LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 32
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ших ступенях развития позвоночных. Можно, таким образом, с
полным правом сказать, что каждая фондированная двига­
тельная структура представляет собой прижизненно вырабо­
танный двигательный навык*.
Мы разделяем координационные фоны на два больших клас­
са. 1. Фоны в собственном смысле представляют собой комплек­
ты коррекций, соответствующие самостоятельному целесообраз­
ному движению в данном низовом уровне. 2. Фоны второго вида,
именуемые автоматизмами, — это особые коррекции в одном из
нижележащих уровней построения, не способные обслужить це­
лостного движения в своем уровне, не имеющие сами по себе
смыслового значения и вырабатываемые только по специальным
требованиям вышележащего уровня для технического обслужи­
вания выполняемого им двигательного акта. К подобным авто­
матизмам относятся, например, всевозможные технические сно­
ровки (skills английских авторов), которыми изобилуют профес­
сиональные навыки как в труде, так и в спорте.
Название автоматизмов присвоено этим фонам вследствие
очень общего и характерного свойства центральной нервной си­
стемы, в силу которого в каждой выполняемой многоуровневой
двигательной структуре в сознание человека попадает только
состав его ведущего уровня, независимо от абсолютной высоты
последнего. Таким образом, автоматизмы протекают всегда бес­
сознательно; фоны в собственном смысле, бывшие осознавае­
мыми в то время, когда они реализовали самостоятельное дви-


* Исключение из этого закона представляет собой в некотором смысле
довольно обширная группа двигательных актов, наблюдаемых у многих живот­
ных, и обозначаемая общим названием д в и г а т е л ь н ы х и н с т и н к т о в .
Встречаясь на всех ступенях эволюционного развития мозга от весьма низких
(строительство сотов у пчел и т. п.) до очень высоких (например, способность
ходить и бегать у жеребенка через немного минут после рождения), эти двига­
тельные инстинкты четко отличаются от структур, обозначаемых нами как дви­
гательные навыки: а) наследственной прирожденностью и б) полным отсутствием
приспособительной гибкости и вариативности. Физиологическая природа этих не­
сомненно сложнофондированных структур еще очень далека от ясности.
280
жение, точно так же уходят из поля сознания с того момента,
как переключаются на роль фоновых коррекций.
В начале процесса выработки нового двигательного навыка
учащийся реализует решение соответствующей двигательной
задачи полностью силами и средствами одного ведущего уровня.
По мере того как в процессе упражнения он либо находит в
ранее накопленных фондах, либо специально вновь вырабаты­
вает подходящие фоны и автоматизмы и достигает достаточной
их управляемости, он постепенно передоверяет соответственным
низовым уровням выполнение одной за другою тех многочислен­
ных технических коррекций, которые раньше суррогатно обслу­
живались им за счет ресурсов ведущего уровня. Этот процесс
постепенного переключения коррекций в низовые уровни, сопро­
вождаемый, как уже указано, уходом их из поля сознания,
есть то, что называется автоматизацией двигательного акта.
Это важнейшая из фаз построения фондированной струк­
туры двигательного навыка: 1) разгружает ведущий уровень, а
с ними и сознание от побочной, чисто технической работы;
2) переключает значительную часть коррекций на уровни, наи­
лучшим образом оснащенные и качественно адекватные для кор­
рекций именно этого вида, т. е. способствует качественным сдви­
гам в сторону улучшения, и 3) совершается, как правило, в не­
сколько раздельных приемов, каждый из которых выглядит как
скачок, а не как постепенное изменение.
Построение двигательного навыка еще не завершается с
окончанием всех автоматизационных переключений; за ним сле­
дует более или менее длительный период деятельности централь­
ной нервной системы, направленной к срабатыванию между со­
бой всех уровней — участников данной двигательной структуры,
применительно как к самой задаче в целом, так и к ее неизбеж­
ным вариациям и осложнениям. Этот период можно, таким обра­
зом, охарактеризовать как организацию управляемости фоновых
уровней со стороны ведущего по отношению к данному виду
движения. Здесь мы второй раз сталкиваемся с понятием управ­
ляемости, но уже относимым к другому классу явлений, чем
раньше. Если основной общей предпосылкой координации явля­
лось обеспечение управляемости двигательной периферии, то по­
добною же предпосылкою для реальной работоспособности фон­
дированных двигательных структур служит безупречная управ­
ляемость целостных координационных уровней при несении ими
подчиненных функций. Это обстоятельство имеет самое сущест­
венное значение для вскрытия физиологических механизмов
двигательной ловкости.
В соответствии со всем сказанным двигательный навык по­
нимается нами как координационная структура, представляю­
щая собой освоенное умение решать тот или иной вид двига­
тельной задачи.
Из изложенного видно, что: 1) построение двигательного
281
навыка есть активный процесс (как во внешнем оформлении,
так и в самом внутреннем существе), а отнюдь не пассивное от-
давание себя потоку впечатлений и воздействий извне и 2) по­
строение двигательного навыка есть смысловое цепное действие,
состоящее из целого ряда качественно различных фаз, логиче­
ски переходящих одна в другую, т. е. оно очень далеко от моно­
тонности чисто количественного постепенного «проторения».
Необходимо оттенить еще, что ни автоматизмы, обслужи­
вающие собою двигательный навык, ни тем более сам двигатель­
ный навык в целом ни в какой мере не представляют собою
стереотипов, раз навсегда закрепленных шаблонов. Как будет
подчеркнуто и ниже, координационным уровням свойственно не­
прерывное возрастание снизу вверх, от более древних уровней к
более новым, приспособительности, пластичности, целесообраз­
ной вариативности их работы. Естественно, что переключение
какой бы то ни было коррекции в порядке автоматизации из
ведущего уровня в один из нижележащих ведет и к некоторому
снижению ее приспособительной вариативности, но, вообще го­
воря, и каждый автоматизм, и каждый навык в целом вариатив­
ны и пластичны в полную меру ресурсов и свойств того уровня,
на котором они протекают. Поэтому никоим образом не следует
смешивать (положительного) явления автоматизации с (отри­
цательным) явлением стереотипизации.
Эта приспособительная вариативность, свойственная, хоть
и в различной степени, всем автоматизмам, и фонам, лежит в
основе известного и чрезвычайно важного явления так называе­
мого переноса упражненности по навыку, т. е. повышения успеш­
ности упражнения в навыке А за счет двигательного опыта, до­
стигнутого благодаря упражнению в навыках Б, В и т. д. Меха­
низм этого эффекта переноса упражненности состоит, по совре­
менным воззрениям, в использовании для построения нового на­
выка сохраняемых памятью фоновых коррекций, выработанных
ранее для других навыков, с требуемой частичной переработкой
их или без нее. Очевидно, что полезный эффект явления переноса
упражненности будет тем выше, чем более широкой генерали­
зации удалось достигнуть по прежде выработанным навыкам и
чем больше было количество и разнообразие этих освоенных
навыков.
Обогащение психомоторных ресурсов, достигнутое на той
ступени эволюционного развития, которая принесла с собою фон­
дированные двигательные структуры и вместе с ними индиви­
дуальную обучаемость и упражняемость, слишком очевидно, что­
бы нуждаться в комментариях. Но неуклонное усложнение
борьбы за существование выдвинуло и дальнейшие требования,
на которые на одной из следующих ступеней эволюционной лест­
ницы также начали формироваться адекватные двигательные
ответы. Речь идет о возраставшей необходимости в разовых не­
заученных двигательных реакциях, в координационной приспо-

282
собленности к быстрому решению непредвиденных, нешаблонных
двигательных задач. Таким образом, можно, несколько схемати­
зируя, представить общий ход эволюции двигательных средств в
виде трех последовательных этапов. Первый соответствует пол­
ному отсутствию индивидуальной обучаемости и ограничению
всех двигательных средств животного прирожденными коорди­
национными формами. На втором этапе к ним прибавляются
фондированные двигательные структуры, осваиваемые живот­
ными прижизненно путем постепенного упражнения и построе­
ния. Наконец, третий этап развития приносит с собой разовые,
экспромтные, доступные внезапному сформированию двигатель­
ные ответы на непредвиденные и необычные задачи, снова резко
повышая «потолок» возможностей, открытых для данного суще­
ства в борьбе за жизнь.
Опираясь на подытоженные выше основные факты и поло­
жения общего учения о координации, можно теперь решиться на
внесение известных уточнений в психофизиологический анализ
качества ловкости, чему специально и посвящена книга.
Самый основной, исходный критерий для оценки степени
ловкости данного двигательного акта — тот, что ловкость не за­
ключается в самих по себе движениях, а определяется исключи­
тельно по степени соответствия их с окружающей обстановкой,
по степени успешности решения реализуемой ими двигательной
задачи. Если закинематографировать двигательный акт, а затем
заретушировать на фильме все окружение субъекта, сохранив
одну только его фигуру, то ни при каком способе рассматрива­
ния и изучения этого фильма нельзя будет определить, ловким
ли было запечатленное на нем движение или нет. Эта исходная
черта характеристики ловкости названа в книге ее экстраверти­
рованностью (обращенностью на внешний мир).
Согласно даваемому в настоящей книге (очерк VII) развер­
нутому определению, ловкость есть способность справиться с
возникшей двигательной задачей: 1) правильно, 2) быстро,
3) рационально и 4) находчиво. В этом определении заключе­
ны, по-видимому, самые существенные отличительные признаки
ловкости, какие можно указать в настоящее время.
Судя, далее, по всему могущему быть собранным материалу
наблюдений, двигательные акты, заслуживающие оценки ловких,
всегда представляют собою фондированные структуры. Возможно,
причина этому в том, что все одноуровневые движения относятся
к числу примитивных, в которых даже сложная в смысловом от­
ношении задача доступна решению нехитрыми координацион­
ными средствами, не могущими предъявить ощутимых требова­
ний к двигательной ловкости*.

* Например, пройти указкой, не сбившись, по крупно нарисованному,
очень сложному лабиринту от входа до центра — задача, координационно до­
ступная и атактику, т. е. не требующая хороших фонов.

283
Так или иначе, во всех или почти во всех случаях ловкие
акты реализуются посредством по крайней мере двух уровней,
ведущего и фонового, причем требования, предъявляемые к ним
для того, чтобы осуществляемое ими движение могло быть по­
чтено ловким, резко различны. От ведущего уровня требуются
высокие показатели маневренности, изворотливости, двигатель­
ной находчивости; от фонового (или фоновых) — не менее высо­
кая степень послушности, гибкости, безупречной управляемости.
В проекции на основное определение ловкости можно заметить,
что ведущий уровень обеспечивает преимущественным образом
первое и последнее из перечисленных качеств ловкости — пра­
вильность и находчивость; фоновым уровнем (или уровнями) об­
служиваются важнейшие предпосылки для обоих средних ка­
честв — быстроты и рациональности.
Указанная структурная черта ловких двигательных актов —
их неодноуровневость — позволяет распределить все двигатель­
ные проявления ловкости на два больших класса, характеризуе­
мых по их уровневым структурам. Ловкие акты, имеющие своим
ведущим уровнем уровень пространственного поля (С), с фонами
из нижележащих уровней, мы относим к классу телесной ловко­
сти; акты, ведущиеся на уровне действий (D), с фонами из С, В
и А в разных сочетаниях, составляют класс проявлений предмет­
ной, или ручной, ловкости.
В монографии «О построении движений» поставлен на оче­
редь актуальный вопрос об индивидуальных психомоторных про­
филях, т. е. о качественных различиях моторики разных лиц,
зависящих от относительных степеней развития и совершенства
у них тех или других уровней построения движений. Примени­
тельно к теме настоящей книги нельзя не отметить, что разные
встречающиеся в жизни индивидуальности обладают самыми
различными соотношениями и абсолютными мерами выражен­
ности у них того и другого класса двигательной ловкости. Анализ
таких индивидуальных профилей по ловкости и определение их
посредством целесообразно выработанных методик должны пред­
ставить первостепенный практический интерес.
Из всех черт ловкости, перечисленных в развернутом опре­
делении этого качества, на первое место по значимости следует
поставить, несомненно, черту, обозначенную там как находчи­
вость. Вся суть двигательной ловкости — в способности найти
выход из любого положения, в наличии у центральной нервной
системы средств к тому самому разовому, импровизированному,
но адекватному решению неожиданной или нешаблонной задачи,
которое было выше отнесено к третьему, новейшему этапу эволю­
ционного развития двигательных функций. Это свойство ловкости
обозначено в тексте настоящей книги как ее экспромтность.
Если теперь сопоставить то положение, согласно которому
ловкие двигательные акты представляют собою многоуровневые
структуры, с подчеркнутым сейчас свойством экспромтности, то
284
мы подойдем вплотную к комплексу фактов, вскрывающему, мо­
жет быть, самое глубокое психофизиологическое ядро качества
ловкости. Очевидно, что экспромтное, неподготовленное создание
сложной, фондированной и в то же время адекватной двигатель­
ной структуры возможно только на основе высокой степени уп­
равляемости всех фоновых уровней со стороны ведущих. Там, где
психомоторика среднего качества нуждается в длительном уп­
ражнении, выработке и сыгрывании очередной координационной
структуры, психомоторика, характеризуемая высокими показате­
лями ловкости, способна обеспечить такой же стройный концерт
уровней сразу, в самый момент возникшей необходимости к
этому.
Если человек А со средними психомоторными данными
может в результате длительной тренировки производить ту или
иную автоматизированную операцию достаточно успешно, быстро
и искусно, а другое лицо Б, сумеет, посмотрев, выполнить ту же
операцию не хуже с первого или второго раза, то, несомненно,
трудно указать более подходящую кандидатуру на право назы­
ваться ловким в двигательном отношении человеком, нежели
лицо Б. Разумеется, при создании для обоих лиц, А и Б, рав­
ных условий в смысле упражненности Б обнаружит более вы­
сокие показатели в соответствующей функциональной пробе.
Таким образом, двигательная ловкость приводит к тем же
результатам — к созданию адекватной и успешно работающей
структуры, что и упражнение в двигательном навыке. Ловкость
способна возместить, заменить упражнение или ускорить его
эффект. Обратное явление, однако, по большей части не имеет
места; и во всех тех чрезвычайно многочисленных случаях, когда
двигательная комбинация обязана быть созданной внезапно,
когда для постепенной выработки нет и не может быть времени,
ловкость не заменима ничем другим.
Изложенные материалы о природе двигательной ловкости
приводят попутно к интересному биологическому выводу: об эво­
люционной молодости качества ловкости. Этот вывод хорошо
подтверждается при вдумчивом наблюдении и данными сравни­
тельной физиологии современных нам животных.
Произведенный предварительный анализ психофизиологиче­
ской структуры ловкости, при всей его неизбежной неполноте,
позволяет уже обоснованно ответить на важный практический
вопрос: доступна ли ловкость индивидуальному развитию, явля­
ется ли она упражняемым качеством?
Ответ получается утвердительный и притом в нескольких
планах.
Само собой понятно, что природные, конституциональные
предпосылки для ловкости у разных лиц были и останутся
столь же разными, как и для всех других психофизических
качеств. Если бы это было не так, то из каждого взятого науда­
чу подростка можно было бы с одинаковой легкостью сформиро-
285
вать Знаменского, Озолина, Новака или Нину Думбадзе. Как
наибольшие достижимые для того или другого лица высоты
развития, так и степени трудности и длительности дохождения до
определенных результатов всегда неминуемо будут обнаружи­
вать большие индивидуальные различия.
Гораздо важнее установить то, что имеющиеся природные
предпосылки к ловкости, безусловно, доступны развитию. При
этом могут быть упражняемы и развиваемы обе важнейшие сто­
роны того структурного комплекса, посредством которого реали­
зуется ловкость.
Во-первых, можно очень значительно поднять управляемость
фоновых уровней со стороны верховных ведущих, т. е. важней­
шую из функциональных физиологических предпосылок обсуж­
даемого качества. Чем больше накоплено человеком всевозмож­
ных фонов, чем они более разнообразны по видам и качествам и
чем шире генерализованы, т. е. чем больше число, степень усвое­
ния и широта полосы «обыгранности» по переменным условиям
двигательных навыков, выработанных данным лицом, тем легче
ему реализовать экспромтный фондированный двигательный акт,
каков бы и сколь бы неожидан он ни был.
Во-вторых, намеренное сталкивание упражняющегося с
разнообразными и непредвиденными двигательными задачами,
постановка его в условия, требующие от него в полной мере
адекватных, быстрых, рациональных и находчивых двигательных
реакций, прямым образом тренируют и воспитывают его верхов­
ные координационные уровни, способствуя выработке в них ма­
невренности, изворотливости, быстрой психомоторной изобрета­
тельности. Наряду с этим тренировка этого же вида неминуемо
воспитывает и управляемость фоновых уровней. Недостаточно,
конечно, скопить в фондах двигательной памяти разных уровней
большие фоновые богатства, не умея быстро и адекватно ис­
пользовать их. Это-то умение вызывать нужные фоны в нужные
мгновения и уверенно управлять ими и может быть очень су­
щественно повышено путем целесообразной тренировки.
Таковы в самых общих чертах материалы, рассматривае­
мые в настоящей книге. Нет никакого сомнения, что и практи­
ческая проблема выработки и воспитания двигательной ловко­
сти, и вся обширная область психофизиологии движений и уп­
равления ими находятся в настоящее время еще на самых ран­
них стадиях их научной разработки. Мы уверены, что и в этой
увлекательной и чрезвычайно важной области науки, способной
в последующем приблизить нас к самым глубоким тайникам
знания о человеческом мозге и его работе, советская научная
мысль сумеет завоевать подобающее ей положение и выйти в
будущем на первое место в мире!

Проф. Н. Бернштейн.
СОДЕРЖАНИЕ

Об этой книге, ее авторе и тех временах (В. М. Зациорский) 5
Николай Александрович Бернштейн (И. М. Фейгенберг) 9
Предисловие 13
Очерк I. Что такое ловкость? 17
Научные бои и разведки —
Психофизические качества 19
Ловкость — победительница 20
За что ценится ловкость? 23
Что есть ловкость? 28
Очерк II. Об управлении движениями 34
Богатство подвижности органов движения человека 35
О движении языка и глаз 40
Основные трудности управления движениями 42
Что такое две и три степени свободы? 44
Как преодолеваются избыточные степени свободы? 46
Трудности, обусловленные упругостью мышц 49
Что называется координацией движений? 53
Мышечно-суставное чувство и его помощники 56
Очерк III. О происхождении движений 59
Великий конкурс жизни
Масштаб и действующие лица . 62
Возникновение жизни и возбудимости 66
Зарождение нервной системы 69
Как ротовой конец тела стал его головным и главным концом . . . 72
Оборона или наступление? 76
Освоение поперечнополосатой мышцы 77
Пороки поперечнополосатой мышцы 81
Членистоногие в тупике 85
Эволюция позвоночных 89
Сенсорные коррекции 93
Развитие конечностей 95
Обогащение движений 99
Расцвет царства пресмыкающихся 101
Борьба за первенство мира 106
Двигательные достижения птиц 110
Как пирамидная система съела экстрапирамидную 113

Очерки IV. О построении движений 119
Миф о Зевсе и человеке
Мозговой небоскреб 121
Доношенный недоносок 123
Новые задачи и обрастание мозга 126
Обогащение чувственных восприятий 129

287
Списки движений и фоновые уровни 132
Пусковой аппарат спинного мозга 136
Очерк V. Уровни построения движений 139
Уровень тонуса (А) —
Уровень мышечно-суставных увязок (В). Его строение 146
Уровень мышечно-суставных увязок (В). Его отправления . . . . 150
Уровень пространства ( С ) . Его строение 156
Что такое пространственное поле? 160
Свойства движений в уровне С 162
Движения уровня пространства 166
Уровень действий ( D ) . Что такое действия? 172
Основные свойства уровня действий 178
Уровень действий. Коррекции и автоматизмы 181
О видах ловкости 185
Разновидности действий 188
Формирование движений у подростка 195
Очерк VI. Об упражнении и навыке 199
Как не следует думать о навыке?
Как возникала упражняемость? 205
Что представляет собою двигательный навык? 209
Построение двигательного навыка. А. Ведущий уровень и двигатель­

<< Пред. стр.

страница 32
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign