LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Депонированная сумма на оплату труда отражается в бухгалтерском учете до истечения срока исковой давности, составляющего 3 года. В течение данного срока работники, не получившие денег, имеют право потребовать их выплату. В этом случае выдача депонированной суммы осуществляется по расходному кассовому ордеру. Если же депонент будет выдаваться группе лиц, следует составить платежную ведомость с указанием "Выдача депонента" и на ее основании произвести расчет (дебет субсчета 76,4; кредит счета 50). Если депонированные суммы получает не работник, а его доверенное лицо, то кассиру следует запросить у него доверенность на получение депонента.
По желанию работника депонированная сумма может быть перечислена на его личный счет (дебет субсчета 76,4; кредит счета 51) либо выдана в натуральной форме (дебет субсчета 76,4; кредит субсчета 90,1).
По истечении указанного срока (3 года) сумма невостребованной депонированной суммы подлежит зачислению в состав прибыли предприятия как внереализационные доходы и налогообложению в общеустановленном порядке.

----------------------------------------------------------------------------T------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Выдана депонированная сумма: ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Наличными ¦6000 ¦ 76,4 ¦ 50,1 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦в натуральной форме ¦6000 ¦ 76,4 ¦ 90,1 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦путем перечисления на личный счет работника ¦6000 ¦ 76,4 ¦ 51 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦По истечении срока исковой давности списана сумма депонента ¦6000 ¦ 91,1 ¦ 76,4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------------------------------------------------------+------+-------+--------

2.6. Порядок представления отчетности по труду

В 2005 г. организациям предстоит сдавать новые формы статистической отчетности. Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.
Некоммерческие организации, представляющие в органы государственной статистики сводные данные по форме N П-4 (например, областные и районные управления и отделы здравоохранения, образования, культуры, сельские (поселковые) администрации и др.), по указанию территориального органа статистики составляют отдельный отчет на работников аппарата органов управления и отдельные отчеты на работников каждого другого вида деятельности (образование, здравоохранение и др.).
Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), сведения о численности и заработной плате заполняют за отчетный месяц. Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек (включая работающих по договорам гражданско-правового характера и совместительству), указанные сведения заполняют ежеквартально - за период с начала года, а разделы 2 и 3 формы - за год.
Если организации в отчетном периоде не начисляли заработную плату и другие выплаты, то сведения по форме N П-4 представляются без заполнения этих данных.
В разделе 1 формы N П-4 сведения приводятся в целом по организации и по фактическим видам экономической деятельности, в разделах 2 и 3 приводятся сведения по работникам в целом по организации, кроме органов управления.
При ликвидации организации сведения представляются в течение всего срока проведения ликвидации.
Если в отчетном периоде имела место реорганизация, или изменение структуры, или изменение методологии определения показателей, то данные отчетности за соответствующий период прошлого года приводятся по структуре или методологии, принятой в отчетном периоде.

2.7. Порядок составления отчетности по труду

Статистическая отчетность составляется на основе данных оперативного учета, который ведется в разных функциональных подразделениях организации: в отделе кадров, отделе труда и заработной платы, бухгалтерии.
Источниками обобщенной информации для заполнения формы N П-4 являются унифицированные первичные документы - трудовые договоры (контракты) и соглашения, приказы (распоряжения) о приеме на работу и увольнении работников, табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и др.
Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются:
1) приказы (распоряжения) о приеме работника на работу;
2) о переводе работника на другую работу;
3) о предоставлении отпуска работнику;
4) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8);
5) личная карточка работника (форма N Т-2);
6) табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма N Т-12);
7) табель учета рабочего времени (форма N Т-13);
8) расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. N 1.
Форма N П-4 включает три раздела, содержащие информацию о численности и начисленной заработной плате работников, использовании рабочего времени, движении работников и предполагаемом высвобождении.

2.7.1. Средняя численность работников

Показатели численности работников изначально были предназначены для статистической отчетности, поэтому порядок их расчета всегда определяли органы государственной статистики.
Так, показатель среднесписочной численности работников используется при заполнении формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".
В дальнейшем сфера применения этих статистических показателей стала расширяться. Эти показатели стали применяться и в налоговом законодательстве. В ряде случаев Налоговый кодекс РФ прямо указывает, что среднесписочная численность определяется в соответствии с инструкцией органов статистики.
Организация не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, если средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом средняя численность определяется по правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти по статистике.
Среднесписочная численность работников учитывается при расчете суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 3 ст. 346.29 и ст. 346.27 НК РФ). Но для ЕНВД используется показатель среднесписочной численности, включающий всех работников, в том числе работающих по совместительству.
Среднесписочная численность работников используется для установления льгот при уплате некоторых налогов. Так, одним из ограничений по применению льгот по НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ) при реализации товаров является величина среднесписочной численности инвалидов среди работников (не менее 50%).
При исчислении налога на прибыль в расходы включаются затраты организации по социальной защите инвалидов, если их доля в общей численности работников составляет не менее 50%, но без учета инвалидов, работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера (подп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аналогичные льготы предусмотрены гл. 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".
Показатель среднесписочной численности работников используют организации с обособленными подразделениями при исчислении налога на прибыль (ст. 288 НК РФ). Они распределяют сумму налога, уплачиваемого по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений пропорционально удельному весу среднесписочной численности работников организации и ее обособленных подразделений на конец отчетного периода.
Организация может воспользоваться льготой по ЕСН, если ее уставный капитал полностью состоит из вкладов общественной организации инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда - не менее 25% (подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ).
Показатель среднесписочной численности работников используется в целях выполнения положений Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (с изм. и доп. от 24.07.1998 г., 4 января, 17.07.1999 г., 27.05.2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30.12.2001 г., 29.05.2002 г., 10 января, 23.10.2003 г., 22 августа, 29.12.2004 г.).
Организациям с численностью работников более 100 человек по законодательству субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (от 2 до 4%).
Согласно Федеральному закону от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" (с изм. и доп. от 31.07.1998 г., 21.03.2002 г., 22.08.2004 г.) средняя численность работников является одним из критериев отнесения организаций к категории малых предприятий.
Методика расчета среднесписочной численности работников изложена в постановлении Федеральной службы государственной статистики от 18.10.2004 г. N 49 "Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности".
Исходным периодом времени, за который рассчитывается среднесписочная численность, является календарный месяц. Затем рассчитывается среднесписочная численность за квартал, полугодие или год.
Чтобы определить среднесписочную численность работников за месяц, нужно сначала определить численность работников за каждый календарный день этого месяца. То есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни
Затем численность за каждый день суммируется, и полученная сумма делится на количество календарных дней в месяце.
Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день равна списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если по календарю получаются два или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд, то численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности этих работников за рабочий день, предшествовавший выходным или праздничным (нерабочим) дням.
Для расчета среднесписочной численности работников за год необходимо суммировать среднесписочную численность работников за все месяцы отчетного года и полученную сумму разделить на 12.
Чтобы правильно рассчитать среднесписочную численность работников, нужно правильно определить, какие категории работников должны участвовать в подсчете.
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организации, получавшие заработную плату в данной организации.
Списочная численность работников определяется на основании ежедневного учета численности работников по данным табеля учета использования рабочего времени (формы N Т-12 и Т-13), на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора и др. (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8).
В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам.
В списочную численность целыми единицами включаются все те работники, трудовые книжки которых должны храниться в организации, например, работники:
1) фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;
2) находившиеся в служебных командировках (включая зарубежные), если за ними сохраняется заработок в данной организации;
3) не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
4) принятые на работу с испытательным сроком;
5) надомники,
6) направленные с отрывом от работы в образовательные учреждения для повышения квалификации или приобретения новой профессии (специальности), если за ними сохраняется заработная плата;
7) временно направленные на работу из других организаций, если за ними не сохраняется заработная плата по месту основной работы;
8) студенты-практиканты, если они зачислены на должности;
9) студенты и аспиранты, находящиеся в учебном отпуске с сохранением (полностью или частично) заработной платы, а также находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы;
10) находившиеся в ежегодных и дополнительных отпусках в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором;
11) имевшие выходной день согласно графику работы организации, а также за переработку при суммированном учете рабочего времени или получившие день отдыха за работу в выходные или праздничные (нерабочие) дни;
12) находившиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
13) принятые для замещения отсутствующих работников (ввиду болезни, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком);
14) находившиеся с разрешения администрации в отпуске без сохранения заработной платы по уважительным причинам и находившиеся в отпусках по инициативе администрации;
15) совершившие прогулы;
16) находившиеся под следствием до решения суда.
Не включаются в списочную численность следующие работники:
1) внешние совместители;
2) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера;
3) привлеченные для работы по специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание);
4) переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата;
5) направленные на обучение с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций, а также лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой стипендии;
6) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения (прекратившие работу без предупреждения администрации). Они исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу;
7) собственники данной организации, не получающие заработную плату.
Применяя перечни работников, включаемых и не включаемых в списочную численность, нужно учитывать следующие особенности расчета среднесписочной численности.
Некоторые работники списочной численности не включаются в расчет среднесписочной численности.
К таким работникам относятся:
1) женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам;
2) лица, находящиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;
3) работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов, в соответствии с законодательством РФ.
Учет внешних совместителей ведется отдельно.
Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).
Работник, состоящий в списочном составе и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.
Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.
Расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
1) исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели:
а) 40 ч - на 8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6,67 ч (при 6-дневной рабочей неделе);
б) 36 ч - на 7,2 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 6 ч (при 6-дневной рабочей неделе);
в) 24 ч - на 4,8 ч (при 5-дневной рабочей неделе) или на 4 ч (при 6-дневной рабочей неделе);
2) затем определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце. При этом за дни болезни, отпуска, неявок (приходящиеся на рабочие дни по календарю) в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню (в отличие от методологии, принятой для учета количества отработанных человеко-часов).
Упрощенный способ (условный пример).
В организации три работника заняты на работе неполное рабочее время, по 3,2 ч в день. Эти работники учитываются за каждый рабочий день как 0,4 единицы (3,2 ч/8 ч).

Пример
В сентябре Иванов отработал 22 рабочих дня, Петров - 10, Сидоров - 5. Средняя численность не полностью занятых работников составила 0,7 человека ((0,4 х 22 + 0,4 х 10 + 0,4 х 5)/22 рабочих дня в сентябре). Эта численность учитывается при определении среднесписочной численности работников.
Примечание. Лица, переведенные на неполное рабочее время по инициативе администрации (без письменного согласия работника), учитываются в среднесписочной численности работников как целые единицы. Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

Пример
Организация имела среднесписочную численность работников в январе 620 человек, в феврале - 640 человек и в марте - 690 человек. Среднесписочная численность работников за I квартал составила 650 человек ((620 + 640 + 690)/3).
Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, т.е. соответственно на 2, 3, 4 и т.д.

Пример
Организация начала работать в марте. Среднесписочная численность работников составила в марте 450 человек, в апреле - 660, в мае - 690 человек. Среднесписочная численность работников за период с начала года (за 5 месяцев) составила 360 человек ((450 + 660 + 690)/5).
Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.
Среднесписочная численность работников в организациях, работавших неполный месяц (например, в организациях, вновь созданных, имеющих сезонный характер производства), определяется путем деления суммы численности работников списочного состава за все дни работы организации в отчетном месяце, включая выходные и праздничные (нерабочие) дни за период работы на общее число календарных дней в отчетном месяце.

2.7.2. Начисленная оплата труда работников

При заполнении данных о фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера следует руководствоваться Инструкцией о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 г. N 50 "Об утверждении Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
В состав фонда заработной платы в форме N П-4 включаются начисленные предприятиями, учреждениями, организациями суммы оплаты труда в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.
В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных внебюджетных социальных фондов).
В отчетности по труду показываются начисленные за отчетный период (с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством) денежные суммы, независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по оплате труда, премиям и т.д., и независимо от срока их фактической выплаты.
Выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг) исходя из их рыночных цен (тарифов) на дату начисления, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
В случае если товары, продукты питания, услуги предоставлялись по ценам (тарифам) ниже рыночных, то в фонде заработной платы или выплатах социального характера учитывается дополнительная материальная выгода, полученная работниками в виде разницы между рыночной стоимостью товаров, продуктов питания, услуг и суммой, фактически уплаченной работниками.

2.7.3. Использование рабочего времени

Под рабочим временем в формах федерального государственного статистического наблюдения понимается продолжительность времени, в течение которого работник фактически выполнял работу.
Показатели использования рабочего времени заполняются на работников списочного состава с начала года на основании данных учета без выделения сведений по видам экономической деятельности.
Если работник был переведен на работу на неполное рабочее время по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он учитывается до конца года как один человек. Если один и тот же работник в течение отчетного периода несколько раз переводился на работу на неполное рабочее время, то он показывается один раз.
Число человеко-часов, не отработанных работниками (по сравнению с установленной продолжительностью рабочей недели) в связи с переводом их на работу с неполным рабочим временем по инициативе администрации, определяется как сумма часов, не отработанных каждым работником по этой причине в отчетном периоде. Учет неотработанного времени в течение отчетного периода ведется только по дням возможной фактической работы (без ежегодных, учебных и других отпусков, дней неявок по болезни, выходных и праздничных нерабочих дней и т.п.).
Если один и тот же работник в течение отчетного периода имел более одного отпуска по инициативе администрации, то он показывается один раз. Если работник имел в отчетном периоде отпуск по инициативе администрации хотя бы в одном отчетном периоде текущего года, то он показывается до конца года. Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде.
Если работник в отчетном периоде имел несколько отпусков без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством и по собственному желанию, то он учитывается один раз.
Количество человеко-дней отпусков по инициативе администрации определяется как сумма дней отпусков каждого работника, находившегося в таком отпуске (без выходных и праздничных нерабочих дней), в отчетном периоде. Если работник не имеет на время болезни листка временной нетрудоспособности, оформленного в установленном порядке, то число дней невыходов его на работу не учитывается.

2.7.4. Движение работников и предполагаемое высвобождение

Форму федерального государственного статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" представляют все юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.
Движение работников списочного состава характеризуется изменением списочной численности работников вследствие приема на работу и выбытия по различным причинам. Движение работников за отчетный период может быть представлено в виде баланса: списочная численность работников на начало отчетного периода плюс численность принятых за отчетный период минус численность выбывших за отчетный период равняется списочной численности работников на конец отчетного периода.
Показатели движения работников заполняются с начала года, в целом по организации без выделения сведений по видам экономической деятельности.
В численность принятых работников включаются лица, зачисленные в отчетном периоде в данную организацию приказом (распоряжением) о приеме на работу.
Вновь созданные организации и впервые представившие отчет должны заполнить численность работников, принятых на вновь образованные в отчетном периоде рабочие места в результате расширения, реорганизации производства, увеличения сменности работы и т.п.
К вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений.
В численность выбывших работников включаются все работники, оставившие работу в данной организации независимо от оснований (расторжение трудового договора по инициативе работника, инициативе администрации; соглашению сторон; призыв или поступление на военную службу; перевод работника с его согласия в другую организацию или переход на выборную должность и др.), уход или перевод которых оформлен приказом (распоряжением), а также выбывшие в связи со смертью.
В численность принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:
1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы);
2) внешние совместители;
3) работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
В соответствии со ст. 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и территориальных соглашениях.
В численность уволенных по собственному желанию включаются работники, уволенные из организации по собственной инициативе, а также в следующих случаях:
1) избрание на должности, замещаемые по конкурсу;
2) переезд в другую местность или перевод супруга в другую местность, за границу;
3) зачисление в образовательное учреждение, аспирантуру или клиническую ординатуру;
4) уволены по собственному желанию с наступлением пенсионного возраста либо получающие пенсию по возрасту;
5) необходимость ухода за больными членами семьи или инвалидами I группы;
6) соглашение сторон;
7) увольнение по собственному желанию беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.
В число принятых и выбывших работников списочного состава не включаются:
1) работники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и отбывающие наказание в виде лишения свободы);
2) внешние совместители;
3) работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.
Движение работников характеризуется показателями оборота кадров и показателем постоянства кадров.
Оборот кадров - совокупность принятых на работу (зачисленных в списочный состав) и выбывших работников, рассматриваемая в соотношении со среднесписочной численностью работников за определенный (отчетный) период. Интенсивность оборота кадров характеризуется следующими коэффициентами: общего оборота, который представляет собой отношение суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период к среднесписочной численности работников; оборота по приему, который представляет собой отношение числа принятых за отчетный период к среднесписочной численности работников за тот же период; оборота по выбытию, который представляет собой отношение выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности за тот же период.
Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками и рассчитывается путем деления численности принятых работников за период на численность работников, выбывших по различным основаниям за этот период.
Коэффициент постоянства кадров - отношение численности работников, состоящих в списочном составе весь отчетный год, к среднесписочной численности работников за отчетный год.
Число вакантных рабочих мест выражается в количестве работников, требующихся в организации, при условии обеспечения их полной занятости. Показывается количество вакантных рабочих мест (ставок) по штатному расписанию, при этом вакансия половины ставки (0,5) по штату учитывается как 0,5.
В случае, если на одно рабочее место (ставку) приняты два человека, то в списочной численности работников учитываются два человека, в среднесписочной численности они учитываются по отработанному времени. При их увольнении показывается одно вакантное рабочее место (ставка). При увольнении только одного из двух указанных работников рабочее место не является вакантным.

Глава 3. Удержания из зарплаты

Удержания из зарплаты организации подразделяются на:
1) обязательные удержания;
2) удержания по инициативе работодателя;
3) удержания по инициативе работника.
К числу обязательных удержаний, производимых из оплаты труда, относятся:
1) удержания налога на доходы физических лиц;
2) удержания по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу физических и юридических лиц;
3) удержания по вступившему в законную силу приговору суда.
Для данного вида удержаний согласие работника не требуется.
К удержаниям по инициативе работодателя относятся:
1) удержания за причиненный организации материальный ущерб;
2) удержания за брак;
3) удержания своевременно не возвращенных подотчетных сумм;
4) удержания по предоставленным займам и ссудам;
5) удержания излишне выданной заработной платы.
Удержания данного вида осуществляются на основании приказа (распоряжения) руководителя организации с указанием причины удержаний, с которым должно быть ознакомлено под расписку лицо, с доходов которого производятся удержания.
К числу удержаний по инициативе члена трудового коллектива, в частности, можно отнести:
1) удержания профсоюзных взносов;
2) удержания в пользу физических или юридических лиц на основании письменного заявления работника.
Удержания по инициативе работника администрация организации должна производить и перечислять в сроки и лицу, которые указаны в заявлении работника.

3.1. Удержание налога на доходы физических лиц

Каждая организация должна отчитаться перед инспекторами по налогу на доходы физических лиц не позднее 1 апреля. Чтобы отчитаться по налогу на доходы физических лиц, бухгалтеру нужно заполнить справку по форме N 2-НДФЛ. Организации с числом работников больше десяти обязаны отчитываться перед налоговиками на магнитных носителях или через Интернет. Такое требование установлено п. 2 ст. 230 НК РФ. Сдать отчет на бумаге могут только предприятия с числом работающих менее десяти, а также фирмы, которым такая форма была разрешена налоговой инспекцией в индивидуальном порядке. Если число работников фирмы больше десяти, бухгалтеру придется сформировать отчетный файл и записать его на дискету. Для этого нужно воспользоваться специальной компьютерной программой. Это может быть как сторонняя разработка, так и детище самой ФНС. Именно программами налоговой службы пользуются большинство бухгалтеров. Его можно бесплатно загрузить с сайтов www.gnivc.ru и www.mosnalog.ru.

3.1.1. Доходы работников, подлежащие налогообложению

Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с гл. 23 ч. 2 НК РФ.
Доходом признается такая экономическая выгода, которая указана в гл. 23 НК РФ (доходы в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды). Доход учитывается только в случае возможности его оценки. Если невозможно определить стоимость дохода, то он не увеличивает налогооблагаемую базу.
Статья 42 НК РФ устанавливает порядок определения места происхождения дохода. Для разрешения данного вопроса предусмотрено два правила:
1) место происхождения дохода (доход от источников в РФ или доход от источников за пределами РФ) определяется по правилам, предусмотренным в ч. 2 НК РФ;
2) если положения настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в РФ либо к доходам от источников за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В аналогичном порядке в указанных доходах определяется доля, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доли, которые могут быть отнесены к доходам от источников за пределами РФ.
Обязательства по уплате налога на доходы физических лиц могут возникать у любого человека: у гражданина России, у иностранного гражданина, у лица без гражданства; у индивидуального предпринимателя и у наемного работника; у продавшего квартиру, у сдающего садовый домик или автомобиль в аренду, у купившего какой-либо товар по льготной цене; у взявшего ссуду или у давшего деньги взаймы; у взрослого, у старика-пенсионера, несовершеннолетнего и даже у младенца.
Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории РФ лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из РФ и возвращение в РФ.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НК РФ (см. ст. 53, 54).
Исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц осуществляют:
1) российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ (данные лица объединяются понятием налоговый агент), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, у источника выплаты - по суммам таких доходов (ст. 226 НК РФ);
2) адвокатские палаты (их учреждения) - с доходов адвокатов (ст. 227 НК РФ);
3) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (ст. 227 НК РФ);
4) частные нотариусы, частные охранники и частные детективы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (ст. 227 НК РФ);
5) физические лица, получившие вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - по суммам указанных доходов (ст. 228 НК);
6) физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - по суммам таких доходов (ст. 228 НК РФ);
7) физические лица, получающие другие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, - по суммам таких доходов (ст. 228 НК РФ).
Налоговые агенты - российские организации и постоянные представительства иностранных организаций в РФ - исчисление налоговой базы производят на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным приказом Министерства финансов РФ и МНС РФ. Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме, установленной Министерством РФ по налогам и сборам (форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц").
Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных суммах налога, выдаваемых налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица", утвержденной МНС РФ, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению (см. Раздел II Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" ч. 2 НК РФ).
1. При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы:
1) полученные налогоплательщиком в денежной форме (в рублях РФ или иностранной валюте);
2) полученные налогоплательщиком в натуральной форме (см. ст. 211 НК РФ);
3) право на распоряжение которыми у налогоплательщика возникло в течение налогового периода;
4) полученные налогоплательщиком в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Дата фактического получения дохода в зависимости от вида дохода определяется в соответствии с нормами ст. 223 НК РФ.
Если у налогоплательщика производятся удержания алиментов, пеней, штрафов, иных административных санкций, то такие удержания не могут уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговые ставки, отличающиеся от основной налоговой ставки (13%), установлены в отношении следующих видов доходов (ст. 224 НК РФ):
1) выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
2) страховых выплат по договорам добровольного страхования;
3) процентных доходов по вкладам в банках;
4) экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств;
5) доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;
6) доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено гл. 23 НК. Иное предусмотрено, в частности, для следующего случая - имущественного налогового вычета при приобретении недвижимости, предоставляемого налогоплательщику в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (отличные от налоговой ставки 13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, не применяются.
Доходы и расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. 218-221 НК РФ, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ (официальному курсу иностранных валют по отношению к российскому рублю), установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

3.1.2. Ставки налога

С 1 января 2005 г. введены новые ставки налога на доходы физических лиц (Законы от 20.07.2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в гл. 24 ч. 2 НК РФ, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ" и от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ о налогах и сборах").
По НДФЛ изменений немного - с этого года ставка по доходам с дивидендов составляет 9%. Основной ставкой остается 13%.
Понятие "налоговый резидент" для целей налогообложения определено в ст. 11 НК РФ. Под физическими лицами - налоговыми резидентами РФ понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. При этом статус налогового резидента РФ определяется применительно к каждому календарному году. В соответствии со ст. 6.1 НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ. Даты отъезда и даты прибытия на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. Кроме того, в соответствии с нормами трудового законодательства физическое лицо заключает трудовой договор (контракт) и работодателем ведется журнал учета рабочего времени, что также может быть использовано при определении периода временного пребывания на территории РФ.
Например: гражданка Украины в календарном году является налоговым резидентом РФ (находится на ее территории более 183 дней в году, что подтверждается документами), то доходы, полученные от выполнения трудовых обязанностей, подлежат налогообложению по ставке 13%. Если срок пребывания гражданки Украины на территории РФ в течение календарного года не превышает 183 дней, то к таким доходам применяется налоговая ставка 30%.
Со стоимости любых выигрышей и призов, с суммы превышения по страховым выплатам по договорам добровольного страхования, с экономии на процентах по заемным средствам отдать придется 35% дохода.

3.1.3. Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме

"Доходы (выгоды) в натуральной форме" - термин налоговых законодательств ряда стран, означающий поступления за выполненные работы, оказанные услуги в иных формах, кроме денежной, включая натуральную оплату труда, предоставление бесплатных или субсидируемых питания, жилья, автомобилей и иных транспортных средств, услуг компаний, акций компании по заниженным ценам, кредитов на льготных условиях и т.д. Доходы (выгоды) в натуральной форме являются объектом обложения налогом на доходы у лица, получающего такие выгоды.
К доходам в натуральной форме, в частности, относятся:
1) суммы оплаты организацией за сотрудника товаров (работ, услуг) или имущественных прав;
2) полученные работником товары, выполненные в его интересах работы и оказанные услуги;
3) суммы оплаты труда в натуральной форме.
Не облагаются только те виды выгод, которые носят компенсационный характер:
1) оплата проезда для лиц, должностные обязанности которых связаны с поездками;
2) оплата дополнительного питания работников, занятых в сферах, связанных со значительными физическими нагрузками;
3) льготная оплата временного жилья для лиц, находящихся в командировках и т.д.
Обычно ценность той или иной выгоды определяется в соответствии с нормами и правилами определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость.
Например, стоимость квартиры, купленной сотруднику, - это его доход, полученный в натуральной форме. Покупка квартиры - это и есть та самая "оплата товаров за сотрудника". Предприятие, которое купило квартиру работнику, должно определить налоговую базу, рассчитать НДФЛ и удержать его. Но ведь удержать налог непосредственно из стоимости квартиры невозможно. Поэтому НДФЛ может быть удержан из любых других доходов сотрудника, которые он получает на этой фирме (например, из зарплаты, выданной деньгами, материальной помощи и т.п.). Однако, как известно, квартиры стоят недешево. И налог на доходы, рассчитанный с ее стоимости, скорее всего "перекроет" не одну зарплату сотрудника. Кроме того, удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% от суммы выплаты. Если удержать налог невозможно, то предприятие должно письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего учета и указать сумму задолженности по налогу. Сделать это надо в течение одного месяца "с момента возникновения соответствующих обстоятельств" (т.е. с того дня, когда стало известно, что удержать НДФЛ не удастся). Причем невозможностью удержать налог, в частности, считается случай, "когда заведомо известно, что срок, в течение которого налог может быть удержан, превышает 12 месяцев". В этом случае работник будет уплачивать налог самостоятельно.
Внимание: гражданам, которые приобретают жилье, положен имущественный налоговый вычет в размере стоимости этого жилья, но не более 1 000 000 руб. (п. 1 ст. 220 НК РФ). Однако к нашей ситуации это не относится. Ведь в данном случае сотрудник не сам покупает квартиру - за него это делает предприятие.

Пример
В январе 2005 г. ООО "Кентавр" оплатило квартиру для коммерческого директора Сухова М.В. Стоимость квартиры - 600 000 руб. Квартиру приобрели у риэлторской фирмы. Как известно, с 1 января 2005 г. реализация жилых помещений не облагается НДС. Сотрудник получил квартиру в собственность 15 февраля 2005 г. Бухгалтер ООО "Кентавр" отразил эти операции такими записями:
Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
Кредит 51 "Расчетные счета" - 600 000 руб. - перечислены деньги риэлторской фирме;
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы",
Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 600 000 руб. - отнесена на расходы стоимость квартиры, купленной для сотрудника.
Стоимость квартиры учесть при налогообложении прибыли фирма не вправе. Хотя перечень внереализационных расходов, приведенный в ст. 265 НК РФ и не закрытый, инспекторы вряд ли признают "экономическую обоснованность" таких затрат. Кроме того, стоимость квартиры можно трактовать как "вознаграждение, предоставленное работнику помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов)" (п. 21 ст. 270 НК РФ), а такой вид выплат не учитывается при налогообложении прибыли.
Зарплата коммерческого директора согласно штатному расписанию и трудовому договору равна 8000 руб. Рассчитаем сумму НДФЛ со стоимости квартиры:
600 000 руб. х 13% = 78 000 руб.
Даже если удерживать этот налог равномерно в течение года, ежемесячная сумма таких удержаний составит:
78 000 руб./12 мес. = 6500 руб.
Получается, что размер только этого налога превышает половину ежемесячной зарплаты сотрудника. Поэтому ООО "Кентавр" 17 февраля 2005 г. поставило налоговую инспекцию в известность о том, что сотрудник получил доход в размере 600 000 руб. и что НДФЛ удержать фирма не может.
Внимание: доход сотрудника (стоимость купленной квартиры) и сумму НДФЛ надо отразить в "Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (форма N 1-НДФЛ).
Организация платит детскому саду за содержание детей работников, компенсируя полностью затраты детского сада на каждого ребенка. Налоговые органы будут рассматривать как подлежащий налогообложению доход работника всю сумму, внесенную организацией за содержание его (работника) ребенка в детском саду. Особенно если договором, заключенным между организацией и детским садом, четко определено, в каком размере производится платеж за каждого конкретного ребенка.
Можно порекомендовать организации заключить с детским садом договор об оплате разницы между фактическими расходами на содержание ребенка в детском саду и размером платежей, взимаемых детским садом непосредственно с родителей. При этом не следует указывать, за каких именно детей производится оплата. В договоре достаточно указать общее количество предоставленных детским садом мест для детей работников организации.
В то же время с каждым работником следует заключить договор, в соответствии с которым организация будет производить оплату за содержание его ребенка (детей) в детском саду по общеустановленным расценкам, включая суммы оплаты в доход работника.

3.1.4. Налогообложение материальной помощи и подарков

Работнику организации выдана материальная помощь в размере 5000 руб. В налогооблагаемый доход этого работника при исчислении налога на доходы физических лиц включена вся эта сумма.
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. Статьей 217 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами.
Согласно п. 28 этой статьи освобождены от налогообложения суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности, по возрасту, в размерах, не превышающих 2000 руб. за налоговый период.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в налогооблагаемую базу надо включить часть суммы материальной помощи в размере 3000 руб.
Работник получил подарок от организации (из числа товаров). Доход работника для исчисления НДФЛ исчислялся как стоимость подарка без НДС.
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Вместе с тем согласно подп. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость подарков, не превышающая 2000 руб. в календарном году, полученных от организации или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих налогообложению налогом на наследование или дарение.
Стоимость подарков, превышающая 2000 руб., облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%. При этом удержание налога в соответствии со ст. 226 НК РФ производится налоговыми агентами за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Стоимость передаваемого подарка в целях исчисления НДФЛ признается доходом, полученным в натуральной форме, налоговая база в данном случае определяется в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ как стоимость передаваемого подарка (приза), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ. Кроме того, в ст. 211 НК РФ четко прописано, что в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизы.
Таким образом, стоимость подарка в целях исчисления НДФЛ определяется исходя из рыночных цен на идентичные товары с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов.

3.1.5. Налогообложение сумм компенсации стоимости путевок

В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических путевок), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
1) за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
2) за счет средств Фонда социального страхования РФ.
К членам семьи в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
Следовательно, членами семьи работника являются родители работника (как пенсионеры, так и работающие), дети работника независимо от возраста (как учащиеся, неработающие, так и работающие). Родители супруги работника к членам семьи работника не относятся. Факт совместного (раздельного) проживания значения не имеет.
Компенсация работникам стоимости путевок для детей за счет других источников подлежит налогообложению в установленном законодательством порядке. Расходы за счет средств обязательного социального страхования на оздоровление детей организации осуществляют в пределах сумм, утвержденных отделением (филиалом отделения) фонда на календарный год. Поэтому, прежде чем приобрести путевки для детей сотрудников, страхователь должен обратиться в свое отделение ФСС России и решить вопрос о размерах предельных сумм расходования средств соцстраха на год. Все, что будет израсходовано сверх установленного лимита, организация оплатит за счет собственных средств.
Больному, направленному в санаторий на лечение, лечебное учреждение выдает следующие документы:
1) заполненную санаторную путевку;
2) листок нетрудоспособности;
3) санаторно-курортную карту с подробным описанием проведенного в стационаре обследования и лечения, а также с рекомендациями по дальнейшему лечению в санатории;
4) выписку из истории болезни для представления в лечебно-профилактическое учреждение, в котором наблюдается больной.
При отъезде из санатория больному выдается отрывной талон санаторно-курортной карты для представления в лечебно-профилактическое учреждение, в котором он наблюдается.
С 01.01.2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 г. N 454-ст, согласно которому деятельность пансионатов и домов отдыха (подгруппа 55.23.2) отнесена к классу 55 "Гостиницы и рестораны". Деятельность санаторно-курортных учреждений (подгруппа 85.11.2) включена в класс 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг".
С 2003 г. стоимость приобретаемых для работников организации путевок в дома отдыха, не являющиеся санаторно-курортными или оздоровительными учреждениями, включается в доход работника и облагается НДФЛ.

3.1.6. Налогообложение сумм компенсации командировочных расходов

Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
1) расходы по проезду;
2) расходы по найму жилого помещения;
3) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения командировочных расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ. Коллективный и трудовой договоры не устанавливают нормы компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов, а лишь предоставляют организации право самостоятельно определять порядок и размер возмещения работникам расходов, связанных со служебными командировками. В связи с этим суммы выплат в возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками, установленные коллективным или трудовым договором, не могут рассматриваться в качестве норм, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (с изм. и доп. от 15.11.2002 г., 09.02.2004 г., 13.05.2005 г.) определены нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории РФ. Подпунктом "а" п. 1 постановления N 93 установлена норма для суточных в размере 100 руб. Командировочные расходы, выплачиваемые работникам при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран, освобождаются от обложения НДФЛ в размерах, установленных приказом Минфина России от 12.11.2001 г. N 92н "О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" (с изм. и доп. от 4 марта 2002 г., 2 августа 2004 г.); изданным на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.12.1993 г. N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств".
Для работников учреждений и организаций, финансируемых из средств федерального бюджета, нормы установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" и Указом Президента РФ от 24.11.1995 г. N 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах РФ".
Размер расходов на выплату суточных за каждый день нахождения в командировке на территории РФ - 100 руб. в сутки, размер возмещения расходов по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы - 12 руб. в сутки. При служебных командировках государственных служащих органов государственной власти субъектов РФ и служащих органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления п. 7 Указа N 1177 рекомендовано применять нормы расходов на служебные командировки, установленные этим Указом.
Суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных указанными нормативными документами, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Если работник организации, направленный в служебную командировку, пользовался услугами такси для выполнения поставленных задач, то при наличии документального подтверждения произведенных расходов (кассовых чеков, бланков строгой отчетности об оплате услуг такси) возмещаемые ему суммы, ранее затраченные работником на оплату проезда в такси, не подлежат обложению НДФЛ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. N 64 "О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы РФ" для работников государственной ветеринарной службы РФ, направляемых в командировки для проведения работ по борьбе с особо опасными заболеваниями животных - сапом, бруцеллезом, сибирской язвой, бешенством и туляремией, предусмотрена выплата суточных в размере 6% их месячных должностных окладов, установленных в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, но не свыше двукратного установленного размера суточных.
Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" определены порядок и условия командирования работников. В соответствии с п. 15 инструкции N 62 при командировках в такую местность, откуда командированный сотрудник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются. Вопрос о возможности возвращения к месту жительства работника в каждом конкретном случае решается руководителем организации, которая направила работника в командировку, с учетом дальности расстояния, характера выполняемого задания, условий транспортного сообщения, создания работнику условий для отдыха. Поскольку при однодневной командировке работник не только может, но и обязан вернуться из командировки в тот же день, то оплата суточных при однодневной командировке не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежит налогообложению на общих основаниях.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при возврате в кассу организации командированным физическим лицом полученных под отчет наличных денег в связи с отменой командировки с приложением к авансовому отчету документа о сдаче билета и уплате сбора за эту операцию сумма сбора не включается в налогооблагаемый доход физического лица.
Не считаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной (либо подвижной) характер. В соответствии с письмом Минтруда России от 07.08.2003 г. N 6154-ГП предельные нормы выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота рыбной промышленности, установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 г. N 819-р и от 03.11.1994 г. N 1741-р, не могут быть отнесены к командировочным расходам, поскольку в соответствии со ст. 168 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой. В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных сроком, работа, связанная с разъездами или протекающая в пути, должна для работника быть постоянной, и это условие должно быть закреплено в трудовом договоре. В связи с этим выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, по мнению Минтруда России, являются компенсационными выплатами, связанными с особыми условиями труда в море, и относятся к расходам на оплату труда. Указанные выплаты не могут быть отнесены к командировочным расходам и подлежат обложению НДФЛ.
Согласно основным положениям о вахтовом методе организации работ, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 г. N 794/33-82 (в ред. от 17.01.1990 г., с изменениями от 19.02.2003 г.) (Основные положения), вахтовый метод - это особая форма организации работ, основанная на использовании трудовых ресурсов вне места их постоянного жительства при условии, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания. Работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а межвахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. Направление работника на вахту не является служебной командировкой. В соответствии с п. 2.5 Основных положений проезд работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно оплачивается предприятием. В связи с этим стоимость проезда работников от места их постоянного жительства до пункта сбора и места работы (объекта, участка) и обратно не включается в облагаемый налогом доход работников на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
При применении упрощенной системы налогообложения указанные нормы используются с 1 января 2003 г. для определения расходов на выплату суточных или полевого довольствия.
При применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) указанные нормы используются с 1 января 2004 г. для определения расходов на выплату суточных или полевого довольствия.
При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием (ст. 188 ТК РФ).
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 (в ред. от 09.02.2004 г.). За использование легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя: до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц; свыше 2000 куб. см - 1500 руб. в месяц.

3.1.7. Стандартные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13%.
Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9, 30 или 35%), то сумма этого дохода на стандартные вычеты не уменьшается.
Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по ставке 13%, и доходов, облагаемых по другим ставкам.
Доход работников, облагаемый налогом, уменьшается на стандартные налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные налоговые вычеты могут быть предоставлены в следующих суммах:
1) 3000 руб.;
2) 500 руб.;
3) 600 руб.;
4) 400 руб.
Если доход работника меньше, чем предоставленный ему налоговый вычет, то налог на доходы физических лиц с него не удерживается.
Вычеты предоставляются на основании письменного заявления работника и документов, подтверждающих его право на них (например, копии удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида и т.д.).
Перечень лиц, имеющих право на вычет в размере 3000 руб. в месяц, приведен в подп. 1 п. 1 ст. 218 ч. 2 НК РФ.
Этот вычет, в частности, предоставляется работникам, которые:
1) пострадали на атомных объектах в результате радиационных аварий и испытаний ядерного оружия. В частности, на Чернобыльской АЭС, на объекте "Укрытие", на производственном объединении "Маяк";
2) являются инвалидами Великой Отечественной войны;
3) стали инвалидами I, II и III групп из-за ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или РФ.
Перечень лиц, имеющих право на вычет в размере 500 руб. в месяц, приведен в подп. 2 п. 1 ст. 218 ч. 2 НК РФ.
Этот вычет, в частности, предоставляется работникам, которые:
1) являются героями Советского Союза или РФ;
2) награждены орденом Славы трех степеней;
3) стали инвалидами с детства;
4) стали инвалидами I и II групп;
5) пострадали в атомных и ядерных катастрофах при условии, что они не имеют права на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб.
Доход работников, которые не имеют права на вычеты в размере 3000 руб. и 500 руб., должен ежемесячно уменьшаться на стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.
Вычет применяется до того момента, пока доход работника, облагаемый налогом по ставке 13%, не превысит 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором доход работника превысит 20 000 руб., этот налоговый вычет не применяется.
Всем работникам, которые имеют детей, предоставляется налоговый вычет в размере 600 руб. в месяц на каждого ребенка.
В соответствии с Законом N 203-ФЗ, вступившим в силу с 31 января 2005 г. и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., размер стандартного налогового вычета на содержание детей увеличился и составил 600 руб. за каждый месяц налогового периода.
Указанный налоговый вычет распространяется на каждого ребенка налогоплательщика, на обеспечении которого находится ребенок или который является родителем или супругом родителя ребенка, а также если налогоплательщик является опекуном или попечителем, приемным родителем.
Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысит 40 000 руб.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысит 40 000 руб., налоговый вычет не применяется. Вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей. Вычет удваивается, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Вычет должен применяться с месяца рождения ребенка и до конца того года, в котором ребенок достиг указанного возраста (например, если ребенку исполняется 18 лет в феврале 2005 г., то вычет может предоставляться в течение всего 2005 г.).
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного налогового вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак.
Стандартный налоговый вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, приемным родителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок находится за пределами РФ, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок. Под одинокими родителями понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
Уменьшение налоговой базы производится:
1) с месяца рождения ребенка или с месяца, в котором установлена опека (попечительство);
2) с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок достиг возраста, указанного в абз. 5 и 6 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ;
3) в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в семью или в случае смерти ребенка.
Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка в образовательном учреждении или учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
Для предоставления налогоплательщику стандартных налоговых вычетов налогоплательщик должен предоставит, следующие документы:
1) заявления на предоставление стандартных налоговых вычетов;
2) документов или их копий, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты;
3) справок о доходах, подтверждающих полученный доход и сумму удержанного налога.

Пример
Отец и мать ребенка не состоят в зарегистрированном браке. В свидетельстве о рождении ребенка указаны оба родителя. В другом зарегистрированном браке родители ребенка не состоят. Отец ребенка работает в организации, где его зарплата составляет 10 000 руб. в месяц.
Отец ребенка имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
1) вычета в размере 400 руб. ежемесячно (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ);
2) вычета на содержание ребенка в размере 1200 руб. ежемесячно (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В январе 2004 г. отец ребенка представил в бухгалтерию организации заявление и документы, подтверждающие его право на получение стандартных налоговых вычетов. Его доход в мае 2004 г. превысил 40 000 руб. Поэтому стандартные налоговые вычеты ему были предоставлены за период январь-апрель в размерах, установленных подп. 3 и 4 п. 1 ст. 218, на общую сумму 5600 руб. (400 руб. х 2 мес. + 1200 руб. х 4 мес.). Мать ребенка, как не состоящая в другом зарегистрированном браке, наравне с отцом ребенка может получить стандартный налоговый вычет на ребенка в двойном размере (1200 руб.) за каждый месяц налогового периода, пока ее доход не превысит 40 000 руб.

3.1.8. Имущественный налоговый вычет по суммам,
направленным на приобретение жилья

Федеральным законом от 20.08.2004 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в ст. 220 и 224 ч. 2 НК РФ" внесены изменения в ст. 220 и 224 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ. С учетом этих изменений внесены определенные коррективы с 1 января 2005 г. в порядок предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Положения Закона применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2005 г.

Имущественные налоговые вычеты при продаже имущества

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign