению,
объекту, процессу или человеку.
С учетом сказанного можно дать определение того, что такое
расположение. При этом надо иметь в виду, что существует не­
сколько различных взглядов на то, что такое расположение, и
однозначного и совершенно четкого определения этого свойства
личности дать невозможно.
В общем виде расположение можно определить как апри­
орное отношение к человеку, группе людей, явлениям, органи­
зациям, процессам и вещам, определяющее положительную
или негативную реакцию на них.
Расположение имеет три компоненты. Во-первых, это та часть,
которая отражает ч у в с т в а человека по отношению к объекту,
нравится он ему или нет. Эта часть называется взаимодействующей
частью расположения. Во-вторых, это з н а н и я об объекте, кото­
рыми располагает человек. В-третьих, это н а м е р е н и е по поводу
того, как человек должен себя вести по отношению к объекту. Объ­

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 31)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign