LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 2
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

графы и т. п., часто используемые для объемных изданий типа годового отче­
та, книги);
• тиражирование массовых документов методом их слияния с источником;
• работа с базами данных и др.
Глава 5 «Электронная таблица Microsoft Excel 2000» посвящена углубленному
изучению базовых информационных технологий электронных таблиц, которые
часто используются в практической деятельности экономистов, бухгалтеров, фи­
нансистов.
Глава 6 «Специальные информационные технологии анализа данных в Microsoft
Excel» на практических примерах демонстрирует применение информационных
технологий анализа данных, включая моделирование экономических расчетов,
решение задач «обратного вывода», построение сценариев для многовариантных
расчетов, решение оптимизационных задач и т. п.
В этой же главе дано описание структуры и технологии создания КСБУ малых
предприятий на базе электронной таблицы Microsoft Excel. Приведена типовая
структура рабочей книги, описана технология подготовки листов книги в части
нормативно-справочной информации (справочники, план счетов, типовые опе­
рации), ведения учетного регистра типа Журнал хозяйственных операций. По­
казаны информационные технологии формирования сводных учетных регист­
ров средствами Microsoft Excel.
Глава 7 «Система управления базами данных MS Access 2000» знакомит с осно­
вами проектирования приложений (задач, запросов) и баз данных, информа­
ционными технологиями реляционных баз данных. Рассматривается комплекс
взаимосвязанных моделей данных, основы создания пользовательского интер­
фейса, подготовки объектов базы данных (таблиц, форм, отчетов, запросов,
макросов и программных модулей). Рассматривается пример проектирования и
реализации БД по учету движения основных средств. В изложении материала
главы сделан акцент на обработке данных БД с помощью запросов.
Глава 8 «Информационные технологии интеграции Microsoft Office 2000» свя­
зана с рассмотрением вопросов интеграции данных различных форматов сред­
ствами Microsoft Query. Рассмотрены языки запросов высокого уровня QBE и
SQL, которые стали стандартом языков для реляционных СУБД и электронных
таблиц.
В списке литературы приведены наиболее полезные источники, которые явля­
ются дополнением к рассмотренным в книге вопросам как по бухгалтерскому
учету, так и по информационным технологиям.
Книга написана на основании материалов учебных курсов, читаемых в Санкт-
Петербургском государственном университете экономики и финансов и Высшей
экономической школе при СПбГУЭиФ. Автор выражает глубокую благодар­
ность коллегам кафедр «Бухгалтерский учет и аудит» и «Экономическая ин-
16 Введение


форматика и АСУ» за полезные предложения и замечания. Особую благодар­
ность автор выражает доценту Евдокимовой Л. М., в обсуждении и совместной
работе с которой формировалась, глава 2.
Автор благодарен редакторам, выполнившим критический анализ материалов
книги и высказавшим полезные замечания, большинство которых автор поста­
рался учесть, а также ее читателям, которые пришлют свои отклики на книгу.
Книга может быть полезна практикующим бухгалтерам, которые самостоятель­
но осваивают программы Microsoft Office 2000 и автоматизированные техноло­
гии бухгалтерского учета.


От издательства
Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной почты
comp@piter.com (издательство «Питер», компьютерная редакция).
Мы будем рады узнать ваше мнение!
Подробную информацию о наших книгах вы найдете на Web-сайте издательст­
ва http://www.piter.com.
Компьютерные
информационные
системы
ГЛАВА 1 Информационные
системы
предприятий
Предприятие как объект
компьютеризации
Современные информационные системы (ИС) предназначены для повышения
эффективности управления бизнес-систем с помощью информационных техно­
логий подготовки и принятия управленческих решений.
Предприятие1 как объект компьютеризации имеет ряд характеристик:
• отраслевая принадлежность;
• тип и характер производства;
• технологические процессы производства продукции, работ и услуг;
• организационная структура управления;
• методы управления;
• производственные ресурсы предприятия.
Народное хозяйство имеет отраслевой принцип построения, что обусловлено
разделением труда в создании общественного продукта. Для каждой отрасли
существует специфика выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг,
при этом используемые технологические процессы и производственные ресурсы
имеют меньшую отраслевую замкнутость.
Отрасли народного хозяйства делятся на сферы материального и нематериаль­
ного производства. К сфере материального производства относятся:
• промышленность;
• сельское хозяйство;
• лесное хозяйство;

1
Рассматривается промышленное, торговое предприятие, осуществляющее определенные
уставом виды деятельности, изготавливающее продукцию, выполняющее работы или
оказывающее услуги, которые являются предметом купли-продажи.
19
Предприятие как объект компьютеризации


• транспорт,
• связь,
• строительство,
• водное хозяйство (собирательная отрасль),
• геология и разведка недр (собирательная отрасль),
• торговля и общественное питание,
• материально-техническое снабжение и сбыт,
• заготовки,
• информационно-вычислительное обслуживание,
• прочие виды деятельности сферы материального производства
К сфере нематериального производства относятся
• жилищно-коммунальное хозяйство,
• непроизводственные виды бытового обслуживания населения,
• здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение,
• народное образование,
• культура и искусство,
• наука и научное обслуживание,
• кредитование и государственное страхование,
• управление,
• бытовое обслуживание населения (собирательная отрасль)
По характеру протекания производственных процессов различают непрерыв­
ные и дискретные производства Основным технико-экономическим показа­
телем деятельности предприятия является объем выпускаемой продукции,
работ и услуг Коэффициент закрепления технологических операций за обору­
дованием является ведущим классификационным признаком предприятий по
типу производства Сложилась следующая классификация типа производства
(табл 1 1)
Таблица 1 . 1 . Тип производства промышленного предприятия

Тип производства Особенности Вид продукции
Единичное Большая номенклатура продукции Сверхсложные
дискретное ограниченный объем выпуска, длительный изделия,
производство производственный цикл изготовления изготавливаемые
Высокий коэффициент закрепления на заказ
технологических операций за оборудованием (крупнотоннажные
универсального вида (станки с числовым суда самолеты,
программным управлением обрабатывающие атомные реакторы,
центры, гибкие автоматические производства) турбины и другие)
Высокий профессиональный уровень
рабочих

Продолжение г>
20 Глава 1. Информационные системы предприятий


Таблица 1 . 1 . Продолжение

Тип производства Особенности Вид продукции

Сокращение номенклатуры выпускаемой Сложные изделия
Мелкосерийное
продукции и рост объема выпуска (вертолеты,
и серийное
продукции. Средний коэффициент моторы, приборы
дискретное
закрепления технологических операций и т. п.)
производство
за специализированным оборудованием.
Узкая специализация рабочих

Массовое Сокращенная номенклатура выпускаемой Изделия массового
продукции при большом объеме выпуска. спроса
и непрерывное
Низкий коэффициент закрепления (автомобили,
производство
технологических операций за узкоспециализи­ продукты питания
рованным оборудованием (конвейеры, и т. п.)
поточные линии, технологические комплексы)


Организационная структура управления предприятия определяет состав и функ­
ции управления структурных подразделений. Организационная структура рег­
ламентирует схему информационных потоков системы управления, уровни
принятия управленческих решений. Типовыми организационными структурами
управления являются:
• линейно-функциональная структура, закрепляющая за подразделением огра­
ниченные функции управления;
• дивизиональная структура на основе бизнес-единиц, закрепляющая за под­
разделением функции полного управленческого цикла;
• матричная структура, сочетающая функции линейно-функциональной и ди-
визиональной структур.
В настоящее время линейно-функциональная структура применяется для мел­
ких и средних фирм. Для крупных компаний с середины 80-х годов используется
дивизиональная структура управления. Это связано с децентрализацией управ­
ления, предоставлением оперативно-производственной и финансовой само­
стоятельности структурным единицам. Дивизиональные структуры — резуль­
тат развития предприятий и появления самостоятельных подразделений, распо­
ложенных в различных географических регионах, как следствие диверсифика­
ции бизнеса.
Как правило, на предприятиях с линейно-функциональной организационной
структурой применяются административно-централизованные методы управ­
ления. В системе управления возникают и циркулируют большие информаци­
онные потоки по «вертикали». «Горизонтальные связи» между отдельными
управленческими функциями реализуются на верхних уровнях иерархии, где
принимаются стратегические решения. Управленческий персонал использует
функционально-ориентированные информационные системы сбора и обработки
информации. Напротив, при дивизиональной структуре бизнес-единицы суще­
ствует проблема централизации функций управления в масштабе предприятия
агрегирования информации для принятия стратегических управленческих ре-
21
Предприятие как объект компьютеризации


Матричная организационная структура управления является симбиозом двух
организационных структур и может быть эффективной лишь в условиях хоро­
шо функционирующих организационных единиц и использования современных
информационных технологий.
Наряду с организационной существует и «финансовая структура» предприятия,
образованная центрами финансового учета и ответственности. Эта структура
является основой финансового планирования предприятия. В составе финансо­
вой структуры выделяют:
• центр финансового учета — подразделение, функции которого оказывают не­
посредственное воздействие на прибыльность определенного вида деятельности;
• центр финансовой ответственности — подразделение, конечная цель деятель­
ности которого — максимизация прибыли; такое подразделение наделяется
определенными ресурсами и несет ответственность за их расходование;
• профит-центр — подразделение, деятельность которого направлена на реали­
зацию бизнес-проекта и получение прибыли;
• венчур-центр — подразделение, организующее новый бизнес-проект, прибыль
от которого ожидается в будущем;
• центр-затрат — подразделение, обеспечивающее поддержку и обслуживание
венчур-центров и профит-центров (хотя само подразделение и не приносит
прибыли).
Укрепление центров финансовой ответственности связано с выводом их из струк­
туры компании, преобразованием в холдинг1 или созданием иных форм группо­
вого взаимодействия (финансово-промышленные, промышленные и коммер­
ческие группы, синдикаты, концерны, картели). С учетом организационной и
финансовой структуры предприятия, внешних и внутренних экономических ус­
ловий выбираются методы управления деятельностью предприятия, обеспечи­
вающие достижение бизнес-целей.
В мировой практике самыми популярными методологиями управления являют­
ся: MRP, JIT, SCM, ERP.
MRP (Manufacturing Resource Planning), «Планирование производственных ре­
сурсов» — методы управления промышленным предприятием в условиях кон­
курентной рыночной экономики. Метод MRP (MRPI и MRPII) обеспечива­
ет формирование производственных планов на основании портфеля заказов и
прогнозирования сбыта готовой продукции по периодам. Выполняется предва­
рительная оценка плана производства по потребностям в ключевых производ­
ственных ресурсах предприятия (оборудование, трудовые ресурсы, материалы,
электроэнергия и т. п.) на производственную программу. Для реалистичности
выполнения производственной программы осуществляется:
• балансировка графика использования ресурсов («планирование мощности»);
• корректировка планов производства;

1
Холдинг — это дивизиональная структура управления, в которой некоторые центры фи­
нансовой ответственности являются юридическими лицами и управление которыми
осуществляется через систему участия.
22 Глава 1. Информационные системы предприятий


• переход на новые технологии производства, работ и услуг;
• изменение нормативов расхода ресурсов;
• пополнение дефицитных/реализация избыточных ресурсов и т. п.
На основании принятого плана производства рассчитывается план-график за­
пуска-выпуска партий деталей, полуфабрикатов и готовых изделий. Этот план-
график согласуется с план-графиком закупки материалов и комплектующих из­
делий. Далее осуществляется оперативное управление и учет выполнения пла­
нов производства и поставок, складской учет и управление материально-произ­
водственными запасами. Метод MRP использует развитый управленческий учет
и систему бухгалтерского учета международного класса (GAAP, IAS). Для при­
нятия управленческих решений применяются информационные технологии ана­
лиза и статистического моделирования, а также оптимизационные расчеты. По
всем производственным хозрасчетным подразделениям формируются бюджеты,
для анализа выполнения которых ведется расчет нормативных и фактических
затрат на производство, а также нормативной и фактической себестоимости про­
дукции. Непрерывно осуществляется оперативное формирование бухгалтерско­
го баланса и анализ экономических и финансовых показателей деятельности
предприятия.
JIT (Just in time) — управление, основанное на высочайшей организации безде­
фектного производства, синхронизации производственных процессов, включая
операции с поставками комплектующих и материалов, выполнением субподряд­
ных работ. Применяется в основном на предприятиях с массовым характером
производства.
SCM (Supply Chain Management) — управление расширенной производствен­
ной цепочкой. Метод SCM основан на стандарте CSRP (Customer Synchronized
Resource Planning). При данном подходе осуществляется поддержка полного
управленческого цикла выпуска продукции — от проектирования до гарантий­
ного и сервисного обслуживания после продажи. Стандарт CSRP ориентирован
на управление внешними по отношению к предприятию элементами производ­
ственной цепочки.
ERP (Enterprise Resource Planning) — управление ресурсами (материальными,
финансовыми, трудовыми) в рамках единой корпорации. Эта методология пол­
ностью базируется на MRPII и отличается еще большим масштабом предпри­
ятий, которые становятся корпорациями. Согласно концепциям ассоциации APICS
(Американское общество управления производством и запасами), современная
система управления предприятием ERP должна включать:
• управление цепочкой поставок (Supply Chain Management — SCM);
• усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Plan­
ning and Scheduling — APS);
• модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation — SFA);
• модуль конфигурирования системы (Stand Alone Configuration Engine — SCE);
• окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning — FRP);
• интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence — BI);
23
Структура информационной системы


• модуль электронной коммерции (Electronic Commerce — EC);
• управление данными об изделии (Product Data Management — PDM).
Цель ERP-системы — согласованное функционирование всех компонентов сис­
темы, оптимизация по времени выполнения и потребляемым ресурсам. Наибо­
лее популярными ERP-системами являются: SAP/R3, BAAN, Oracle Applica­
tions, Renaissance CS и другие.
Общие требования, предъявляемые объектом компьютеризации — предприяти­
ем к компьютерным информационным системам управления:
• реализация управленческих функций в полном объеме, в заданные сроки с
требуемым уровнем качества получаемой информации для целей управления;
• применение эффективных технологий сбора, регистрации, передачи, хране­
ния, обработки и представления информации;
• надежность компьютерных информационных систем управления;
• защита информации;
• высокая степень адаптивности компьютерной информационной системы.


Структура информационной системы
Можно выделить базовые компоненты компьютерной информационной систе­
мы (ИС) (рис. 1.1):
• информация;
• информационные технологии;
• организационные единицы управления;
• функциональные компоненты.


ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЯ



Организационная Функциональные
Информационные
Информация
компоненты
структура
технологии

-| Подсистема 1

>. Комплекс


Задача


Технические
средства Методы управления Модели принятия решений
Программные
средства

Р и с . 1 . 1 . Структура ИС предприятия
24 Глава 1. Информационные системы предприятий


Каждый базовый компонент ИС является самостоятельной системой, имеет оп­
ределенную структуру построения и цели функционирования.


Информация
Информация — это сведения, представленные в документах и массивах инфор­
мации на машинных носителях. Информация ИС отвечает на вопрос «что?», со­
ответствует понятию предмета и средства труда. Как предмет труда информа­
ция является объектом сбора, регистрации, обработки, хранения, передачи. Как
средство труда управляющая информация воздействует на объект управления.
Информация может рассматриваться на синтаксическом, семантическом и праг­
матическом уровнях представления.
Синтаксический уровень информации связан с внешней формой и структурой
информационных сообщений. Это касается формата бланков документов, фор­
матов значений реквизитов, структуры хранения данных на машинном носите­
ле, протоколов обмена данными и т. п. Семантический уровень информации
определяет смысловое содержание информации. Этот уровень связан с построе­
нием технико-экономических показателей, проектированием реквизитного со­
става документов, разработкой логической структуры базы данных, созданием
системы классификации и кодирования. Прагматический уровень отражает цен­
ность информации для системы управления, ее полезность для выработки управ­
ленческих решений. Информация как продукт И С обладает набором потреби­
тельских свойств, которые превращают ее в средство труда и товар.
С понятием информации связана количественная мера информации. На синтак­
сическом уровне принято употреблять термин «данные», для которых использу­
ется понятие объема данных (число экземпляров документов, количество доку-
ментострок, записей файлов, символов, байтов и т. п.). Данные — это «сырье»
для получения информации согласно определенным целям обработки. Термин
«информация» означает устранение неопределенности путем преобразования дан­
ных. Противоположный по смыслу термин — «энтропия», являющаяся мерой
этой неопределенности. Информативность сообщений тем выше, чем более оп­
ределенным становится для получателя информации состояние системы. Семан­
тическая мера информации — «содержательность» основана на наличии тезау­
руса системы. Тезаурус содержит взаимоувязанные понятия, термины, определе­
ния, согласованные структуры данных логического уровня представления (базы
данных, формы документов, технико-экономические показатели. Тезаурус выра­
жает «знания» о системе. Новая информация воспринимается через тезаурус,
который может пополняться новыми элементами. При этом информативность
сообщений зависит во многом от получателя, способного расширить свой тезаурус.
В современном индустриальном информационном обществе информация — это
важнейший стратегический ресурс системы управления. ИС должна разрабаты­
ваться с учетом заданных потребительских свойств информации:
• полнота информации для реализации управляющего воздействия;
• точность и достоверность информации;
• актуальность, своевременность и оперативность получения информации.
25
Структура информационной системы


Полнота информации определяется применительно к управленческим функци­
ям. Информация может быть неполной как по составу, так и по объему сведений.

<< Пред. стр.

страница 2
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign