LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В январе 2005 г. приобретено промышленное оборудование, требующее монтажа, стоимостью 84 960 руб. Сумма начисленной работникам за разгрузку оплаты труда - 10 000 руб. В феврале 2005 г. оборудование передано в монтаж. Оплата труда монтажных работников составила 3000 руб.

-----------------------------------------------------------------------T---------T-----------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦ Сумма, ¦ Корреспонденция ¦
¦ ¦ руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +--------T--------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦ кредит ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Приобретено оборудование: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) покупная стоимость ¦ 84 960 ¦ 07 ¦ 60 ¦
¦2) сумма НДС ¦ 12 960 ¦ 19 ¦ 60 ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Начислено работникам за разгрузку ¦ 10 000 ¦ 07 ¦ 70 ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Начислен единый социальный налог (10 000 руб. х 26%) ¦ 2600 ¦ 07 ¦ 69 ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Оборудование передано в монтаж ¦ 103 560 ¦ 08 ¦ 07 ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Начислено за монтажные работы ¦ 3000 ¦ 08 ¦ 70 ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Начислен единый социальный налог с оплаты труда (3000 руб. х 26%) ¦ 780 ¦ 08 ¦ 70 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------+---------+--------+--------+
¦Включены в балансовую стоимость начисленная оплата труда и единый со-¦ 16 380 ¦ 01 ¦ 08 ¦
¦циальный налог (10 000 руб. + 2600 руб. + 3000 руб. + 780 руб.) ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------------------------------------+---------+--------+---------

Аналогичным образом производится распределение сумм оплаты труда, начисленной работникам организации, выполняющим работы, связанные с приобретением нематериальных активов и иного имущества.

Пример
Юристу организации начислено за оформление лицензии на оптовую торговлю табачными изделиями 6000 руб. Указанная сумма, а также начисленный с нее единый социальный налог подлежат включению в стоимость лицензии.

------------------------------------------------------------------T-----------T--------------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма, руб.¦ Корреспонденция ¦
¦ ¦ ¦ счетов ¦
¦ ¦ +---------T----------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦ кредит ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------+---------+----------+
¦Начислена оплата труда ¦ 6000 ¦ 08 ¦ 70 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------+---------+----------+
¦Начислен единый социальный налог ¦ 1560 ¦ 08 ¦ 69 ¦
+-----------------------------------------------------------------+-----------+---------+----------+
¦В составе прочих фактических затрат на приобретение включено в¦ 7560 ¦ 31 ¦ 08 ¦
¦стоимость лицензии ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------+-----------+---------+-----------

Оплата труда работников, занятых погрузкой, разгрузкой и перемещением приобретенных материально-производственных запасов, и начисленная с нее сумма единого социального налога включаются в фактическую себестоимость заготавливаемых материально-производственных запасов (дебет 10, кредит счетов 69, 70).
Если учетной политикой организации предусмотрено использование счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", то начисленные суммы оплаты труда и единый социальный налог первоначально отражаются по дебету счета 15 и кредиту счетов 69, 70. В дальнейшем при оприходовании материально-производственных запасов затраты подлежат отнесению на счет 10 (дебет счета 10, кредит счета 15).

Пример
Работникам организации за разгрузку производственного сырья начислена оплата труда в размере 5000 руб. Сумма единого социального налога - 1300 руб. (5000 руб. х 26%). На счетах бухгалтерского учета указанные операции могут быть отражены следующим образом:

--------------------------------------------------------------------------T------T-----------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦ Корреспонденция ¦
¦ ¦ руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +--------T--------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦ кредит ¦
+-------------------------------------------------------------------------+------+--------+--------+
¦Без использования счета 15 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начислена оплата труда ¦ 5000 ¦ 10 ¦ 70 ¦
¦Начислен единый социальный налог ¦ 1300 ¦ 10 ¦ 69 ¦
+-------------------------------------------------------------------------+------+--------+--------+
¦С использованием счета 15 ¦ ¦ ¦ ¦
¦Начислена оплата труда ¦ 5000 ¦ 15 ¦ 70 ¦
¦Начислен единый социальный налог ¦ 1300 ¦ 15 ¦ 69 ¦
¦Отнесено на себестоимость сырья ¦ 6300 ¦ 10 ¦ 15 ¦
L-------------------------------------------------------------------------+------+--------+---------

2. Выплаты, подлежащие включению в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг):
1) выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда;
2) стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;
3) выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и т.д.;
4) выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе: надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, сверхурочную работу, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых и вредных условиях, за работу в особо вредных условиях труда и т.д.;
5) стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);
6) выплаты, предусмотренные законодательством РФ о труде, за не проработанное на производстве время;
7) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков, оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей;
8) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством;
9) оплата отпуска перед началом работы выпускникам профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение;
10) оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних (сменных) профессионально-технических учебных заведениях, в вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школах, а также поступающим в аспирантуру;
11) оплата времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством;
12) разница в окладах, выплачиваемая работникам, трудоустроенным с других предприятий и из организаций с сохранением в течение определенного срока (в соответствии с законодательством) размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве;
13) суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы на предприятия, в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственными организациями;
14) оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с работниками за выполненную работу производятся непосредственно самим предприятием;
15) другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и других целевых поступлений).
В зависимости от направления расходов суммы начисленной оплаты труда подлежат включению в затраты:
1) основного производства (дебет 20);
2) вспомогательного производства (дебет 23);
3) общепроизводственного характера (дебет 25);
4) общехозяйственного характера (дебет 26);
5) связанные с исправлением брака (дебет 28).

Пример
Размер начисленной в январе 2005 г. оплаты труда составляет 200 000 руб., в том числе работников цехов основного производства - 115 000 руб.; вспомогательного производства - 20 000 руб., управленческого персонала цехов - 20 000 руб.; администрации организации - 30 000 руб., работников, занятых исправлением брака, - 15 000 руб.

---------------------------------------------------------------------------T-------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма, ¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+--------------------------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Начисленные суммы оплаты труда за январь 2005 г., включенные в затраты: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) основного производства; ¦115 000¦ 20 ¦ 70 ¦
¦2) вспомогательного производства; ¦20 000 ¦ 23 ¦ 70 ¦
¦3) общепроизводственного характера; ¦20 000 ¦ 25 ¦ 70 ¦
¦4) общехозяйственного характера; ¦30 000 ¦ 26 ¦ 70 ¦
¦5) связанные с исправлением брака ¦15 000 ¦ 28 ¦ 70 ¦
+--------------------------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦Распределены суммы начисленного единого социального налога с оплаты труда:¦ ¦ ¦ ¦
¦1) рабочих основного производства; ¦29 900 ¦ 20 ¦ 69 ¦
¦2) рабочих вспомогательного производства; ¦ 5200 ¦ 23 ¦ 69 ¦
¦3) общепроизводственного персонала; ¦ 5200 ¦ 25 ¦ 69 ¦
¦4) работников аппарата управления; ¦ 7800 ¦ 26 ¦ 69 ¦
¦5) рабочих, исправляющих допущенный брак ¦ 3900 ¦ 28 ¦ 69 ¦
L--------------------------------------------------------------------------+-------+-------+--------

3. Выплаты, производимые за счет собственных средств работодателя, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а финансируются за счет чистой прибыли организации:
1) премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений;
2) материальная помощь;
3) беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности;
4) оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам организации (не предусмотренных законодательством);
5) оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных и физкультурных (спортивных) мероприятий;
6) возмещение стоимости подписки и товаров для личного потребления работников, другие аналогичные выплаты и затраты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
7) другие виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда.
Указанные выплаты в составе средств, направленных на оплату труда, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 50, 70.

Пример
Работнику организации в феврале 2005 г. предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск (4500 руб.) по семейным обстоятельствам. Кроме того, ему оказана единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. Вариант 1 - материальная помощь выдана в связи со смертью родственника; вариант 2 - на приобретение мебели.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со смертью члена семьи работника, не являются объектом обложения единым социальным налогом. Выплата материальной помощи по другим основаниям облагается единым социальным налогом.

----------------------------------------------------------------------------T------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Предоставлен дополнительный отпуск ¦ 4500 ¦ 84 ¦ 70 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Удержан налог на доходы физических лиц ¦ 585 ¦ 70 ¦ 68,1 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Выплачено работнику ¦ 3915 ¦ 70 ¦ 50 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Начислен единый социальный налог ¦ 1602 ¦ 84 ¦ 69 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Оказана материальная помощь ¦10 000¦ 84 ¦ 50 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Начислен единый социальный налог с суммы материальной помощи (вариант 2) ¦ 2600 ¦ 84 ¦ 69 ¦
L---------------------------------------------------------------------------+------+-------+--------

Выплаты, распределяемые по другим направлениям затрат. В частности, к числу такого рода выплат можно отнести расходы, связанные с выбытием объектов основных средств, в части сумм оплаты труда, начисленной работникам, занятым их демонтажем и реализацией, и единого социального налога.

----------------------------------------------------------------------------T------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦счетов ¦
¦ ¦ +--------T------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+--------+------+
¦Начислена оплата труда работникам, осуществляющим демонтаж выбывающих объе-¦ 4000 ¦ 91,2 ¦ 70 ¦
¦ктов основных средств ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+--------+------+
¦Начислен единый социальный налог с суммы оплаты труда ¦ 1040 ¦ 91,2 ¦ 69 ¦
L---------------------------------------------------------------------------+------+--------+-------

2.2.1. Ведомости распределения сумм оплаты труда
по направлениям расходов и носителям затрат

На основании документов по учету выработки, которые группируются по подразделениям организации, а в разрезе подразделений - по носителям затрат, бухгалтерия ежемесячно составляет ведомости распределения сумм оплаты труда работников.
Форму ведомостей бухгалтерия разрабатывает самостоятельно исходя из структуры организации.

Ведомость распределения сумм оплаты труда по направлениям затрат

----------------------------------------------------------T-----T------T--------------------T------¬
¦ Направление расходов ¦Дебет¦Сумма ¦Сумма единого социа-¦Итого,¦
¦ ¦ ¦оплаты¦льного налога, руб. ¦руб., ¦
¦ ¦ ¦труда,+------T------T------+ ¦
¦ ¦ ¦руб. ¦ ПФР ¦ ФСС ¦ ФОМС ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦Основное производство ¦ 20 ¦70 000¦14 000¦ 2240 ¦ 1960 ¦88 200¦
+---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦Вспомогательное производство ¦ 23 ¦15 000¦ 3000 ¦ 480 ¦ 420 ¦18 900¦
+---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦Общепроизводственные расходы ¦ 25 ¦15 000¦ 3000 ¦ 480 ¦ 420 ¦18 900¦
+---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦Общехозяйственные расходы ¦ 26 ¦20 000¦ 4000 ¦ 640 ¦ 560 ¦25 200¦
+---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦Исправление брака ¦ 28 ¦5000 ¦ 1000 ¦ 160 ¦ 140 ¦6300 ¦
L---------------------------------------------------------+-----+------+------+------+------+-------

Ведомость распределения оплаты труда по носителям затрат (на примере
основного производства)

--------------------------------------------T-------T------------T--------------------------T------¬
¦ Наименование произведенной продукции ¦Кол-во,¦Сумма оплаты¦Сумма единого социального ¦Итого,¦
¦ ¦шт. ¦труда, руб. ¦ налога, руб. ¦руб. ¦
¦ ¦ ¦ +--------T--------T--------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ПФР ¦ ФСС ¦ ФОМС ¦ ¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦Компьютерные столы ¦ 20 ¦15 000 ¦ 3000 ¦ 480 ¦ 420 ¦18 900¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦Офисные столы ¦ 15 ¦15 000 ¦ 3000 ¦ 480 ¦ 420 ¦18 900¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦Офисные стулья ¦ 30 ¦10 000 ¦ 2000 ¦ 320 ¦ 280 ¦12 600¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦Офисные шкафы ¦ 10 ¦20 000 ¦ 4000 ¦ 640 ¦ 560 ¦25 200¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦Офисные тумбы ¦ 10 ¦10 000 ¦ 2000 ¦ 320 ¦ 280 ¦12 600¦
+-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+------+
¦ ¦ ¦70 000 ¦ 14 000 ¦ 2240 ¦ 1960 ¦88 200¦
L-------------------------------------------+-------+------------+--------+--------+--------+-------

Исходя из данных, приведенных в ведомости, сумма начисленной оплаты труда и единого социального налога будет включена в себестоимость произведенной продукции, в том числе:
1) компьютерных столов - 945 руб. (18 900/20);
2) офисных столов - 1260 руб. (18 900/15);
3) офисных стульев - 420 руб. (12 600/30);
4) офисных шкафов - 2520 руб. (25 200/10);
5) офисных тумб - 1260 руб. (12 600/10).

2.2.2. Особенности распределения и начисления
сумм оплаты труда при совместной деятельности

В хозяйственной деятельности организаций широко применяется договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), в соответствии с которым участники (товарищи) в целях извлечения прибыли или достижения другой, не противоречащей законодательству цели, объединяют свое имущество и действуют без образования юридического лица.
В большинстве случаев ведение общих дел осуществляется одним из участников договора, который объединенное участниками договора имущество ведет на отдельном (обособленном) балансе. Это означает, что при осуществлении совместной деятельности оплата труда работников, привлекаемых для трудовой деятельности в рамках заключенного договора простого товарищества и состоящих в трудовых отношениях (в штате) с каким-либо участником договора, должна начисляться обособленно от оплаты труда за выполненные работы, не связанные с совместной деятельностью.

Пример
В соответствии с договором о совместной деятельности одним из участников договора для совместных работ привлекаются собственные работники основного производства (5 человек), имеющие одинаковую квалификацию, на 2 ч в день при 8-часовом рабочем дне. Часовая тарифная ставка одного работника - 20 руб. Оплата труда за выполнение работ по договору о совместной деятельности начисляется работникам исходя из: вариант 1 - установленной ставки по основной работе - 20 руб./ч; вариант 2 - 30 руб./ч. В месяце 21 рабочий день. В течение месяца работниками отработано: в рамках осуществления совместной деятельности - 42 ч, на своем производстве - 126 ч.
Суммы начисленной оплаты труда рассчитываются следующим образом:
1) по основному производству - 12 600 руб. (5 х 20 х 126);
2) в рамках совместной деятельности:
а) 4200 руб. (5 х 20 х 42);
б) 6300 руб. (5 х 30 х 42).
Суммы расходов, направленных на оплату труда, распределяются следующим образом.

---------------------------------------------------T------------T---------------------------T------¬
¦ Наименование затрат ¦Сумма оплаты¦ Сумма единого социального ¦Итого,¦
¦ ¦труда, руб. ¦ налога, руб. ¦руб. ¦
¦ ¦ +-------------T------T------+ ¦
¦ ¦ ¦ ПФР ¦ ФСС ¦ ФОМС ¦ ¦
+--------------------------------------------------+------------+-------------+------+------+------+
¦Основное производство ¦ 12 600 ¦ 2520 ¦403,20¦352,80¦15 876¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------------------+------------+-------------+------+------+------+
¦Совместная деятельность: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вариант 1 ¦ 4200 ¦ 840 ¦134,40¦ ¦ ¦
¦вариант 2 ¦ 6300 ¦ 1260 ¦201,60¦ ¦ ¦
L--------------------------------------------------+------------+-------------+------+------+-------

2.3. Натуральная форма оплаты труда

Организация может выдать работникам в счет причитающейся им заработной платы:
1) готовую продукцию или товары;
2) прочее имущество организации (например, материалы или полуфабрикаты).
Заработная плата, выданная в натуральной форме, облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы (ст. 131 ТК РФ).
Запрещается выплата заработной платы в виде предметов, на свободный оборот которых наложены ограничения или запреты (боеприпасы, оружие, спиртные напитки, токсические, отравляющие и ядовитые вещества).
Место выплаты заработной платы в неденежной форме определяется коллективным или трудовым договором.
Выручка от передачи работникам имущества организации в счет выплаты заработной платы облагается НДС.
При исчислении налога на доходы физических лиц стоимость имущества, переданного в счет выплаты заработной платы, увеличивается на сумму НДС и акцизов (если передаваемое имущество этими налогами облагается) (ст. 211 НК РФ).
Доход, полученный организацией от передачи имущества работникам, облагается налогом на прибыль в общем порядке. Если в результате передачи имущества возник убыток, то он уменьшает налогооблагаемую прибыль организации (ст. 268 НК РФ).
Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с натуральной формой оплаты труда.

Пример
В феврале 2005 г. работнику организации в качестве оплаты труда выдана продукция собственного производства. Должностной оклад работника составляет 4000 руб.
Вариант 1 - оплата труда начислена исходя из должностного оклада работника.
Вариант 2 - выдача продукции заранее обусловлена. Рыночная стоимость выданной продукции с учетом НДС - 800 руб. (не выше 20% оплаты труда по ст. 131 ТК РФ)

-----------------------------------------------------------------------T-------T-------------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма, ¦ Корреспонденция ¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-----------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Вариант 1 ¦
+----------------------------------------------------------------------T-------T-----------T-------+
¦Начислена оплата труда ¦ 4000 ¦ 26 ¦ 70 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислен единый социальный налог: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) в ФСС (4000 руб. х 3,2%); ¦128,00 ¦ 26 ¦ 69,1 ¦
¦2) в ПФР (4000 руб. х 20%); ¦800,00 ¦ 26 ¦ 69,2 ¦
¦3) в ФОМС (4000 руб. х 2,8%) ¦112,00 ¦ 26 ¦ 69,3 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Удержан налог на доходы физических лиц: ¦ ¦ ¦ ¦
¦((4000 руб. - 400 руб.) х 13%) ¦468,00 ¦ 70 ¦ 68,1 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Перечислены в бюджет: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) единый социальный налог; ¦1040,00¦69,1 (2, 3)¦ 51 ¦
¦2) налог на доходы физических лиц ¦468,00 ¦ 68,1 ¦ 51 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Выдано в качестве оплаты труда ¦3532,00¦ 70 ¦ 90,1 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислен НДС: ¦ ¦ ¦ ¦
¦(3532 руб./118% х 18%) ¦538,77 ¦ 90,3 ¦ 68,2 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Перечислен НДС в бюджет ¦538,77 ¦ 68,2 ¦ 51 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Вариант 2 ¦
+----------------------------------------------------------------------T-------T-----------T-------+
¦В счет оплаты труда выдана продукция по рыночной стоимости ¦800,00 ¦ 70 ¦ 90,1 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислен единый социальный налог: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) в ФСС (800 руб. х 3,2%); ¦ 25,60 ¦ 20 ¦ 69,1 ¦
¦2) в ПФР (800 руб. х 20%); ¦160,00 ¦ 20 ¦ 69,2 ¦
¦3) в ФОМС (800 руб. х 2,8%) ¦ 22,40 ¦ 20 ¦ 69,3 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислен налог на доходы физических лиц: ¦ ¦ ¦ ¦
¦((800 руб. - 400 руб.) х 13%) ¦ 52,00 ¦ 70 ¦ 68,1 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислена оплата труда ¦800,00 ¦ 20 ¦ 70 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Перечислены в бюджет: ¦ ¦ ¦ ¦
¦1) единый социальный налог; ¦208,00 ¦69,1 (2, 3)¦ 51 ¦
¦2) налог на доходы физических лиц ¦ 52,00 ¦ 68,1 ¦ 51 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Начислен НДС: ¦ ¦ ¦ ¦
¦((800 руб./118% х 18%)) ¦122,03 ¦ 90,3 ¦ 68,2 ¦
+----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+-------+
¦Перечислен НДС в бюджет: ¦122,03 ¦ 68,2 ¦ 51 ¦
L----------------------------------------------------------------------+-------+-----------+--------

2.4. Выдача средств на оплату труда

Трудовой кодекс РФ гласит, что предприятия обязаны выдавать своим сотрудникам заработную плату не реже двух раз в месяц.
Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходному кассовому ордеру или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и другом имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: руб. - прописью, коп. - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Выдача денег лицам, привлекаемым на сельскохозяйственные и погрузочно-разгрузочные работы, а также для ликвидации последствий стихийных бедствий, может производиться по ведомости. Ведомости составляются отдельно по каждой организации, работники которой были направлены на указанные работы, и заверяются, кроме подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия-организатора работ, подписью уполномоченного соответствующей организации.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности". Выдача денег по доверенности производится в соответствии с требованиями. Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.
При получении расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:
1) наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц, на это уполномоченных;
2) правильность оформления документов;
3) наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
В статье 136 ТК РФ сказано, что заработную плату надо выдавать не реже чем каждые полмесяца. При этом о выплате зарплаты авансом в Трудовом кодексе РФ ничего не сказано. Да и в числе основных понятий, перечисленных в ст. 129 ТК РФ, нет определения аванса по заработной плате. Отсюда вопрос, является ли аванс заработной платой?
Начислять заработную плату следует один раз в последний день того месяца, за который ее рассчитывают. И не важно, сколькими частями выдается заработок в течение месяца: двумя, тремя или более.
Закон позволяет выдавать зарплату в любой день, установленный внутренними правилами организации, коллективным или трудовым договором. Так что предприятие может платить своим сотрудникам хоть каждую неделю. Но это не означает, что на расходы зарплату нужно относить тоже частями. То есть, выплачивая лишь часть заработка (аванс), не надо делать проводку по дебету затратных счетов и кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Отразить в учете нужно только выдачу части зарплаты:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 50 "Касса" - выдан аванс по заработной плате.
Определить причитающийся человеку заработок, приняв во внимание все положенные ему надбавки, премии и другие выплаты, можно лишь по итогам месяца. Поэтому и начислять заработную плату следует один раз в месяц, а выданные в течение месяца суммы бухгалтер учтет при окончательном расчете месячной зарплаты.
Предприятие, которое выдает своим работникам зарплату менее чем два раза в месяц, формально нарушает трудовое законодательство. А раз так, есть все основания привлечь руководителя предприятия к административной ответственности. В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф в данном случае составляет от 5 до 50 МРОТ. А если и после первого наказания организация не начнет выдавать авансы, руководителя могут отстранить от занимаемой должности на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Впрочем, обойти подобное требование Кодекса все-таки можно. Так, любой работник может подать в бухгалтерию своей фирмы мотивированное заявление с просьбой выдавать аванс в размере 0% от зарплаты. При этом в заявлении должны быть четко указаны причины, по которым сотрудник предпочитает получать деньги раз в месяц.
Главное - правильно оформить все документы. И если окажется, что подобные заявления работники подали без объяснения причин, это может привлечь внимание государственного инспектора по труду. В результате руководитель предприятия получит предписание об устранении этого нарушения и, вполне возможно, будет привлечен к ответственности.
НДФЛ рассчитывают в конце того месяца, за который были начислены доходы (п. 2 ст. 223 НК РФ), а удерживают сумму налога, когда выдают работнику деньги (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Если подписан трудовой договор, то датой фактической выплаты заработка признают последний день месяца, за который он был начислен. Следовательно, пока не наступил этот день, авансовые выплаты в пользу физических лиц доходом не считаются. Поэтому, выдавая аванс, удерживать НДФЛ не надо. Этот вывод следует из п. 2 ст. 223 НК РФ.
Что же касается людей, работающих по договорам гражданско-правового характера, то выплаты в их пользу оплатой труда не являются. Поэтому их доходы признают, когда выдают деньги, а не в последний день месяца. Здесь не имеет значения, выплачивает организация деньги авансом или производит окончательный расчет. В любом случае работодатель обязан удержать НДФЛ.
Перечислить в бюджет суммы удержанного налога необходимо не позднее дня, в который бухгалтер получил в банке деньги на зарплату сотрудников фирмы. Так дело обстоит в тех ситуациях, когда людям выдают наличные. Но бывает, трудовым договором предусмотрено, что зарплату предприятие переводит на лицевой счет работника или (по его поручению) на счет другого лица. Тогда перечислить в бюджет НДФЛ нужно не позднее дня, когда деньги будут списаны со счета организации на счет работника (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Для того чтобы иметь возможность перечислять заработную плату работника на открытый банковский счет, работодатель должен получить соответствующее заявление работника. Оно является основанием для перечисления денег на указанный в нем расчетный счет.
Если в заявлении работника указано, что на банковский счет должна быть перечислена заработная плата за конкретный месяц работы, то заработная плата, начисляемая работнику за иные периоды работы, должна быть выдана наличными деньгами в кассе организации.
Так как право выбора формы получения заработной платы трудовое законодательство предоставляет работнику, то он может в любое время написать заявление об отказе от получения заработной платы в безналичной форме. Кроме того, работник имеет право изменить реквизиты банковского счета, на который должна перечисляться его заработная плата.
Чтобы выплачивать заработную плату в безналичном порядке, следует выполнить одновременно три условия:
1) включить в коллективный или трудовой договор положения о возможности получения работниками заработной платы в безналичной форме и условиях перечисления заработной платы на банковский счет;
2) иметь в наличии договор банковского счета;
3) получить от работника заявление о перечислении заработной платы на данный банковский счет.
При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий работодатель не вправе применять безналичную форму выплаты заработной платы.
Перечисление заработной платы на банковские счета без соответствующего заявления работников является нарушением трудового законодательства.
Такие действия работодателя могут повлечь наложение на должностных лиц штрафа по ст. 5.27 КоАП РФ в размере от 5 до 50 МРОТ. Кроме того, в этом случае заработная плата не считается выплаченной работнику, поэтому работодатель может быть привлечен и к материальной ответственности в соответствии со ст. 236 ТК РФ.
Уплачивать с авансов единый социальный налог не надо. Это следует из п. 3 ст. 243 НК РФ. Там сказано, что организация должна начислять ЕСН на выплаты работникам за месяц. Следовательно, Кодекс не предусматривает начисления ЕСН на часть зарплаты, выданную авансом за первую половину месяца.
Перечислить ЕСН в бюджет организация должна не позднее 15-го числа следующего месяца и исходить при этом из окончательной суммы зарплаты.
Сроки уплаты авансовых платежей в Пенсионный фонд РФ зависят от дня выдачи зарплаты. То есть если деньги на выдачу зарплаты получают из банка до 15-го числа месяца, следующего за месяцем ее начисления (к примеру, 4 мая), то и взносы должны быть перечислены не позднее дня получения денег (в нашем случае не позднее 4 мая). Если же зарплату выдают после 15-го числа месяца, следующего за месяцем ее начисления (например, 17 мая), то взносы должны быть перечислены не позднее 15-го числа. Такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (с изм. и доп. от 29 мая, 31.12.2002 г., 23.12.2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28.12.2004 г.).
Некоторые банки выдают деньги и на авансы, и на зарплату только после того, как организация представит платежные поручения на перечисление "зарплатных" налогов. При этом они по старинке ссылаются на п. 3 ст. 243 НК РФ, где ранее говорилось, что банк не вправе выдавать своему клиенту средства на оплату труда, если тот не представил "налоговых" платежек. Однако с 1 января 2002 г. это положение из Кодекса исключено и подобные требования банков незаконны.

2.5. Депонирование сумм на оплату труда

Сроки выдачи заработной платы должны быть оговорены в трудовом договоре. На выплату заработной платы предусмотрено 3 дня от начала выдачи, после чего проверяется расчетная ведомость, и сверяются суммы выданной заработной платы. В том случае, если кассиром обнаружены сотрудники, не получившие зарплату, то против этих фамилий, кассир ставит штамп или пишется от руки "Депонировано".
Каждому депоненту отводится отдельная строка в книге учета расчетов с депонентами или в специальном реестре. В книге (реестре) указывается: табельный номер, фамилия, имя, отчество и депонированная сумма сотрудника.
По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию кассир должен:
1) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: "Депонировано";
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись своей подписью. Если деньги выдавались не кассиром, а другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: "Деньги по ведомости выдавал (подпись)". Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
4) записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: "Расходный кассовый ордер N ___________".
Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассирами в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
Расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в этих документах не допускаются.
Сумма депонированной заработной платы оформляется записью:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" - депонирована не полученная работниками заработная плата;
Дебет 51 "Расчетные счета",
Кредит 50-1 "Касса организации" - депонированная заработная плата внесена на расчетный счет;
Дебет 50-1 "Касса организации",
Кредит 51 "Расчетные счета" - получены денежные средства в банке на выдачу депонированной заработанной платы;
Дебет 76-4 "Расчеты по депонированным суммам",
Кредит 50-1 "Касса организации" - депонированная заработная плата выдана работникам.

Пример
В феврале 2005 г. сумма оплаты труда за январь 2005 г., подлежащая выдаче работникам организации, составила 48 000 руб. Оплата труда выплачивается 10-го числа следующего месяца. Наличные на получение денежных средств получены кассиром организации 11 февраля. Таким образом, оплата труда выплачивалась с 11 по 13 февраля. До 14 февраля фактически было выплачено 42 000 руб. Сумма депонированной оплаты труда, составившая 6000 руб., 14 февраля должна быть сдана в банк для зачисления на расчетный счет.
Указанные в примере операции на счетах бухгалтерского учета отражаются следующим образом:

----------------------------------------------------------------------------T------T---------------¬
¦ Содержание хозяйственной операции ¦Сумма,¦Корреспонденция¦
¦ ¦руб. ¦ счетов ¦
¦ ¦ +-------T-------+
¦ ¦ ¦ дебет ¦кредит ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Получены наличные на оплату труда ¦48 000¦ 50 ¦ 51 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Выдана оплата труда ¦42 000¦ 70 ¦ 50 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Депонированы денежные суммы ¦ 6000 ¦ 70 ¦ 76,4 ¦
+---------------------------------------------------------------------------+------+-------+-------+
¦Сдача в банк депонированных сумм ¦ 6000 ¦ 51 ¦ 50 ¦
L---------------------------------------------------------------------------+------+-------+--------

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 10)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign