LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

3500 + 800 - 507 = 3793 руб.
Бухгалтер "Престижа" должен удержать с Яковлева алименты в сумме:
3793 руб. х 1/3 = 1324 руб.
Сумма расходов на пересылку алиментов составит:
1324 руб. х 3% = 40 руб.
В счет выплаты алиментов следует удержать:
1324 руб. + 40 руб. = 1364 руб.
Далее бухгалтер "Престижа" сделает следующие проводки:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 4300 руб. (3500 + 800) - начислены заработная плата и надбавка за выслугу лет Яковлеву;
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" - 43 руб. (4300 руб. х 1%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 69-1 "Расчеты по социальному страхованию" - 138 руб. (4300 руб. х 3,2%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в Фонд социального страхования;
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" - 860 руб. (4300 руб. х 20%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в федеральный бюджет;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН",
Кредит 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению" - 602 руб. (4300 руб. х 14%) - начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию" - 120 руб. (4300 руб. х 2,8%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в фонды медицинского страхования;
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - 507 руб. - удержан налог на доходы физических лиц с доходов Яковлева;
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 76 субсчет "Расчеты по исполнительным листам" - 1364 руб. - удержаны сумма алиментов по исполнительному листу и расходы на их почтовый перевод;
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 50-1 "Касса организации" - 2429 руб. (4300 - 507 - 1364) - выданы из кассы зарплата и надбавка за выслугу лет Яковлеву (за вычетом суммы удержаний);
Дебет 57 "Переводы в пути",
Кредит 50-1 "Касса организации" - 1324 руб. - сумма алиментов сдана в кассу почтовой организации для перевода;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по исполнительным листам",
Кредит 50-1 "Касса организации" - 40 руб. - оплачены из кассы расходы на почтовый перевод алиментов;
Дебет 76 субсчет "Расчеты по исполнительным листам",
Кредит 57 "Переводы в пути" - 1324 руб. - списана сумма алиментов после поступления уведомления об их получении взыскателем.

3.3. Удержания в пользу юридических и физических лиц по
исполнительным документам. Бухгалтерское оформление расчетов

Удержания из доходов членов трудового коллектива в пользу юридических и физических лиц осуществляются на основании поступивших в организацию соответствующих исполнительных документов, к числу которых относятся:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
а) принимаемых ими судебных актов;
б) решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
в) решений иностранных судов и арбитражей;
г) решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе обязательно указываются:
1) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;
4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника гражданина и место его работы;
5) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;
6) дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;
7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
Поступившие в организацию исполнительные документы подлежат регистрации, и об их поступлении извещаются лицо (судебный исполнитель), направившее исполнительный документ, и получатель средств по нему (взыскатель).
Учет расчетов по удержаниям из доходов членов трудового коллектива в пользу иных юридических и физических лиц бухгалтерией организации ведется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 76-6 "Расчеты по поступившим исполнительным документам". Аналитический учет ведется по каждому получателю средств.
Субсчет 76-6 "Расчеты с персоналом по оплате труда" кредитуется на суммы, удержанные с доходов работника в пользу их взыскателя, в корреспонденции с дебетом счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Выплата денежных средств, причитающихся получателю, или перечисление их на его личный счет в кредитной организации отражается в учете следующим образом:
Дебет 76-6 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 50-1 "Касса организации" - суммы наличных, выданные из кассы организации;
Дебет 76-6 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 51 "Расчетные счета" - суммы, переведенные в безналичном порядке.

Пример
Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия. В соответствии с вступившим в законную силу решением суда работник признан виновным. Размер причиненного ущерба составил 6000 руб. Ежемесячно бухгалтерией организации с заработка работника производится удержание в сумме 1500 руб.

----------------------------------------------------------------------------T------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Удержано из оплаты труда ¦ 1500 ¦ 70 ¦ 76-6 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Произведено перечисление средств получателю: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) наличными из кассы организации; ¦ 500 ¦ 76-6 ¦ 50-1 ¦
¦2) с расчетного счета ¦ 1000 ¦ 76-6 ¦ 51 ¦
L---------------------------------------------------------------------------+------+-------+--------

3.4. Удержания за причиненный организации материальный ущерб

Работник организации в процессе своей трудовой деятельности может нанести организации материальный ущерб (потеря или порча имущества).
В этой ситуации необходимо учесть ряд нюансов.
Первый - для привлечения к материальной ответственности должно быть законное основание. Им может быть договор о полной материальной ответственности или закон. По закону в большинстве случаев работник несет ответственность перед работодателем в пределах своего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Заключить же договор о полной материальной ответственности в силу ст. 244 ТК РФ можно лишь с работником, который, во-первых, достиг возраста 18 лет, во-вторых, непосредственно обслуживает или использует денежные, товарные ценности или иное имущество и, в-третьих, должность или вид его работы законом отнесены к числу тех, которые допускают заключение подобного договора.
Второй - взыскание ущерба, не превышающего среднего месячного заработка, производится по решению работодателя (ст. 248 ТК РФ). Распоряжение о взыскании должно быть доведено до работника не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если этот срок истек, взыскивать ущерб придется через суд.
Третий - компенсируется только действительный (реальный) ущерб, а упущенная выгода взысканию не подлежит. Это положение применимо к ситуации, когда гражданин работает по трудовому договору (ст. 238 ТК РФ).

3.4.1. Материальная ответственность работников

В соответствии с действующим трудовым законодательством на работников, не выполнявших своих обязательств (исполнявших их ненадлежащим образом), следствием чего явилась порча имущества организации, его недостача и другое, налагается материальная ответственность (полная или ограниченная).
Материальная ответственность работника исключается, если ущерб возник вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.
Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.
При ограниченной материальной ответственности работник должен возместить прямой ущерб, в пределах своего среднего месячного заработка.
При полной материальной ответственности работник должен возместить всю сумму расходов организации на восстановление поврежденного или приобретение нового имущества.
Сумма ущерба, которая не превышает среднемесячного заработка работника, удерживается из его заработной платы. Сумма ущерба, которая превышает среднемесячный заработок работника, взыскивается только в судебном порядке. Если сумма причиненного ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, взыскание производится на основании приказа руководителя.
Приказ должен быть издан не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Исчерпывающий перечень случаев, в которых работник может привлекаться к полной материальной ответственности, приведен в ст. 243 ТК РФ:
1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостаче ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленное причинение ущерба;
4) причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
5) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.
Ограниченная материальная ответственность наступает, если работник:
1) допустил брак в работе;
2) испортил имущество по небрежности или неосторожности;
3) потерял или неправильно оформил документы (например, неправильно составил акт приемки товаров, и из-за этого организации было отказано во взыскании с поставщика выявленной недостачи).
Брак в производстве может возникнуть как по вине работника, так и по вине работодателя.
С работника может быть удержан ущерб, который понесла организация из-за выпуска бракованной продукции, только при условии, что брак возник по его вине. Общая сумма удержания за допущенный брак не может превышать среднемесячного заработка работника. Размер ежемесячного удержания за допущенный брак не может превышать 20% заработной платы работника, причитающейся к выплате.
Для определения размера ущерба, который должен компенсировать работник, необходимо выяснить, является ли брак исправимым. Если брак неисправим, с работника удерживается стоимость испорченных материальных ценностей.
Порядок отражения в учете операций по удержанию ущерба, возникшего из-за выпуска бракованной продукции, зависит от того, исправим брак или нет. Если работник допустил исправимый брак, то при отражении расходов на его исправление необходимо сделать записи:
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 10 - списана себестоимость материалов, израсходованных на исправление брака;
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, занятым исправлением брака;
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 69-1 (69-2; 69-3; 68, субсчет "Расчеты по ЕСН") - начислены ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с заработной платы работников, занятых исправлением брака.
Сумма, подлежащая удержанию с работника (в пределах его среднемесячного заработка), отражается записью:
Дебет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит 28 "Брак в производстве" - учтена сумма, подлежащая удержанию с работника.
Затраты на исправление брака, превышающие среднемесячный заработок работника, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Разница между затратами на исправление брака и суммой, подлежащей взысканию с работника, отражается записью:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана разница между затратами на исправление брака и суммой, подлежащей взысканию с работника.
Если сумма расходов по исправлению брака удерживается из заработной платы работника, нужно сделать запись:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - сумма расходов по исправлению брака удержана из заработной платы работника.
Если для компенсации расходов по исправлению брака работник вносит денежные средства в кассу, производится запись:
Дебет 50-1 "Касса организации",
Кредит 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - сумма расходов по исправлению брака компенсирована работником.
При полной материальной ответственности работник должен возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в результате недостачи или порчи материальных ценностей.
Если сумма ущерба не превышает среднего заработка работника, она удерживается из его заработной платы по приказу руководителя организации. Сумма ущерба, превышающая средний заработок работника, взыскивается только по решению суда.
При полной материальной ответственности удержания отражаются в учете в том же порядке, что и при ограниченной.

3.4.2. Определение размера ущерба

Работник организации в процессе своей трудовой деятельности может нанести материальный ущерб организации.
Ущерб может возникнуть в результате потери или порчи имущества организации.
Порядок возмещения ущерба зависит от того, как оформлены отношения между вашей организацией и работником.
С работником может быть заключен:
1) гражданско-правовой договор (например, договор подряда или поручения);
2) трудовой договор.
Если с работником заключен гражданско-правовой договор, то ущерб возмещается в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданский кодекс РФ предусматривает полное возмещение ущерба. Работник организации должен возместить как прямой ущерб (расходы на восстановление поврежденного или приобретение утраченного имущества), так и сумму доходов, не полученных организацией в результате утраты или порчи имущества (упущенной выгоды).
Если с работником заключен трудовой договор, ущерб возмещается в соответствии с трудовым законодательством.
Трудовой кодекс РФ устанавливает, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. В соответствии с действующим трудовым законодательством возмещению подлежит лишь прямой действительный ущерб.
Прямой действительный ущерб - реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния этого имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения ущерба третьим лицам.
Размер ущерба при утрате и порче имущества определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Пример
По вине работника производственное оборудование вышло из строя. Затраты на ремонт оборудования составили 900 руб. Из-за простоя во время поиска неполадки и ремонтных работ был нарушен производственный цикл, следствием чего явилось недовыполнение норм выработки на 10% (100 ед. продукции). Чистый доход от реализации единицы продукции составляет 15 руб. Руководителем организации издан приказ о взыскании с работника, виновного в причинении материального ущерба, стоимости ремонта оборудования в размере 900 руб. и суммы недополученного дохода - 1500 руб. (100 х 15).
Таким образом, в данном случае имеет место нарушение трудового законодательства, поскольку с работника может быть взыскана только стоимость ремонта оборудования (900 руб.)
Согласно ст. 238 ТК РФ размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета, т.е. исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.

Пример
В результате халатного отношения работника к вверенному ему оборудованию (перфоратору) произошла его поломка. Вина работника доказана. Балансовая стоимость перфоратора по данным бухгалтерского учета составляет 6500 руб.
Если затраты на покупку запасных частей составили 1800 руб., а на ремонт перфоратора - 2000 руб., то с работника будет удержано 3800 руб.
Если в соответствии с экспертной оценкой оборудование восстановлению не подлежит, то с работника удерживается сумма в размере 6500 руб.
При этом если в результате демонтажа перфоратора были оприходованы детали, которые могут быть использованы в качестве запасных частей к другому оборудованию, на сумму 1500 руб., то по решению администрации организации на эту сумму может быть уменьшена сумма, подлежащая удержанию. С работника будет удержано 5000 руб. В случае если согласно данным бухгалтерского учета сумма начисленной амортизации по перфоратору составляет 1000 руб., то с работника будет удержано 5500 руб.
Если ущерб причинен по вине нескольких работников, то его размер определяется для каждого из виновных работников с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности (ст. 238 ТК РФ)

Пример
В течение месяца выявлена недостача товара на складе на сумму 3600 руб. На складе работали три человека: Иванов С.В., Петров А.А., Сидоров В.Е. Их оклады составляют 2400 руб., 1800 руб., 1800 руб. соответственно. В данной ситуации могут быть приняты три варианта решения по возмещению ущерба (в зависимости от ситуации и степени доказанности вины каждого из работников):
1) сумма, подлежащая возмещению, распределяется между работниками пропорционально их окладу согласно штатному расписанию;
2) с Иванова С.В. удерживается 50% суммы причиненного ущерба, с Петрова А.А. - 30%, с Сидорова В.Е. - 20%;
3) с каждого работника удерживается сумма в размере 1/3 суммы причиненного ущерба.
Вариант 1: суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, рассчитываются следующим образом:
1) определяется общий заработок работников (6000 руб.);
2) определяется удельный вес заработка каждого работника в общем заработке: Иванов - 0,4 (2400/6000), Петров - 0,3 (1800/6000), Сидоров - 0,3;
3) определяется сумма, подлежащая взысканию с каждого работника, путем умножения полученного коэффициента на общую сумму недостачи: Иванов - 1440 руб.; Петров - 1080 руб.; Сидоров - 1080 руб.
Вариант 2: с Иванова удерживается 1800 руб., с Петрова - 1080 руб. и с Сидорова - 720 руб.
Вариант 3: с каждого работника удерживается по 1200 руб.

3.4.3. Порядок возмещения ущерба

Если ущерб организации все-таки причинен, необходимо установить величину ущерба. Для этого следует провести инвентаризацию и по ее результатам составить соответствующий акт. Также необходимо установить причины возникновения ущерба и виновных в том лиц. Важно помнить и о процедуре возмещения вреда. Если его размер не превышает среднемесячного заработка работника, то взыскание производится по распоряжению работодателя путем удержания из зарплаты подчиненного. Распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного определения размеров причиненного ущерба.
Если же сумма вреда превышает среднемесячный заработок либо истек срок для его взыскания, удержание осуществляется в судебном порядке (ст. 248 ТК РФ).
Работник, виновный в причинении организации ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично.

Пример
С согласия администрации работник взамен утерянного перфоратора стоимостью 6500 руб. добровольно передал в собственность организации новую электрическую дрель. Рыночная стоимость дрели составляет 4800 руб. Поскольку причиненный ущерб возмещен частично, с заработка работника должно быть удержано 1700 руб. (6500 - 4800). Если бы дрель стоила 7000 руб., то работнику должна быть возмещена сумма в размере 500 руб.
Днем обнаружения ущерба считается день, когда администрации стало известно о наличии ущерба, причиненного работником. Если же ущерб выявлен при инвентаризации производственных ценностей, ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, то днем обнаружения ущерба считается день подписания соответствующего акта.
Если размер ущерба, причиненного работником, выше размера его среднего месячного заработка, то возмещение причиненного ущерба производится путем предъявления администрацией иска в суд.

Пример
Размер причиненного работником ущерба составил 1000 руб., а средний заработок работника - 800 руб. В данном случае по распоряжению администрации может быть удержана сумма в размере среднего заработка в частичное возмещение ущерба при согласии работника. В противном случае требуется решение суда.

3.4.4. Бухгалтерский учет расчетов за причиненный материальный ущерб

Для учета расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба предназначен счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
Суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся в дебет субсчета 73-2 с кредита счетов 28 "Брак в производстве", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 98 "Доходы будущих периодов".
Суммы возмещения материального ущерба отражаются по кредиту субсчета 73-2:
1) при передаче равноценного имущества - в корреспонденции с дебетом счетов 10, 40;
2) при внесении задолженности в кассу организации или на расчетный счет - в корреспонденции с дебетом счетов 50-1 или 51 соответственно;
3) при удержании из заработной платы - в корреспонденции с дебетом счета 70.
Если суд отказал во взыскании сумм недостач ввиду необоснованности иска, указанные суммы списываются с кредита субсчета 73-2 в дебет счета 94. Рассмотрим на примере, как отразить в учете операции по возмещению работником причиненного ущерба.

Пример
Работник, обслуживающий ксерокс, переносил его на другое место и уронил. Аппарат восстановлению не подлежит. Первоначальная стоимость ксерокса составляет 12 500 руб. (без НДС). НДС, уплаченный при приобретении в сумме 2250 руб., был предъявлен к вычету. Сумма начисленной амортизации составляет 4300 руб. Месячный оклад работника - 10 300 руб. Договор о полной материальной ответственности с работником не заключен.
Обращаем внимание, что размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета с учетом его износа (ст. 246 ТК РФ).
Остаточная стоимость основного средства составляет 8200 руб. (12 500 - 4300).
При определении размера ущерба возникает вопрос: а надо ли восстанавливать сумму НДС, приходящуюся на остаточную стоимость основного средства? Ответ на этот вопрос является спорным. По мнению налоговых органов, в результате выбытия не до конца амортизированных объектов сумма налога подлежит восстановлению. Это связано с тем, что основное средство перестает участвовать в операциях, облагаемых НДС. В связи с этим организация решила последовать позиции налоговиков.
Сумма восстановленного НДС составит 1476 руб. (2250 х 8200/12 500).
Общая сумма ущерба с учетом НДС составляет 9676 руб. (8200 + 1476).
В данном случае сумма материального ущерба меньше среднего заработка работника (10 300 руб.). Следовательно, ущерб им будет возмещен полностью.
В бухгалтерском учете организации на основании приведенных данных будут сделаны следующие записи.
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств",
Кредит 01 "Основные средства" - 12 500 руб. - списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 "Амортизация основных средств",
Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 4300 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 8200 руб. - списана остаточная стоимость;
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 1476 руб. - восстановлен НДС с остаточной стоимости;
Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
Кредит 19 1476 руб. - отнесена на счет недостачи сумма восстановленного НДС;
Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" - 9676 руб. - отнесена за счет работника сумма причиненного ущерба;
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 10 300 руб. - начислена заработная плата сотруднику;
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 1339 руб. - начислен НДФЛ.
Здесь необходимо отметить, что на основании ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - 1792,2 руб. ((10 300 руб. - 1339 руб.) х 20%) - исчислена сумма удержания по взысканию ущерба.
Удержание из зарплаты работника суммы ущерба будет производиться в следующие периоды вплоть до полного погашения задолженности:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 50 "Касса" - 7168,8 руб. (10 300 - 1339 - 1792,2) - выдана заработная плата работнику.

3.5. Удержания за брак

Как при полном, так и при частичном браке работник несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба.
Исправимый брак - это бракованная продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить в организации.
Если брак частичный (исправимый), то сумма потерь складывается из расходов, связанных с его исправлением: материалов, оплаты труда, начисленной за исправление брака, амортизации оборудования, платежей во внебюджетные государственные фонды и соответствующей части общепроизводственных расходов.
Неисправимый (окончательный) брак - это продукция с дефектами, устранить которые невозможно или экономически нецелесообразно.
Если брак полный (неисправимый), то потери складываются из стоимости материалов, начисленной оплаты труда включительно до той операции, на которой произошел окончательный брак, амортизации оборудования, начислений во внебюджетные государственные фонды и соответствующей части общепроизводственных расходов за вычетом стоимости забракованной продукции по цене ее возможного использования.
Учтенная сумма потерь либо сразу удерживается в полном объеме, либо предварительно списывается, а в дальнейшем погашается путем удержания из оплаты труда, внесения наличных в кассу или перечисления на расчетный счет.
Для определения размера ущерба, который должен компенсировать работник, необходимо выяснить, является ли брак исправимым.
Общая сумма удержания за допущенный брак не может превышать среднемесячного заработка работника.
Размер ежемесячного удержания за допущенный брак не может превышать 20% заработной платы работника, причитающейся к выплате.
Порядок отражения в учете операций по удержанию ущерба, возникшего из-за выпуска бракованной продукции, зависит от того, исправим брак или нет.
Если работник допустил исправимый брак, то при отражении расходов на его исправление необходимо сделать записи:
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 10 "Материалы" - списана себестоимость материалов, израсходованных на исправление брака;
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - начислена заработная плата работникам, занятым в исправлении брака;
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 69-1 (69-2, 69-3, 68 субсчет "Расчеты по ЕСН") "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - начислены единый социальный налог, взносы на обязательное пенсионное страхование и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников, занятых в исправлении брака.
Сумма, подлежащая удержанию с работника (в пределах его среднемесячного заработка), отражается проводкой:
Дебет 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
Кредит 28 "Брак в производстве" - учтена сумма, подлежащая удержанию с работника.
Затраты на исправление брака, превышающие среднемесячный заработок работника, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.
Разницу между затратами на исправление брака и суммой, подлежащей взысканию с работника, отражают записью:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана разница между затратами на исправление брака и суммой, подлежащей взысканию с работника.
Если сумма расходов по исправлению брака удерживается из заработной платы работника, делают проводку:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма расходов по исправлению брака удержана из заработной платы работника.
Если для компенсации расходов по исправлению брака работник вносит денежные средства в кассу, делают запись:
Дебет 50-1 "Касса",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма расходов по исправлению брака компенсирована работником.
Если работник допустил неисправимый брак, бухгалтеру необходимо определить себестоимость бракованной продукции.
Для этого следует:
1) составить детальную калькуляцию затрат на изготовление бракованной продукции, включая последнюю технологическую операцию, на которой был выявлен брак;
2) рассчитать сумму взысканий с виновников брака и стоимость возвратных отходов по цене их возможного использования;
3) определить и списать сумму потерь от окончательного брака.
Фактическая себестоимость бракованных изделий списывается записью:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана фактическая себестоимость бракованных изделий.
Сумма, подлежащая удержанию с работника (в пределах его среднемесячного заработка), отражается проводкой:
Дебет 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
Кредит 28 "Брак в производстве" - учтена сумма, подлежащая удержанию с работника.
Стоимость бракованных изделий, превышающая среднемесячный заработок работника, учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.
Разницу между стоимостью бракованных изделий и суммой, подлежащей взысканию с работника, отражают записью:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана разница между стоимостью бракованных изделий и суммой, подлежащей взысканию с работника.
Если сумма ущерба от выпуска бракованных изделий удерживается из заработной платы работника, делают проводку:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма ущерба от брака удержана из заработной платы работника.
Если для компенсации ущерба работник вносит денежные средства в кассу, делают запись:
Дебет 50-1 "Касса",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма ущерба от брака компенсирована работником.

3.6. Удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм

В финансово-хозяйственной деятельности многие организации широко используют механизм выдачи наличных денежных средств на операционные расходы под отчет своим сотрудникам, которые, действуя от имени организации, вступают в хозяйственные отношения (например, приобретают стройматериалы, товары) с другими участниками рыночных отношений. Наличные денежные средства выдаются под отчет на приобретение горюче-смазочных материалов лицам, пользующимся автомобильным транспортом для служебных поездок, на представительские расходы, командировки и др.

3.6.1. Порядок выдачи наличных под отчет

Основанием для выдачи денежных средств под отчет членам трудового коллектива является:
1) утвержденный приказом (распоряжением) руководителя организации список лиц, имеющих право на получение указанных сумм. При этом в приказе в обязательном порядке оговариваются размер выдаваемых сумм и сроки, на которые они выдаются, по истечении которых подотчетное лицо должно отчитаться в произведенных расходах. С работниками, которые включены в список и периодически получают денежные средства на операционные расходы, в целях сохранности выдаваемых им денег необходимо заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
2) заявление работника с разрешающей резолюцией руководителя организации.
Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу.
Выдача наличных под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели, на основании сметы командировочных расходов, составляемой в бухгалтерии организации.
Выдача денежных средств под отчет оформляется в общеустановленном порядке расходными кассовыми ордерами формы N КО-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изм. и доп. от 27 марта, 3 мая 2000 г.).
По истечении срока, на который были выданы денежные средства (по возвращении из командировки), подотчетное лицо, получавшее их, обязано не позднее 3 рабочих дней представить в бухгалтерию организации авансовый отчет о произведенных расходах с приложением к нему оправдательных документов, подтверждающих их правильность и достоверность. Целесообразность произведенных расходов подтверждает должностное лицо, в подчинении которого находится сотрудник, представивший отчет. Затем авансовый отчет поступает в бухгалтерию для проверки работниками бухгалтерской службы организации, после чего дается на утверждение руководителю организации. В случае положительной резолюции руководителя авансовый отчет принимается к учету.
Если подотчетное лицо не представило в установленные сроки авансовый отчет об израсходовании выданных ему денежных средств либо не вернуло в кассу остаток неиспользованных сумм авансов, бухгалтер организации имеет право удержать из оплаты труда сумму такой задолженности с соблюдением норм, установленных действующим законодательством.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Наличные предоставляются в подотчет при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утверждено решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. N 40).
Иногда получается так, что работнику приходится потратить больше средств, чем ему было выдано под отчет. В связи с этим на основании расходного кассового ордера ему выплачивается потраченная сумма.
Бывают случаи, когда работник вовремя не представил авансовый отчет и не вернул неизрасходованную сумму. В этой ситуации согласно распоряжению работодателя (не позднее 1 месяца со дня окончания срока возврата денег) у работника удерживается эта сумма из зарплаты.
Командированному работнику оплачиваются:
1) расходы по найму жилого помещения;
2) расходы по проезду к месту командировки и обратно;
3) суточные;
4) другие расходы (например, оплата услуг связи или почты).
На оплату таких расходов работнику перед его отъездом в командировку выдается аванс.
Аванс выдается в рублях. Однако если работник уезжает в зарубежную командировку или в страны СНГ, аванс выдается в валюте страны, в которую он направляется.
Оплата расходов, связанных с зарубежными командировками работников, относится к текущим валютным операциям. Следовательно, разрешение Центрального банка РФ не требуется (подп. "г" п. 9 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Для того чтобы получить валюту, вам необходимо открыть валютный счет в банке. Валюта на оплату командировочных расходов может быть получена только с валютного счета.
Внимание: покупать наличную валюту (или дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов в обменных пунктах запрещено (Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.06.2004 г.)).
Штраф за такое нарушение составляет от 40 000 до 50 000 рублей (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Внимание: если вы купили валюту для командировочных расходов, то ни на что другое вы ее расходовать уже не можете.
Валюту с текущего валютного счета можно получить не раньше, чем за 10 рабочих дней до выезда работника в командировку. Одновременно с выдачей наличной валюты или дорожного чека вы должны получить на имя каждого командируемого работника или на имя старшего группы справку по форме N 0406007. Она является основанием для вывоза наличной иностранной валюты.
Эту справку необходимо зарегистрировать в журнале учета справок.
Внимание: даже если командируемые работники вывозят за границу более 10 000 долларов США наличными, они не должны получать разрешение Банка России.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.
Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.06.2004 г.).
Чтобы не перевозить крупные суммы денег через границу, вы можете не получать валюту в российском банке, а перевести ее в иностранный банк на счет командируемого работника либо на его имя до востребования.
Если командировка отменяется, иностранную валюту или дорожные чеки вместе со справкой по форме N 0406007 в течение 5 дней со дня предполагавшегося отъезда нужно сдать в банк.
После возвращения работника из командировки и представления в бухгалтерию авансового отчета сумма неизрасходованного аванса должна быть возвращена в кассу организации.
Если работник получил аванс в валюте, он может возвратить неизрасходованную сумму аванса либо в валюте, либо в рублях (по официальному курсу иностранной валюты на дату утверждения авансового отчета).
Неиспользованные суммы наличной валюты или дорожные чеки нужно сдать в банк в течение 10 рабочих дней после того, как работник вернет их в кассу организации.
Размер суточных, которые фирма выплачивает своим работникам, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом размеры не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для бюджетных организаций.
В настоящее время этот размер составляет 100 руб. за день нахождения в командировке (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 93).
Этим же постановлением установлены нормы суточных при загранкомандировках.
Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения. Исключение из этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре, ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.). Такие расходы работнику не оплачиваются.
Работнику возмещаются расходы по бронированию места в гостинице. Данные расходы оплачиваются в пределах 50% от стоимости проживания в гостинице в сутки.

Пример
Работник ЗАО "Полюс" А.Н. Сомов с 9 по 11 сентября 2004 г. (три дня) направляется в служебную командировку. По приказу руководителя "Полюса" размер суточных для командировок по территории РФ составляет 500 руб. в сутки.
Бухгалтер "Полюса" должен выдать Сомову суточные в размере:
500 руб./дн. х 3 дн. = 1500 руб.
При направлении работника в командировку в местность, откуда он каждый день может возвращаться к своему постоянному месту жительства, суточные не выплачиваются.
Днем отъезда считается день отправления транспортного средства (самолета, поезда и т.д.), на котором работник отправляется в командировку, а днем приезда - день прибытия транспортного средства.
При отправлении транспортного средства до 24.00 включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 00.00 и позднее - следующие.
Если станция (аэропорт, пристань) находится за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции (аэропорта, пристани).
Аналогичные правила применяются для определения последнего дня командировки.

Пример
В ноябре 2003 г. работник ООО "Русь" А.Н. Иванов был направлен в служебную командировку.
Ситуация 1
Иванов выезжает в командировку на поезде. Поезд отправляется 20 ноября 2004 г. в 23.59. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 18.00.
Первым днем командировки будет считаться 20 ноября, а последним - 25 ноября 2004 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 6 дней.
Ситуация 2
Иванов выезжает в командировку на поезде. Поезд отправляется 21 ноября 2004 г. в 00.03. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 22.00.
Первым днем командировки будет считаться 21 ноября, а последним - 25 ноября 2004 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 5 дней.
Ситуация 3
Иванов вылетает в служебную командировку на самолете. Аэропорт находится в 30 мин езды от города. Самолет вылетает 21 ноября 2004 г. в 00.40.
В авиабилете указано, что регистрация пассажиров заканчивается за 40 минут до вылета самолета. Таким образом, для того чтобы успеть на регистрацию, работник должен выехать из города не позднее 23.30. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 15.00.
Первым днем командировки будет считаться 20 ноября, а последним - 25 ноября 2003 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 6 дней.
В случае выезда за границу и возврата в Россию в один день суточные оплачиваются в размере 50% от установленной нормы для иностранного государства, в которое был направлен работник.

3.6.2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами

В соответствии с Планом счетов учет расчетов с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные, операционные и командировочные расходы, осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Для учета денежных средств, выданных и израсходованных подотчетными лицами на административно-хозяйственные расходы, применяется унифицированная форма "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. N 55.
Проверенный бухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к бухгалтерскому учету.
При выдаче работнику аванса на командировку делается в учете запись:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит 50-1 "Касса организации" - выданы работнику наличные денежные средства (дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов.
Если денежные средства для оплаты командировочных расходов зачисляются на корпоративную пластиковую карту, в учете следует сделать записи:
Дебет 55 "Специальные счета в банках",
Кредит 51 "Расчетные счета" (52) - перечислены денежные средства на специальный карточный счет;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит 55 "Специальные счета в банках" - учтена сумма аванса, выданного работнику для оплаты командировочных расходов.
Порядок отражения в учете расходов командированного работника зависит от цели командировки.
Если командировка необходима для нужд основного (вспомогательного или обслуживающего) производства, то расходы работника отражаются проводкой:
Дебет 20 "Основное производство" (23, 29),
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, необходимой для нужд основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Если командировка связана с управленческой деятельностью организации (например, проверка деятельности филиала, участие в собрании акционеров), то расходы отражаются записью:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, необходимой для управленческих нужд организации.
Если командировка была связана с продажами товаров или готовой продукции, то расходы по ней отражаются записью:
Дебет 44 "Расходы на продажу",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, связанной с продажей товаров или готовой продукции.
Затраты на командировку, связанную с приобретением того или иного имущества, увеличивают его стоимость. Такие затраты отразите записью:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" (07, 10, 41),
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны затраты по командировке, связанной с покупкой нематериальных активов или основных средств (материалов, товаров).
Расходы по командировке, целью которой является покупка и доставка материалов, товаров, приобретение или создание основных средств, относятся на их стоимость, а не на счета учета затрат, если авансовый отчет отражен до даты списания материалов в производство, ввода в эксплуатацию основных средств. Цель командировки должна быть одинаково указана во всех документах, оформленных в связи с командировкой: в приказе (распоряжении) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), в командировочном удостоверении (форма Т-10) и в служебном задании для направления в командировку и отчете о его выполнении (форма Т-10а), в путевом листе. Учет расходов по командировкам, связанным с приобретением и созданием основных средств, требует более строгого подхода, чем по материалам, так как от стоимости основных средств зависит сумма налога на имущество. Здесь командировочные расходы учитываются в стоимости основных средств. В случае если подотчетное лицо заявило о себе как о представителе организации, т.е. предъявило доверенность, счет-фактура должен быть выписан.
Сумму НДС по командировочным расходам списывается проводками:
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - учтена сумма НДС по командировочным расходам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - произведен налоговый вычет (на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков товаров (работ, услуг)).
Сумма НДС по расходам непроизводственного характера к вычету не принимается. Такая сумма списывается проводкой:
Дебет 91-2 "Прочие расходы",
Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - списан НДС по расходам непроизводственного характера.
Если работник вашей организации ездил в командировку, связанную с возвратом и транспортировкой бракованной продукции, расходы по ней отражаются так:
Дебет 28 "Брак в производстве",

<< Пред. стр.

страница 7
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign