LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

О табельный учет рабочего времени, учет основной и дополнительной зара­
ботной платы, расчет налогов по заработной плате, формирование выход­
ных расчетно-платежных документов и форм статистической отчетности,
формирование бухгалтерских проводок для учета зарплаты.
3. Логистика — управление материальными потоками (заготовка материалов
и комплектующих изделий), управление производством, управление сбытом
готовой продукции. Все компоненты логистики тесно интегрированы с фи-
33
Структура информационной системы


нансовои бухгалтерией и функционируют на единой информационной базе
Основные комплексы задач логистики
О управление продажами (сбыт) готовой продукции через оптовую, мелко­
оптовую и розничную торговлю,
О управление материальными поюками, включая материально-техниче­
ское обеспечение производственной деятельности предприятия и управ­
ление запасами,
4 Управление производством включает комплексы задач
О техническая подготовка производства (ТПП), в том числе конструктор­
ская и технологическая подготовка производства, создание нормативно-
справочной базы (номенклатура ДСЕ, конструкторский состав изделии,
справочники технологического оборудования и оснастки, пооперационно-
трудовые нормативы),
О технике экономическое планирование (ТЭП), обеспечивает ведение нор­
мативно справочной базы для формирования портфеля заказов, номенк­
латурного плана производства, сбалансированного по ресурсам, производ­
ственной программы структурных подразделений, расчет плановой себе­
стоимости продукции и нормативных затрат,
О учет затрат на производство (контроллинг), обеспечивает управление пря­
мыми и косвенными затратами в производстве, учет выпуска готовой про­
дукции, учет незавершенного производства, расчет фактических затрат на
выпуск готовой продукции, формирование сметы сводных затрат на про
изводство по видам продукции, местам возникновения затрат, по перио­
дам учета и т п
О оперативное управление производством Комплекс заданий обеспечивает
планирование и учет запуска-выпуска продукции в соответствии с произ­
водственной программой, диспетчеризацию материальных потоков для про­
изводственного процесса, оперативный учет выпуска готовой продукции
и незавершенного производства
5 Бухгалтерский учет информационно связан с управленческим учетом затрат в
производстве, финансовым менеджментом, складским учетом Бухгалтерский
учет хозяйственных операций в финансовой бухгалтерии осуществляется на
основе бухгалтерских проводок, формируемых на основании первичных учет­
ных документов Создание документов и их отражения в бухгалтерском уче­
те разделены во времени и пространстве Основные участки бухгалтерского
учета
О ведение главной книги (интегрированного учетного регистра бухгалтер­
ских проводок), вспомохательных учетных регистров,
О учет денежных средств (касса, расчетный, валютный счета, расчеты с под­
отчетными лицами),
О бухгалтерский учет основных средств,
О бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей (материалы, това­
ры, готовая продукция),
О бухгалтерский учет зарплаты,
34 Глава 1 Информационные системы предприятий


О бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами (поставщиками
и получателями),
О консолидация финансовой бухгалтерии на уровне бизнес-единиц пред­
приятия
Развитые ERP-системы зарубежного производства имеют устоявшуюся струк­
туру базовых компонентов системы управления предприятием
1 Бухгалтерский учет и финансы
О Главная книга, финансовый анализ, бюджет и контроль управления (Ge­
neral Ledger)
О Кредиторы, поставщики и счета к оплате (Accounts Payable)
О Дебиторы, потребители и счета к получению (Accounts Receivable)
О Активы (Fixed Assets)
2 Управление материалами (логистика)
О Управление закупками (Purchase Order)
О Складской учет (1С)
О Управление продажами (Sales Order, Sales Order Processing Extended)
О Анализ продаж и прогнозирование (Sales Analysis, Sales Forecasting)
3 Производственный менеджмент
О Конструкторская и технологическая подготовка производства (производ­
ственные стандарты — Production Standards)
О Нормативное хозяйство (Recipe Management)
О Оперативное управление производством (Production Control)
О Учет производственных затрат, контроллинг (Process Costing)
О Контроль и управление качеством (Quality Control)
О Спецификация производственных заданий (Process Specification)
4 Обеспечение производства
О Управление основными фондами (Facilities and Equipment Library)
О Ремонт и техническое обслуживание оборудования (Preventive Mainte­
nance)
О Диспетчеризация производственного процесса, составление план-графиков
(Resource Planning and Scheduling)
О Управление производственными заданиями (Work Order Management)
О Повышение квалификации персонала (Labor/Skills Management)
О Бюджетное планирование (Budgeting and Estimating)
О Учет рекламаций (Maintenance Accounting)
5 Управление перевозками, удаленными складами (Transportation Manager)
6 Управление персоналом (Human Resources)
7 Зарплата (Payroll Processing)
35
Классификация и виды ИС


8. Моделирование бизнес-процессов (Strategic Application Modeler — SAM).
9. Системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems).


Классификация и виды ИС
Классификация ИС способствует выявлению наиболее характерных черт, при­
сущих ИС, обеспечивает лучшее понимание предмета изучения. Существуют
различные классификации, преследующие определенные цели.
В соответствии с классификацией, выполненной компанией Deloitte & Touche,
ИС могут быть разделены на четыре группы:
• локальные;
• малые интегрированные;
• средние интегрированные;
Q крупные интегрированные.
Другие авторы делят ИС по принципу схожести/различия с ERP-системами, в
которых отражены наиболее прогрессивные черты ИС. Важнейшим классифика­
ционным признаком ИС является ее масштаб и интеграция компонентов. Раз­
личают ИС следующих видов:
• локальный АРМ (автоматизированное рабочее место) — программно-техни­
ческий комплекс, предназначен для реализации управленческих функций на
отдельном рабочем месте, информационно и функционально не связан с дру­
гими ИС (АРМ);
• комплекс информационно и функционально связанных АРМ, реализующих
в полном объеме функции управления;
• компьютерная сеть АРМ на единой информационной базе, обеспечивающая
интеграцию функций управления в масштабе предприятия или группы биз­
нес-единиц;
• корпоративная ИС (КИС), обеспечивающая полнофункциональное распре­
деленное управление крупномасштабным предприятием (понятие КИС тож­
дественно определению ERP-системы).
Другой классификационный признак для ИС — степень формализации (струк­
турированности) и сложности алгоритмов обработки информации функциональ­
ных компонентов и соответствующих информационных технологий:
• системы оперативной обработки данных — OLTP (On-Line Transaction Pro­
cessing) системы;
• системы поддержки и принятия решений — DSS (Decision Support Systems).
К системам оперативной обработки данных относятся традиционные ИС учета
и регистрации первичной информации (бухгалтерские, складские системы, сис­
темы учета выпуска готовой продукции и т. п.). В этих ИС выполняется сбор
и регистрация больших объемов первичной информации, используются доста-
36 Глава 1 Информационные системы предприятий


точно простые алгоритмы расчетов и запросов к БД, структура которой стабиль­
на в течение длительною времени1 В OLTP-сисгемах большое значение имеет
защита БД от несанкционированного доступа, аппаратных и программных сбоев
в работе ИС Формы входных и выходных документов, схемы документооборо­
та жестко регламентированы Для повышения эффективности функционирова­
ния ИС используются компьютерные сети с архитектурой «клиент—сервер»
Системы поддержки и принятия решений ориентированы на реализацию слож­
ных бизнес-процессов, требующих аналитической обработки информации, фор­
мирование новых знаний Анализ информации имеет определенную целевую
ориентацию, например финансовый анализ предприятия, аудит бухгалтерского
учета Отличительной особенностью этого класса И С является
О создание хранилищ данных большой емкости (Data WareHouse — DW)
путем интеграции разнородных источников, находящихся в OLTP-системах;
О использование методов и средств аналитической обработки данных (Оп-
Lme Analytical Processing — OLAP-технологий),
О интеллектуальный анализ данных, обеспечивающий формирование новых
знаний (Data Mining — DM технологий)
ПРИМЕЧАНИЕ
«Хранилище данных — это предметно-ориентированное, привязанное ко времени и неиз­
меняемое собрание данных для поддержки процесса принятия управляющих решений» —
Б Инмон


На основе хранилищ данных создаются подмножества данных — OLAP-кубы,
многомерные иерархические структуры данных, содержащие множество при­
знаков
• дата/время (период времени, к которому относятся данные);
• уровень управления (структурное подразделение), которому соответствуют
данные,
• сфера деятельности (бизнес-сфера, результат), к которой относятся данные,
• субъект управления (лицо принимающее решение);
• вид ресурса и другие.
Эти признаки позволяют агрегировать данные путем произвольного сочетания
признаков и вычисления статистических оценок В результате анализа инфор­
мации создается новое знание, полезное для целей управления Содержатель­
ный анализ данных основан на применении инструментальных средств OLAP-
технологий следующих видов:
1 Многомерные СУБД (MDDB — Multi Disentail Data Base) Как правило,
объем многомерной базы данных ограничен — не более десятка гигабайт, а
структура данных многомерных СУБД жестко фиксирована Многомерные

1
Логическая структура базы данных должна быть стабильной в течение 5-7 лет для эф­
фективного функционирования прикладного программного обеспечения [1]
37
Информационно-технологическая архитектура ИС


СУБД применяются для создания БД, для сложной аналитической обработ­
ки которой создано специальное программное обеспечение. Типичные пред­
ставители данного направления инструментальных средств — SAS System
компании SAS Institute, Plato OLAP Server beta 3 фирмы Microsoft.
2. Оперативная аналитическая обработка реляционных БД (Relation OLAP,
ROLAP). Данные «плоских» реляционных БД отображаются в иерархиче­
ские структуры или иные многомерные формы представления данных для
анализа, например, в виде так называемых OLAP-кубов. Обеспечены гиб­
кость алгоритмов сбора исходных данных для формирования данных для
анализа, универсальность методов проведения анализа данных, возможность
представления результатов анализа в различных форматах. Типичные пред­
ставители данного вида инструментальных средств — программные средства,
использующие технологию OLE DB: модуль Decision Cube Borland Delphi 4.0,
OLAP-кубы Excel 2000.
3. Специализированные модули в составе систем управления крупными пред­
приятиями типа Enterprise Resources Planning (ERP). OLAP-технологии вклю­
чены в ERP-продукты как отдельные программные модули или самостоя­
тельные информационные системы, имеющие доступ к корпоративному хра­
нилищу данных, например, SAP R/3, PeopleSoft, Walker Financials и другие.
4. Инструментальные средства генерации запросов и отчетов, дополненные функ­
циями OLAP. Расширение форматов данных для создания отчетов агрегиро­
ванной информации, построение отчетов иерархической структуры данных
большой глубины, вычисление статистических итоговых функций и другие,
например, Business Objects, Power Play фирмы Cognos.


Информационно-технологическая
архитектура ИС
ИС имеет различную информационно-технологическую архитектуру, зависящую
от используемых программных и технических средств, типа сетей и организа­
ции БД. Архитектура ИС, в свою очередь, влияет на параметры ИС:
• время выполнения одиночного запроса;
• производительность ИС (количество транзакций в единицу времени);
• стоимость создания, эксплуатации и развития ИС.
Виды архитектур ИС:
• централизованная обработка данных;
• архитектура «файл—сервер»;
• двухуровневый «клиент—сервер»;
• многоуровневый «клиент—сервер».
38 Глава 1 Информационные системы предприятий


Централизованная обработка данных
Централизованная обработка данных на локальном компьютере (рис. 1.6) имеет
следующие особенности:
• на одном компьютере функционируют:
О программные средства пользовательского интерфейса, обеспечивающие ин­
терактивный режим работы пользователя;
О программные средства приложений, выполняющие содержательную обра­
ботку данных;
О БД.
• развитие ИС ограничено:
О техническими параметрами центрального компьютера: объем оперативной
памяти, объем дисковой памяти для БД, надежность работы компьютера
и программного обеспечения;
О производительностью центрального компьютера, влияющей на своевремен­
ность обработки всех приложений.




Рис. 1.6. ИС с архитектурой централизованной обработки данных


Архитектура «файл—сервер»
ИС с распределенной обработкой данных типа «файл—сервер» (рис. 1.7) ис­
пользует компьютерные сетн, как правило, локального типа. Компьютеры в сети
делятся на рабочие станции и серверы1. На рабочей станции установлены про­
граммные средства пользовательского интерфейса, программные средства при­
ложений, выполняющие содержательную обработку данных. На файловом сер­
вере находится БД.
Достоинство архитектуры «файл—сервер» — обеспечение высокого уровня за­
щиты данных от несанкционированного доступа. Недостатки архитектуры «файл-
сервер»:
• обмен на уровне файлов, доступ к которым в режиме корректировки блоки­
руется для других пользователей;

1
В ряде случаев один и тот же компьютер может выступать и как сервер для других ком­
пьютеров, и как рабочая станция, пользующаяся услугами сервера. Это так называемые
одноранговые сети без выделенного сервера В сетях с выделенным сервером компьютер
является либо сервером, либо рабочей станцией
39
Информационно-технологическая архитектура ИС


• перегрузка трафика сети;
• высокие требования к техническому оснащению рабочих станций, на кото­
рых выполняется содержательная обработка данных.

Рабочая станция
Интерфейс Л
< пользователя\) / Передача\
\ файлов /
Приложение


Рис. 1.7. ИС с архитектурой «файл—сервер»


Двухуровневый «клиент—сервер»
В отличие от ранее рассмотренной архитектуры, распределенная обработка дан­
ных типа «двухуровневый клиент—сервер» (рис. 1.8) предполагает, что на сер­
вере находится БД под управлением СУБД в архитектуре «клиент—сервер».
Все рабочие станции (клиенты) посылают запросы на данные к серверу, кото­
рый осуществляет извлечение и предварительную обработку данных. Единицей
обмена по сети является запрос и релевантная запросу выборка данных из БД.
Существенно уменьшается трафик сети, снимаются ограничения на доступность
данных БД различным приложениям.
«Клиентская» часть приложений становится несколько облегченной, но в боль­
ших И С со сложной логикой обработки данных возникает проблема «толстого»
клиента. Рабочая станция должна иметь достаточно высокие технические пара­
метры для выполнения сложных приложений. Недостатком архитектуры явля­
ется наличие очень высоких требований к техническому комплексу сервера БД,
который становится центральным звеном всей ИС и определяет ее надежность.

Рабочая станция
Интерфейс Л
< пользователяу


Приложение


Рис. 1.8. ИС с архитектурой «двухуровневый клиент—сервер»


Многоуровневый «клиент—сервер»
На рабочей станции установлены только программные средства, поддерживаю­
щие интерфейс с БД. На сервере БД находятся БД под управлением СУБД,
архитектура сети — «клиент—сервер». В архитектуре ИС выделен сервер прило­
жений, на котором находятся программные средства общего пользования. Эти
серверы выполняют всю содержательную обработку данных.
40 Глава 1. Информационные системы предприятий


В отличие от двухуровневой архитектуры, данная архитектура (рис. 1.9) обеспе­
чивает эффективное использование приложений общего пользования многими
клиентами. Клиенты преобразуются в «тонких» клиентов, при этом снижаются
требования к оборудованию рабочих станций. Если серверов приложений и БД
в сети несколько, архитектура ИС становится многоуровневой клиент—сервер­
ной архитектурой. Наличие самостоятельных уровней в информационно-техно­
логической архитектуре ИС дает возможность варьировать аппаратными и про­
граммными средствами: выбирать операционные системы, СУБД, интерфейсы
конечных пользователей, типы серверов и рабочих станций.

Рабочая станция Сервер
приложений
<=$>
<=>
Интерфейс Л
Приложение
пользователя^


Р и с . 1.9. ИС с архитектурой «трехуровневый клиент—сервер»

При построении больших ИС актуальна проблема создания распределенных
систем обработки данных на основе интеграции неоднородных аппаратно-про­
граммных платформ. Многоуровневая архитектура ИС обеспечивает изоляцию
параллельно работающих процессов, в результате ошибки в работе одной про­
граммы не влияют на работу других программ либо операционной системы. Ком­
пьютерные сети могут включать отдельные сегменты, для связи которых ис­
пользуются стандартные протоколы. Для БД осуществляется администрирова­
ние, регистрация каждого имевшего место доступа к базе данных и выполнен­
ных изменений в специальном журнале БД. Как правило, для больших БД созда­
ются страховые копии, осуществляется «зеркализация» дисков.


Компьютерные сети и технологии
Практически любая ИС масштаба офиса, а тем более предприятия использует
компьютерные сети. Компьютерная сеть — вычислительная система, объединяю­
щая с помощью каналов передач данных несколько компьютеров. Сети предна­
значены для изменения технологической среды ИС, с помощью которых обес­
печивается:
• интеграция распределенных вычислительных ресурсов сети (оборудования,
данных, программ общего пользования);
• специализация оборудования сети для повышения эффективности его эксплуа­
тации;
• повышение качества управляющей информацией за счет оперативности, ак­
туальности, точности, достоверности, полноты;
• создание единого информационного пространства ИС.
Оборудование компьютерных сетей включает компьютеры, аппаратуру и кана­
лы передачи данных (АПД), устройства сопряжения компьютеров с АПД, мар-
41
Компьютерные сети и технологии


шрутизаторы и коммуникационные устройства. В качестве среды передачи ис­
пользуются кабели, витые пары, оптоволоконные линии связи, телефонные
линии, системы спутниковой и радиосвязи. Компьютерные сети имеют различ­
ные классификационные признаки, важнейшими из которых являются:
• масштаб протяженности компьютерной сети;
• топология взаимосвязи абонентов сети;
• назначение компьютерной сети.
По протяженности компьютерные сети делятся на:
• локальные сети (охват абонентов сети, находящихся на расстоянии десят­
ков километров), ограниченный круг пользователей;
• региональные сети (охват территории порядка нескольких сот километров),
расширенный круг пользователей;
• глобальные сети (нет ограничений на географическое местоположение або­
нентов).
Управляет работой сети сетевая операционная система. Для локальных сетей
наиболее популярными являются операционные системы NetWare фирмы Novell
и Windows NT Server фирмы Microsoft. Крупные сети могут состоять из отдель­
ных сегментов, соединяемых с помощью аппаратуры связи. Локальная сеть мо­
жет содержать несколько файл—серверов. Сетевая операционная система нахо­
дится на файловом сервере, где создается служба каталогов для управления
ресурсами сети и обеспечения безопасной работы.

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign