LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

1. дата, по состоянию на которую составлена сводная бухгалтерская отчетность, или отчетный период, за который составлена отчетность;
2. наименование организации;
3. единица измерения - млн руб.;
4. адрес организации - указывается адрес головной организации Группы;
5. дата отправки/принятия.
Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности содержит слово "сводный".
2.10. Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям конечной головной организации Группы. Иным заинтересованным пользователям сводная бухгалтерская отчетность представляется в случаях, установленных законодательством РФ, или по решению головной организации Группы.
2.11. Срок представления сводной бухгалтерской отчетности - 30 июня следующего за отчетным года.
2.12. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером конечной головной организации Группы.
2.13. По решению участников Группы сводная бухгалтерская отчетность отражается в составе публикуемой бухгалтерской отчетности конечной головной организации.

3. Правила объединения показателей бухгалтерской отчетности
конечной головной организации Группы и дочерних обществ,
в сводную бухгалтерскую отчетность

3.1. Общие положения

3.1.1. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы конечной головной организации и дочерних обществ, входящих в состав Группы.
3.1.2. Бухгалтерская отчетность конечной головной организации и дочерних обществ объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным настоящим Положением.
3.1.3. При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется настоящее Положение о корпоративной учетной политике, которое доведено до дочерних обществ, приказом от 29 декабря 2005 г. N 155.
3.1.4. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность конечной головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

3.2. Правила объединения показателей бухгалтерского
баланса конечной головной организации и дочерних обществ,
в Сводный бухгалтерский баланс

3.2.1. При объединении бухгалтерской отчетности конечной головной организации Группы и дочерних обществ, входящих в состав Группы, в Сводный бухгалтерский баланс не включаются:
1) финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации. Для этих целей в форму N 1 "Бухгалтерский баланс", представляемую для составления сводной отчетности, вводятся дополнительные статьи;
2) показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами. Для этих целей в форму N 1 "Бухгалтерский баланс", представляемую для составления сводной отчетности, вводятся дополнительные статьи;
3) нереализованная прибыль (убыток) от операций, произведенных внутри Группы, включенная в балансовую стоимость активов (таких, как запасы и основные средства).
Применяется следующий порядок исключения нереализованной прибыли из остатков запасов при составлении Сводного бухгалтерского баланса:
1. определяется сумма нереализованной прибыли в остатках запасов на отчетную дату;
2. проводятся корректировки по консолидации на сумму нереализованной прибыли по следующим формам.
Для организации-покупателя:

----T----------------------------------------------------------------------T----------T------------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ Единица ¦ Значение ¦
¦п/п¦ ¦измерения ¦ показателя ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+----------+------------+
¦ 1 ¦Остаток на начало отчетного периода продукции, товаров и других ТМЦ,¦Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦приобретенных внутри Группы по цене приобретения ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+----------+------------+
¦ 2 ¦Стоимость продукции, товаров и других ТМЦ, приобретенных внутри Группы¦Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦по цене приобретения в отчетный период ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+----------+------------+
¦ 3 ¦Стоимость продукции, товаров и других ТМЦ, приобретенных внутри Группы¦Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦и реализованных за пределы Группы по цене приобретения ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+----------+------------+
¦ 4 ¦Остаток на конец отчетного периода продукции, товаров и других ТМЦ,¦Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦приобретенных внутри Группы по цене приобретения ¦ ¦ ¦
L---+----------------------------------------------------------------------+----------+-------------

Для организации-продавца:

----T----------------------------------------------------------------------T-----------T------------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ Единица ¦ Значение ¦
¦п/п¦ ¦ измерения ¦ показателя ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+-----------+------------+
¦ 1 ¦Стоимость продукции, товаров и других ТМЦ, реализованных за отчетный¦ Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦период внутри Группы по цене реализации (без НДС) ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+-----------+------------+
¦ 2 ¦Стоимость продукции, товаров и других ТМЦ, реализованных за отчетный¦ Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦период внутри Группы по фактической себестоимости ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+-----------+------------+
¦ 3 ¦Финансовый результат, полученный за отчетный период от операций внутри¦ Тыс. руб. ¦ - ¦
¦ ¦Группы ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------------------------------+-----------+------------+
¦ 4 ¦Рентабельность продаж ¦ % ¦ - ¦
L---+----------------------------------------------------------------------+-----------+-------------

Для определения нереализованной прибыли в остатках запасов и корректировочной суммы при своде производится дополнительный расчет по следующей форме:

----T-----------------------------------------------------T---------T------------------------------¬
¦ N ¦ Наименование показателя ¦ Единица ¦ Значение показателя ¦
¦п/п¦ ¦измерения+------T----T----T-------T-----+
¦ ¦ ¦ ¦молоко¦мясо¦сыры¦сметана¦всего¦
+---+-----------------------------------------------------+---------+------+----+----+-------+-----+
¦ 1 ¦Остаток на конец отчетного периода продукции, товаров¦Тыс. руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и других ТМЦ, приобретенных внутри Группы по цене¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦приобретения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------+---------+------+----+----+-------+-----+
¦ 2 ¦Рентабельность продаж ¦ % ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
+---+-----------------------------------------------------+---------+------+----+----+-------+-----+
¦ 3 ¦Нереализованная прибыль в остатке товара ¦Тыс. руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦остатке товара ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
L---+-----------------------------------------------------+---------+------+----+----+-------+------

4) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации, либо другим дочерним обществам, входящим в состав Группы, а также головной организацией своим дочерним обществам. Для этих целей в форму N 1 "Бухгалтерский баланс", представляемую для составления сводной бухгалтерской отчетности, вводятся дополнительные статьи;
5) части активов и пассивов дочерних обществ, не относящихся к деятельности Группы, когда головная организация имеет 50 и менее процентов голосующих акций акционерного общества или уставного капитала в обществе с ограниченной ответственностью.
3.2.2. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и бухгалтерской отчетности дочернего общества в Сводном бухгалтерском балансе и Сводном отчете о прибылях и убытках выделяются отдельно расчетные показатели, отражающие долю меньшинства соответственно в уставном капитале и финансовых результатах деятельности общества.
При этом дочерние общества, входящие в состав Группы, представляют сведения о доле меньшинства.
3.2.3. Если при объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочернего общества балансовая оценка у головной организации финансовых вложений в дочернее общество отличается от номинальной стоимости акций дочернего общества, то указанная разница отражается в Сводном бухгалтерском балансе отдельной статьей "Деловая репутация дочерних обществ".

3.3. Правила объединения показателей формы N 2 "Отчет
о прибылях и убытках" головной организации и дочерних
обществ, в Сводный отчет о прибылях и убытках

3.3.1. При составлении Сводного отчета о прибылях и убытках отчеты о прибылях и убытках головной организации и дочерних обществ, входящих в состав Группы, объединяются построчно путем сложения аналогичных статей доходов и расходов по правилам, установленным настоящим Положением.
3.3.2. При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, в Сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:
1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами и расходы, приходящиеся на эту реализацию (реализацию внутри Группы);
2) дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В Сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в Группу;
3) любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации. Для этих целей в форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках", представляемую для составления Сводного отчета о прибылях и убытках, вводятся дополнительные статьи.
3.3.3. Финансовый результат деятельности дочерних обществ в части доходов и расходов, не относящихся к деятельности Группы, определяется исходя из доли голосующих акций дочернего общества, принадлежащей головной организации, в их общем количестве или доли участия головной организации в уставном капитале дочернего общества.
3.3.4. Обесценение деловой репутации, образовавшейся при приобретении дочернего общества, отражается в Сводном отчете о прибылях и убытках либо в составе расходов, либо в составе доходов (списание отрицательной деловой репутации). В этих целях головная организация должна получить от дочерних обществ информацию об их финансовом положении до и после присоединения.
3.3.5. Результаты операций дочернего общества за отчетный период включаются в Сводный отчет о прибылях и убытках: от даты его приобретения и до даты выбытия.
3.3.6. Если проданные внутри Группы товары на конец отчетного периода проданы за пределы Группы, то корректировка производится только по объему выручки и расходов между организациями, входящими в Группу. Вся отраженная в индивидуальных отчетах организаций, входящих в Группу, прибыль от продаж внутри Группы признается нереализованной.
При этом в случаях, когда нереализованная прибыль от операций между организациями, входящими в Группу, образована в головной организации, такая прибыль исключается полностью. В случаях, когда прибыль от операций между организациями, входящими в Группу, образована в дочернем обществе, то отражаемая в Сводном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства должна быть соответствующим образом скорректирована на вновь созданную стоимость.
3.3.7. В Сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления Сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве.

Глава 2

1. Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики

Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. В системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений.
Сближение бухгалтерского и налогового учета лишь часть тех выгод, которые может дать грамотно составленная учетная политика. Главное, этот документ поможет предприятию сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. Но для этого нужно правильно оформить учетную политику.
Рассмотрим варианты учета, которые предлагает законодательство, и поможем вам выбрать оптимальный вариант. Так же, расскажем, как разработать учетную политику "организациям-упрощенцам".
Предположим, 100-процентная предоплата получена организацией в конце налогового периода (месяца или квартала). Потратить деньги на закупку необходимых для производства материалов и оплату работ своих контрагентов она может не успеть. В итоге ей придется не только начислить НДС с полученного аванса, но и реально заплатить его в бюджет, поскольку сумм налога к зачету попросту не будет.
Для организации это выльется в поиски дополнительных "живых" денег на закупку материалов и оплату работ, так как значительная часть аванса будет уже потрачена на уплату налога.
Однако выход из тупика есть. Он состоит в том, чтобы задействовать посредника, который будет связующим звеном между покупателем и продавцом. Так, покупатель поручает ему найти продавца и заключить договор на поставку товаров (выполнение работ). В результате посредник, получив деньги на выполнение поручения покупателя, платить с них НДС не будет. Заплатит налог он только с суммы своего вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). А оно, будет минимальным.
Можно подвести итог, с одной стороны, продавец, не получая аванса по договору, гарантию полной его оплаты имеет от посредника. Последний, с другой стороны, будет авансировать самого продавца постепенно, в течение всего срока действия контракта.
Основной момент заключается в том, что посредник должен выступать только со стороны покупателя. В противном случае, если он заключает договор по поручению продавца, данная схема не работает. Дело в том, что тогда деньги, полученные посредником от покупателей, будут считаться у продавца авансом. А это неминуемо грозит ему уплатой НДС. Такой вывод следует из положений ст. 167 Налогового кодекса, который оплатой товаров признает, в частности, поступление денег на счет (или в кассу) организации либо ее комиссионера, поверенного или агента.
В этой схеме есть тонкость, в ней сам посредник может работать на упрощенном режиме налогообложения, а продавец - оставаться на общем.
В результате, кроме отмеченной "временной" экономии НДС, такая сделка фактически сэкономит налог за счет неуплаты его с вознаграждения агента.
Объекты недвижимости должны пройти государственную регистрацию. До внесения записи в государственный реестр их можно учитывать двумя способами:
1. на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";
2. на субсчете "Основные средства, находящиеся на государственной регистрации" к счету 01 "Основные средства".
Первый способ для организации выгоднее, поскольку уже действующий объект будет числиться в составе капитальных вложений, и с него не придется платить налог на имущество. В учетной политике для бухучета это можно записать так:
"Основные средства, подлежащие государственной регистрации, учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Имущество, подлежащее государственной регистрации". После государственной регистрации стоимость таких основных средств отражается на счете 01 "Основные средства".
ПБУ 6/01 разрешает списывать на затраты основные средства стоимостью не более 10 000 рублей за единицу при вводе их в эксплуатацию. Но при желании организация может начислять по ним амортизацию. А в налоговом учете такие объекты однозначно считаются не амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому и в бухучете стоимость дешевых основных средств лучше сразу списывать на расходы.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета отразите это таким образом:
"Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01)".
В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизинг объектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.
Прямого требования прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает, что сделать это необходимо (см. письмо Минфина России от 23.01.2002 N 04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет отстоять свои права в случае судебного разбирательства. Соответствующая запись может выглядеть так:
"Амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом, исходя из срока их полезного использования (подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ)".
"По торговому оборудованию, полученному в лизинг и учитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициент амортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ)".
По правилам бухучета транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада организации можно учитывать двумя способами:
1. в составе их себестоимости (т.е. непосредственно на счете 41 "Товары");
2. в составе издержек (т.е. на счете 44 "Расходы на продажу").
В налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В противном случае транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.
Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования бухгалтерского и налогового учета, транспортные расходы целесообразно учитывать:
1. на счете 41 "Товары" - если они включены в цену товаров по условиям договора;
2. на счете 44 "Расходы на продажу" - в остальных случаях.
По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были уплачены при ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. По ст. 264 Налогового кодекса суммы налогов и сборов включают в прочие расходы. Таможенные пошлины как раз относят к федеральным налогам. Следовательно, на первоначальную стоимость ценностей они не влияют. В итоге в стоимости ценностей появляется разница на сумму пошлины. А значит, по ним приходится вести дополнительные регистры налогового учета.
Однако, при формировании первоначальной стоимости товаров или материалов можно руководствоваться не только ст. 264, но и ст. 254 НК РФ. В этой статье сказано: "стоимость товарно-материальных запасов определяется исходя из цен их приобретения, включая... ввозные таможенные пошлины и сборы". Следовательно, организация сама может решить: включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случае не придется вести регистры налогового учета. Во втором - на сумму пошлин сразу можно уменьшить облагаемую прибыль.
В состав общехозяйственных расходов производственные предприятия включают: административно-управленческие затраты;
расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
амортизацию основных средств общехозяйственного назначения;
расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.
Такие затраты учитывают на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:
1. включить в себестоимость продукции (работ, услуг) - если она учитывается по полной себестоимости;
2. списать непосредственно на счет 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж" - если продукция (работы, услуги) учитывается по сокращенной себестоимости.
В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным расходам, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода.
Поэтому в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90 "Продажи", что поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

2. Основные цели формирования ученой политики

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета. То при формировании учетной политики организации необходимо разработать и указать в ней соответствующий способ исходя из действующих, на момент составления учетной политики ПБУ, утвержденных Минфином России.
Составляя политику, нужно помнить о ее четырех целях, для достижения которых она нужна.
Первая - выбрать один из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, наличествующих в законодательстве. Если предприятие не внесет нужный элемент в политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Пример такой ситуации - начисления амортизации основных средств или нематериальных активов (либо линейным, либо нелинейным методом). Еще надо определить способ списания материалов и товаров на расходы. В ст. 254 и 268 НК РФ для них есть четыре варианта - по стоимости первых (ФИФО) или последних (ЛИФО) покупок, по средней стоимости или же по цене единицы товара. При инфляции, пусть небольшой, метод ЛИФО выгоднее других.
Вторая цель - отказаться (при необходимости) от варианта, предусмотренного в Налоговом кодексе "по умолчанию". В Налоговом кодексе есть альтернативный вариант, и, когда налогоплательщик хочет им воспользоваться, он должен об этом заявить в своей политике. Отказ применять ряд положений по бухучету - элемент учетной политики, особенно для малых предприятий. Они могут не применять ряд положений по бухучету, например, широко известное ПБУ 18/02, ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам". Налоговые инспекторы нередко требуют, чтобы об игнорировании подобных положений было сказано в бухгалтерской политике. Здесь лучше пойти им навстречу, хотя подобные формулировки дублируют нормы ПБУ.
Третья цель - найти варианты пресловутого сближения учета, к примеру, при формировании резервов, в частности по сомнительным долгам. Налоговые правила его создания (п. 4 ст. 266 НК РФ) более четкие по сравнению с бухгалтерскими (п. 70 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), поэтому проще работать по НК РФ.
Четвертая цель - с помощью учетной политики можно исполнить мечту руководства и минимизировать ожидаемые налоги. То есть прогнозируемые налоги по тому бизнесу, что уже ведется. Прописать в ней все варианты для будущих (только предполагаемых) видов деятельности не удастся. Организация, расширяя свою работу, может дополнить свою политику и в течение года, поскольку так записано в ст. 313 НК РФ. Эту же норму можно применить, и осваивая новые группы объектов учета, ведь кодексом запрещено менять учетный порядок среди года, но нет вето на его расширение. К примеру, если у организации сейчас отсутствуют нематериальные активы, то не обязательно предусматривать способ их амортизации. Появится такое имущество, тогда и будет издан приказ о дополнении к учетной политике с информацией о выбранном методе: линейном или нелинейном (п. 1 ст. 259 НК РФ).

3. Учет доходов и расходов

В учетной политике надо закрепить метод признания доходов и расходов, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Варианты, которые предлагает законодательство, приведены в таблице.
Отличия кассового метода от ранее применяемого метода определения выручки для целей налогообложения прибыли "по оплате" заключаются в следующем.
Во-первых, по кассовому методу следует определять не только выручку от реализации товаров (работ, услуг), но и внереализационные доходы.
Во-вторых, кассовый метод распространяется не только на признание доходов, но и на признание расходов.
В-третьих, не все организации имеют право выбрать кассовый метод. Для того чтобы воспользоваться кассовым методом, необходимо выполнить жесткое условие, предусмотренное пунктом 1 статьи 273 НК РФ: "Организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал".

Таблица

Методы признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете

-------------------------------T--------------------------------T----------------------------------¬
¦ Бухгалтерский учет ¦ Налоговый учет ¦ Рекомендации ¦
+------------------------------+--------------------------------+----------------------------------+
¦Есть два способа признания¦Так же как и в бухучете, предус-¦ Лучше установить единый метод¦
¦доходов и расходов: ¦мотрено два способа учета дохо-¦признания доходов и расходов в¦
¦ - кассовый метод; ¦дов и расходов: ¦бухгалтерском и налоговом учете¦
¦ - метод начисления. ¦ - кассовый метод; ¦либо метод начисления, либо¦
¦Первый могут применять только¦ - метод начисления ¦кассовый метод. ¦
¦малые предприятия (п. 20¦Первый могут использовать только¦ Первый упростит учет разниц¦
¦Типовых рекомендаций, утверж-¦те организации, у которых в¦согласно требованиям ПБУ 18/02,¦
¦денных приказом Минфина Рос-¦среднем за предыдущие четыре¦второй - позволит сэкономить на¦
¦сии от 21 декабря 1998 г.¦квартала сумма выручки от¦налогах ¦
¦N 64н). Второй обязаны исполь-¦реализации товаров (работ,¦ ¦
¦зовать все остальные организа-¦услуг) без НДС не превысила 1¦ ¦
¦ции ¦000 000 руб. за каждый квартал¦ ¦
¦ ¦(п. 1 ст. 273 Налогового кодекса¦ ¦
¦ ¦РФ) ¦ ¦
L------------------------------+--------------------------------+-----------------------------------

Кассовый метод сейчас является малодоступным, так как в случае превышения среднего размера выручки без учета НДС над лимитом в 1 млн. руб., например в IV квартале, придется пересчитывать доходы и расходы за весь год по методу начисления. Рассмотрим данную ситуацию на примере.

Пример.
Бюджетным учреждением в 2006 г. получена выручка (без учета НДС):
за I квартал - 820 000 руб.;
за II квартал - 1 100 000 руб.;
за III квартал - 780 000 руб.;
за IV квартал - 1 300 000 руб.
Средний размер выручки (без учета НДС) за каждый квартал 2004 г. составляет: (820 000 + 1 100 000 + 780 000 + 1 300 000) / 4 = 1 000 000 руб.
Значит, учреждение имеет возможность учитывать доходы и расходы в 2005 г. по кассовому методу. Предположим, что учреждение в 2005 г. получит выручку (без учета НДС):
за I квартал - 800 000 руб.;
за II квартал - 1 000 000 руб.;
за III квартал - 980 000 руб.;
за IV квартал - 850 000 руб.
На первый взгляд условие применения кассового метода соблюдено. Но при определении среднего размера выручки за предыдущие четыре квартала получим:
- средняя сумма выручки (без учета НДС) на начало II квартала 2005 г. = (1 100 000 руб. + 780 000 руб. + 1 300 000 руб. + 800 000 руб.) / 4 = 995 000 руб. (условие для применения кассового метода соблюдено);
- средняя сумма выручки (без учета НДС) на начало III квартала 2005 г. = (780 000 руб. + 1 300 000 руб. + 800 000 руб. + 1 000 000 руб.) / 4 = 970 000 руб. (условие для применения кассового метода соблюдено);
- средняя сумма выручки (без учета НДС) на начало IV квартала 2005 г. = (2 300 000 руб. + 800 000 руб. + 1 000 000 руб. + 980 000 руб.) / 4 = 1 020 000 руб. (условие для применения кассового метода не соблюдено).
Таким образом, в течение отчетного периода (девять месяцев 2005 г.) превышен предельный размер выручки на 20 000 руб. И тогда нужно будет пересчитывать все доходы и расходы по методу начисления за все предыдущие три квартала, то есть с начала года.
Поскольку использование кассового метода с учетом вышесказанного становится проблематичным, многим организациям приходится переходить на признание доходов по методу начисления.
Согласно ПБУ 9/99 "Доходы организации" доход от обычных видов - это выручка от операций, являющихся предметом деятельности организации. Однако что такое предмет деятельности, здесь не сказано. Поэтому, чтобы отчетность была достоверной, организация должна сама установить, какие из доходов являются для нее обычными. Такое право предоставлено пунктом 4 ПБУ 9/99.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета можно прописать, что доходом от обычных видов деятельности является выручка, которую получают регулярно, систематически, занимаясь основными видами деятельности. При этом основным видом деятельности является тот, что указан в уставе организации, доходы от которого являются существенными (их доля в общей сумме доходов составляет, например, не менее 5%). А систематическим является доход, который организация получает не реже двух раз в год.
Все это позволит организации аргументировать, почему она отражает тот или иной доход на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Это важно, поскольку за неправильное отражение хозяйственных операций на счетах, а также за искажение какой-либо строки бухгалтерской отчетности предусмотрена ответственность (ст. 120 Налогового кодекса РФ, ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Что касается налогового учета, то здесь обратим внимание на доходы от сдачи имущества в аренду. Согласно пункту 4 статьи 250 Налогового кодекса РФ, они могут относиться как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам. При этом непонятно, какими критериями руководствоваться. А ведь размер выручки от реализации важен для определения норматива рекламных расходов - он равен 1 проценту от выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Следовательно, чтобы норматив расходов на рекламу был как можно больше, имеет смысл, включить арендную плату в доходы от реализации.
В следующей таблице приведены расходы, по которым есть несколько вариантов учета, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Варианты учета некоторых расходов в бухгалтерском и налоговом учете

--------------------------------T-----------------------------T------------------------------------¬
¦ Бухгалтерский учет ¦ Налоговый учет ¦ Рекомендации ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Общехозяйственные расходы ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Два способа учета общехозяйст-¦Все общехозяйственные расходы¦ В бухгалтерском учете лучше¦
¦венных расходов: ¦являются косвенными, то есть¦списывать общехозяйственные расходы¦
¦- списывать ежемесячно в полной¦уменьшают налогооблагаемый¦на счет 90 "Продажи". Это позволит¦
¦сумме в дебет счета 90 "Прода-¦доход в том периоде, в кото-¦сблизить бухгалтерский и налоговый¦
¦жи;" ¦ром они осуществлены ¦учет. ¦
¦- распределить на счета 20¦ ¦ Обратите внимание: базу распределе-¦
¦"Основное производство", 23¦ ¦ния общехозяйственных расходов орга-¦
¦"Вспомогательные производства",¦ ¦низация определяет самостоятельно.¦
¦29 "Обслуживающие производства¦ ¦Налоговики могут не согласиться с¦
¦и хозяйства" ¦ ¦установленной организацией методи-¦
¦ ¦ ¦кой. ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Коммерческие расходы ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Коммерческие расходы полностью¦Коммерческие расходы в полной¦Чтобы сблизить бухгалтерский и нало-¦
¦или частично списывают в дебет¦сумме в составе косвенных¦говый учет, списывайте коммерческие¦
¦счета 90 "Продажи". ¦расходов относят на затраты¦расходы в бухучете в полной сумме на¦
¦При частичном списании торговые¦того от четного периода, в¦затраты отчетного периода. ¦
¦фирмы распределяют только рас-¦котором они были понесены ¦ ¦
¦ходы на транспортировку, а про-¦ ¦ ¦
¦изводственные организации еще и¦ ¦ ¦
¦на упаковку продукции ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Расходы будущих периодов ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Расходы будущих периодов можно¦Расходы списывают равномерно¦В бухгалтерском учете расходы буду-¦
¦списывать: ¦в течение периода, к которому¦щих периодов лучше списывать равно-¦
¦- равномерно в течение периода,¦они относятся (п. 1 ст. 272¦мерно. Тогда для расчета налога на¦
¦к которому они относятся; ¦Налогового кодекса РФ) ¦прибыль можно будет использовать¦
¦- пропорционально объему про-¦ ¦данные бухучета ¦
¦дукции; ¦ ¦ ¦
¦- иным способом ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Расходы на НИОКР, которые дали положительный результат ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Расходы на научно-исследова-¦Стоимость разработок относят¦Установите в бухгалтерском учете¦
¦тельские и опытно-конструкторс-¦на прочие расходы в течение¦срок списания расходов на НИОКР -¦
¦кие разработки списывают в те-¦трех лет ¦три года. Это сблизит бухгалтерский¦
¦чение периода, установленного¦ ¦и налоговый учет. ¦
¦организацией, но не более пяти¦ ¦ ¦
¦лет (п. 11 ПБУ 17/02) ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Расходы на освоение природных ресурсов ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Фирма сама определяет, как ей¦ Списывать такие расходы надо¦Установите в бухгалтерском учете¦
¦списывать расходы на освоение¦равномерно в течение 12¦такой же порядок списания расходов¦
¦природных ресурсов ¦месяцев или пяти лет (но не¦на освоение природных ресурсов, как¦
¦ ¦более срока эксплуатации). ¦и предусмотренный главой 25 Налого-¦
¦ ¦ Порядок списания зависит от¦вого кодекса РФ ¦
¦ ¦вида расходов (ст. 261 Нало-¦ ¦
¦ ¦гового кодекса РФ) ¦ ¦
+-------------------------------+-----------------------------+------------------------------------+
¦ Расходы на капитальное строительство ¦
+-------------------------------T-----------------------------T------------------------------------+
¦Расходы на капитальное строи-¦Доходы и расходы учитывают по¦Если в договоре предусмотрена по¦
¦тельство списывают поэтапно¦мере сдачи этапов работ. А¦этапная сдача работ, то признавайте¦
¦лишь в том случае, если это¦если это не предусмотрено¦доходы и расходы в бухучете и в¦
¦предусмотрено договором. В про-¦договором, распределяет дохо-¦налоговом учете равномерно. Если же¦
¦тивном расходы признают после¦ды и принципа ст. 271 и п. 1¦соответствующих условий нет, то для¦
¦строительства ¦ст. 272 Налогового кодекса¦расчете налога на прибыль все же ¦
¦ ¦РФ) ¦советуем распределять доходы и рас-¦
¦ ¦ ¦ходы равномерно. ¦
L-------------------------------+-----------------------------+-------------------------------------

Если налогоплательщик использует метод начислений, он обязан равномерно учитывать доходы и затраты, относящиеся к нескольким периодам (п. 2 ст. 271 НК РФ), то есть делить поступления и издержки. Из кодекса и раздела 3 Методических рекомендаций по налогу на прибыль, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (Рекомендации), следует, что распределение производится не только по году, но и по отчетным периодам - кварталам (месяцам). Принципы разбивки закладываются в учетной политике (ст. 316 НК РФ), и, как правило, выбор падает на один из двух методов. Выручка может распределяться по времени, то есть по сроку действия договора, или же пропорционально доле фактически произведенных затрат в общем объеме работ. В последнем случае необходимо дополнительно определить, каким образом будет оцениваться "освоенный" объем. Например, по договорной или плановой сметной стоимости либо по величине прямых затрат на данный договор или по количественным показателям. Решает здесь только компания исходя из планируемого поступления и выбытия средств. Допустим, если основная часть издержек приходится на конец работ (скажем, дорогая отделка), то удобно распределение по времени - тем самым удастся избежать высокой налоговой нагрузки на первых этапах строительства. Кстати, равномерную разбивку, исходя из срока соглашения, чиновники советуют тем, кто оказывает информационные услуги (письмо Минфина России от 20 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/51). Хотя ясно, что, сбор информации (в начале) и написание отчета (в конце) совершенно неравноценны по трудовым и материальным потерям исполнителя.

4. Учет основных средств и нематериальных активов

В зависимости от принятой на предприятии учетной политики для целей бухгалтерского учета, объекты недвижимости, которые подлежат государственной регистрации до момента ее окончания либо могут учитываться:
1. на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы",
2. на счете 01 "Основные средства".
Иными словами, только во втором случае соблюдаются все формальные правила бухгалтерского учета объектов в балансе предприятия в качестве основных средств и соответственно признания объектами налогообложения по налогу на имущество. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что, исходя из приведенных выше аргументов, и в первом случае объект налогообложения налогом на имущество должен возникать.
Необходимо учитывать особенности ввода в эксплуатацию специфических объектов. Так, в некоторых случаях ввод в эксплуатацию (право на эксплуатацию) имущества напрямую зависит от наличия документа, подтверждающего регистрацию права собственности на это имущество. Например, согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Только после регистрации судна оно получает право плавания под флагом Российской Федерации. Таким образом, для учета судов в составе основных средств необходим факт регистрации права собственности в Государственном судовом реестре.
Согласно нормам главы 30 НК РФ в качестве объекта налогообложения должно признаваться следующее имущество, не учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств:
1. основные средства, переданные в доверительное управление
2. основные средства, переданные по договору совместной деятельности
3. основные средства, приобретенные и созданные в процессе совместной деятельности.
Необходимо отметить, что по правилам бухгалтерского учета такие объекты на счете 01 "Основные средства" в балансе организации не отражаются.
Поэтому, при перечислении в пункте приказа об учетной политике балансовых счетов, которые должны быть подвергнуты анализу с целью определения налоговой базы по налогу на имущество, необходимо отразить и эти счета (например, забалансовые счета или счет 58 "Финансовые вложения" или счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом", др.).
Если организация в нарушение порядка ведения бухгалтерского учета будет учитывать объекты основных средств на иных счетах (т.е. не на счете 01 или счете 03), то указанные объекты также должны признаваться в качестве объектов налогообложения налогом на имущество. Например, в практике хозяйственной деятельности организаций встречаются случаи учета объектов основных средств:
1. на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (введенные в эксплуатацию и оформленные актами приемки-передачи объекты на отчетную дату еще не переведены на счет 01 "Основные средства"),
2. на счете 10 "Материалы" (особенно в части имущества, ранее учитывавшегося в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также в части специнструмента, спецприспособлений и спецоборудования согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н).
Этот момент можно также уточнить в рассматриваемом пункте приказа об учетной политике.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Выбор способа начисления амортизации осуществляется организацией самостоятельно и утверждается приказом по учетной политике. Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств, производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей. Также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Данное положение фактически означает, что при расчете налоговой базы стоимость указанных основных средств будет равна нулю.

Пример.
Учетной политикой организации установлен стоимостной лимит отнесения имущества к основным средствам - 8000 руб.
1. Основные средства стоимостью не более 8000 руб. подлежат списанию на расходы в момент их выбытия (срок их службы более 12 месяцев), а не в момент их передачи в эксплуатацию?
2. Как правильно отразить эти основные средства в бухгалтерском учете?
1. Методы оценки активов организации отражаются в учетной политике и утверждаются руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").
Следует отметить, что при разработке учетной политики организации метод оценки активов и начисления амортизации выбирается из вариантов, предусмотренных действующим законодательством.
По общему правилу стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.
Согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" объекты ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного учетной политикой организации, разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01).
Исходя из приведенных норм законодательства по бухгалтерскому учету организация имеет право выбора и отражения в учетной политике одного из двух способов учета указанных объектов ОС: сразу списать их стоимость на затраты в момент ввода в эксплуатацию или начислять амортизацию по ним в общем порядке в течение срока их эксплуатации.
Поэтому списывать на расходы объекты ОС стоимостью не более 8000 руб. в момент их выбытия (по окончании срока их службы) организация неправомочна.
2. Согласно нормам действующего законодательства единовременное списание на затраты производства полной стоимости объектов ОС происходит путем начисления амортизации.
Соответственно начисление амортизации по объектам ОС стоимостью не более 8000 руб. отражается в бухгалтерском учете организации следующей проводкой: Дебет 20 (26, 44 и т.д.) - Кредит 02. Следует отметить, что независимо от принятого в организации порядка учета объектов ОС стоимостью не более 10 000 руб. операции по таким объектам оформляются документально в общеустановленном порядке. Ввод в эксплуатацию таких объектов оформляется актом приема-передачи по форме N ОС-1 ((ОС-1б), на них заводятся инвентарные карточки по форме N ОС-6), им присваиваются инвентарные номера и т.д.
Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения налогом на имущество определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
В частности, амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.), а также продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
По объектам основных средств и объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по объектам основных средств учитывается на отдельном забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
Однако не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога ввиду наличия различных льгот. Поэтому необходимо всех налогоплательщиков налога на имущество разделить на следующие три группы в зависимости от способа освобождения от уплаты налога.
К первой группе относятся организации, полностью освобожденные от уплаты налога на имущество. В главе 30 Налогового кодекса РФ, такие льготы не предусмотрены, но они могут быть установлены региональными законодателями.
Ко второй группе относятся организации, чье имущество полностью освобождается от уплаты налога на имущество. Например, согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, имущество государственных научных центров.
К третьей группе относятся организации, для которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество только в отношении отдельного вида имущества. Например, согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
Первая и вторая группа организаций вообще не уплачивают налог на имущество. Третья группа - не уплачивает налог, если все имеющееся имущество подпадает под перечень имущества освобожденного от налогообложения.
Налоговая база по месту нахождения организации определяется исходя из стоимости следующего имущества:
- стоимости имущества, находящегося в организации (не включается имущество, учитываемое на отдельном балансе обособленного подразделения, и отдельно расположенные объекты недвижимости);
- стоимости имущества, находящегося в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации);
- стоимости имущества, находящегося за границей РФ.
Рассматривается три варианта совместной деятельности субъектов:
1. совместно осуществляемые операции,
2. совместно используемые активы,
3. совместная деятельность.
В двух первых случаях активы учитываются на балансе каждого участника, которому они принадлежат, и в состав финансовых вложений не переводятся. (Отдельный баланс совместной деятельности не формируется).
В третьем случае установлена необходимость выделения совместной деятельности на отдельный баланс, соответственно, основные средства, переданные в качестве вкладов, а также приобретенные в ходе совместной деятельности, на балансе товарищей не учитываются. При этом следует учитывать, что вклады (в т.ч. в виде имущества) на балансе товарища учитываются на счете 58 "Финансовые вложения". Имущество, приобретенное в процессе совместной деятельности, числится только на отдельном балансе, и в баланс участников не включается.
Однако данные основные средства являются объектом налогообложения непосредственно у участников договора (товарищей).
Данное положение специально закреплено в ст. 377 НК РФ. Основные средства, переданные по договору доверительного управления имуществом, на балансе учредителя на счете 01 "Основные средства" не учитываются.
Объектом по налогу на имущество является имущество, признаваемое по правилам бухгалтерского учета в качестве объектов основных средств и учитываемое на балансе налогоплательщика. Поэтому и возникновение объекта налогообложения будет зависеть от того, учтен предмет лизинга на балансе налогоплательщика или нет.
У лизингодателя переданное в лизинг имущество может учитываться следующим образом:
- имущество, приобретенное специально для предоставления за плату во временное пользование (для передачи в лизинг) и учитываемое по условиям договора лизинга на балансе лизингодателя - на балансовом счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности",
- имущество, переданное в лизинг и учитываемое по условиям договора лизинга на балансе лизингополучателя - на забалансовом счете 011 "Основные средства, сданные в аренду".
У лизингополучателя принятое в лизинг имущество может учитываться следующим образом:
- имущество, полученное в лизинг и учитываемое по условиям договора лизинга на балансе лизингополучателя - на балансовом счете 01 "Основные средства" на субсчете "Арендованное имущество",
- имущество, полученное в лизинг и учитываемое по условиям договора лизинга на балансе лизингодателя - на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
Известно, что первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете складывается из фактических затрат на их приобретение за минусом НДС и иных возмещаемых налогов. Тем не менее, некоторые из потраченных сумм по правилам бухучета включаются в первоначальную стоимость объекта, и согласно главе 25 Налогового кодекса РФ, относятся на прочие расходы, связанные с производством и реализацией такие как:
1. госпошлины, уплачиваемые при регистрации права собственности на недвижимость, транспортное средство, программу для ЭВМ;
2. о таможенные пошлины при импорте имущества;
3. командировочные, которые выданы работнику, направленному для покупки основного средства или нематериального актива.
Соответственно первоначальная стоимость имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет разной. И бухгалтеру придется вести учет разницы согласно требованиям ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
Но есть способ этого избежать. В учетной политике надо прописать: "В бухгалтерском учете несущественные затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов учитываются в текущих расходах". При этом надо указать, какие расходы считаются существенными. Например, это суммы, не превышающие 5 процентов от первоначальной стоимости объекта. Тем самым организация не только избежит учета разницы по ПБУ 18/02, но и сэкономит на налоге на имущество.

5. Учет материально-производственных запасов
и незавершенного производства

Существует два основных термина в политике бережливого производства:
1. поток создания ценности для потребителя,
2. потери в производстве.
Идея заключается в том, что каждую операцию над материалом, полуфабрикатом или деталью необходимо рассматривать с двух сторон:
1. какую ценность создает операция для конечного потребителя,
2. как минимизировать то, что не создает ценности, то есть потери.
Поэтому, оценивая варианты качества продукции важные для клиента, предприятие стремится искоренить процессы, операции, которые не создают конечной ценности, то есть являются потерями. Для производства определяют семь видов потерь:
1. перепроизводство товаров, когда товар произведен, а спрос на него еще не возник;
2. хранение материалов, деталей и полуфабрикатов между производственными стадиями;
3. ненужная транспортировка материалов (например, из-за неоптимального расположения оборудования, цехов);
4. лишние этапы обработки, возникающие из-за недостатка оборудования или ошибок в проектировании;
5. наличие излишних запасов, например "на всякий случай";
6. ненужное перемещение людей, например в поисках инструмента, материалов и т.д.;
7. производство дефектов, брака.
Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам) исходя из способа использования в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
Материально-производственные запасы, морально устаревшие, полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материально-производственные запасы, которые принадлежат организации, но находящиеся в пути или переданные под залог покупателю, учитываются в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности по материально-производственным запасам подлежит раскрытию, следующая информация:
1. о способах оценки запасов по их группам (видам);
2. о последствиях изменений способов оценки запасов;
3. о стоимости запасов, переданных под залог;
4. о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими способами оценки запасов:
1. по себестоимости каждой единицы;
2. по средней себестоимости;
3. по себестоимости первых по времени закупок (способ ФИФО);
4. по себестоимости последних по времени закупок (способ ЛИФО).
Применение одного из этих способов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Фактическая себестоимость МПЗ может формироваться следующими способами:
1) путем отражения на соответствующих счетах: материалов - непосредственно на счете 10 "Материалы", оборудования - на счете 07 "Оборудование к установке";
2) с использованием дополнительных счетов: 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
В случае, когда организация использует первый способ формирования фактической себестоимости, все данные, о ее расходах собираются по дебету счетов 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме" или 41 "Товары".
Аналитический учет организуется по отдельным наименованиям МПЗ или товаров и по местам их нахождения.
Поскольку фактические затраты на приобретение материалов могут оказаться больше или меньше планово-расчетной себестоимости, в учете отдельно учитываются отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости (перерасход или экономия). При обособленном учете отклонений фактическая себестоимость материалов определяется путем суммирования их стоимости по учетным ценам плюс перерасход или минус экономия по материалам, поступившим в текущем месяце.
Товары - это материально-производственные запасы, приобретенные у других организаций и предназначенные для их продажи третьим лицам. В большинстве ситуаций и в бухгалтерском, и в налоговом учете товары оценивают исходя из той суммы, которая причитается их продавцу. Исключение - неторговые организации, у которых товары закупает подразделение, занимающееся параллельно заготовкой материалов, полуфабрикатов и т.п. Они должны включать в себестоимость товаров все расходы, связанные с их покупкой. В результате сумма ТЗР, списанных в бухучете, окажется меньше издержек обращения, которые вы отнесете на расходы для целей налогообложения. Из-за этого возникнут налогооблагаемые временные разницы и, как следствие, отложенные налоговые обязательства. Их придется отражать в бухучете и в отчетности. Таково требование Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02).

<< Пред. стр.

страница 4
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign