LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ зафиксированы условия освобождения от налогообложения сумм страховых платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников.
Не облагаются суммы страховых платежей (взносов):
1) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ;
2) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
3) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Ограничения, в пределах которых производится отнесение к расходам на оплату труда суммы платежей (взносов), уплаченных работодателем за своих работников, содержатся в подп. 16 ст. 255 НК РФ. В случае перечисления организацией взносов в большем размере, чем определено в п. 16 ст. 255 НК РФ, суммы превышения не облагаются единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.
Выплаты, производимые физическим лицам кооперативами (товариществами), независимо от источника таких выплат с 2005 г. будут подлежать налогообложению в общеустановленном порядке. При этом никакого двойного налогообложения в данном случае не возникает.
Пунктом 13 ст. 238 НК РФ от налогообложения освобождались выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.
Действие этого освобождения от налогообложения решено прекратить с 2005 г. по тем же основаниям, по которым прекращено действие освобождения для кооперативов (товариществ).
Формы и системы оплаты труда определяются организацией самостоятельно.
В соответствии со ст. 131 ТК РФ доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от суммы заработной платы. Если выплачиваемая заработная плата в натуральной форме производилась с нарушением требований ст. 131 ТК РФ, то налоговые органы вправе произвести пропорциональное уменьшение суммы, не подлежащей налогообложению единым социальным налогом.
В ст. 236 и 237 гл. 24 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 г. N 166-ФЗ) выплаты, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, признавались объектом налогообложения единым социальным налогом (взносом) только в части сумм, превышающих 1 000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
В 2001 г. НК РФ не содержал норм о том, что в целях налогообложения выплата, например, сельскохозяйственной продукцией должна быть осуществлена ее непосредственным производителем. Тем самым, положения о невключении в объект налогообложения выплат в натуральной форме, производимых сельхозпродукцией, товарами для детей, и не превышающих в целом 1 000 руб. на одного работника в месяц, могли применяться любым налогоплательщиком.
Единый социальный налог (взнос) не начислялся вне зависимости от того, что продукция могла быть приобретена налогоплательщиком у других лиц.
Федеральным законом от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ положения о выплатах в натуральной форме, производимых сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, перенесены из ст. 236 НК РФ ("Объект налогообложения") в ст. 238 НК РФ, устанавливающую перечень сумм, не подлежащих налогообложению.
Начиная с 2002 г. выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, включались в объект налогообложения. Но при этом в части сумм, не превышающих 1 000 рублей (включительно) на одно физическое лицо - работника за календарный месяц, рассматривались как сумма, не подлежащая налогообложению единым социальным налогом (п. 14 ст. 238 НК РФ).
Начисление выплат и выдача продукции должны происходить в одном отчетном периоде. Суммирование выплат в течение налогового периода не производится.
Кроме того, еще одним отличием от прежнего порядка являлось введение с 01.01.2002 г. условия, при котором возможно исключение из налоговой базы данных выплат: сельскохозяйственная продукция и товары для детей должны быть произведены непосредственно самим налогоплательщиком, производящим выплаты.
Отнесение продукции к сельскохозяйственной производится согласно разделам 97 0000 "Продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства" и 98 0000 "Продукция животноводства" Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. N 301).
Отнесение продукции к товарам для детей также производится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
С 2005 года действие указанного освобождения отменяется. Причиной отмены стала необходимость устранения искусственного преимущества в налогообложении, которое предоставляла натуральная форма оплаты труда. Значительных усилий требовал контроль за правомерностью освобождения от налогообложения выплат, произведенных в натуральной форме.
Пункт 2 ст. 238 НК РФ предусматривал освобождение от налогообложения выплат в пределах 2 000 рублей, производимых организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов. Наличие такой специальной нормы объяснялось тем, что организации, финансируемые за счет средств бюджетов, могли воспользоваться нормами п. 3 ст. 236 Кодекса только при условии наличия доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационных доходов. На выплаты, которые производятся за счет доходов, указанных в ст. 251 Кодекса (целевое финансирование и т.п.), начисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке.
Тем самым, п. 2 ст. 238 НК РФ учитывал специфику деятельности бюджетных организаций.
Вместе с тем, в п. 2 ст. 238 НК РФ содержались нормы об освобождении от налогообложения выплат, которые не признавались объектом налогообложения:
1) суммы материальной помощи бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
2) суммы возмещения (оплаты) бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и инвалидам) и членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Указанные выплаты с 2002 г. не являются объектом налогообложения и не облагаются единым социальным налогом независимо от их размера.
Поправками ст. 238 НК РФ приведена в соответствие со ст. 236 НК РФ. Предусмотренное п. 2 ст. 238 НК РФ освобождение от налогообложения материальной помощи физическим лицам, выплачиваемой за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, перенесено в новый подп. 15 п. 1 данной статьи. Размер освобождения увеличен с 2000 до 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
Техническая поправка внесена в п. 3 ст. 238 НК РФ. Названным пунктом из налоговой базы (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования) исключались любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Учитывая, что с 2002 г. из объекта налогообложения исключены выплаты по лицензионным договорам, из п. 3 ст. 238 НК РФ убрана ссылка на лицензионные договора. Выплаты по этим договорам не облагаются единым социальным налогом вовсе, а не только в части ФСС.

Пример
Работодатель обеспечивает своего сотрудника спецодеждой, которая в дальнейшем остается в личном постоянном пользовании работника, т.е. переходит в его собственность. Должен ли начисляться с такой спецодежды ЕСН?
Объектом налогообложения ЕСН являются вознаграждения в пользу физических лиц (п. 1 ст. 236 НК РФ). Спецодежда не входит в понятие "вознаграждение", следовательно, объект налогообложения ЕСН в данном случае отсутствует.
Выплаты и вознаграждения не являются объектом ЕСН в двух случаях, указанных в п. 3 ст. 236 НК РФ:
1) если они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль у налогоплательщиков-организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
2) если они не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц.

Пример
Организация направила своего работника в командировку. При этом работнику были выплачены суточные сверх норм, установленных для налога на прибыль. Сумма таких суточных не облагается ЕСН на основании п. 3 ст. 236 НК РФ.
Заметим также, что с данных выплат не должны уплачиваться и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на основании п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (с изм. и доп. от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г.).
Выплаты государственных пособий должны быть регламентированы либо актами федерального законодательства, либо законодательными актами субъектов РФ, либо решениями представительных органов местного самоуправления.

Пример
В связи с сокращением штата ООО "Крокус" выплачивает работникам выходное пособие в размере, предусмотренном трудовыми договорами. Величина этого пособия превышает размер, предусмотренный в ст. 178 ТК РФ.
Выходное пособие, выплачиваемое по ст. 178 ТК РФ в связи с сокращением штата работников, носит компенсационный характер и выплачивается в размере среднего месячного заработка. Таким образом, с выплат в части, превышающей установленные пределы, уплачивается ЕСН. Согласно абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются ЕСН компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Пример
Сотрудник с согласия работодателя использует для служебных переговоров свой сотовый телефон. За это ему выплачивается компенсация по ст. 188 ТК РФ. Должен ли с компенсации уплачиваться ЕСН?
Компенсация предусмотрена ТК РФ. Следовательно, она связана с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, а такие выплаты освобождены от ЕСН в силу абз. 9 подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Пример
Физические лица являются членами политической партии (партийными работниками) и направляются в командировку по территории РФ. Компенсация командировочных расходов таким лицам не является объектом обложения ЕСН на основании п. 2 ст. 238 НК РФ.
Если же их поездка связана с выполнением гражданско-правового договора, то ЕСН надо начислить, поскольку командировкой признается только поездка по трудовым обязанностям (ст. 166 ТК РФ). Следовательно, освобождение от ЕСН к таким выплатам применить нельзя.

4.1.2. Ставки налога

Налог начисляется по регрессивной ставке. Это означает, что чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на одного сотрудника, тем меньше ставка налога. Доходы, полученные сотрудниками от других фирм, не учитываются.

----------------T------------------T------------------T----------------------------T---------------¬
¦Средняя сумма¦Ставка налога, ¦Ставка налога, за-¦Ставка налога, зачисляемого¦ Итого ¦
¦доходов, обла-¦зачисляемого в ¦числяемого в Фонд¦в фонды обязательного меди-¦ ¦
¦гаемых налогом,¦федеральный бюд- ¦социального стра-¦цинского страхования РФ ¦ ¦
¦на каждого ра-¦жет ¦хования РФ +-----------T----------------+ ¦
¦ботника с нача-¦ ¦ ¦федеральный¦территориальный ¦ ¦
¦ла года, руб. ¦ ¦ ¦ фонд ¦ фонд ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+------------------+------------------+-----------+----------------+---------------+
¦ До 280 000 ¦ 20,0% ¦ 3,2% ¦ 0,8% ¦ 2,0% ¦ 26,0% ¦
+---------------+------------------+------------------+-----------+----------------+---------------+
¦От 280 001 до¦56 000 руб. + 7,9%¦8960 руб. + 1,1%¦2240 руб. +¦5600 руб. + 0,5%¦72 800 руб. +¦
¦600 000 ¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦0,5% суммы,¦суммы, превышаю-¦10,0% суммы,¦
¦ ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦превышающей¦щей 280 000 руб.¦превышающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦280 000 ¦ ¦280 000 руб. ¦
¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦
+---------------+------------------+------------------+-----------+----------------+---------------+
¦Свыше 600 000 ¦81 280 руб. + 2,0%¦ 12 480 руб. ¦ 3840 руб. ¦ 7200 руб. ¦104 800 руб. +¦
¦ ¦суммы, превышающей¦ ¦ ¦ ¦2,0% суммы,¦
¦ ¦600 000 руб. ¦ ¦ ¦ ¦превышающей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦600 000 руб. ¦
L---------------+------------------+------------------+-----------+----------------+----------------

С 1 января 2005 г. индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН по таким ставкам:

-------------------T--------------------T---------------------------------------T------------------¬
¦Налоговая база на-¦ Федеральный бюджет ¦ Фонды обязательного медицинского ¦ Итого ¦
¦растающим итогом ¦ ¦ страхования ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------T-------------------+ ¦
¦ ¦ ¦федеральный фонд¦территориальный ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательного меди-¦фонд обязательного¦ ¦
¦ ¦ ¦цинского страхова-¦медицинского стра-¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦хования ¦ ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦До 280 000 руб. ¦ 7,3% ¦ 0,8% ¦ 1,9% ¦ 10 ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦От 280 001 до¦20 440 руб. + 2,7% с¦2240 руб. + 0,5% с¦5320 руб.+ 0,4% с¦28 000 руб. + 3,6%¦
¦600 000 руб. ¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦с суммы, превышаю-¦
¦ ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦щей 280 000 руб. ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦Свыше 600 000 руб.¦29 080 руб. + 2% с¦ 3840 руб. ¦ 6600 руб. ¦39 520 руб. + 2% с¦
¦ ¦суммы, превышающей¦ ¦ ¦суммы, превышающей¦
¦ ¦600 000 руб. ¦ ¦ ¦600 000 руб. ¦
L------------------+--------------------+-------------------+-------------------+-------------------

С 1 января 2005 г. адвокаты уплачивают ЕСН по следующим ставкам:

-------------------T--------------------T---------------------------------------T------------------¬
¦Налоговая база на-¦ Федеральный бюджет ¦ Фонды обязательного медицинского ¦ Итого ¦
¦растающим итогом ¦ ¦ страхования ¦ ¦
¦ ¦ +-------------------T-------------------+ ¦
¦ ¦ ¦федеральный фонд¦территориальный ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательного меди-¦фонд обязательного¦ ¦
¦ ¦ ¦цинского страхова-¦медицинского стра-¦ ¦
¦ ¦ ¦ния ¦хования ¦ ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦До 280 000 руб. ¦ 5,3% ¦ 0,8% ¦ 1,9% ¦ 8% ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦От 280 001 до¦14 840 руб. + 2,7% с¦2240 руб. + 0,5% с¦5320 руб. + 0,4% с¦22 400 руб. + 3,6%¦
¦600 000 руб. ¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦суммы, превышающей¦
¦ ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦280 000 руб. ¦
+------------------+--------------------+-------------------+-------------------+------------------+
¦Свыше 600 ¦23 480 руб. + 2% с¦ 3840 руб. ¦ 6600 руб. ¦33 920 руб. + 2% с¦
¦000 руб. ¦суммы, превышающей¦ ¦ ¦суммы, превышающей¦
¦ ¦600 000 руб. ¦ ¦ ¦600 000 руб. ¦
L------------------+--------------------+-------------------+-------------------+-------------------

4.1.3. Налогообложение вознаграждений по авторским и лицензионным
договорам, договорам гражданско-правового характера

Вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам, не включаются в налоговую базу по единому социальному налогу в части, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ.
При исчислении размера единого социального налога, подлежащего перечислению в бюджет, по вознаграждениям, выплачиваемым физическим лицам на основании заключенных с ними авторских и лицензионных договоров, организации имеют право уменьшить налоговую базу в части начисленных вознаграждений на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица на создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства.

Пример
Иванову Н. за создание литературного произведения начислено вознаграждение в размере 8000 руб. Расходы на выполнение условий заключенного договора документально подтверждены на сумму 1600 руб. Исходя из этого размер начисленного единого социального налога составит:
в части, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, - 1280 руб. ((8000 - 1600) х 20%);
в части, подлежащей уплате в Фонд обязательного медицинского страхования, - 179,2 руб. ((8000 - 1600) х 2,8%).
В случае, если расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

-------------------------------------------------------------------------------------T-------------¬
¦ Наименование вида дохода ¦Норматив зат-¦
¦ ¦рат, % к сум-¦
¦ ¦ме начислен-¦
¦ ¦ного дохода ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание литературных произведе-¦ 20 ¦
¦ний, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание художественно-графичес-¦ 30 ¦
¦ких произведений, фоторабот для печати; произведений архитектуры и дизайна ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание произведений скульптуры,¦ 40 ¦
¦монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского иску-¦ ¦
¦сства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, вы-¦ ¦
¦полненных в различной технике ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание аудиовизуальных произве-¦ 30 ¦
¦дений (видео-, теле- и кинофильмов) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание музыкальных произведе-¦ 40 ¦
¦ний: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), сим-¦ ¦
¦фонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, ори-¦ ¦
¦гинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание других музыкальных про-¦ 25 ¦
¦изведений, в том числе подготовленных к опубликованию ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за исполнение произведений литерату-¦ 20 ¦
¦ры и искусства ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений (вознаграждений) за создание научных трудов и разра-¦ 20 ¦
¦боток ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------------------------+-------------+
¦Сумма авторских вознаграждений за открытия, изобретения, промышленные образцы ¦ 30 ¦
L------------------------------------------------------------------------------------+--------------

Пример
Физическим лицам выплачено вознаграждение за создание литературного произведения в размере 10 000 руб. и за выполнение дизайнерской работы 15 000 руб.
Расходы исполнителей по договору:
1) документально подтверждены на сумму 3000 и 6000 руб. соответственно;
2) документально подтверждены только расходы исполнителя по созданию литературного произведения;
3) документально не подтверждены.
Сумма вычетов, предусмотренных законодательством, соответственно составит:
1) 9000 руб. (3000 + 6000);
2) 3000 руб. (сумма, подтвержденная документами) и 4500 руб. (исчисленная в процентном отношении к начисленному вознаграждению (15 000 х 30%));
3) 2000 руб. (20% начисленного вознаграждения) и 4500 руб. (30% начисленного вознаграждения).
Таким образом, размер единого социального налога составит:
1) 3648 руб. ((25 000 - 9000) х 22,8%);
2) 3990 руб. ((25 000 - 7500) х 22,8%);
3) 4218 руб. ((25 000 - 6500) х 22,8%).

4.1.4. Порядок исчисления и уплаты налога

Единый социальный налог уплачивается по итогам года. При этом по итогам каждого месяца организация должна уплачивать авансовые платежи. Сумма авансовых платежей рассчитывается исходя из дохода, полученного каждым работником организации. Разница между суммами авансовых платежей и суммой налога, исчисленной по итогам года, перечисляется в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды.
Если авансовые платежи превышают сумму налога, то эта разница возвращается организации или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.
Максимальная ставка единого социального налога с 2005 г. снижена с 35,6 до 26%. Налогоплательщики имеют право исчислять и уплачивать ЕСН и страховые взносы в ПФР с учетом регрессивной шкалы. С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20.07.2004 г. N 70-ФЗ отменен п. 2 ст. 241 НК РФ. Поэтому теперь ограничений в применении регрессивных ставок нет. Все налогоплательщики вправе применять такие ставки при условии, что налоговая база по физическим лицам превышает пределы, установленные регрессивной шкалой. При совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой по общему режиму, налогоплательщики отдельно рассчитывают базу по взносам в Пенсионный фонд РФ. Налогооблагаемая база по ЕСН в таких случаях будет меньше базы по страховым взносам в Пенсионный фонд, так как при исчислении последней в расчет принимаются выплаты в пользу всех сотрудников - как участвующих в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и участвующих в иных видах деятельности. В результате может сложиться ситуация, когда с выплат в пользу сотрудника страховые взносы в ПФР налогоплательщик будет исчислять по регрессивному тарифу, а по ЕСН - по максимальным ставкам. Рассмотрим сказанное на примере.

Пример
Генеральному директору ООО "Волна" начислена зарплата за январь - апрель 2005 г. в размере 220 000 руб., в том числе:
1) по деятельности, облагаемой ЕНВД - 22 000 руб.;
2) по деятельности, облагаемой по общему режиму налогообложения - 198 000 руб.
Так как за указанный период облагаемая база не превысила 280 000 руб., то ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд исчисляются по максимальным ставкам (тарифам).
За май 2005 г. генеральному директору начислено 70 000 руб., в том числе:
1) по деятельности, облагаемой ЕНВД - 7000 руб.;
2) по деятельности, облагаемой по общему режиму налогообложения - 63 000 руб.
За 5 месяцев 2005 года налоговая база при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд у генерального директора составит 290 000 руб. (220 000 руб. + 70 000 руб.), поэтому с 280 000 руб. начисляются страховые взносы по ставке 14%, а с 10 000 руб. - по ставке 5,5%.
Применить регрессивную шкалу ставок ЕСН в отношении данного сотрудника можно с того момента, когда его доход от деятельности, облагаемой по общему режиму, превысит 280 000 руб. Поскольку за 5 месяцев 2005 г. сумма такого дохода составила 261 000 руб. (198 000 руб. + 63 000 руб.), ЕСН начисляется по максимальной ставке.
В части перечислений в ФСС организациям придется начислять налог на выплаты по лицензионным договорам. Раньше такие выплаты соцстраховским взносом не облагали.
Дополнили перечень выплат, которые "выпадают" из-под налогообложения. С этого года не надо начислять ЕСН на "суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие три тысячи рублей на одно физическое лицо за налоговый период". Новые ставки налога приведены в ст. 241 НК РФ.
Как и прежде, общую сумму единого социального налога определяют по итогам года. При этом после каждого месяца фирма должна перечислять авансовые платежи по нему. Если их совокупность превысит общую сумму налога, рассчитанную по году, то эту разницу можно вернуть из бюджета или зачесть в счет предстоящих платежей.

Пример
В ООО "Курс" работают 15 сотрудников. В 2005 г. оклад одного работника составляет 2000 руб. в месяц.
По итогам 2005 г. общая сумма единого социального налога составит:
1) в федеральный бюджет:
2000 руб. х 15 чел. х 12 мес. х 20% = 72 000 руб.;
2) в Фонд социального страхования:
2000 руб. х 15 чел. х 12 мес. х 3,2% = 11 520 руб.;
3) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
2000 руб. х 15 чел. х 12 мес. х 0,8% = 2880 руб.;
4) в территориальный фонд обязательного медицинского страхования:
2000 руб. х 15 чел. х 12 мес. х 2% = 7200 руб.
Общая сумма налога:
72 000 руб. + 11 520 руб. + 2880 руб. + 7200 руб. = 93 600 руб.
Если в течение года сумма дохода того или иного работника превысит 280 000 руб., фирма может платить налог с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке. Пониженную ставку применяют с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму.
Для применения регресса средние доходы, которые получил каждый работник фирмы, значения не имеют. Порядок расчета суммы налога при использовании регрессивной ставки рассмотрим на примере.

Пример
На 2005 г. работникам ООО "Содис" установлены оклады:
1) Иванову - 35 000 руб. в месяц;
2) Петрову - 27 000 руб. в месяц;
3) Яковлеву - 20 000 руб. в месяц.
В 2005 г. "Содис" имеет право применять регрессивную ставку налога.
С сентября 2005 г. сумма заработной платы Иванова превысила 280 000 руб. Поэтому с этого месяца она облагается налогом по пониженной ставке. Размер налога по пониженной ставке составит 72 800 руб. плюс 10% от суммы, превышающей 280 000 руб. Общая сумма налога, которую надо заплатить с дохода Иванова, составит:
72 800 руб. + (420 000 руб. - 280 000 руб.) х 10% = 86 800 руб.
Зарплата Петрова превысит порог в 280 000 руб. в ноябре. С этого месяца он и получит право на регресс. С его зарплаты налог за 2005 г. надо заплатить в сумме:
72 800 руб. + (324 000 руб. - 280 000 руб.) х 10% = 77 200 руб.
Доход Яковлева не превысил 280 000 руб., поэтому с его заработной платы ЕСН начисляется по обычной ставке - 26%. Сумма налога составит:
240 000 руб. х 26% = 62 400 руб.
Общая сумма налога, подлежащая уплате по итогам 2005 г., составит:
86 800 руб. + 77 200 руб. + 62 400 руб. = 226 400 руб.
Если доход работника в течение года превысит 600 000 руб., фирма может применять еще более низкую регрессивную ставку.
Уплата ежемесячных авансовых платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Разница между суммой налога, исчисленной по итогам отчетного периода (I квартал, первое полугодие, 9 месяцев), и суммой ежемесячных авансовых платежей, уплаченных за отчетный период, уплачивается не позднее дня представления квартального отчета (20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
Разница между суммой налога, исчисленной по итогам года, и суммой уплаченных авансовых платежей перечисляется не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи декларации по ЕСН и взносам на обязательное пенсионное страхование (декларации представляются не позднее 30 марта года, следующего за отчетным годом).
Налог перечисляется по месту постановки организации на налоговый учет.
По единому социальному налогу и взносам на обязательное пенсионное страхование организация должна представлять в налоговую инспекцию:
1) расчет авансовых платежей по единому социальному налогу (Приказ МНС России от 17.03.2005 г. N 40н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению");
2) налоговую декларацию по единому социальному налогу (форма декларации за 2005 г. утверждена Приказом Минфина РФ от 17.03.2005 г. N 40н);
3) справку о доходах физического лица и едином социальном налоге по форме N 2-НДФЛ (форма за 2005 г. утверждена Приказом ФНС России от 20.12.2004 г. N САЭ-3-09/165@) "Об утверждении методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения".
Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа организация представляет в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Дополнительно к этим формам в Фонд социального страхования РФ должна быть представлена расчетная ведомость по форме N 4-ФСС РФ (утверждена Постановление Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 г. N 111). Расчет по авансовым платежам представляется ежеквартально 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Налоговая декларация представляется ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за отчетным.
Расчетная ведомость по форме N 4-ФСС РФ представляется ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом.

4.1.5. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом
по единому социальному налогу

При отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога в части налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, необходимо учитывать следующее:
1) начисленные суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию должны уменьшать сумму единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (налоговый вычет),
2) если фактически до 15-го числа месяца, следующего за периодом начисления, часть начисленных страховых взносов (на сумму которых произведен налоговый вычет) не будет перечислена в Пенсионный фонд РФ, то такая разница признается занижением суммы единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, с 15-го числа этого же месяца.
При отражении в бухгалтерском учете исчисления (начисления) единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию необходимо учитывать следующее:
1) фактические расходы, произведенные организацией в пользу работников (иных физических лиц), в бухгалтерском учете могут быть отражены на счетах учета затрат, счетах учета прибылей и убытков, иных балансовых счетах. Но если для целей налогообложения прибыли согласно гл. 25 НК РФ данные расходы не учитываются в качестве расхода, то единый социальный налог и страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию на указанные выплаты не начисляются;
2) если возникнет ситуация, когда ранее признанные для целей налогообложения прибыли расходы подлежат корректировке в сторону доначисления налога на прибыль, то и ранее начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхования также подлежат корректировке сторнировочной записью в бухгалтерском учете.

--------------------------------------------------------------T------------------------------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦ Корреспонденция счетов ¦
¦ +-----------T------------------------+
¦ ¦ дебет ¦ кредит ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежа-¦20 (23, 25,¦ 69,1 ¦
¦щей перечислению в Фонд социального страхования ¦26, 29, 44,¦ ¦
¦ ¦...) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежа-¦20 (23, 25,¦ 68 субсчет "Расчеты по¦
¦щей зачислению в федеральный бюджет ¦26, 29, 44,¦ЕСН" ¦
¦ ¦...) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежа-¦20 (23, 25,¦ 69-3-1 ¦
¦щей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинско-¦26, 29, 44,¦ ¦
¦го страхования ¦...) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежа- ¦20 (23, 25,¦ 69-3-2 ¦
¦щей перечислению в территориальный фонд обязательного медици-¦26, 29, 44,¦ ¦
¦нского страхования ¦...) ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников, занятых на строи-¦ 08 ¦ 69-1-1 ¦
¦тельстве объекта основных средств ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников, занятых в процес-¦ 91-2 ¦69-1-1 (68 субсчет "Рас-¦
¦се получения прочих доходов ¦ ¦четы по ЕСН", 69-3-1,¦
¦ ¦ ¦69-3-2) ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Отражен ЕСН с заработной платы работников, начисленной за¦ 96 ¦69-1-1 (68 субсчет "Рас-¦
¦счет ранее созданного резерва ¦ ¦четы по ЕСН", 69-3-1,¦
¦ ¦ ¦69-3-2) ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с заработной платы работников, занятых выполне-¦ 97 ¦69-1-1 (68 субсчет "Рас-¦
¦нием работ, затраты по которым учитываются как расходы буду-¦ ¦четы по ЕСН", 69-3-1,¦
¦щих периодов ¦ ¦69-3-2) ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начислен ЕСН с сумм оплаты труда работников, занятых в ликви-¦ 99 ¦69-1-1 (68 субсчет "Рас-¦
¦дации последствий чрезвычайных ситуаций ¦ ¦четы по ЕСН", 69-3-1,¦
¦ ¦ ¦69-3-2) ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислен ЕСН в Фонд социального страхования ¦ 69-1-1 ¦ 51 ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислен ЕСН в федеральный бюджет ¦68 субсчет¦ 51 ¦
¦ ¦"Расчеты по¦ ¦
¦ ¦ЕСН" ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислен ЕСН в федеральный фонд обязательного медицинского¦ 69-3-1 ¦ 51 ¦
¦страхования ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислен ЕСН в территориальный фонд обязательного медицинс-¦ 69-3-2 ¦ 51 ¦
¦кого страхования ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование¦68 субсчет¦ 69-2-1 ¦
¦(на финансирование страховой части трудовой пенсии) зачтены в¦"Расчеты по¦ ¦
¦счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет ¦ЕСН" ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование (на¦68 субсчет¦ 69-2-2 ¦
¦финансирование накопительной части трудовой пенсии) зачтены в¦"Расчеты по¦ ¦
¦счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет ¦ЕСН" ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислены страховые взносы на финансирование страховой час-¦ 69-2-1 ¦ 51 ¦
¦ти трудовой пенсии ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+------------------------+
¦Перечислены страховые взносы на финансирование накопительной¦ 69-2-2 ¦ 51 ¦
¦части трудовой пенсии ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------+-----------+-------------------------

Правильное распределение сумм начисленного единого социального налога по направлениям затрат имеет важное значение. Действительно, если, например, единый социальный налог с суммы оплаты труда, начисленной работникам за перемещение материалов, включается в состав затрат основного производства, то занижается налогооблагаемая прибыль организации, а также недостоверно отражается себестоимость заготавливаемых материалов.

4.2. Страхование от несчастных случаев на производстве

До 2005 г. период выплаты пособия при бытовой травме зависел от причины ее наступления. Так, в соответствии с п. 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. N 13-6 (Положение о порядке обеспечения пособиями), при бытовой травме пособие выдавалось с шестого дня нетрудоспособности, а при бытовой травме, полученной в результате стихийного бедствия либо анатомического дефекта пострадавшего, - с первого дня нетрудоспособности.
Согласно ст. 8 Закона N 202-ФЗ травмы (по пути на работу и с работы, бытовая травма), полученные работником, теперь подлежат оплате с первого дня нетрудоспособности.
Хотя теперь бытовые травмы добавили работодателю дополнительные расходы, положительные моменты в этом есть. Наконец, закончился многолетний спор по поводу того, с какого дня оплачивать бытовую травму, полученную в отпуске: с первого, как того требует п. 15 Положения о порядке обеспечения пособиями, или с шестого согласно п. 14 того же документа.
Теперь не так страшно стало получать бытовые травмы и в состоянии алкогольного опьянения. Ведь для того чтобы лишить такого больного пособия, необходимо не только подтвердить факт опьянения документально, но и доказать, что между его опьянением и полученным заболеванием или травмой существует причинно-следственная связь. Сделать это бывает совсем непросто.
Существует ряд важных положений, на которые особо следует обратить внимание, такие как:
1) за счет средств работодателя оплачиваются только рабочие дни или часы, пропущенные сотрудником из-за болезни, приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности;
2) бытовая травма подлежит оплате с первого дня нетрудоспособности независимо от причины ее получения;
3) начислять ЕСН на пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет работодателя, не следует;
4) порядок выплаты пособий гражданам, работающим в организациях и у предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, регулируется Законом от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ;
5) сумму выплаченного двухдневного пособия фирма вправе включить в прочие расходы при расчете налога на прибыль, а бюджетные организации - отнести на подстатью 211 "Заработная плата" экономической классификации расходов бюджета (приложение 5 к Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 г. N 114н).
На 2005 г. для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска исчисляются в следующих размерах:

------------------------------------------------------------------T-----¬
¦I класс профессионального риска ¦ 0,2 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦II класс профессионального риска ¦ 0,3 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦III класс профессионального риска ¦ 0,4 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦IV класс профессионального риска ¦ 0,5 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦V класс профессионального риска ¦ 0,6 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦VI класс профессионального риска ¦ 0,7 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦VII класс профессионального риска ¦ 0,8 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦VIII класс профессионального риска ¦ 0,9 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦IX класс профессионального риска ¦ 1,0 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦X класс профессионального риска ¦ 1,1 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XI класс профессионального риска ¦ 1,2 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XII класс профессионального риска ¦ 1,5 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XIII класс профессионального риска ¦ 1,7 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XIV класс профессионального риска ¦ 2,1 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XV класс профессионального риска ¦ 2,5 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XVI класс профессионального риска ¦ 3,0 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XVII класс профессионального риска ¦ 3,4 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XVIII класс профессионального риска ¦ 4,2 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XIX класс профессионального риска ¦ 5,0 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XX класс профессионального риска ¦ 6,0 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XXI класс профессионального риска ¦ 7,0 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----+
¦XXII класс профессионального риска ¦ 8,5 ¦
L-----------------------------------------------------------------+------

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60% размера страховых тарифов:
1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;
2) следующими категориями работодателей:
а) общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

<< Пред. стр.

страница 9
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign