LINEBURG


страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Н.А. БЕРНШТЕЙН




О ЛОВКОСТИ
и ее развитии
Публикация подготовлена профессором И. М. Фейгенбергом




МОСКВА
«ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
1991
ББК 28.903
Б51




Бернштейн Н. А.
Б51 О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт,
1991. — 288 с. с ил. —
ISBN 5—278—00339—1
Автор этой книги Николай Александрович Бернштейн (1896—
1966 гг.) — выдающийся ученый, член-корреспондент Академии медицин­
ских наук С С С Р , лауреат Государственной премии СССР, создатель
нового направления в науке — физиологии активности, первооткрыватель
ряда ее законов.
Книга создавалась в конце 1940-х годов. Но свет не увидела: ее ав­
тора обвинили в космополитизме, вульгаризаторстве, сочинении лженауч­
ных теорий и книгу к производству не допустили. И вот теперь работа
эта впервые попадает в руки читателей. Хотя со времени ее написания
минуло более четырех десятков лет, она современна и во многом по-
прежнему оригинальна.

Б 4202000000-020 ББК 28.903
009(01)—91

ISBN 5—278—00339—1




Научно-популярное издание

Николай Александрович Бернштейн

О ЛОВКОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИИ

Заведующий редакцией Р. В. Орлов. Редактор В. С. Каюров. Художник А. В. Ама-
спюр. Художественный редактор А. Г. Сауков. Технический редактор С. С. Басипо-
ва. Корректор 3. Г. Самылкина. ИБ № 2786. Сдано в набор 14.09.90. Подписано
к печати 5.04.91. Формат 60Х90/ 1 6 . Бумага кн.-журн. № 2. Гарнитура литературная.
Офсетная печать. Усл. п. л. 18,0. Усл. кр.-отт. 18,56. Уч.-изд. л. 19,19. Тираж
50 000 экз. Издат. № 8462. З а к а з 1237. Цена 5 руб. Ордена «Знак Почета»
издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета С С С Р по печати.
101421, Москва, Каляевская ул., 27.
Государственная ассоциация предприятий, объединений
и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ».
Ярославский полиграфкомбинат, 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.



© Издательство «Физкультура и спорт». 1991
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Б Е Р Н Ш Т Е Й Н

Автор этой книги Николай Александрович Бернштейн
(1896—1966) — в ы д а ю щ и й с я советский и мировой ученый,
создатель нового направления в науке, которое он скромно
назвал «физиологией активности» (скромно — потому что это
направление охватывает не только физиологию, но и психологию
и биологию активности), первооткрыватель ряда ее законов.
Авторитетные ученые относят его научные труды к тому же
классу, что труды Сеченова, Ухтомского, Павлова.
Основные монографии Бернштейна «О построении движе­
ний» и «Очерки по физиологии движений и физиологии актив­
ности» переиздаются в серии «Классики науки» (издательство
«Наука»), продолжают выпускаться за рубежом в переводе
на английский и немецкий языки.
В основе всего научного творчества Н. А. Бернштейна лежит
его новое понимание жизнедеятельности организма. Организм
рассматривается им не как пассивная реактивная система,
отвечающая на внешние стимулы и приспосабливающаяся
к условиям среды (так считали мыслители периода «классиче­
ского» механицизма в физиологии), а как созданная в процессе
эволюции активная целеустремленная система. Действия этого
организма направлены каждый раз на удовлетворение своих
потребностей, на достижение определенной цели, которую
Н. А. Бернштейн образно назвал «моделью потребного будуще­
го». Иначе говоря, процесс жизни есть не «уравновешивание
с окружающей средой», а преодоление этой среды. Он направлен
не на сохранение статуса, а на движение в сторону родовой
программы развития и самообеспечения. Таким образом, живой
организм — это противящаяся энтропии, негэнтропийная си­
стема.
Такое понимание жизненных процессов является проявлени­
ем принципа материалистической телеологии, принципа целе­
сообразности (сообразности цели!) характера действий живого
организма. При таком понимании жизнедеятельности организма
требовалась новая методика изучения его движений. Если
в классической механистической физиологии движения изучались
в лабораторных условиях, то Н. А. Бернштейн считал необхо­
димым изучать их в естественных (практических) условиях.
Им была создана методика, позволившая получать на свето-
9
чувствительной пленке полную и ясную картину (в виде ряда
кривых) того, как и с какой скоростью передвигаются те точки
тела движущегося человека, перемещение которых в трехмерном
пространстве имеет наиболее важное значение при том или
другом двигательном акте. Разработаны были и методы анализа
получаемых кривых, вычисления по ним сил, действующих на
движущуюся часть тела. Свою методику Н. А. Бернштейн
назвал кимоциклографией и циклограмметрией.
Огромное, далеко идущее значение разработанной Берн­
штейном методики исследования движений сразу же понял
и очень высоко оценил А. А. Ухтомский. В статье «К пятнад­
цатилетию советской физиологии» он писал: «Приходит время,
когда наука может заговорить о «микроскопии времени», как
выражается где-то Н. А. Бернштейн... И здесь будет новый
поворот в естествознании, последствий которого предоценить
мы пока и не можем, подобно тому как современники Левенгука
и Мальпига не могли предвидеть, что принесет их потомкам
микроскоп» (Физиологический журнал СССР им. И. М. Сечено­
ва, т. XVI, в. 1, 1933, с. 47).
Для выполнения того или другого движения мозг не только
посылает определенную «команду» к мышцам, но и получает
от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых резуль­
татах и на их основании дает новые, корректирующие «коман­
ды». Таким образом, происходит процесс построения движений,
в котором между мозгом и периферийной нервной системой
существует не только прямая, но и обратная связь.
Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к ги­
потезе, что для построения движений различной сложности
«команды» отдаются на иерархически различных уровнях
нервной системы. При автоматизации движений эта функция
передается на более низкий уровень.
Многочисленные наблюдения и эксперименты полностью
подтвердили эту гипотезу.
Уже из приведенного выше ясно, какое большое значение
имеют результаты исследований Н. А. Бернштейна — не только
теоретическое, но и для практиков: для спортивного тренера
и спортсмена, для музыкального педагога и музыканта-испол­
нителя, для балетмейстера и артиста балета, для режиссера
и актера, для всех тех профессий, для которых важно точное
по результатам движение, особенно если оно совершается
в необычных условиях (например, для пилота — в условиях
непривычно больших и меняющихся ускорений, для космонав­
та — в условиях невесомости).
Результаты исследований Бернштейна важны и для врача,
занимающегося формированием двигательных функций у боль­
ного, у которого они нарушены поражением нервной систе­
мы или двигательного аппарата (в частности, при протезиро­
вании).
10
Важны результаты работ Бернштейна и инженеру, который
конструирует движущиеся механизмы и управление их движени­
ем и может при этом использовать знания о некоторых формах
управления сложными движениями, которые «изобрела» природа
и которые были изучены Бернштейном.
На самых первых порах изучения движений Бернштейн
обнаружил, что при повторении одного и того же движения,
например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка
каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки
с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен.
И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «По­
вторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн.
Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится
точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое
новое движение совершается в несколько отличных условиях.
Поэтому для достижения того же результата нужны иные
«команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандар­
тизации «команд», не в научении «командам», а в научении
каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях
именно этого движения приведет к нужному двигательному
результату. Нет однозначного соответствия между результатом
движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам.
Есть однозначное соответствие между результатом движения
и «образом потребного будущего», закодированном в нервной
системе.
Вместе с тем основные научные труды Н. А. Бернштейна,
в том числе две его основополагающие монографии* как по
объему приводимых сведений (в них необходимо было привести
подробные данные о многочисленных наблюдениях и экспери­
ментах, сопоставить свою методику и свои результаты исследо­
ваний с методикой и результатами других авторов), так и по
характеру изложения были обращены прежде всего к работни­
кам науки: физиологам, психологам, биологам, медикам и т. д . —
или к читателям, имеющим основательную подготовку в соот­
ветствующих отраслях науки. Для массового читателя пользо­
ваться этими трудами было трудно.
А Бернштейн хотел довести свои идеи, результаты своих
исследований и до широкого круга читателей, в частности до
тех, для кого они представляли не только чисто познавательный,
но и профессиональный интерес. Вот почему он охотно принял
предложение Центрального научно-исследовательского института
физической культуры написать научно-популярную книгу, кото­
рой дал название «О ловкости и ее развитии». Он увлеченно


* «О построении движения», М., 1947, «Очерки по физиологии движений и
физиологии активности», М., 1966. Обе эти монографии вошли в книгу Н. А. Берн­
штейна «Физиология движений активности», М.. 1990 (в серии «Классики науки»).

11
работал над ней (это видно из ряда его записей), рукопись
была не только одобрена институтом и принята к изданию, но
даже запущена в производство... Но именно на это время при­
шелся разгул лысенковщины, борьбы с вейсманизмом-морганиз­
мом, с космополитизмом и тому подобных явлений. И в ре­
зультате издание не осуществилось. Только теперь, почти через
полвека после того, как работа лежала на столе автора, она
ляжет на стол читателя. Но несмотря на это, книга сохраняет
свое значение и в наши дни.
Самый многочисленный круг читателей, для которых эта
книга представляет профессиональный интерес, — это работники
спорта и спортсмены. Поэтому книга выходит в издательстве
«Физкультура и спорт». Но, как уже говорилось выше, она
предназначена и для многих других читательских групп.

Профессор И. М. Фейгенберг
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга написана по предложению дирекции Центрального
научно-исследовательского института физической культуры. Предложе­
ние имело двоякую цель: дать возможно более четкое определение
и анализ сложного психофизического качества ловкости и общедоступно
изложить современные воззрения на природу координации движений,
двигательного навыка, тренировки и т. д., имеющие первостепенное
практическое значение как для деятелей физического воспитания,
так и для всех участников физкультурного движения, долженствую­
щего быть в нашей стране культурным движением во всех смыслах
этого слова. Таким образом, книга эта должна была быть научно-
популярной.
Необходимость в научно-популярной литературе в нашем Союзе
очень велика. Было бы в корне неправильно отрицать ее значение
на том основании, что Советский Союз не нуждается в полузнайках
и что нельзя оспаривать за его гражданами ни права, ни способно­
стей к овладению специальной литературой, без какой-либо снисходи­
тельности или высокомерия, будто бы неизбежно связанных с популя­
ризацией науки. Этот взгляд совершенно ошибочен.
Те времена, когда каждый деятель науки мог быть в разной
мере ориентированным во всех отраслях естествознания, миновали
давно и безвозвратно. Уже двести лет назад для подобного универса­
лизма потребовался такой всеобъемлющий гений, как гений Ломоно­
сова. И он, в сущности, был последним в мире представителем типа
универсального натуралиста. За те два столетия, которые отделяют
нас от него, объем и содержание естествознания выросли так безмерно,
что научные работники затрачивают теперь всю свою жизнь на овладе­
ние материалом одной своей основной узкой специальности, и мало
кто из них в состоянии выделить у себя достаточно времени даже
для того, чтобы, не отставая от времени, следить за бурным потоком
текущей научной литературы по этой специальности. О других отраслях
той же науки, а тем более о других отраслях естествознания ему
нередко некогда даже подумать.
Этот заливающий поток нового фактического материала по всем
ветвям естественной науки и прямо связанная с его ростом все большая
дифференциация научных и научно-прикладных профессий все сильнее
и сильнее угрожают превратить их представителей в узких специали­
стов, лишенных какого бы то ни было кругозора, слепых ко всему,
кроме той тесной тропинки, по которой их направила жизнь. А это
13
сужение поля зрения опасно отнюдь не только потому, что лишает
людей всей неотразимой прелести широкого общего образования,
но главное потому, что приучает из-за деревьев не видеть леса даже
в своей специальности, выхолащивает творческую мысль, обедняет
работу в отношении свежих идей и большой перспективы. Уже Джо­
натан Свифт, тоже двести лет назад, сумел пророчески предвидеть
таких узких «гелертеров» с шорами на глазах, слепых зарапортовав­
шихся чудаков, и жестоко высмеял их в изображенной им академии
наук острова Лагадо.
Вот для преодоления этой-то опасности и необходима научно-
популярная литература. Да охранят ее все музы от снисходительного
высокомерия к читателю, от горациевского «Odi profanum vulgus et
arceo»!*. Она видит в читателе не профана, не вульгарную чернь,
а собрата, которого нужно ознакомить с главными основами и послед­
ним словом смежной науки, до чего он никак не мог бы добраться,
если бы ему пришлось штудировать эти вопросы по горам первоисточ­
ников и специальной литературы. Она стремится обеспечить ему тот
широкий кругозор, который необходим как для научно-теоретического,
так и для практического творчества в любой области, стремится не
принизить себя до какого-то воображаемого и неуважаемого профана,
а поднять собрата-читателя иной специальности на высоту птичьего
полета, откуда можно обозревать весь мир.
Современный деятель — все равно как теоретики, так и практики —
должен знать все о своем основном и основное обо всем.
Та часть общей теории словесности, ведению которой подлежит
научно-популярная литература, еще совершенно не разработана. В ней
в полную меру царит хаос, неясность и ощупывающая эмпирика. Между
тем, пытаясь сделать свой вклад в этого рода литературу и подходя
к этому заданию со всей ответственной серьезностью, какой оно заслу­
живает, необходимо в первую очередь отдать себе отчет в том, как
взяться за дело.
Насколько в состоянии судить об этом автор, в современной
научно-популярной литературе намечаются три различных стиля.
Хорошими типовыми представителями одного из них могут слу­
жить широко распространенные и общеизвестные томы издания
т-ва «Просвещение»: «Мироздание» Мейера, «История земли» Неймайра,
«Человек» Ранке и т.п. Книги этого типа ровно ничем не отличаются
по изложению от любых учебных или научных руководств, кроме
только постоянного памятования об уровне подготовленности читателя,
для которого они предназначены. Они ничем не пытаются завлечь
или заинтересовать читателя, кроме того интереса, который может
представлять для него сама тема и содержание излагаемого предмета,
ведут изложение сухо, деловито, в рамках плана, диктуемого в большей
мере догматикой темы, нежели ее дидактикой.
Второй тип, или стиль, научно-популярного изложения можно
было бы назвать фламмарионовским. Для широкоизвестных популярных

* Ненавижу темную чернь и гоню проч. — Прим. ред.
14
опусов Фламмариона по астрономии и космографии характерны основ­
ным образом две черты. Во-первых, это постоянное заигрывание
с читателем, а еще более — с читательницей книги, которую автор,
согласно представлениям буржуазного общества XIX века, трактует
как в высшей степени кисейную, нетерпеливую и невежественную
особу, но по адресу которой не жалеет никаких порций галантности.
Во-вторых, это насыщение текста огромным количеством воды. Нет
сомнения, что простота изложения и его водянистость далеко не одно
и то же; мы знаем сколько угодно примеров высокоспециальных и труд­
ных для понимания ученых сочинений, содержащих, однако, 90 % жид­
кого, бесполезного растворителя. С нашей точки зрения, такое распу­
хание книги помогает делу не больше, чем кокетничание с читателями
обоего пола.
Третий стиль, или тип, относится к самому недавнему времени
и ярче всего представлен в книгах де-Крюи, посвященных истории
великих открытий в области медицины и биологии. У нас широко
известна и пользуется успехом первая и самая талантливая из его
книг «Охотники за микробами». Де-Крюи впервые, насколько мы можем
судить, ввел в научно-популярную литературу смелую, широкую
импрессионистскую манеру, обогащенную всеми современными дости­
жениями общелитературной стилистики. Его речь богата образами,
яркими сравнениями, полна юмора, местами поднимается до страстной
горячности трибуна науки и адвоката мучеников. Ему помогает истори­
ческий аспект, в котором написано большинство повестей: будет ли
то история великого открытия с его многосложными перипетиями или
история жизни выдающегося деятеля науки — в обоих случаях повест­
вование насыщается динамикой, сюжетностью, развертывающейся
интригой. Читатель с замиранием сердца ждет, что будет дальше,
и готов заглянуть на последнюю страницу, как делывали барышни,
читая захватывающий роман. Название первой книги де-Крюи «Охот­
ники за микробами» само уже вводит читателя в его стиль и манеру:
он превращает историю научной борьбы в увлекательную приключен­
ческую повесть, ничуть не снижая при этом высоты и значительности
описываемых событий.
Манера де-Крюи начинает находить отклики и у нас в Союзе;
нет сомнения, например, что талантливые очерки Татьяны Тэсс, по­
священные характеристикам крупнейших современных советских ученых
и время от времени появляющиеся в центральных газетах, во многом
навеяны манерой этого автора. Много общего с этим же стилем имели
и очерки безвременно скончавшейся Ларисы Рейснер.
Остановившись на этом последнем стиле ввиду целого ряда
присущих ему привлекательных сторон, автор, однако, оказался в го­
раздо более трудном положении, не имея в своем распоряжении раз­
ворачивающейся сюжетной динамики. Задача состояла в том, чтобы
применить этот стиль повествования к изложению теории, отрасли
научной дисциплины с неизбежной для нее некоторой статичностью.
Легче всего было справиться с очерком III («О происхождении дви­
жений»), именно в силу его историчности, и драматизировать широкое

15
и увлекательное полотно эволюции движении в животном мире, вплоть
до человека.
В остальных очерках автор решился использовать весь доступный
арсенал средств, выработанных и освященных теорией литературного
слова, все, что она санкционирует по части изобразительных приемов.
Автор проникся решимостью не бояться применения какого бы то ни
было русского литературного слова, способного наиболее точно и вы­
пукло выразить требуемую мысль, даже если это слово и не входит
в состав официально-литературного (научного и служебного) языка.
Далее им широко используются всякого рода сравнения и уподобления,
начиная от мимолетных метафор, затерявшихся внутри придаточных
предложений, и кончая развернутыми параллелями в целую страницу.
Стремление по возможности оживить изложение привело к вклю­
чению в текст ряда повествовательных эпизодов, от сказочно-мифо­
логических вставок до реалистических очерков, преимущественно
навеянных впечатлениями Великой Отечественной войны. Наконец,
в том, что касается иллюстрационного оформления книги, автор,
имея широкую поддержку со стороны издательства, сопроводил текст
очень большим количеством рисунков. Наряду с фигурами, ссылочно
и по содержанию тесно связанными с текстом, книга содержит целый
ряд научных иллюстраций, косвенно освещающих изложение (это
преимущественно рисунки из областей анатомии, зоологии, палеонто­
логии и фотографические документы наивысших достижений спортив­
ного искусства). Мы не убоялись и включения некоторого юмористи­
ческого элемента в виде карикатур, добродушно подсмеивающихся
над мешковатостью и неуклюжестью или предъявляющих шуточно-
недосягаемые образцы ловкости и изворотливости.
Может быть, все эти искания в области научно-популярной
формы — одна сплошная ошибка. Однако, несомненно, есть шанс и за
то, что хоть какая-то малая крупица найденного найдена правильно.
Ведь не ошибается только тот, кто ничего не ищет, а с другой стороны,
ни один ищущий никогда и не рассчитывал с одного раза верно
найти.
Положимся для оценки сделанного на суровую, но товарищескую
критику и на весь широкий читательский опыт.

Проф. Н. А. Бернштейн

страница 1
(всего 33)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign