LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 79
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

нить в режиме конструктора форм, например, добавить рисунок, поясняющий
текст, и т. п.
Для запуска приложения выполняется его специальная настройка — команда
меню Сервис • Параметры запуска (рис. 7.54).
С помощью команды меню Сервис • Параметры запуска можно изменить пара­
метры запуска приложения, а именно: убрать название программного окна Mic­
rosoft Access, вывести пользовательское меню команд (вместо главного меню
СУБД Access), отказаться от стандартных средств СУБД (контекстное меню,
встроенные панели инструментов, специальные клавиши и др.). Загрузка при­
ложения может выполняться с помощью специэ шного значка. На экран можно
вывести кнопочную форму, скрыть окно БД, убрать строку состояние и т. п.
647
Основные понятия СУБД Access


Switchboard Items
ItemNumber
SwitchboardID ItemText Command Argument
0 Бухгалтерский учет ОС Default
1
1 2
Нормаптивно-слравочная
информация
1
2 4
Бухгалтерские счета
1
3 3
Основные средства
4 1 5
Отчеты бухгалтерские
1
5 7
Отчеты по ОС
6 6
Выход

ней
2 0
0
2 1 3
Счета и субсчета Счет
2 3
2 Группы ОС Группы ОС

мол
2 3
3 МОЛ
2 4 3
Типовая операция Типовая операция
7
2 5 Справочник подразделений Справочник подразделений
1
2 6 1
Возврат в главное меню

ос 0
3 0
3 1 3
Инвентарный объект ОС Объект ОС
1
3 2 6
Запросы по ОС
3 1
3 1
Возврат в главное меню
4 БУ
0 0
4 1 3
Сальдо по счетам Сальдо
ЖХО
4 2 3 ЖХО
4 3 3
Проводка Проводка
4 4 7
Проверка счетов Проверка счетов
4 7
5 Шахматная ведомость Шахматка
4 1
6 1
Возврат в главное меню
5 0
0 Отчеты БУ
4
5 1 Журнал операций Журнал операций
5 2 3 Форма отчета ОСВ
Оборотная ведомость по
счетам
4
5 3 Карточка счета Карточка счета
4 1
5 1
Возврат в главное меню
6 0 0
Запросы
6 1 7
Период установки ОС Перекрестный ОС
6 2 7
Итоги ОС по группам Итоги ОС по группам
6 7
3 Средняя стоимость ОС Средняя стоимость ОС
Инвентарные объекты ОС
6 4 7 Выше средней стоимости ОС
выше средней
6 5 1 1
Возврат в главное меню
7 0
0 Отчеты ОС
7 1 4
Справочник ОС Справочник ОС
7 2 4
Наличие ОС Наличие ОС
7 4
3 Поступление ОС Поступление ОС
7 4 4
Выбытие ОС Выбытие ОС
7 4
5 Амортизация ОС Амортизация ОС
7 6 1 1
Возврат в главное меню

Рис. 7.52. Элементы кнопочной формы
648 Глава 7 Система управления базами данных MS Access 2000




Рис. 7.53. Кнопочная форма приложения

Параметры з а п ч с к а



3
>m*v»vn
|Учет основных средств 1 Switchboard
4
Г" &ю $?вшА1т*ж
Знадр* приложения!
'Л^ямг' Л <- ! - V J
,˜j Г* <п»ак»«)сгаям1^ >.
gt+waajMc* меню;
Скрапа й«в4*
](по умолчанию)




Р Сл^цизлиные к л а в ш и А « в и < <, >< v




Рис. 7.54. Параметры запуска приложения


Средства администрирования СУБД
СУБД Access обеспечивает администрирование БД, которое может выполняться
как специалистами по информационным технологиям, так и конечными пользо­
вателями (бухгалтерами, экономистами и т. п.). Основными задачами по адми­
нистрированию БД являются:
• управление структурными изменениями БД;
• обеспечение надежного хранения и защита БД;
• управление эффективным использованием вычислительных ресурсов;
• поддержка информационных связей БД.

Структурные изменения БД
Развитие предметной области, появление новых приложений (комплексов зада­
чи запросов), изменение информационных требований существующих приложе-
649
Основные понятия СУБД Access


ний, появление новых форм документов и т. п. обусловливает необходимость
постоянного совершенствования структуры БД. Именно структура данных БД
определяет производительность приложений, затраты на создание и обслужива­
ние БД.
Изменение структуры БД осуществляется путем:
• добавления или удаления полей таблиц;
• добавления или удаления таблиц БД;
• изменения форматных характеристик полей;
• создания или удаления индексов таблиц;
• изменения типа связей таблиц.
Структурные БД изменения направлены на:
• удовлетворение информационных потребностей приложений по полноте и
объему предоставляемых данных;
• обеспечение производительности выполняемых приложений;
• сокращение расхода дисковой памяти за счет минимизации форматов храни­
мых данных;
• устранение неэффективного дублирования хранимых данных;
• ограничение числа индексов таблиц;
• сокращение общего числа таблиц и др.
СУБД Access позволяет анализировать различные классы объектов БД с точки
зрения их структуры и эффективности реализации, по результатам анализа вы­
даются рекомендации. Команда меню Сервис • Анализ • Таблица' оценивает струк­
туру таблиц, ее соответствие требованиям нормализации. Команда меню Сервис •
Анализ • Быстродействие анализирует объекты БД с точки зрения эффективно­
сти их обработки и выдает заключения вида «Рекомендация», «Предложение»,
«Идея».
Команда меню Сервис • Анализ • Архивариус создает описание различных объек­
тов БД, их свойств и методов обработки. Описания можно вывести на печать,
сохранить как файл в формате HTML, EXCEL, RTF, TXT (MS-DOS) или таб­
лицы БД — Описание объекта.
Структурные изменения БД выполняются в конструкторе таблиц и схеме дан­
ных.

Надежность хранения и защита БД
Одним из способов обеспечения надежного хранения БД является ее периоди­
ческое копирование, создание так называемой архивной копии. Для этого могут
использоваться как стандартные средства операционной системы Windows (про-

1
При использовании ИЛМ, соответствующей требованиям реляционной модели, как ос­
новы для построения базы данных, проблема проектирования базы данных значительно
упрощается.
650 Глава 7. Система управления базами данных MS Access 2000


граммы Проводник, Мой компьютер), так и средства СУБД Access. С точки зре­
ния операционной системы, БД — это файл с расширением .MDB, который мож­
но копировать на другой диск, в другую папку под тем же самым или другим
именем. СУБД Access позволяет создать точную копию БД следующим образом:
• с помощью команды меню Файл • Создать создается новый файл БД;
• команда меню Файл • Внешние данные • Импорт позволяет импортировать
объекты исходной БД.
Для обеспечения сохранности БД периодически выполняется команда меню
Сервис • Служебные программы • Сжать и восстановить базу данных. Эта команда
обеспечивает освобождение дискового пространства и восстановление внутрен­
ней структуры файла БД. Возможно сжатие и восстановление как закрытой, так
и открытой БД.
Защита БД может устанавливаться на нескольких уровнях.
1. Криптографические методы защиты БД с помощью команды меню Сервис •
Защита • Шифровать/дешифровать.
Зашифрованный файл БД недоступен для чтения с помощью служебных
программ. Шифрование выполняется только для закрытой БД.
Команда меню Сервис • Защита • Мастер обеспечивает создание новой БД, в
которую экспортируются копии всех объектов. Новая БД шифруется, а ис­
ходная БД имеет статус резервной БД.
2. Защита от структурных изменений БД и приложений. Этот вид защиты обес­
печивается за счет сохранения файла БД в формате .MDE.
Файл .MDE имеет меньший размер, а за счет сжатия БД повышается быстро­
действие работы с объектами БД. В формате .MDE недоступны конструктор
форм, конструктор отчетов, конструктор модулей. Это означает, что реструк­
турирование БД и изменение приложений невозможно. При этом сохраняет­
ся работоспособность всех приложений БД, а с данными таблиц можно рабо­
тать без каких-либо ограничений.

ПРИМЕЧАНИЕ
Перед изменением формата БД создается ее страховая копия, так как обратное преобразо­
вание невозможно.

3. Защита БД от несанкционированного доступа.
СУБД Access обеспечивает традиционные способы защиты БД от несанкцио­
нированного доступа:
О Парольная защита на открытие файла БД.
О Создание системы идентификации групп и отдельных пользователей БД.
О Спецификация доступа на уровне групп и отдельных пользователей к объ­
ектам БД.
Команда меню Сервис • Защита • Задать пароль базы данных позволяет устано­
вить общий пароль для входа в базу данных. Всякий раз при открытии БД тре-
651
Основные понятия СУБД Access


буется вводить пароль. Эта же команда обеспечивает изменение пароля базы
данных или его отмену.
Команда меню Сервис • Защита • Пользователи и группы создает перечень имен
и паролей для групп и членов групп. В группы входят указанные пользователи
БД. По умолчанию существуют две группы:
• Admins — администратор БД.
• Users — пользователи БД.
Можно изменять состав групп, состав пользователей определенных групп, их
имена и пароли. Каждый объект БД (таблицы, запросы, формы, отчеты и т. п.)
имеет определенного владельца, и на объект устанавливаются для определен­
ных групп или отдельных пользователей «разрешения» типа: чтение/изменение
структурных характеристик, чтение или изменение данных и т. п. Схематичная
связь объектов БД и групп пользователей показана на рис. 7.55. Подобная спе­
цификация объектов БД и прав работы с объектами устанавливается с помощью
команды меню Сервис • Защита • Разрешения. Данный вид защиты БД особен­
но важен в условиях сетевой обработки и коллективного доступа к данным БД.




Тип доступа



Член группы I- Объект базы данных



Разрешение доступа
Рис. 7.55. Схема защиты БД

Эффективность БД
К числу дефицитных ресурсов вычислительной системы относятся: дисковая
память, сетевой трафик, время центрального процессора.
В условиях сети СУБД Access позволяет разбивать большие БД на два файла,
которые могут храниться в различных местах:
• файл для таблиц БД;
• файл интерфейса (запросы, формы, отчеты, макросы и модули) БД.
Файл таблиц БД размещается на сервере, файлы интерфейса БД — на компью­
терах рабочих станций. Этим достигается уменьшение нагрузки на сетевой тра­
фик. Для разделения файла БД выполняется команда меню Сервис • Служебные
программы • Разделение БД. Имя файла таблиц БД строится на основе имени
исходного файла БД с добавлением суффикса BE. Например, для БД OC.MDB
после разделения будет создан файл таблиц с именем OC_BE.MDB, который бу
652 Глава 7. Система управления базами данных MS Access 2000


дет содержать таблицы базы, файл OC.MDB будет содержать формы, запросы,
отчеты и т. д., а также присоединенные таблицы БД.
Для многопользовательских БД СУБД Access поддерживает так называемые ре­
плики БД. Реплика — копия БД, включающая объекты (таблицы, запросы, фор­
мы, отчеты, макросы и модули). Наличие реплик БД позволяет пользователям,
работающим на разных компьютерах, осуществлять одновременный доступ к
копиям данных. По мере необходимости эти копии синхронизируются между
собой.
Для БД существует набор реплик, который включает одну ОСНОВНУЮ и мно­
го ПРОЧИХ реплик. Только в основной реплике возможно осуществлять изме­
нения структуры БД. Понятие основной реплики — не абсолютное. Можно ос­
новную реплику преобразовать в обычную реплику, и наоборот. Реплика может
содержать как реплицируемые, так и локальные объекты, созданные пользова­
телем. Изменения структуры или данных локальных объектов не распростра­
няются на другие элементы набора реплик. Синхронизация набора реплик осу­
ществляется путем обмена всеми измененными записями и реплицируемыми
объектами. Два элемента являются синхронизированными, когда изменения в
одном из них учтены в другом, и наоборот.
Реплика автоматически резервирует БД путем ее копирования на различные
компьютеры. Для создания и синхронизации реплик используются диспетчер
репликации с помощью команд меню:
• Сервис • Репликация • Создать реплику — преобразование БД в основную ре­
плику;
• Сервис • Репликация • Синхронизация — синхронизация текущей БД с репли­
кой;
• Сервис • Репликация • Устранить конфликты — для устранения конфликтов
реплик.

ПРИМЕЧАНИЕ
Обратное преобразование БД, по которой создана основная реплика, в не реплицирован-
ную БД невозможно. Создать новую не реплицированную БД, содержащую все объекты и
данные из реплицировашюй БД, но не содержащую дополнительные системные поля,
таблицы и свойства, добавляемые при репликации, можно с помощью команды меню —
Файл • Внешние данные • Импорт.



Внешние информационные связи БД
СУБД Access поддерживает все информационные технологии Windows для кол­
лективного многоцелевого использования БД, а именно:
• технологию OLE — связывание и внедрение объектов;
• Драйверы ODBC — конвертирование форматов данных.
Эти технологии позволяют обеспечить совместимость БД под управлением СУБД
Access с другими информационными системами. Различают:
653
Вопросы для самопроверки


• импорт внешних данных с потерей связи с источником — информационная
технология внедрения объекта — команда меню Файл • Внешние данные •
Импорт;
• присоединенные таблицы с сохранением связи с источником и возможно­
стью одновременной работой с источником в нескольких приложениях — ко­
манда меню Файл • Внешние данные • Связь с таблицами.
Для обновления данных связанных таблиц выполняется команда меню Сервис •
Служебные программы • Диспетчер связанных таблиц, выбираются источники таб­
лиц для обновления.
Возможно совместное использование различных версий БД СУБД Access. Так,
БД любых версий можно преобразовывать в версию Access — команда меню
Сервис • Служебные программы • Преобразовать БД.
Команда меню Сервис • Связи с Office обеспечивает поддержку комплексных ин­
формационных технологий:
• Слияние с MS WORD — экспорт данных выбранного объекта БД (таблицы, за­
проса) в текстовый редактор Word в качестве источника данных для созда­
ния составного документа;
• Публикация в MS-WORD — различные объекты БД (таблицы, формы или от­
четы) могут быть сохранены в формате .RTF с автоматической загрузкой фай­
ла в Word 1 .
• Анализ в MS EXCEL — автоматическое создание файла рабочей книги (.xls) с
именем, соответствующим выделенному объекту БД (таблица, форма, отчет,
запрос).
СУБД Access обеспечивает экспорт объектов БД (таблиц, форм, отчетов, запросов)
в виде файлов указанного формата с помощью команд меню Файл • Экспорт.


Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение БД. Каково назначение БД как компонента КСБУ?
2. Каковы функции СУБД?
3. Назовите известные вам СУБД.
4. Назовите этапы проектирования БД. Охарактеризуйте работы отдельных
этапов.
5. Каково назначение информационного анализа предметной области?
6. Дайте определение ИЛМ ПО и ее компонентов.
7. В чем заключается требование нормализации информационных объектов
ИЛМ?
8. Что такое логическая и физическая структура БД?
9. Как разрабатываются приложения, работающие с БД?

1

<< Пред. стр.

страница 79
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign