LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 12
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ленческого, бухгалтерского учета; анализ финансово-экономического состояния
и планирование деятельности предприятия и его подразделений; авторизацию
доступа, протоколирование работы. Поддерживается экспорт/импорт данных с
другими ИС, интеграция с приложениями других разработчиков, в том числе с
Microsoft Office. Все функциональные модули взаимодействуют на основе еди­
ной БД, общей системы документооборота, единой нормативно-справочной
информации. Для бухгалтерского учета используются базовые аналитические
справочники:
• субъектов учета (физические и юридические лица);
• объектов учета (ОС, НМА, МБ, ТМЦ и другие);
• центров затрат (заказов, договоров);
• статей затрат;
• свободные справочники.
Типовые модули системы «ФЛАГМАН
102 Глава 2. Общая характеристика компьютерных систем бухгалтерского учета


• «Документооборот» — настройка, подготовка и мониторинг документооборо­
та и делопроизводства КИС, представлен во всех функциональных модулях
«ФЛАГМАН».
• «Персонал» — учет личного состава, ведение штатного расписания, табель­
ный учет, тесная связь с модулем «Зарплата».
• «Зарплата» — расчет и начисление зарплаты, сдельная и повременная форма
оплаты труда, формирование отчетности для ГНИ, внебюджетных фондов,
тесная связь с модулями «Персонал» и «Бухучет».
• «Бухучет» — учет денежных средств, расчетов с подотчетными лицами, бан­
ковских счетов, учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ), основных
средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), расчеты с дебиторами/кре­
диторами, учет затрат, калькуляция себестоимости работ и услуг.
• «Снабжение и склад» — складской учет ТМЦ, формирование портфеля зака­
зов на ТМЦ, календарное планирование, учет и анализ выполнения планов
материально-технического снабжения.
• «Сбыт и торговля» — формирование портфеля заказов на продукцию, рабо­
ты и услуги; учет отгрузки продукции; складской учет готовой продукции и
товаров; управление запасами; учет в розничной торговле; связь с кассовыми
аппаратами.
• «Договоры и взаиморасчеты» — учет и оценка выполнения договоров (тес­
ная связь с модулями «Снабжение и склад», «Сбыт и торговля», «Бухучет»),
учет бартерных операций; проведение взаиморасчетов; сопоставление доку­
ментов на отгрузку с документами на оплату; планирование очередности пла­
тежей и их исполнение.
• «Финансовый анализ» — оценка структуры и динамики экономических по­
казателей; анализ экономического состояния предприятия.
а «Технико-экономическое планирование» — ведение производственного пла­
на верхнего уровня; объемный расчет потребностей в производственных ре­
сурсах; расчет нормативных пооперационных затрат изготовления ДСЕ, под­
готовка смет затрат и плановое ценообразование.
• «Техническая подготовка производства» — конструкторская и технологиче­
ская подготовка производства, разузлование конструкторских изделий, фор­
мирование норм расхода ресурсов на изделие.
• «Производство» — ведение укрупненных маршрутно-технологических про­
цессов изготовления ДСЕ, межцеховая комплектация, формирование кален-
дарно-плановых нормативов, учет их выполнения, учет незавершенного про­
изводства.
• «Развитие бизнеса и маркетинг» — система управления развитием производ­
ства и бизнеса, система качества управления, маркетинг (позиционирование
товара, сегментирование рынка, прогнозирование спроса, рекламные кампа­
нии).
• «Услуги и сервис» — послепродажное обслуживание, планово-предупреди­
тельный ремонт ОС, обработка путевых листов, планирование и учет работы
обслуживающих подразделений предприятия.
103
Основные направления компьютеризации бухгалтерского учета



В КИС мирового класса SAP R/3 существует «Система учета и отчетности»
(рис. 2.11), которая обеспечивает интеграцию финансовой бухгалтерии и кон­
троллинга (управленческого учета). Предприятие рассматривается как совокуп­
ность организационных единиц типа:
• концерн — группа предприятий, составляющая полностью консолидирован­
ный баланс и отчет о прибылях и убытках. Концерн может содержать несколь­
ко компаний;
• компания — наименьшая организационная единица, для которой составляет­
ся баланс. Компания состоит из одной или более балансовых единиц;
• балансовая единица — наименьшая организационная единица, находящаяся
на самостоятельном балансе. Это юридическое лицо с учетом специфики на­
ционального уровня (законодательство, налоги, национальная валюта, план
счетов и т. п.). Балансовая единица может включать одну или более биз­
нес-сфер. Это центральная организационная структурная единица;
• бизнес-сфера — организационная единица внешнего учета и отчетности, яв­
ляется некоторой частью компании. Охватывает одну или более балансовых
единиц, выделяется по определенным сегментам (например, по видам дея­
тельности, сферам ответственности, группам продукции, функции управле­
ния и пр.).


УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В R/3



Контроллинг Контроллинг
Контроллинг Контроллинг Финансовый
косвенных деятельности
затрат ФИНАНСЫ
результатов менеджмент
затрат предприятия
на продукт

Планирование Учет Бухгалтерия Управление
МВЗ EIS
затрат по сегментам главной книги наличностью
на продукт рынка
Учет по МВП
Внутренние Бухгалтерия Управление
Учет основных
заказы финансами
по носителям средств
Консолидация
затрат
Процессы Управление
Бухгалтерия
рыночными
Планирование дебиторов
рисками
Бухгалтерия
кредиторов

Специальные
регистры

Рис. 2 . 1 1 . Система учета и отчетности SAP R/3


Для отражения в учете затрат (функции управленческого учета) выделяются
организационные единицы типа:
Q Функциональная сфера — обеспечивает детализацию учета затрат (затраты
на производство, управление, сбыт и др.).
Между контроллингом и финансовой бухгалтерией SAP R/3 существует связь
следующего вида:
104 Глава 2. Общая характеристика компьютерных систем бухгалтерского учета


1. Контроллинг оперирует с информацией, отделенной от финансовой бухгалтерии.
2. Виды первичных затрат и виды выручки однозначно связаны со счетами
бухгалтерии.
3. Первичные затраты и выручка берутся из Главной книги и снабжаются до­
полнительной контировкой.
4. В контрольной книге производится сверка данных финансовой бухгалтерии
и контроллинга.
В контроллинге используются следующие организационные единицы:
• Контроллинговая единица — полный законченный учет затрат. Может вклю­
чать в себя одну или несколько балансовых единиц, которые могут приме­
нять различные валюты, но один и тот же операционный план счетов.
• Вид затрат — позиции плана основных счетов, которые используются внутри
контроллинговой единицы, для сведений о затратах ресурсов.
• Вид выручки — позиции плана основных счетов, которые используются внут­
ри контроллинговой единицы, для сведений о сбыте производственных ра­
бот.
• Места возникновения прибыли (МВП) — учет результатов деятельности внут­
ри предприятия. МВП может быть расширено до места финансирования.
• Места возникновения затрат (МВЗ) — организационная единица внутри кон­
троллинговой единицы, однозначно выделенный объект появления затрат
(с функциональной, пространственной, производственно-технической точки
зрения или с точки зрения персональной ответственности).
• Виды работ (ВР) — типовые работы, выполняемые на одном МВЗ, по кото­
рым существуют оценки стоимости (расчетной цены). Одному МВЗ может
быть присвоено 0-1 или более В Р. Функции планирования, контроля и пе­
рерасчета затрат выполняются применительно к сочетанию МВЗ/ВР или МВЗ
Ввод данных о фактических затратах производится по МВЗ.
• Заказ — мероприятие в рамках контроллинговой единицы. Заказ подлежит
планированию, контролю, перерасчету затрат. Различают: заказы для разгра­
ничения работ, заказы, которые собирают косвенные затраты, инвестицион­
ные заказы, заказы с выручкой, заказы на технический осмотр и ремонт обо­
рудования, производственный заказ, заказ на монтаж, серийные заказы, техно­
логические заказы.
• Носители затрат (НЗ) — объекты калькуляции затрат, а также объекты логи­
стики: заказ на заготовку, материал (объект покупки/реализации), производ­
ственный заказ, заказ клиента и др.
• Хозяйственные процессы — последовательности работ внутри предприятия,
средство структурирования операций.
• Единица учета результатов — часть концерна, для которой имеется единая
сегментация рынка сбыта (группа изделий, группа клиентов, страна, канал
сбыта). Результат по каждой единице учета отображается путем сопоставле­
ния затрат и выручки. Одной единице учета результатов может соответство­
вать несколько контроллинговых единиц.
105
Основные направления компьютеризации бухгалтерского учета


• Объект учета результатов — объединенный показатель, отражающий учет ре­
зультатов и учет по сегментам
• Класс объектов — классификационный признак, который определяет при­
надлежность объектов и организационных единиц сферам контроллинга
1 МВЗ — контроллинг косвенных затрат
2 НЗ — контроллинг производственных затрат
3 Инвестиционному заказу — контроллинг инвестиций
4 Объекту учета результатов — контроллинг сбыта
Финансовая бухгалтерия (ФИНАНСЫ — FI) состоит из взаимосвязанных мо­
дулей

Бухгалтерия Главной книги
Главная книга является основой формирования документов внешней отчетно­
сти В Главной книге могут отражаться проводки с использованием нескольких
планов счетов, различных валют, в соответствии с международными требова­
ниями к отчетности (IAS, GAAP, GOB и др )
Основным принципом учета в SAP R/3 является принцип документирования
хозяйственных операций Информация о любой операции сохраняется как до­
кумент проводки Документы определенного вида имеют унифицированную
структуру данных
• Заголовок документа содержит общие данные
• Позиции документа для ввода сведений об операциях (сумма, счет, дополни­
тельные проводки)
Задаются однозначные правила формирования бухгалтерской проводки для каж­
дого вида документов Допускается повторная корректировка уже проведенных
документов, кроме полей
• Номер счета
• Код проводки
• Дата проводки
• Сумма
• Управляющая информация
Для повторяющихся хозяйственных операций в течение длительного времени
вводятся долгосрочные проводки Такой документ содержит сумму, номер сче­
та, управляющую информацию, указание срока действия проводки
Типовые проводки оформляются как документы-модели, с помощью которых мно­
гократно формируются фактические документы и соответствующие им проводки
Любой документ при необходимости может объявляться как документ-модель
«Бухгалтерия Главной книги» позволяет также предварительно регистрировать
документы, а затем выполнять их проведение Ведется финансовый календарь
для автоматизации периодических хозяйственных операций Все документы мож­
но вводить в любой валюте (одна валюта — базовая для балансовой единицы,
две другие валюты выбираются произвольно)
106 Глава 2. Общая характеристика компьютерных систем бухгалтерского учета


Проводки формируются с учетом принятого плана счетов. Возможно примене­
ние различных планов счетов:
• Оперативный план балансовой единицы.
• План счетов компании.
• План счетов концерна.
Это позволяет одни и те же проводки отражать в различных аспектах. Допуска­
ется использование единого плана счетов для нескольких балансовых единиц.
Проводки отражаются по основным счетам, которые определены в Главной кни­
ге. Для каждого счета создана основная запись, которая определяет порядок
ввода и обработки данных по счету в целом для компании и специфично для
каждой балансовой единицы.
Моменты возникновения и регистрации информации в Главной книге могут не
совпадать, если информация об операции сначала регистрируется во вспомога­
тельной книге (дебиторов, кредиторов, других) в качестве позиции. Позиции
вспомогательных книг по определенному алгоритму отражаются на сальдо сче­
тов Главной книге. Таким образом, Главная книга — это централизованно хра­
нимая БД, которая ведется согласованно со вспомогательными книгами и ис­
пользуется для целей анализа и составления отчетов.
Аналитический учет ведется с помощью специальных регистров, которые явля­
ются основой для создания отчетности. В любой момент времени можно про­
смотреть сальдо каждого счета и его отдельные позиции, получить сведения
об оборотах счета по дебету и кредиту, просмотреть открытые и выровненные
позиции бухгалтерского счета, отфильтровать данные по критериям отбора по­
зиций. Главная книга позволяет планировать на уровне балансовой единицы,
бизнес-сферы, номера основного счета в разрезе периодов с указанием вида ва­
люты.
Перед формированием отчетов выполняется закрытие счетов Главной книги —
ежедневное, ежемесячное, ежегодное. В зависимости от периода закрытия полу­
чаются различные виды итогов, выполняются вспомогательные процедуры кор­
ректировки баланса, формируются аналитические отчеты по балансу, прибылям
и убыткам, в сравнении с указанным периодом, плановым или фактическим уров­
нем. Отчеты имеют иерархическую структуру, которая может постепенно дета­
лизироваться при просмотре отчета.
Большие возможности для анализа состояния бухгалтерского учета предостав­
ляет финансовая информационная система (FIS) на базе технологии SAP-EIS
(Executive information System — Информационная система для менеджмента).
Для целей анализа создаются специальные регистры, которые строятся на осно­
ве счетов Главной книги путем добавления к ним аналитических признаков.
Так, в специальном регистре можно объединить учет по видам затрат, учет по
местам возникновения затрат, учет по объектам. Итоговые суммы в специаль­
ных регистрах складываются в основном прямо или косвенно из данных хозяй­
ственных операций различных вспомогательных книг. При передаче данных в
специальные регистры выполняется проверка согласованности данных, возмо­
жен и непосредственный ввод данных в специальные регистры.
107
Основные направления компьютеризации бухгалтерского учета


Для составления отчетов используются стандартные инструментальные средст­
ва: Report Writer и Report Painter (графический редактор отчетов). Вывод отче­
тов может осуществляться на экран, печатающее устройство, в файл или в виде
графика SAP.

Бухгалтерия основных средств (ОС)
Модуль обеспечивает управление основным капиталом компании, который от­
ражается на балансовых статьях. Балансовая статья может включать несколько
основных счетов. Принято делить основной капитал на нематериальные активы,
материальные активы, финансовые вложения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Материальные активы присваиваются различным статьям баланса и амортизируются по
отдельности (основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, арен­
дованные основные средства).

Все ОС делятся на классы, для которых заданы общие свойства (код амортиза­
ции, срок эксплуатации, метод амортизации и др.) в виде основной записи клас­
са. Далее внутри классов ОС делятся на комплексы (комплекс — группа ОС, для
которых проводится общий расчет амортизации), группы, основные номера, суб­
номера основных номеров. Таким образом, допускается иерархическая класси­
фикация ОС для различных учетных целей. Каждый класс ОС присваивается
определенному счету, это обеспечивает использование типовой проводки для
всех основных средств данного класса.
Модуль использует вспомогательную книгу, в которой собирается вся информа­
ция по движению ОС. Данные книги передаются в Главную книгу. Учет ОС
осуществляется на всех этапах жизненного цикла, от момента поступления ОС
из различных источников с использованием различных способов доставки и до
момента выбытия ОС, снятия их с учета. SAP R/3 устанавливает связь модуля
с бухгалтерией кредиторов (при поступлении ОС) и бухгалтерией дебиторов
(при выбытии ОС) для отражения стоимости ОС.
Центральный элемент бухгалтерского учета ОС — метод оценки стоимости ОС,
который отражает законодательство определенной страны. На основе планов
оценки ведется учет движения ОС, выполняется моделирование амортиза­
ционных отчислений, осуществляется интеграция с другими модулями системы
SAP R/3.
Для каждого класса ОС фиксируются такие значения, как код амортизации, срок
эксплуатации, методы амортизации и др. SAP R/3 позволяет применять специ­
альные виды амортизации, выбирать методы амортизации, изменять сроки экс­
плуатации ОС, использовать для расчета амортизации первоначальную, восста­
новительную или иную стоимость, учитывать налоги на имущество, выбирать
валюту расчетов.
108 Глава 2. Общая характеристика компьютерных систем бухгалтерского учета


Дебиторы и кредиторы
Бухгалтерия дебиторов связана с учетом расчетов с покупателями, бухгалтерия
кредиторов — с поставщиками материалов. Функции модулей дебиторов и кре­
диторов (Сбыт и Управление материальными потоками) поддерживают типо­
вые хозяйственные операции от ввода данных и составления отчетности до осу­
ществления платежей и выполнения банковских транзакций, включают в себя
интерфейс с Интернетом, управление документами, обмен электронными носи­
телями данных. В этих модулях ведутся вспомогательные книги, которые связа­
ны с Главной книгой в режиме реального времени.
Дебиторы и кредиторы делятся на постоянных клиентов и «разных лиц», с ко­
торыми ведутся случайные сделки. Для клиентов могут указываться счета голов­
ной фирмы, альтернативный плательщик, альтернативный получатель напоми­
наний. Отдельно учитываются связи с предприятиями-партнерами, входящими
в концерн, для правильной консолидации балансов организационных единиц
концерна.
Вся необходимая информация о клиенте содержится в основной записи, кото­
рая имеет трехуровневую структуру:
• общие данные для всех балансовых единиц и для каждой организации по про­
даже внутри предприятия — адрес, банковские реквизиты, код дебитора и др.;
• данные для определенных балансовых единиц — условия платежей, контроль­
ный счет главной бухгалтерии;
• данные для сбыта или закупочных организаций — сведения об обработке за­
каза, отправке и фактурировании счетов.
Для клиентов можно открывать кредитные линии. При выдаче лимита креди­
тования учитывается хозяйственный риск для клиента. Можно объединять кли­
ентов в группы с одинаковым лимитом кредитования, вести контроль использо­
вания лимита кредитования по каждому клиенту.
При поступлении оплаты от покупателя формируется проводка для платежа и
выполняется выравнивание открытых позиций счета платежными позициями
счета дебитора. SAP R/3 поддерживает различные виды и формы платежей (чеки,
переводы, векселя, электронная выписка счета и др.), способы выравнивания
документов. При поступлении счета-фактуры от поставщика формируется до­
кумент, для которого вводятся заголовок и изменяемое количество позиций.

Правовые и информационно-справочные
системы и базы данных
К этому классу относятся специальные информационно-справочные системы пра­
вовых, нормативных документов, бухгалтерских понятий и т. п. Такие системы
обеспечивают различные способы поиска информации. Например, в системе «Га­
рант» поиск может осуществляться по следующим признакам:
• примерная формулировка запроса;
• ключевые слова, логические выражения;
109
Вопросы для самопроверки



• сочетание слов;
• номер документа;
• орган, утвердивший нормативный документ;
• реквизиты документа (номер, дата регистрации) и др.
Лидерами на рынке отечественных информационно-правовых и справочных сис­
тем являются системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс». Каждая из этих
систем представляет собой огромную БД правовой и специальной информации
(законодательство России, Москвы, Санкт-Петербурга, и других регионов; бух­
галтерский учет и налогообложение; таможенное, банковское и страховое законо­
дательство, внешнеэкономическая деятельность; ценные бумаги и приватизация;
здравоохранение и многое другое).




Вопросы для самопроверки
1 Что такое КСБУ? Как и какие элементы учетной политики учитываются в
КСБУ?
2 Назовите характерные свойства плана счетов, отдельных счетов. Назовите
основные справочники для организации аналитического учета в КСБУ. Как
строится обозначение счета в КСБУ?
3. Что такое классификация? Что является объектом классификации в КСБУ?
Назовите особенности иерархической и фасетной классификации.
4. Что такое кодирование? Какие методы кодирования используются в КСБУ?
Понятие помехозащищенного кода. Каковы особенности работы со справоч­
никами в КСБУ?
5. Назовите основные Общероссийские классификаторы (виды и назначение),
используемые в КСБУ. Приведите примеры локальных классификаторов. Ка­
кие требования выдвигаются к ним?
6. Приведите названия учетных регистров. Какие особенности учетных ре­
гистров в неавтоматизированном и автоматизированном бухгалтерском
учете?
7. Дайте общую характеристику системы первичных учетных документов. Ка­
кие требования предъявляются к унифицированным документам? Как реа­
лизуются эти требования в КСБУ?
8. Как в КСБУ отражаются учетные операции? В чем специфика автоматиза­

<< Пред. стр.

страница 12
(всего 83)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign