17. Оформить продажу ОС. Выполнить команду меню Бухгалтерия • Учет ОС •
Передача ОС, выбрать компьютер AS, покупатель — Магазин № 2, причина
выбытия — продажа. Продажная цена — 27 000 руб., включая НДС по ставке
20%.
18. Распечатать акт выбытия ОС. Провести и сохранить документ.
19. Просмотреть состав бухгалтерских проводок с помощью команды меню Бух
галтерия • Журнал операций.
20. Подготовить платежное требование. Выполнить команду меню Бухгалтерия •
Банк • Платежное требование, плательщик — Магазин № 2, сумма — 27 000 руб.
за проданный компьютер AS, включая НДС по ставке 20 %.
21. Отработать в учет поступление денег на расчетный счет. Выполнить команду
меню Бухгалтерия • Банк • Выписка (по неторговым операциям), плательщик —
Магазин № 2, сумма 27 000 руб., ссылка на документ Платежное требование.
Провести и сохранить документ.
22. Оформить счет-фактуру на ОС. Выполнить команду меню Бухгалтерия • Жур
нал операций. Выбрать документ Выбытие ОС. С помощью команды меню
Действия • Ввести на основании создать документ Счет-фактура выданная.
Учет материалов
Нормативно-справочная база
Для учета материалов в 1С:Предприятие создается нормативно-справочная база
в виде справочников:
• Материалы — сырье и материалы, субконто аналитического учета на счетах
10, 002 и 003.
Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полу
фабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая
для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материаль
ные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себе
стоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется
исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготов
ление. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, спи-
184 Глава 3. Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С:Предприятие
сываемых в производство, разрешается производить одним из следующих
методов оценки запасов по себестоимости:
О единицы запасов;
О средней себестоимости;
О первых по времени приобретений (FIFO);
О последних по времени приобретений (LIFO).
Справочник Материалы содержит группы материалов. Каждый материал име
ет уникальный номенклатурный номер (код). Цена материала в справочнике
соответствует фактической себестоимости без учета НДС за единицу измере
ния. Для материалов указывается субсчет счета 10. В типовой конфигурации
Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры регистры количест
венного учета материалов отсутствуют, в плане счетов для счета 10 указан
признак количественного учета.
Поступление материалов
Поступление материалов оформляется с помощью команды меню Бухгалтерия •
Учет материалов • Поступление материалов. Выбирается фирма, вводится дата
поступления материала, указывается поставщик материала из справочника Контр
агенты, документ-основание (договор на поставку материалов), склад, на кото
рый поступает материал, из справочника Материалы. Номенклатура материалов в
справочнике может пополняться.
Для каждого поступившего материала указывается количество, цена материала
выбирается из справочника, рассчитывается сумма поступивших материалов и
сумма НДС. Кнопка Печать выводит Приходный ордер (форма М4). При сохра
нении документа формируются проводки вида:
• Д 10.Х-К60.1 — на сумму поступивших материалов (х — субсчет, выбирае
мый согласно виду материалов).
• Д19-К60.1 — на сумму НДС на материалы.
Для отражения прочих затрат по приобретению материалов в журнале докумен
тов для Приходного ордера выполняется команда меню Действия • Ввод на осно
вании. Выбирается документ Дополнительные расходы на приобретение, с помо
щью которого формируются проводки для дополнительных затрат. Для каждой
проводки выбирается корреспондирующий счет, указывается аналитика, сумма
затрат, включающая НДС. При проведении документа формируются проводки
вида:
• Дххх-КбО на сумму затрат;
• Д19-К60 на сумму НДС
или
• Дххх-К76 на сумму затрат;
• Д19-К76 на сумму НДС.
ххх — счет материальных ценностей, указанный в «Приходном ордере».
185
Режим 10'Предприятие
Дополнительные расходы на приобретение материалов увеличивают первона
чальную стоимость и среднюю стоимость материалов для их списания.
Если документ Приходный ордер: содержит несколько строк, дополнительные
расходы распределяются следующим образом:
1. Вычисляется суммарная стоимость без НДС всех материалов, поступивших
по документу Приходный ордер.
2. Рассчитывается коэффициент — отношение суммы дополнительных расхо
дов без НДС к стоимости поступивших материалов.
3. Вычисляется дополнительная сумма первоначальной стоимости каждого по
ступившего материала как произведение коэффициента на стоимость мате
риалов.
Отгрузка материалов (реализация на сторону)
Реализация материалов на сторону оформляется с помощью команды меню Бух
галтерия • Учет материалов • Отгрузка материалов. Выводится диалоговое окно, в
котором следует выбрать фирму, указать дату операции, склад, с которого от
гружается материал. Накладная выписывается на определенного получателя,
который выбирается в справочнике Контрагенты. Реализация материалов осуще
ствляется на основании договора. В документе может указываться флажок для
учета НП и списания материалов по средней цене.
Для ввода номенклатуры материалов используется кнопка Подбор, которая вы
зывает справочник Материалы для выбора. На основании реквизита «Отпуще
но» вычисляется сумма бухгалтерской проводки. Кнопка Печать обеспечивает
вывод документа Накладной на отпуск материалов (форма М-15).
При проведении документа формируются проводки:
• На сумму отгруженного материала по его средней себестоимости на дату от
грузки - Д 91-КЮ.х.
• На общую сумму отгруженных материалов по их себестоимости с учетом
сумм налогов НДС и НП: Д62-К91.
• На сумму налога на НДС — Д91-К68.
Если от покупателя был получен аванс (предоплата) под отгрузку материалов,
то он учитывается на счете 62. Сумма зачета списывается с кредита счета 62 в
дебет счета 62. Для организаций с учетной политикой «по оплате» сумма НДС,
приходящая на сумму зачета, списывается с дебета счета 76.4 в кредит счета
68.2.
Пример 13
Оформить движение материалов:
• учет поступления материалов;
• реализация материалов;
• списание негодных МБП.
Последовательность действий.
1 86 Глава 3 Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С Предприятие
1 Запуск программы 1С Предприятие в режиме Предприятие
2 Регистрация для входа в систему — Общий
3 Создать группы в справочнике Материалы с помощью команды меню Спра
вочники • Материалы
О Удобрения — для учета материалов по субсчету 10 6
О Строительные материалы — для учета материалов по субсчету 10 8
О Инструменты — для учета материалов по субсчету 10 9
4 Оформить поступление материала Выполнить команду меню Бухгалтерия •
Учет материалов • Поступление материалов. Выбрать поставщика — ПО «Пла-
стиолимер», склад — Товары хозяйственного назначения, номенклатура по
ставки — табл 315
5 Распечатав документ Приходный ордер, провести и сохранить документ
Таблица 3.15. Номенклатура поступивших материалов
Субсчет Ед. изм.
Материал Цена Кол-во
Кг
Агрокорр 10 6 50 00 120 000
Пинотекс Кг
10 8 150 00 100 000
6 Просмотреть проводки по документу Поступление материалов Выполнить ко
манду меню Бухгалтерия • Учет материалов • Журнал документов по учету ма
териалов
7 Оформить поступление материала Выполнить команду меню Бухгалтерия •
Учет материалов • Поступление материалов Поставщик ПО «Пластполимер»,
склад — Товары хозяйственного назначения, номенклатура поставки — табл 3 16
Цену поступивших материалов изменить в диалоговом окне
8 Распечатать документ Приходный ордер Провести и сохранить документ
Таблица 3.16. Номенклатура поступивших материалов
Материал Субсчет Ед. изм. Цена Кол-во
кг 60 00
Агрокорр 10 6 120 000
кг
Пинотекс 108 100 000
180 00
Комплект шт
109 1250 00 12 000
инструментов
Вольтметр шт
109 10 000
600 00
9 Просмотреть проводки по документу Приходный ордер (материалы) Выпол
нить команду меню Бухгалтерия • Учет материалов • Журнал документов по учету
материалов
10 Оформить отгрузку материалов Выполнить команду меню Бухгалтерия •
Учет материалов • Отгрузка материалов Получатель — Магазин № 2, основа-
187
Режим 1С:Предприятие
ние — договор. Отгрузка по 10 единиц каждого вида материалов. Указать
флажок Списать материал по средней цене.
11. Распечатать документ Накладная на отпуск материалов на сторону. Провести и
сохранить документ.
12. Просмотреть проводки по документу Накладная на отпуск материалов. Вы
полнить команду меню Бухгалтерия • Учет материалов • Журнал документов по
учету материалов.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности пе
риодически проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно в случаях:
• передачи имущества организации в аренду, его выкупа или продажи;
• составления годовой бухгалтерской отчетности;
Q смены материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);
• установления фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
• стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
• ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидацион
ного (разделительного) баланса и др.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущест
ва с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке. Из
лишки материальных ценностей приходуются и зачисляются на финансовые ре
зультаты с последующим установлением причин возникновения и виновных
лиц. Недостаток материальных ценностей в пределах норм, утвержденных в за
конодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организа
ции на издержки производства (обращения). Недостаток материальных ценно
стей и порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или
списываются на издержки производства (обращения).
По учету результатов инвентаризации применяются стандартные формы доку
ментов (порядка 30 форм), часть этих форм обрабатывается в 1С:Предприятие
(Инвентаризационная опись основных средств, Инвентаризационная опись не
материальных активов, Инвентаризационная опись товарно-материальных цен
ностей, Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией, и др.).
Для инвентаризации товарно-материальных ценностей выполняются следующие
стандартные действия. Применительно к ОС и НМА:
1. Формирование инвентаризационной описи с помощью команды меню Отчеты •
Отчеты по ОС и НМА • Инвентаризационная опись — отчеты по форме ИНВ-1
для ОС и ИНВ-1а для НМА, используемые с 1 января 1999 года при прове
дении инвентаризации.
2. Формирование инвентаризационного списка ОС с помощью команды меню
Отчеты • Отчеты по ОС и НМА • Инвентарный список — отчет по форме ОС-9 с
указанием ОС и НМА и причин их выбытия.
188 Глава 3 Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С Предприятие
3. Формирование сличительной ведомости с помощью команды меню Отчеты •
Отчеты по ОС и НМА • Сличительная ведомость — отчет по форме № ИНВ-18
для ОС и НМА, в которой отражены результаты инвентаризации: излишки и
недостача ОС и НМА.
При создании указанных форм документов требуется указать:
• фирму, для которой создается отчет;
• подразделения (место установки ОС и НМА);
Q МОЛ;
• период времени, за который формируются отчетные данные.
Результаты отчетов можно выводить с разбивкой по группе ОС и НМА, МОЛ,
подразделению На выявленные при инвентаризации негодные или испорчен
ные товарно-материальные ценности составляются акты. При выявлении мате
риальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия включает их в инвента
ризационную опись.
Применительно к материалам:
• Формирование инвентаризационной описи (рис 3.30) с помощью команды
меню Отчеты • Инвентаризация материально-производственных запасов — от
чет по форме ИНВ-3 для товарно-материальных ценностей вида:
О Товары — счет 4 1 1 .
О Готовая продукция — счет 40.
О Материалы — счет 10.
Рис. 3.30. Инвентаризационная опись
товарно-материальных ценностей
Учет денежных средств
Ю.Предприятие обеспечивает полный комплекс учетных операций денежных
средств и краткосрочных финансовых вложений. Денежные средства классифи
цируются на:
189
Режим 1С Предприятие
• денежные средства в кассе;
• денежные средства на счетах банка;
Q аккредитивы, кредитные карты, чековые книжки;
• краткосрочные финансовые вложения.
Типовая конфигурация Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры
предусматривает ведение одной кассы, счет денежных средств в кассе — счет 50,
по которому открыты субсчета:
• 50.1 «Касса рублевая»;
• 50.2 «Касса валютная».
На субсчете 50.2 отражается приход, расход и остаток наличных средств, посту
пающих в кассу предприятия в валютах иностранных государств. Каждая кассо
вая операция оформляется и проводится в конкретной валюте и в рублях с уче
том перевода по текущему курсу. Синтетический учет по счету 50 ведется в
рублях Аналитический учет по субсчету 50.2 ведется обособленно по каждой
валюте в денежных единицах данной валюты, а также в переводе на рубли.
В учете кассовых операций используются формы документов:
• Приходный кассовый ордер (форма KOI) — для оформления поступления на
личных денег в кассу.
• Расходный кассовый ордер (форма К 0 2 ) — для оформления выдачи налич
ных денег из кассы.
• Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КОЗ) —
для регистрации кассовых ордеров или заменяющих их документов до пере
дачи в кассу
• Кассовая книга (форма КО-4) — для учета поступлений и выдач наличных
денег в кассе. Является формой ежедневного отчета кассира.
• Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма К 0 5 ) .
В ЮПредприятие кассовые документы KOI и К 0 2 заполняются на компьюте
ре, все прочие документы формируются как отчеты по кассе. В типовой конфи
гурации Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры предполагается ис
пользование только одной (центральной) кассы для учета движения наличных
денежных средств на предприятии. Кассовые документы дифференцируются по
обслуживаемым им операциям: на торговые и неторговые. Торговые операции
связаны с расчетами за товары.
Справочник Валюты использует международный код, наименование, текущий курс
и кратность валюты к основной валюте. Команда меню Справочники • Валюты
выводит диалоговое окно для ввода новой валюты или изменения значения
курса валюты. Курс — периодический реквизит, значение которого можно изме
нять. Все изменения курса актуальны, начиная с указанной даты. Просмотреть
историю значений курса валюты можно с помощью команды меню Действия •
История значений. При выполнении команды выводится диалоговое окно, в ко
торое можно также дописать курсы за любые даты, в том числе и прошедшие.
В карточке фирмы, вызываемой с помощью команды меню Справочники • Наша
190 Глава 3. Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С Предприятие
организация • Фирмы на вкладке Налоги указывается реквизит Счет отнесения
курсовых разниц. Операции с валютой ведутся на счете 52, который имеет при
знак валютного учета, а в качестве субконто выступают валютные счета пред
приятия. Записи в учет по счету 52 выполняются также на основании докумен
та Выписка банка.
Предприятие может иметь расчетный (основной) и текущие счета в банках, их
список приводится в справочнике Фирмы на вкладке Счета.
Безналичные расчеты в 1С:Предприятие оформляются с использованием регла
ментированных документов:
О Платежное требование.
• Платежное требование-поручение.
• Заявление на аккредитив.
Движение денежных средств на расчетном и текущих счетах отражается на сче
те 51, по которому в качестве субконто выступают банковские счета. Аналитика
по расчетному счету ведется с помощью документа Выписки банка.
Типовая конфигурация Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры
позволяет использовать специальные счета, на которых отражается движение
денежных средств целевого назначения, хранящихся отдельно от других средств
предприятия:
., 55 1 Аккредитивы;
_ rj 5 2 Чековые книжки.
На счете 57 отражаются денежные средства, внесенные в кассы банков, инкас
сированная денежная выручка, не зачисленная на расчетный счет.
На счете 58 открыто несколько субсчетов:
• 58.1 Паи и акции, субконто Контрагенты;
• 58.2 Долговые ценные бумаги, субконто — справочник Контрагенты — эми
тенты ценных бумаг; справочник Характер инвестиций;
• 58.3 Предоставленные займы, CVOKOHTO Контрагенты.
Все кассовые и банковские документы должны соответствовать унифицирован
ным формам документов, не иметь исправлений. Документы подписываются ог
раниченным кругом лиц, а их отработка в учет осуществляется незамедлительно
(«день в день»).
Учет поступления денежных средств в кассу
по неторговым операциям
Команда меню Бухгалтерия • Касса • Приходный кассовый ордер по неторговым
операциям вызывает диалоговое окно для заполнения формы Приходный кассо
вый ордер.
Выбирается фирма, вводится номер и дата документа. Для каждого ордера зада
ется только один корреспондирующий счет — источник поступления денежных
средств. В зависимости от корреспондирующего счета и его свойств, указанных
191
Режим 1С Предприятие
в плане счетов, заполняются аналитические счета для формируемой проводки.
Например, для счета 76.1 выбирается контрагент-покупатель, плательщик, вво
дится основание платежа — договор или другой документ. В реквизите Основа
ние указывается содержание хозяйственной операции, в реквизите Приложение —
первичные документы с указанием их номера и даты составления, устанавлива
ются флажки для указания налогов: НДС и НП, а также сами ставки налогов.
Для печати Приходного кассового ордера служит кнопка Печать. Для формиро
вания бухгалтерской проводки выбирается флажок Формировать проводки. При
сохранении документа контролируется состояние расчетов с контрагентом,
выводится окно сообщений о несоответствии сумм платежа и задолженности.
Оформленный приходный кассовый ордер помещается в Журнал кассовых ор
деров.
Учет выдачи денежных средств из кассы по неторговым операциям
Команда меню Бухгалтерия • Касса • Расходный кассовый ордер по неторговым опе
рациям вызывает диалоговое окно для заполнения формы Расходный кассовый
ордер.
Выбирается фирма, вводится номер и дата документа. Для каждого ордера зада
ется только один корреспондирующий счет получателя денежных средств, вы
бирается аналитический счет. В реквизите Основание указывается содержание
хозяйственной операции, в реквизите Приложение — первичные документы с
указанием их номера и даты составления. В реквизите По документу указывает
ся номер документа, удостоверяющего личность (паспорт, доверенность).
Для печати Расходного кассового ордера служит кнопка Печать. Проводка по до
кументу формируется при выборе флажка Бухгалтерские проводки. При сохра
нении документа контролируется состояние расчетов с контрагентом, выводит
ся окно сообщений. Оформленный расходный кассовый ордер помещается в
Журнал кассовых ордеров.
Учет поступления денежных средств в кассу
по торговым операциям
Команда меню Бухгалтерия • Касса • Приходный кассовый ордер по торговым опе
рациям вызывает диалоговое окно для заполнения формы документа Приходный
кассовый ордер.
С помощью данного документа оформляется оплата покупки товаров за налич
ный расчет. Выбирается фирма, указывается номер и дата операции. Покупа
тель, от которого поступили деньги, выбирается из справочника Контрагенты.
Заполняется основание (счет, договор) и приложения к кассовому ордеру. Сум
ма оплаты вводится вручную, выбирается ставка НДС и НП. Для правильного
учета взаиморасчетов с контрагентами указывается вид платежа: оплата или
возврат излишне полученных сумм в кассу. С помощью кнопки Печать осущест
вляется печать документа стандартной формы. При проведении и сохранении
документа формируется проводка.
Приходный ордер должен быть связан с документом по товарной операции (Счет,
Расходная накладная, Отчет реализатора, Счет-фактура и др.). Приходный кассо-
192 Глава 3. Компьютерные системы бухгалтерского учета на базе 1С:Предприятие