LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

По топологии (геометрии построения) различают сети (рис. 1.10):
1. С шинной топологией — к об,щей шине присоединены все абоненты, сеть
легко меняет свою конфигурацию, устойчива к неисправностям узлов сети,
но имеет ограничение на протяженность и расстояние между узлами.
2. С петлевой топологией — последовательное соединение узлов, ретрансли­
рующих сообщения по сети.
3. Сети с радиальной топологией, в центре которой — сервер, обеспечивающий
централизованное управление.
4. Ассоциации сетей, построенные с использованием узлов коммутации (УК),
которые имеют выход в другие сети с помощью межсетевого интерфейса.
Работа компьютерных сетей основана на системе правил взаимодействия между
собой различных технических и программных компонентов сети. Эта система
правил носит название сетевых протоколов определенных уровней взаимодей­
ствия. В качестве устройств межсетевого интерфейса используются:
• повторители — усилители сигналов, обеспечивают увеличение протяженно­
сти сети, объединение нескольких сегментов однородной сети;
• мосты — объединение сетей различных топологий, но использующих одно­
типные протоколы и сетевую операционную систему, обеспечивают передачу
информации между сетями;
42 Глава 1 Информационные системы предприятий


• маршрутизаторы — соединение несвязанных сетей, создание логических ка­
налов для передачи сообщений, выравнивание трафиков сетей;
О шлюзы — самое сложное объединение неоднородных сетей.




9999
Шинная топология




с=>


Ассоциации сетей
Радиальная топология
Рис. 1.10. Топология компьютерных сетей

Сеть Интернет — наиболее популярная глобальная сеть, объединяющая в себе
многие глобальные, региональные и локальные сети. Название сети так бук­
вально и переводится — «межсетевая» Основой работы Интернета являются
протоколы:
• Internet Protocol (IP) — межсетевой протокол обмена данными.
• Transmission Control Protocol (TCP) — управление передачей сообщений по
сети.
Компьютеры, непосредственно подключаемые к Интернету, называются хост-
компьютерами. Они имеют уникальные адреса в двух системах обозначений:
• цифровой IP-адрес, 32-разрядное двоичное слово вида:
ХХХХХХХХ . ХХХХХХХХ . ХХХХХХХХ . ХХХХХХХХ
Сеть подсеть компьютер
Цифровой адрес строится «сверху вниз» и неудобен для запоминания.
• доменный адрес, построен на основе иерархической классификации доменов,
например:
О географические домены; Россия — .ru, .su, США — .us, Германия — .de,
Франция — .fr, Великобритания — .uk и т. д.
43
Компьютерные сети и технологии


О тематические домены: правительство — .gov, коммерческие организации —
.com, учебные заведения — .edu, прочие организации — .org и др.
Доменный адрес может иметь произвольную длину, содержит спецификацию
узла, которая строится «снизу вверх», самыми правыми являются старшие до­
мены адреса, например:
О 1c.ru — имя хоста 1с, расположен в Росс ш (фирма 1С);
О sap-ag.de — имя хоста SAP, расположен в Германии (система SAP R/3).
О it.ru — имя хоста фирмы Ай-Ти (система БОСС) и др.
На основе протоколов T C P / I P разработаны сервисные сетевые протоколы:
• Simple Mail Transfer Protocol (SMTP) — простой протокол электронной почты;
• Network News Transfer Protocol (NNTP) — протокол телеконференций;
• File Transfer Protocol (FTP) — протокол передачи файлов (архивов про­
грамм, баз данных);
• Telnet — протокол удаленного доступа к компьютеру;
• Hyper Text Transfer Protocol (HTTP) — протокол передачи гипертекста.
На базе перечисленных протоколов реализованы услуги, так называемые Ин­
тернет-технологии. Так, электронная почта позволяет готовить и передавать поч­
товые сообщения в специальном стандарте MIME (Multipurpose Internet Mail
Extension), обеспечивающем вложение в сообщение любых двоичных файлов,
вести электронную адресную книгу, списки рассылки и т. п. Основное достоин­
ство электронной почты — скорость и низкая стоимость.
Дальнейшим развитием электронной почты стали системы телеконференций,
которые могут объединять сообщества людей для контактов по тематическому
принципу. Телеконференции проводятся в двух режимах:
• off-line (аналог электронной газеты, которую можно читать и туда же можно
отсылать отклики на прочитанное или писать собственные статьи);
• on-line (телеконференции в реальном времени).
В сети Интернет существуют FTP-серверы, которые являются хранителями
файлов программ и данных, передаваемых по сети с помощью протокола FTP.
В ряде случаев это делается на платной основе.
Всемирная паутина W W W (World Wide Web) является самой революционной
информационной технологией последнего десятилетия. В мире насчитываются
сотни тысяч Web-узлов и миллионы страниц информационных ресурсов, к ко­
торым возможен доступ. Основу W W W составляет гипертекстовые ссылки, ко­
торые могут быть связаны в исходном документе с текстом, рисунком. Все ин­
формационные ресурсы Интернета имеют свои адреса в системе URL (Uniform
resource Locator). Общий формат доступа к ресурсу: ппр://имя_хост_компьюте-
ра/путь/файл.
Текст ресурса представлен на языке HTML (Hyper Text Mark Language) и со­
храняется как файл с расширением .htm (.html). HTML-документы — это обыч­
ные текстовые файлы, доступные для просмотра и редактирования в любом тек­
стовом редакторе.
44 Глава 1 Информационные системы предприятий


Для доступа и работы с информационными ресурсами Интернет а используются
специальные программные продукты класса Web-обозревагели (Internet Explo­
rer, Netscape Navigator и другие) Поиск информационных ресурсов осуществ­
ляется с помощью поисковых систем
Число хост-компьютеров в России к 2000 году оценивается РОЦИТ примерно в
250 тысяч Информационные ресурсы в российском Интернете (домены ru, su)
содержат около 30 тысяч наименований, включая Web-сайты, страницы) По дан­
ным самой популярной поисковой системы Ramblei (www rambler ru) no состоя­
нию на лето 1999 года каталог имел ссылки на 23 028 тысяч информационных
ресурсов, среди которых выделяются ресурсы с высокой частотой обращения

Развлечения — 11,88% Компьютеры — 3,57%
Бизнес и финансы — 11,02 % Политика — 3,56 %
Классификаторы (поисковые машины) — 8,83 % Провайдеры — 3,45 %
Сервисы (бесплатный E-Mail) — 7,43 % Увлечения, хобби — 2,99 %
СМИ - 6,25 % И1ры - 2,86 %

Для профессиональной деятельности бухгалтеров и экономистов весьма полез­
ными являются сайты1
1 ЦБ Р Ф — www cbr ru в том числе валютный календарь — www cbr ru/markets/
vaM htm, содержит курсы валют ЦБ на любую дату
2 Агентство консультаций и деловой информации «Экономика и жизнь» —
www akdi ru, не содержит выпусков еженедельника, но много аналитической
информации по проблемам бухучета, управления, финансов (частично —
бесплатная информация), имеет разделы для освещения оперативных мате­
риалов
О Государственной думы — www akdi ru/gd/akdi htm,
О Совета Федерации — www akdi ru/sf/akdi htm,
О Конституционного суда — www akdi ru/sf/akdi htm,
О Высшего арбитражного суда — www akdi ru/sf/akdi htm
3 CONSULTING RU — www consulting ru, информация о международных стан­
дартах бухгалтерского учета и их применении в России, системам автомати­
зации, консалтинг
4 Бухгалтерский учет и аудит в России — www audit-it ru, публикация новостей
и официальных документов в области бухгалтерского учета и аудита
5 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам — www nalog ru,
официальные документы и разъяснения, открытый доступ к файлам бланков
налоговой отчетности


1
www expos ru/audit00
45
Компьютерные сети и технологии


6. Справочная правовая система «Гарант» — www.park.ru/garant/garant.htm, плат­
ная информация, кроме демо-режима, а также бесплатная юридическая кон­
сультация — www.home.park.ru/consult.
7. «Консультант-Плюс» — www-windows1251.consultunt.ru/mainmenu/mainmenu.htm,
доступ к документам правового содержания, принятым за последние 10 ка­
лендарных дней, раздел «Налоги, бухучет» содержит около 5000 норматив­
ных документов.
8. «Кодекс» — www.wkkodex.ru, база данных правовых документов, бесплатный
доступ — 1 неделя.
9. Информационно-консультационный аудиторский центр — www.audit.ru, «Ско­
рая помощь для бухгалтера», on-line платные консультации.
10. Аудиторская компания «РК-Аудит» — www.rk-audit.ru/index.html, Интернет-
консультации по вопросам бухучета, налогообложения и финансового анали­
за, а также новости, оперативная финансовая информация.
11. Салон «Финансист» — www.finsoft.ru, программы автоматизации бухгалтер­
ского учета ведущих разработчиков, консультации и аналитические материа­
лы по подбору программного обеспечения.
12. Консалтинговая группа «Термика» — http://www.termika.ru/, аналитическая ин­
формация, заказ CD-ROM по финансово-экономической тематике, архивы
изданий в электронном виде (журналы «Аудиторские ведомости», «Налого­
вый вестник», «Консалтинг» и др.).
13. «Финансовая газета» — http://www.com2com.ru/fingaz/, заголовки статей газе­
ты, подписка на электронные версии газеты.
14. «Бухгалтерский учет» — http://www.buhgalt.ru/, аннотации статей журнала.
15. Каталог газет и журналов — http://www.kulichki.ramblre.ru/shura/paper-k.htm, пол­
ный каталог доступных в Интернете русскоязычных изданий, полные URL,
признаки доступности и актуальности.
16. «Бизнес-книга» — http://www.bizbook.ru/, книжный магазин экономической ли­
тературы, on-line заказ, доставка.
17. «Мистраль» — www.mistral.ru, книжный магазин, on-line заказ, доставка.
18. Издательский дом «Питер» — www.piter-press.ru, книжный магазин, on-line
заказ, доставка.
19. «Финансы и статистика» — www.finstat.ru, сайт издательства, новости, списки
изданий, аннотации. Заказа и доставки нет.
20. Список учебных центров и курсов по подготовке специалистов, в том числе
и бухгалтеров — koi8.deol.ru/education/add/add/buhgalt.htm.
21. Кадровый центр «Профи» — www.proficenter.ru, подбор и аттестация кадров,
список вакансии, консалтинг, тренинг и обучающие семинары.
22. Международные стандарты бухгалтерского учета IASC — www.iasc.org.uk, крат­
кие обзоры стандартов, заказ полных версий.
23. Список международных ресурсов Интернета по бухучету, аудиту и консал­
тингу — www.rutgers.edu/Accounting/raw/internet/internet.htm.
46 Глава 1 Информационные системы предприятий


В настоящее время сформировались следующие виды деятельности, построен­
ные на информационных технологиях Интернета:
Q предоставление услуг доступа к Интернету — объем оборота около 200 млн
долл/год;
• оказание услуг по созданию и размещению информационных ресурсов и рек­
ламы (Web-дизайн, поддержка сайтов) — оборот около 10 млн долл/год;
• организация электронной коммерции.
При использовании информационных технологий Интернета в ИС масштаба
предприятий обеспечивается повышение оперативности выполнения хозяйст­
венных процессов. Возможно получение более качественной информации (пол­
ной, достоверной, своевременной, актуальной) для принятия управленческих
решений. Сокращаются затраты на управленческие расходы, связанные с полу­
чением информации.
Большие перспективы открывает внедрение сетей intranet — внутренних сетей
масштаба крупного предприятия, которые используют современные Интернет-
технологии. Эти сети ограничивают доступ к информационным ресурсам своей
компании — прокси-серверам с помощью специальных программ — брандмау­
эров, делая их доступными для внутреннего корпоративного управления.


Электронные документы ИС
Развитие ИС связано с внедрением в управленческую деятельность новой фор­
мы представления информации — электронных документов на машинных носи­
телях. Электронные документы обладают всеми свойствами и юридической
силой документов управления. В электронных документах содержатся инфор­
мационные сообщения, имеющие различное представление: текст, графика, звук,
изображение в коммуникационных форматах. Электронные документы хранят­
ся как файлы на машинном носителе. '
Юридическая сила электронных документов обеспечена с помощью следующих
реквизитов:
• идентификационный код источника;
• электронная подпись автора документа;
• код формы документа;
• номер документа;
• дата, время создания или модификации документа.

Технологии создания электронных документов
Создание электронных документов осуществляется различным образом:
1. Традиционный ручной ввод информации в экранную форму установленного
образца.
47
Электронные документы ИС


2. Сканирование немашинного документа, создание файла графического типа
(форматы .TIF, .PCX, .TIFF Group IV, .PDF), распознавание графических
символов и их преобразование в стандартный формат машинного доку­
мента.
3. Программный способ создания машинного документа, в том числе вставка в
документ внедренных или связанных объектов согласно технологии OLE.
4. Импорт входных файлов коммуникационных форматов в электронный доку­
мент, которые могут рассматриваться как «вложения» и существовать неза­
висимо от основного документа либо интегрироваться с основным докумен­
том.
5. Сообщение электронной почты, сохраняемое в виде электронного документа.

Система управления электронными
документами
Работа с документами, в том числе и с электронными, требует создания систе­
мы управления документами и документооборотом в масштабе И С. Эта система
должна охватывать все этапы жизненного цикла документов: создание, хране­
ние, поиск, обработку, сдачу в архив, удаление документа.
Документы ИС по направлению информационных потоков можно разделить:
• входящие внешние документы;
• исходящие документы, созданные в ИС;
• внутренние документы ИС.
Входящие внешние документы ИС регистрируются, при необходимости преоб­
разуются в машинное представление. Все входящие документы помещаются в
архив на хранение в течение регламентированного срока. В зависимости от типа
и содержания документа вырабатывается соответствующая реакция ИС на до­
кумент. Например, если документ имеет директивный характер, разрабатывается
план мероприятий, определяется состав исполнителей, составляется план-гра­
фик работ и сроки их исполнения, документ ставится на контроль. Входящий
документ может содержать информацию, которая является входной для реше­
ния задач. Такие документы подлежат обязательному вводу в БД. Для электрон­
ных документов используется маршрутизация: передача документа исполните­
лю, ввод документа в БД, отметка о передаче документа по маршруту обработки
и т. п.
Исходящие документы машинного представления в заданном формате пред­
ставления рассылаются получателям с помощью стандартных информационных
технологий. Для рассылки может использоваться: курьерская связь (передача
печатных копий документов или машинных носителей), электронная почта, Web-
публикации.
Внутренние документы ИС обслуживают функции управления, все формы до­
кументов и схема документооборота регламентированы.
Система хранения документов в электронном виде должна обеспечить:
48 Глава 1 Информационные системы предприятии



• централизованное хранение документов,
• ведение архива электронных документов,
• администрирование системы управления документами,
• санкционированный доступ и парольная защиту файлов электронных доку­
ментов в режиме чтения/записи,
• конвертирование файлов электронных документов в различные форматы,
Q выбор носителей информации для организации системы хранения докумен­
тов в соответствии с частотой обращения, сроком действия документа,
• быстрый просмотр документов различных форматов документов без загруз­
ки исходных приложений,
• поиск документов по различным критериям отбора' и др
Программные системы управления электронными документами имеют откры­
тый программный ишерфейс (Application Program Interface — API), что позво­
ляет наращивать функции работы с документами, встраивать эти функции в
прикладное программное обеспечение функционального назначения С помо­
щью новой информационной технологи Workflow (управление потоком) можно
моделировать и описывать хозяйственные процессы (бизнес-процессы) в терми­
нах документов, отслеживать взаимодействие субъектов бизнеса, наступление
определенных событии или условии Workflow использует систему электронной
почты для рассылки документов по маршруту, создает сценарии хозяйственных
процессов в терминах документов и определенных действий над ними В И С ав­
томатизация документооборота становится эффективным инструментом систе­
мы управления С помощью сценариев движения документов описываются биз­
нес-процессы, которые находятся под постоянным контролем
Технология групповой работы над электронными документами Groupware (обес­
печение групп) предполагает коллективный доступ к одним и тем же докумен­
там в электронной форме
• формирование групп пользователей электронных документов;
• включение в состав группы новых пользователей,
• определение режимов работы с электронными документами для различных
групп и пользователей,
• использование методов криптографии и цифровой подписи, придающих юри­
дическую силу электронным документам
Криптографическая защита информации основана на шифровании файлов элек­
тронных документов, формировании ключей электронной подписи. Наиболее
распространенные в мире системы групповой работы с электронными докумен­
тами — Domino/Notes (фирмы Lotus Development), GroupWise (фирмы Novell),
Microsoft Exchange (фирмы Microsoft)


1
Поиск документов выполняется, как правило, с использованием языков запросов высо­
кого уровня, с помощью которых задаются сложные условия отбора документов Другой
вариант поиска — кошскстный, по образцу или смыслу
49
Проектирование ИС


Системы управления документами и системы автоматизации деловых процессов
становятся ядром ИС, особенно для корпоративных информационных систем.


Проектирование ИС
Проектирование ИС связано с выбором методологрги создания, технологии и
методов выполнения проектных работ, инструментальных средств разработки.
Современный подход к проектированию ИС основан на понятии жизненного
цикла ИС и построении комплекса взаимосвязанных моделей для его поддер­
жания.


Жизненный цикл ИС
Жизненный цикл ИС включает этапы:
1. Анализ системы и объекта управления.
На этом этапе выполняется обследование и изучение системы управления.
Анализируется существующая организационная структура управления, при­
меняемая технология производства, система документооборота, связи с внеш­
ними организациями и системами. Создается модель системы и объекта
управления, которая предназначена для выявления и анализа недостатков
существующей системы управления. Моделируется деятельность организа­
ции, проводится бизнес-инжиниринг важнейших функций управления.
На этом же этапе формируются требования к создаваемой ИС, методам и
технологиям работ, инструментальным средствам создания ИС, разрабатыва­
ется план создания ИС.
2. Проектирование ИС.
Этап связан с разработкой концепций ИС, созданием организационной и
функциональной структуры управления, разработкой архитектуры И С. На
этом этапе проектируется структура БД, выполняется конфигурирование
вычислительной сети ИС. Для приложений определяются требования к ин­
формационным технологиям, разрабатываются алгоритмы обработки данных,
формализованные постановки задач, осуществляется выбор программных средств
базового и прикладного назначения ИС.
3. Реализация ИС.
Этап реализации обеспечивает программную и техническую реализацию
проектных решений по ИС. В первую очередь, это — создание БД, проекти­
рование форм документов, заполнение классификаторов и кодификаторов
технико-экономической информации, программная реализация информаци­
онных технологий приложений, создание проектной документации по И С.
По мере разработки отдельных программных компонентов осуществляется
их тестирование и интеграция. Для пользователей ИС разрабатывается экс­
плуатационная документация (руководство пользователя).
4. Внедрение ИС.
50 Глава 1 Информационные системы предприятий


Внедрение И С занимает, как правило, длительное время, от нескольких ме­
сяцев до нескольких лет Осуществляется первоначальная загрузка норма­
тивно-справочной информации, ввод в схему документооборота новых
форм документов, обучение пользователей Внедрение ИС разбивается на
опытную и промышленную стадии эксплуатации ИС, которая начинается
после приемки И С
5 Сопровождение и развитие И С
Этот этап является наиболее длительным в жизненном цикле ИС В процессе
эксплуатации ИС осуществляется регистрация ошибок, проводится экспертиза
проектных решений, формулируются требования к модификации ИС в связи с
изменениями объекта и функций управления, появлением новых информацион­
ных технологий
Основным нормативным документом, регламентирующим жизненный цикл про­
граммного обеспечения, является международный стандарт ISO/IEC 12207 Раз­
работка отечественных программных средств ИС ориентирована на ГОСТ ЕСПД
(Единая система программной документации), ОРММ (Общеотраслевые ру­
ководящие методические материалы) по созданию автоматизированных систем

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign