LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В любом случае дефицит информации приводит к невозможности выполнения
функций управления в нужное время, в указанном месте, в соответствующем виде.
Точность информации — это заданная степень приближения информации к
истинному значению показателя. В практике управления определены необходи­
мые уровни точности информации для различных функций управления, отдель­
ных технико-экономических показателей. Достоверность является вероятностной
оценкой точности (безошибочности) информации, зависящей от используемых
информационных технологий.
Актуальность информации — это степень соответствия отражения реального
состояния системы и объекта управления. Своевременность информации харак­
теризует временной интервал между возникновением потребности в информа­
ции и реализацией этой потребности. Оперативность информации выражает «ско­
рость» получения информации. Актуальность связана с периодичностью полу­
чения информации, своевременность информации определяет выбор средств
обработки информации, а оперативность — выбор средств сбора и передачи ин­
формации.
Документ является основным носителем информации в ИС, состоит из логиче­
ски связанных реквизитов. Форма (макет) документа определяет расположение
и формат значений реквизитов. Типовая форма документа содержит части:
• заголовочную;
• содержательную;
• оформляющую.
Заголовочная часть формы документа включает постоянные реквизиты, иденти­
фицирующие форму и отдельный экземпляр документа. К ним относятся: на­
именование ИС, название документа, код формы, код документа или другой
идентификатор экземпляра документа.
Содержательная часть формы документа может иметь различное представление:
• сплошной текст;
• анкета, для реквизита задается значение;
• таблица простой или сложной структуры данных, содержит детальные и ито­
говые строки;
• комбинированная форма.
Оформляющая часть формы документа содержит реквизиты, придающие ему
правовую силу: дата составления документа, подписи лиц, удостоверяющих до­
кумент.
Наиболее традиционным в ИС является деление документов на документы руч­
ного заполнения и документы машинного заполнения с помощью средств вы­
числительной техники и программ.
Жизненный цикл документа — это интервал времени от момента создания (руч­
ным или машинным способом) до момента сдачи документа в архив или унич-
26 Глава 1. Информационные системы предприятий


тожения. Между этими моментами осуществляется движение документа — до­
кументооборот, происходит обработка и использование документа для целей
управления. Согласно длительности жизненного цикла различают:
• документы длительного срока пользования; содержат нормативно-справоч­
ную или иную условно-постоянную информацию, сохраняющую свою акту­
альность для многократного решения задач;
• документы короткого срока пользования, содержат оперативную информацию,
актуальную для однократного решения задач.
В соответствии с содержанием операций обработки и схемой документооборота,
документы по отношению к конкретной задаче делятся на первичные и произ­
водные, содержащие результаты ее обработки.
В зависимости от функции управления, для которой используются документы,
различают: нормативные, плановые, учетные, расчетные, аналитические и дру­
гие виды документов. По каждой функции управления или предметным облас­
тям существует набор форм документов, в том числе унифицированных. Уни­
фицированные формы документов обеспечивают:
• сокращение многообразия форм документов для функций управления;
• использование минимально необходимого состава реквизитов в форме доку­
мента;
• соблюдение порядка размещения1 и форматов значений реквизитов в форме
документа.
Основной формой организации информации на машинных носителях является
база данных (БД) под управлением системы управления базой данных (СУБД).
Как правило, БД является интегрированным представлением данных многоцеле­
вого использования, хранит данные, которые обеспечивают решение комплекса
взаимосвязанных задач. В отдельных случаях используются «изолированные»
массивы информации на машинных носителях, которые создаются и обслужи­
ваются вне СУБД в прикладных программах-. СУБД предоставляет интерфейс
для работы с БД пользователям. Все операции с данными БД выполняет СУБД
(объявление структуры базы данных, ввод, поиск, корректировка, удаление дан­
ных). БД может быть централизованной (храниться на одном компьютере) или
распределенной в сети (храниться на нескольких компьютерах). В настоящее
время получили наибольшее применение следующие СУБД:
• БД масштаба крупных предприятий (корпоративные БД): Oracle, Informix,
SQL-Server, DB2 и другие;
• БД масштаба функциональных подсистем, комплексов задач, создания про­
межуточного уровня обработки в больших ИС: Access, dBase, Paradox, FoxPro,
Clipper и другие;
• БД отдельных задач ИС.
1
Порядок следования реквизитов в документе должен соответствовать последовательно­
сти его заполнения или обработки. Сокращения в документе соответствуют правилам
орфографии и пунктуации. Условные обозначения (коды) в документе должны иметь
расшифровку и др.
27
Структура информационной системы



Информационные технологии
Информационные технологии определяют способы, методы и средства сбора,
регистрации, передачи, хранения, обработки и выдачи (распространения или
публикации) информации в ИС Информационные технологии отвечают на во­
прос «как, при помощи чего?»
Технологический процесс обработки информации ИС состоит из отдельных опе­
раций, реализуемых с использованием комплекса технических и программных
средств Комплекс технических и программных средств постоянно расширяется,
что обусловлено развитием ИС в сторону применения различных информаци­
онных сред, включая мультимедиа
Программное обеспечение информационных технологий неоднородно, часть про­
граммных средств относится к базовому программному обеспечению, без которо­
го невозможна работа технических средств, другая часть — к прикладному про­
граммному обеспечению На рис 1 2 приведена классификация программных
средств И С


ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ИС



Базовые ПС Прикладные ПС


ПС общего Методо- Проблемно-
ориентированные
назначения ориентированные
ПС ПС


— Офисные — Математика
1§ — Локальные

— Коммуникаций Статистика Комплексные
5 а.
- Мультимедиа — Интегрированные
Управление
проектами
О Издательские
Корпоративные
системы Экспертные
оценки
Локальные
— Переводчики
Искусственный
1
— Сетевые интеллект

Рис. 1.2. Классификация программных средств ИС

К базовому программному обеспечению, в первую очередь, относятся операци­
онные системы для локальных компьютеров, сетевые операционные системы,
управляющие работой серверов и сетью Тип операционной системы учитывает
процессор компьютера, масштабы компьютерных сетей К наиболее популяр­
ным операционным системам в мире относятся операционная система Win­
dows (95/98/NT/2000), Unix, Solaris, OS/2, Lmux и др Другая часть базового
28 Глава 1. Информационные системы предприятий


программного обеспечения относится к сервисным средствам, используемым
для расширения функций операционных систем, обеспечения надежной рабо­
ты технических средств и выполнения процедур обслуживания информацион­
ной системы и ее компонентов:
Q антивирусные программы;
• архиваторы файлов;
• утилиты для тестирования компьютеров, сетей, операционных систем, обслу­
живания файлов, дисков и т. п.
К числу наиболее популярных в настоящее время антивирусных программ от­
носятся: DrWeb, AVP (антивирус Касперского), Norton Antivirus и другие.
Архиваторы обеспечивают компактное представление файлов и дисков для це­
лей передачи данных на другие компьютеры, создания страховых копий. Наибо­
лее популярны архиваторы: WinZip, WinRAR, WinARJ.
Утилиты делятся по объектам: тестирование функциональных блоков компью­
тера, обслуживание машинных носителей, обслуживание файловой системы, ад­
министрирование компьютерных сетей. К числу наиболее популярных утилит
относятся: SiSoft Sandra for Windows, Norton Utilities, Quarterdeck WinProbe/
Manifest и другие.
Информационные технологии используют программное обеспечение общего на­
значения, не зависящее от типа ИС и содержания обрабатываемой информации.
В первую очередь, это офисные программы, включающие:
• СУБД для организации и управления БД;
• текстовый процессор для работы с текстовыми документами;
О процессор электронных таблиц для выполнения расчетов;
• пакет презентационной графики;
• Интернет-обозреватель для работы с информационными ресурсами глобаль­
ной сети и другие.
Технические средства для информационных технологий ИС делятся на классы:
1. Средства сбора и регистрации информации:
О персональные компьютеры для ввода информации документов и запись
на машинный носитель. При вводе информации применяются аппаратные
и программные методы контроля достоверности, в том числе контроль на
диапазон значений, контроль формата значений и другие;
О сканеры для автоматического считывания информации документов в виде
графических символов, распознавания графических образов и преобразо­
вания в текст;
О автоматические датчики информации для формирования сигналов насту­
пления контролируемых событий и их преобразования в цифровое пред­
ставление.
2. Комплекс средств передачи информации (технические и программные сред­
ства компьютерных сетей):
29
Структура информационной системы


О локальные вычислительные сети (ЛВС) ограниченного масштаба, с боль­
шими скоростями передачи данных, ограничением количества и местопо­
ложения пользователей;
О региональные вычислительные сети (РВС) расширенного масштаба, спе­
циализированного назначения, с относительно высокими скоростями пе­
редачи данных, расширением количества пользователей сети;
О глобальные вычислительные сети (ГВС), в том числе сеть Интернет, для
всемирных коммуникаций и создания информационных сообществ (на­
пример, пользователей информационных ресурсов Web, участников элек­
тронной коммерции, пользователей электронной почты, IP-телефонии и
др.), с неограниченным кругом пользователей;
О intranet (интранет) сети корпораций, предназначенные для использова­
ния в масштабе предприятий эффективных информационных технологий
Интернета.
3. Средства хранения данных. Базы данных И С хранятся на серверах БД, фай­
ловых серверах, локальных компьютерах. В качестве носителей информации
используются: магнитные диски (съемные, стационарные, переносные диски
большой емкости), оптические диски (лазерные диски), магнитооптические
диски, диски DVD (цифровые видеодиски).
4. Средства обработки данных. Обработка информации в ИС выполняется с
помощью компьютеров, которые делятся на классы:
О микрокомпьютеры — используются автономно в виде персональных ком­
пьютеров либо в сети в качестве рабочих станций, оснащены современны­
ми микропроцессорами (Intel, AMD, Cyrix и другие), имеют различную
архитектуру (ряд IBM PC, Macintosh, DEC и другие). В эту же группу
входят портативные компьютеры, которые приближаются по своим тех­
ническим характеристикам к «настольным» (Desk Top) персональным
компьютерам;
О мини-компьютеры — машины среднего уровня по производительности и
серверным возможностям (ряд машин PDP и другие);
О большие и сверхбольшие компьютеры — машины специального примене­
ния в крупномасштабных ИС (ряд SUN и другие).
5. Средства вывода информации. Для отображения и вывода информации ис­
пользуются видеомониторы, принтеры, графопостроители.

Организационные единицы управления ИС
Организационные единицы управления — это структурные подразделения, управ­
ленческий персонал (пользователи), выполняющие функции управления с ис­
пользованием средств информационных технологий ИС. На рис. 1.3 приведены
организационные структуры управления:
• иерархического типа, соответствуют линейно-функциональной организацион­
ной структуре, охватывающей функциональные подразделения («службы» — С)
и структурные подразделения (П);
30 Глава 1. Информационные системы предприятий



• сетевого типа, соответствуют дивизиональной структуре, построенной на ос­
нове бизнес-единиц (БЕ), за которыми закрепляются функции полного управ­
ленческого цикла.

Предприятие
БЕ1
г
->
БЕ2
-•
С1 С2 С2 i
СЗ С4

БЕЗ
I-
П4
П1 П2 пз
- СЗ БЕ4
-ГГр-
П5 П6
Р и с . 1 . 3 . Типы организационных структур ИС

Организационная структура управления оказывает существенное влияние на вы­
бор информационных технологий. Для реализации функций управления орга­
низационными единицами выполняется постановка задач, устанавливается со­
став входной и выходной информации, проектируются информационные техно­
логии, разрабатывается пользовательский интерфейс. Управленческий персонал
несет ответственность за ввод первичных данных в ИС, анализ и выбор альтер­
нативных управленческих решений, выдачу управляющего воздействия на объ-
ек! управления.
Внедрение ИС изменяет технологию управления, освобождает пользователей от
рутинных, достаточно простых, но трудоемких ручных процедур обработки ин­
формации. Развитые ИС обеспечивают накопление информации для целей ана­
лиза и создания системы поддержки решений. ИС изменяет организационную
структуру, состав функций управления и связанные с ними информационные
потоки, форму представления и качественные характеристики информации (опе­
ративность, достоверность, точность, полнота информации для управленческих
решений).

Функциональные компоненты ИС
Содержательную основу И С составляют ее «функциональные компоненты» —
модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации (рис. 1.4).
Функциональная структура ИС — совокупность функциональных подсистем,
комплексов задач и процедур обработки информации, реализующих функции
системы управления. В системе управления крупных предприятий — корпора­
ций выделяются самостоятельные подсистемы (контуры) функционального и
организационного уровня управления (рис. 1.5).
31
Структура информационной системы



Первичный учет, сбор и регистрация информации
к
11
t


Получение исходных данных для анализа

И
Анализ достигнутых результатов

11
Формулировка проблемы

11
Исследование проблемы


Разработка альтернатив


И Организация выполнения решения
\
Выбор альтернативы
>
/ Контроль хода выполнения решения
)
Р и с . 1.4. Алгоритм информационного управления


Стратегическое управление: Управление персоналом:
• Финансовое планирование • Организационный менеджмент персонала
• Финансовый анализ
• Штатное расписание
• Маркетинг
• Кадровый учет
• Управление проектами
• Расчет зарплаты



Оперативное управление:
• Управление закупками
• Управление продажами
Документооборот
• Управление запасами
БД предприятия
• Складской учет



Бухгалтерский учет:
Управление производством: • Главная книга и специальные регистры
• Техническая подготовка производства » Касса, подотчетные лица
• Технико-экономическое планирование
• Расчетный счет
• Оперативно-календарное планирование
• Основные средства, НМА
• Учет затрат на производство
• Материалы и МБП
• Товары и готовая продукция
• Консолидация
• Отчетность

Р и с . 1.5. Состав функциональных компонентов ИС
32 Глава 1. Информационные системы предприятий


1. Стратегический анализ и управление. Это высший уровень управления, обес­
печивает централизацию управления всего предприятия, ориентирован на выс­
шее звено управления. Основные комплексы задач:
О финансовый менеджмент, в том числе финансовое планирование и бюд­
жетирование, составление финансового плана, определение статей затрат
и поступлений денежных средств; анализ финансового плана и другие;
О анализ финансовой и хозяйственной деятельности, создание аналитиче­
ской информации для принятия стратегических и тактических решений,
анализ динамики и структуры технико-экономических показателей, под­
готовка внешней финансовой отчетности и другие;
О маркетинг — анализ рынка товаров, информация о конкурентах, клиен­
тах; моделирование ценовой политики фирмы, организация рекламы, ана­
лиз эффективности каналов товародвижения и форм реализации товаров
и услуг и другие;
О управление проектами — календарные планы-графики работ, оценка по­
требности в ресурсах для выполнения плана; учет и анализ хода выполне­
ния планов по исполнителям и структурным подразделениям; контроль
сроков выполнения планов и другие;
О управление документооборотом — система управления документами и ор­
ганизации документооборота ИС, контроль исполнительской дисципли­
ны, управление деловыми процессами, групповая работа с электронными
документами и другие.
2. Управление персоналом включает комплексы задач:
О организационный менеджмент в части моделирования организационной
структуры управления и штатного расписания, определение функциональ­
ных (должностных) обязанностей подразделений и отдельных исполни­
телей;
О создание нормативно-справочной информации для управления предпри­
ятием, персоналом (классификаторы и справочная информация по кад­
рам, графики работ);
О планирование затрат по персоналу, расчет потребности в трудовых ресур­
сах, расчет фонда оплаты труда, схемы тарифов и должностных окладов,
премий, льгот, штрафных санкций;
О набор персонала, в том числе ведение вакансий, профессиональное тести­
рование, рекрутинг и отбор кандидатов;
О ведение базы данных кадрового состава, формирование приказов, стати­
стический анализ и учет движения кадров и другие;

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign