LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 21
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

успели выработаться автоматизмы «по особо­
му заказу» и не нашлось подходящих автома­
Точные действия (с тизмов из числа накопленных ранее по дру­
фонами из C2)
гим поводам. Выше было уже упомянуто о
постепенно скапливаемых каждым человеком фондах фонов, кото­
рые мы с помощью небольшой игры слов назвали «фонотеками»
головного мозга. Таким образом, в первую группу мы относим все
те действия, для которых — навсегда или хотя бы на первое вре­
мя — не имеется подходящих материалов в низовых «фонотеках».
Очевидно, по смыслу определения ручной ловкости, что ей нечего
делать в первой группе действий.
Б. Во вторую группу включаются действия, ведущие дви­
жения-звенья которых построены (преимущественно) в верхнем
подуровне пространства (С2) — в корковом, пирамидном под­
уровне дальнодействующих рецепторов точности и меткости.
Здесь нам встретятся из области быта: вдевание нитки в иголку,
накалывание лекарства, острая заточка карандаша и т. д.*
Из профессионально-трудовых действий на фоны из подуровня
С2 опираются, например, действия черчения, гравирования,
точной сборки механизмов. Пример часовщика, с замечательной
ручной ловкостью подгоняющего еле видные простому глазу
шестеренки дамских часиков, относится как раз к действиям из
описываемой группы. У Золя в романе «Западня» есть очень
яркое описание ловкой, быстрой, высокоавтоматизированной
работы золотых дел мастера Лорилле, делавшего из тонкой
золотой проволочки цепочку, звенья которой почти нельзя было
разглядеть невооруженным глазом. Очень многое отойдет в
эту же группу действий из числа операций с точными измери­
тельными приборами (счетной линейкой, микрометрическими
винтами, теми проволочными дужками у точных химических
весов, которые носят картинное название «наездников», и т. д.).
Здесь же окажутся многие трудовые действия токаря, резчика,
шлифовальщика оптических стекол, хирурга и т. д. Во всех
этих операциях ловкость проявляется в сдержанных, тончайших
движениях, без спешки, но и без волокиты. Именно здесь больше,


* Само собой разумеется, что для каждой из групп и их подразделений
мы приводим лишь по нескольку случайных примеров, пригодных в качестве
иллюстраций. Ни о какой полноте перечней здесь не может быть и речи.
190
чем где бы то ни было, пирамидная система показывает все
свое искусство постепенности, напрягая до некоторой средней
силы все мышцы, окружающие рабочие суставы руки, и с микро­
скопической точностью подбавляя затем мион за мионом в
одних мышцах и убавляя в противодействующих. Зрительный
контроль почти всегда решает успех дела в ловких действиях
этой группы. В выработанных для них «высших автоматиз­
мах» зрительные впечатления как бы сами собой, без всякого
участия сознания, превращаются в едва заметные перемеще­
ния пальцев или рабочего инструмента, который точно срас­
тается с работающей рукой.
Поскольку описываемая группа почти нацело область мел­
ких и тонких пальцевых движений, постольку, естественно,
относящихся к ней спортивных упражнений не находится.
Но существует целый ряд игр-«головоломок», в которых успех
прямым образом зависит от степени ручной ловкости и которые
по своим ведущим автоматизмам как раз относятся к этой
группе. Это, например, всем известные застекленные плоские
коробочки, в которых надо посредством покачивания и потряхи­
вания разогнать по ямочкам маленькие шарики-дробинки;
малоустойчивые фигурки, которые надо установить в равнове­
сии; наконец, карточные домики и «бирюльки».
В. Третья группа объединяет действия, ведущие звенья
которых в наибольшей степени зависят от нижнего подуровня
(С1), подуровня, опирающегося, как помнит
пространства
читатель, на двигательные ядра стриатума, верхушки эдс. Вот
несколько примеров бытовых действий, подходящих по своим
ведущим звеньям для этой группы: шнуровка обуви, глажение
утюгом, раскатывание теста, бритье, причесывание, перелисты­
вание книги. Из подробно разобранных нами примеров длинная
цепочка закуривания тоже включается в эту группу действий.
По линии профессионального труда могут быть названы: дей­
ствия сцепщика вагонов при составлении поездов, шофера и
паровозного машиниста в их управлении ходом машины, тру­
довые операции опиловщика, шлифовальщика, прачки и т. п.
Здесь мы уже встречаемся с крупными телодвижениями, иногда
включающими в себя и локомоции. Главное качество, присущее
движениям в этой группе, — плавная, при­
лаживающаяся, можно бы сказать, чуткая
точность. Здесь есть уже в чем проявить себя
и спортивно-игровой области. Как подходя­
щие примеры можно привести: действия взле-
зания по веревке, столбу, веревочной лест­
нице, стволу дерева и т. п.; затем локомоции
на сложных приспособлениях, как езда на
велосипеде или гребля. Из области, прибли­
жающейся уже к акробатике, к этой группе
относятся балансирования предметов (на- Действия с фонами из
С

191
пример, держание в равновесии
длинной стоячей палки на лбу или
на подбородке).
Нельзя не сделать оговорки,
что почти немыслимо подобрать
такие примеры, в которых не име­
лось бы порядочной примеси фо­
нов и из нижележащего уровня
мышечно-суставных увязок (В).
В одних случаях эти фоны участ­
вуют на равноправных началах
с фонами стриатума из подуровня
С1, например в актах лазания
(ручная ловкость), в других — от­ Действия с фонами из В
ветственные фоны из подуровня О
сами обладают сложным строением и имеют собственные фоны
из уровня В. Таковы, например, движения сцепщика вагонов или
полевого связиста, прокладывающего за собой телефонный про­
вод (соединение как ручной, так и телесной ловкости).
Г. Четвертая группа содержит действия, в которых фоны из
уровня мышечно-суставных увязок (В) явственно преобладают
над пространственными фонами из уровня С. Подходящие при­
меры из круга бытовых действий: завязывание и развязывание
узлов, вязание на спицах, намотка клубка, заплетание косы,
намыливание и мытье своего тела, надевание на себя одежды.
Из трудовых действий назовем: работу молотобойца, землекопа,
сноповязальщика, пряхи; работы, связанные с кручением рукоя­
тей (лебедки, колодезь с намоткой, откачка воды помпой и т. п.).
Из спортивных действий очень характерные примеры пред­
ставляет собою французская борьба, а особенно дзюу-до (по
старинному названию — джиу-джитсу). К этой же группе при­
дется отнести многие действия фокусника, основываемые на
«ловкости рук», а также опирающиеся на то же качест­
во многие из воровских и шулерских прие­
мов.
Д. В пятой группе мы объединим те виды
действий, которые требуют участия как уров­
ня пространства (С), так и уровня мышечно-
суставных увязок (В). Здесь само собой на­
прашивается разделение на три подгруппы,
хотя его очень трудно осуществить на прак­
тике. Мы все же попытаемся хоть наметить
его, потому что характеризуемая группа дей­
ствий, самых сложных и богатых по их строе­
нию, естественно, содержит в себе и наиболь­
шее изобилие ловких действий, притом наи­
Действия с фонами из более интересных и содержательных.
всех нижележащих
Мы имеем в виду сочетания с уровнем В:
уровней
192
во-первых, нижнего подуровня пространства (C1); во-вторых,
верхнего (С2) и, наконец, обоих, т. е. всего оркестра фонов.
В первой из этих подгрупп (В и С1) мы встретим шитье,
выпиливание, заводку часов, чистку овощей и плодов — в быту;
косьбу, работу на швейной машине, портняжную плиссировку,
накладку бумаги и складывание (фальцовку) отпечатанных
листов в типографии, медицинскую перевязку, рациональную
завертку, навивку, обвязку и т. п. — из области труда; слалом,
партерную акробатику, фехтовальную защиту — из круга физ­
культуры и спорта.
Во второй, где дуэт исполняется пирамидным подуровнем
точности (С2) и уровнем владения своим телом (В), назовем:
вышивание, штопку, вязание кружев — в быту; действия набор­
щика, закройщика обуви и верхней одежды; кузнеца при точной,
художественной поковке, медицинские процедуры, как впрыс­
кивание или ставление банок и т. д. — по линии труда. В облас­
ти физкультуры и спорта здесь окажутся: ударные (наступа­
тельные) действия в фехтовании и боксе, штыковой бой, стрель­
ба из лука, игра на биллиарде, метание сложных метательных
приспособлений, как гарпун, лассо, бумеранг. Выше мы уже
упомянули в качестве примеров высокой ловкости еще о двух
действиях из этой же подгруппы: выхватывание предмета (кин­
жала) из земли зубами на скаку и решающее действие тореа­
дора.
Наконец, третью, самую всеобъемлющую, подгруппу, в кото­
рой ведущий уровень D подслаивается всеми низовыми — С1,
С2 и В, мы начнем такими двумя абсолютно и исключительно
человеческими действиями, как речь и письмо. Точный физиоло­
гический анализ, в который здесь не место вдаваться, показы­
вает, что каждому уровню построения, какие только имеются в
центральной нервной системе, от самого низа до самого верха,
отвечает в этих сложнейших и глубоких по своему смыслу актах
слоя подходящая и необходимая нагрузка*.
Д л я этой подгруппы, самой сложной по составу и строению
действий, очень трудно подобрать какой-либо пример из области
бытовых действий. Вполне естественно, что эти сложнейшие изо
всех навыков нуждаются в исключительной налаженности, сыг­
ранности, в совместной работе всех уровней построения сверху
донизу, а поэтому требуют и основательной выучки. Понятно,
что их приходится искать в первую очередь у профессионалов —
все равно, труда ли или физкультуры и спорта.
Если кому-нибудь случалось видеть работу по прокатке мелких сортов
железа на железоделательных заводах, то он вряд ли скоро забудет это зрелище.
* Мы не будем останавливаться в этой книге на соображениях, доказы­
вающих существование в нашем головном мозгу еще по крайней мере одного
коркового уровня (Е), лежащего выше уровня и являющегося истинным веду­
щим уровнем для этих актов общения между людьми, поскольку он никак прямо
не связан с основным предметом нашего изложения — ловкостью.
193
Полуобнаженный рабочий, одетый только в брюки и фартук, стоит наготове перед
громадным, высящимся как стена, станом, в котором со скрежетом быстро крутят­
ся толстые мокрые валы. Вот из щели между двумя из них вырвалась и помча­
лась прямо к нему золотистая огненная змея в большой палец толщиною. Но
прежде, чем она успела пролететь два-три шага, рабочий уже схватил ее за шею
большими клещами, висящими на цепи около него. С поражающей ловкостью он
делает полуоборот на пятках, как танцор, исполняющий пируэт, и вправляет голо­
ву огненной змеи в новую щель — между валами, крутящимися в противополож­
ную сторону. Ход валов не замедляется ни на мгновение. Задержись рабочий
хоть на секунду, завозись лишний миг с засовыванием огненного каната в узкую
скрипучую щель — и неумолимые валы первой пары выплюнут петлю, которая за­
хватит, извиваясь, весь пол в цеху. Не поймай он змею за шею в самый момент
ее неожиданного выскакивания — это грозит тем, что она пройдет сквозь него,
как шило сквозь кусок масла. Схвати он ее, наконец, не за требуемое место, в
полуметре от кончика, а немного дальше или ближе от него — ему не удастся
вправить в щель ее мягкое, дышащее огнем тело. Ничего этого никогда не слу­
чается. Доля секунды — и рабочий уже перешагнул через раскаленную петлю,
а она скользит по полу, шипя как настоящая змея и брызжа кругом себя искра­
ми, не удлиняясь и не укорачиваясь более, вылетая из одного стана и с точно
такою же скоростью втягиваясь обратно во второй. А он уже снова в позе охотни­
ка, легкий, ловкий, гибкий, как взведенная пружина, спокойный, как будто не он
играет каждый миг со смертью...


Среди видов профессионального труда можно насчитать не­
мало действий, относящихся к этой сложнейшей подгруппе, и все
они требуют огромной, находчивой ловкости, и почти все сопря­
жены с опасностью и риском для жизни. Много таких действий
в профессии пожарного, ими полна жизнь матроса на парусном
судне, рыбака, уходящего в море на утлой лодке, водолаза,
нагишом ныряющего в глубину за жемчужными раковинами.
Весь блеск потребной здесь ловкости обнаружил юноша герой
баллады «Кубок»*, и она-то изменила ему во втором его прыжке.
В этой подгруппе каждая трудовая операция включает в себя и
спортивно-акробатические элементы и элементы опасного боя.
Точно так же в каждом спортивном или боевом эпизоде этого
рода много настоящей трудовой, профессиональной выучки и
опыта. Это сплетение всех уровней — в то же время и неразрыв­
ное сплетение всех труднейших видов человеческой деятельности.
В области физкультурно-спортивной, непосредственно сли­
ваясь здесь с областью действий боя в первую очередь следует
назвать штыковой бой, фехтование и бокс, взятые в целом.
Мы — полуусловно — отнесли оборонительные составные дейст­
вия этих форм боя к нижнему, а ударные действия — к верхнему
подуровню С, но, конечно, в живой действительности они все
время переливаются друг в друга, так что разделить их нелегко.
Поэтому приходится снова поставить их здесь, даже на первом
месте.
Дальше нельзя не вспомнить целого ряда действий горного
спорта. Сколько он скрывает опасностей и какие требования
предъявляет к ловкости и двигательной изобретательности, изве-

* Ф. Шиллера, перевод В. Жуковского.

194
стно каждому альпинисту. Сходные положения, ведущие и к
сходным по своему строению действиям, встречаются у охотника
на опасного зверя, у полярника, борющегося с торосами и заст­
ругами, у парашютиста, если закапризничает парашют или в
случаях осложнений при приземлении. Однако в области спорта
есть действия, которые, несомненно, приближаются по структуре
к действиям этой наивысшей подгруппы и тем не менее не таят
в себе никакой опасности. Зато спортивные игры этого рода боль­
ше всех развивают разностороннюю ловкость, и телесную, и
предметную. К их числу относятся теннис, городки, отчасти лап­
та. Недаром эти игры интересовали ряд крупных мыслителей, на­
чиная хоть с прославленного физиолога И. П. Павлова.


Формирование движений у подростка
В третьем разделе очерка IV в обзоре развития движений
ребенка мы остановились на двухлетнем возрасте. Дело в том,
что к этому времени, как там и было сказано, дозревание всех
двигательных отделов мозга и их проводящих нервных путей за­
канчивается, и дальше начинается уже длительная работа прила­
живания друг к другу всех уровней построения и развертывания
заложенных в них возможностей. Охарактеризовать это прила­
живание и срабатывание уровней между собою можно было, ко­
нечно, не раньше, чем будут очерчены сами уровни, поэтому ха­
рактеристику этого, так сказать, «второго детства» пришлось от­
ложить.
Теперь мы можем в кратких чертах восполнить упущенное,
отметив некоторые, наиболее существенные, черты развития дви­
гательных средств ребенка между двумя и четырнадцатью —
пятнадцатью годами — возрастом окончательного созревания.
Развитие двигательной области, так называемой моторики,
у ребенка идет отнюдь не по плавной, восходящей линии. В нем,
как и во многих других областях развития, наблюдаются нередко
то остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже
иногда как будто отступления назад. Особенно ярко это просту­
пает в возрасте, непосредственно предшествующем половому
созреванию. В это время подростки делаются неуклюжими, меш­
коватыми, неповоротливыми, за все задевают, все роняют, бьют
посуду и протирают обувь. Мы скоро увидим, что это, в сущнос­
ти, только кажущиеся отступления.
И в конце второго, и на протяжении всего третьего года
жизни ребенка все еще длится окончательное дозревание высших
двигательных систем. Именно в этом периоде у ребенка начинает
заметно расти и количество и степень успешности действий из
уровня D. Рассматриваемый возраст — это время, когда ребенок
окончательно перестает быть высшей обезьяной и впервые осваи­
вает такие действия, которые совершенно недоступны обезьяне.
195
Из области предметных действий ребенок научается кое-чему из
самообслуживания (раздевание, умывание, еда ложкой), успеш­
но играет с игрушками, сооружает кирпичики и песочные пироги,
начинает что-то изображать карандашом. В этом же возрасте и
именно на перечисленных действиях начинает обнаруживаться и
неравноценность между обеими ручками ребенка, т. е. будет ли
он правшой или левшой. Тогда же оформляется и связная речь
из целых правильно построенных небольших фраз, а не только
разрозненных слов, как было до этого возраста.
Следующий за этим период, от трех до семи лет, — период
преимущественно количественного усиливания и налаживания
всех уровней, какие имеются у ребенка. Анатомически все они к
третьему году готовы и теперь начинают заполняться содержа­
нием. Мы уже видели в очерках уровней, что чем выше и новее
уровень, тем сложнее по своему строению те движения, которыми
он может управлять, и в тем большем количестве заготовленных
фонов он нуждается. Можно сравнить уровни построения с сосу­
дами возрастающей величины, которые и заполняются тем доль­
ше, чем они вместительнее.
Отсюда понятно, что хотя между тремя и семью годами ре­
бенок может уже пустить в ход любой из человеческих уровней
построения, фактически он применяет главным образом те, бо­
лее простые, которые скорее успели заполниться каким-то содер­
жанием. А это преимущественно уровни из экстрапирамидной
двигательной системы (эдс), кончая наверху подуровнем стриа-
тума, т . е . нижним подуровнем пространства (С1), подуровнем
локомоций и гимнастикоподобных телодвижений.
В прямой противоположности с увальнями-медвежатами, ка­
кими представляются детишки полутора-двух лет, дети от трех до
семи грациозны и подвижны. Они хорошо и быстро бегают, пры­
гают, лазают. У них развито уже чувство ритма, они отлично
справляются, например, с прыганием через веревку, которую кру­
тят их партнеры. Они обладают разнообразной и выразительной
мимикой и, рассказывая о чем-нибудь, оживленно и убедительно
жестикулируют. Очень хорошо удается им и подражательное
воспроизведение чужих движений: в игре «в короли» по жестам
такого малыша всегда нетрудно догадаться, какую деятельность
он изображает, а в карикатурном передразнивании двигательных
недостатков своего товарища он способен достигать жестокой
виртуозности.
Однако, как только попробуешь засадить такого ребенка за
какую-нибудь деятельность в подуровне точности (С2) или тем
более в уровне действий (D), сейчас же обнаруживается сла­
бость и быстрая утомляемость. Пресловутая «непоседливость»
ребенка этих лет зависит отнюдь не только от его особенно силь­
ной потребности в движениях: в сидячем положении ему еще так
мало что доступно и посильно, что ему нечем себя занять и он
сразу соскучивается. Стоит засадить его за какое-нибудь дело.
196
требующее точности (шить или выводить буквы, например), и он
улучит первую подходящую минуту, чтобы убежать играть,
расправив вольготно крылышки своих стриатумов. Проф. М. Гу­
ревич очень метко указывает, что ярко бро­
сающаяся в глаза неутомимость ребенка
только кажущаяся. Ведь почти все движения,
которые он производит — это свободные
движения, без нагрузки, без работы в пря­
мом смысле, движения, которые не преодоле­
вают никаких сопротивлений, а значит, не
требуют и особых затрат энергии.
Преобладание эдс в движениях ребенка этого возраста ска­
зывается и в свойственной им складности и грациозности. Мы
уже говорили об изяществе движений, вообще присущем уровню
мышечно-суставных увязок, и о причинах этого изящества.
А ведь именно этот уровень и доставляет главнейшие фоны ре­
бенку описываемого возраста.
Следующий период развития моторики охватывает время
примерно от 7 до 10 лет. К этому времени начинает постепенно
наполняться рабочими фонами верхний, пирамидный, подуровень
пространства (С2). В двигательные средства ребенка постепенно
входят два новых слагающих — сила и точность.
Это кладет свой отпечаток и на игры ребенка и на его труд,
в который к этому времени его начинают постепенно втягивать.
Не имея никакого понятия о теории движений, которая и в науч­
ной мысли развивается только в последние годы, жизненная
практика давно и очень чутко уловила тот возраст, с которого
уже есть смысл приучать ребенка к каким-то трудовым навыкам.
Это как раз возраст перехода в работоспособное состояние
пирамидной двигательной системы (пдс) ребенка. Хотя ребенок и
в эти годы еще не способен к длительной усидчивости и сосре­
доточиванию внимания, все же у него начинают уже налажи­
ваться мелкие и точные движения и ему есть чем занять себя и
сидя за столом. Почерк его, в самом начале обучения состояв­
ший из букв в грецкий орех величиною, начинает делаться мель­
че и ровнее, нажимы пера не выводят более линий, толстых и
как макароны, и он уже ломает свои перья реже, чем два раза в
день. У мальчиков усовершенствуются метательные и ударные дви­
жения (недаром самые главные драки и максимум окровавленных
носов и разбитых стекол именно в этом возрасте!) и развивается
ловкость броска. Само собою понятно, что в этом младшем школь­
ном возрасте следует начинать обучение и тренировку ребенка
именно по навыкам верхнего подуровня пространства (С2): толь­
ко что упомянутым ударным и метательным движениям, требую­
щим меткости, точным движениям в пространственном поле
и т. п. Правильно поступают педагоги, начинающие в этом возрас­
те обучение ребенка игре на музыкальном инструменте.
За десятью-одиннадцатью годами наступает возрастной пе-
197
риод большой и сложной ломки, охватывающей все стороны жиз­
ни растущего организма. Это возраст, непосредственно предшест­
вующий половому созреванию, и период самого созревания,
вплоть до его завершения в основном, т. е. до 14—15 лет. Его не
так-то легко охарактеризовать.

<< Пред. стр.

страница 21
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign