LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

8. Под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, считать стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
9. Первоначальную стоимость основных средств, стоимостью более 10 000 рублей за единицу погашать посредством начисления амортизации.
10. Начисление амортизации объектов основных средств, производить линейным способом исходя из их первоначальной (восстановительной) стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.
11. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 02 "Амортизация основных средств", предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
12. Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу списывать на расходы по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
13. Процесс приобретения и заготовления материалов отражать с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
14. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) принимать к учету путем их отнесения на отдельный субсчет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
15. Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) производить исходя из отношения суммы остатка величины отклонения (ТЗР) на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений (ТЗР) за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода).
16. Отпуск материально-производственных запасов в производство (ином выбытии) осуществлять по средней себестоимости.
17. Учет расходов по обычным видам деятельности вести с использованием счетов 20-29.
18. Коммерческие и управленческие расходы признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
19. Для учета выпуска продукции (работ, услуг) использовать счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
20. Готовую продукцию оценивать по нормативной производственной себестоимости.
21. По полученным займам и кредитам, когда по условиям договора до возврата основной суммы долга остается 365 дней, долгосрочную задолженность переводить в краткосрочную задолженность.
22. Резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не создавать.
23. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать равномерно в течение периода, к которому они относятся.
24. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности провести инвентаризацию всего имущества организации независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств в декабре 2005 года. Инвентаризацию денежных средств в кассе проводить ежемесячно, а при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями в порядке, определенном в Приказе ООО "Мир" N 344 от 10 ноября 2000 г.

5.3. Учетная политика организации для целей налогообложения

Приложение N 2
к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г.

Учетная политика организации для целей налогообложения

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации приказываю:
1. Налоговый учет осуществлять бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером.
2. Налоговый учет вести в электронном виде, используя программу автоматизации бухгалтерского учета "1С: Предприятие 8.0".
3. Для подтверждения данных налогового учета использовать первичные учетные документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и аналитические регистры налогового учета (Приложение N 4 к настоящему Приказу).
4. Считать моментом определения налоговой базы по НДС наиболее раннюю дату, из двух дат: либо день отгрузки (передачи) активов, либо день оплаты (полной или частичной), поступившей в счет предстоящих поставок.
5. Применять метод начисления для доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ.
6. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применять метод оценки по средней стоимости.
7. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производить линейным методом в порядке, установленном ст. 259 НК РФ.
8. При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, устанавливать срок их полезного использования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
9. Резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, предстоящих расходов на ремонт основных средств, предстоящих расходов на оплату отпусков не создавать.
10. Уплату авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

5.3.1. Алгоритм создания учетной политики для целей налогообложения

Организация должна принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Налогового Кодекса:
1. в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167);
2. в главе 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313);
3. в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339);
4. в главе 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38).
Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие - в главе 21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 - другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо присутствуют ссылки на "установленный порядок", который как раз и отсутствует.
Однако, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.
Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в ст. 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:
1) при изменении применяемых методов учета;
2) при изменении законодательства о налогах и сборах.
В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.
Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.
Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Есть элементы учетной политики, которые предприятие изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в главе 26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.
Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Значит, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости - вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.
Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС - не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Впрочем, глава 25 Кодекса содержит обязанность организации определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.
Учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения - как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в пункте 12 статьи 167 НК РФ.

5.3.2. Структура учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.
Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.
Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.
На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:
1. для налога на добавленную стоимость;
2. налога на прибыль организаций;
3. налога на добычу полезных ископаемых;
4. акцизов;
5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.
Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:
1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.
Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

5.3.3. Обязан ли налогоплательщик представлять учетную политику в
налоговые органы?

Основные обязанности налогоплательщика предусмотрены в ст. 23 части первой НК РФ. Об обязанности представлять учетную политику в налоговые органы сразу же после ее утверждения не упоминается ни в первой, ни во второй части Кодекса. Получается, что представлять приказ об учетной политике в налоговый орган организация не должна.
Однако при проведении налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы. При наличии адресованного налогоплательщику требования о представлении учетной политики документ надлежит подать в налоговый орган в пятидневный срок. В противном случае налогоплательщик будет привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. Так же, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Приложение N 3
к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г

Директор ООО "Мир"
Максимов И.И.

Служебная записка на приобретение ТМЦ
В целях производственной необходимости прошу приобрести:

----T-------------------T----------T--------T---------------------------T--------------------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦Количество¦ Сумма ¦ Согласовано ¦ Принято к исполнению ¦
¦пп.¦ ¦ ¦ +---------------------------+--------------------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженер по комплектации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----------T--------T-------+---------T--------T-------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Количество¦Сумма по¦Дата и ¦Дата пос-¦Дата ис-¦Подпись¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦по бюджету¦бюджету ¦подпись¦тупления ¦полнения¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦заявки ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 1 ¦К-ж Toshiba 1360 ¦ 13 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 2 ¦К-ж HP5m ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 3 ¦К-ж HP1200 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 4 ¦К-ж HP1300 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 5 ¦К-ж HP 6L ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 6 ¦К-ж HP1100 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 7 ¦К-ж HP4100 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 8 ¦К-ж HP8100 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦ 9 ¦К-ж Panasonic KX-FL¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦523 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦10 ¦Барабан Panasonic¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦KX-FL 523 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦11 ¦Диск FDD 3.5 упа-¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ковка 10 шт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦12 ¦Диск CD-R упаковка¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 шт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦13 ¦Диск CD-RW упаковка¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 шт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦14 ¦Диск DVD-R упаковка¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦10 шт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+-------+
¦15 ¦Диск DVD-RW 1 шт ¦ 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+----------+--------+----------+--------+-------+---------+--------+--------

Подпись инициатора: __________ (Кирилов А.В.)
Дата "__" ____________ 2006 г.
Объект отнесения затрат: Согласовано
Бюро вычислительной техники и информатики Зам. ген. дир. по эконом. и финансам Аксенов Д.Ю.
Зам. ген. дир. по маркетингу Нагаев А.Г.
Главный инженер Медведев В.М.
Начальник ФЭО Крымский Г.А.

Согласовано
Директор ООО "Мир"
_________________ Максимов И.И.
"___" ___________ 2006 г.

Акт

г. ______________ "___" ___________ 2006 г.

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе:
главный бухгалтер - Иванова А.В.,
механик - Родин Ю.В.,
начальник транспортного участка - Бычков Е.Д.
пришли к заключению списать, как непригодное к использованию

------T------------------------------------------------T------------T------------T-----------------¬
¦N п/п¦ Наименование ¦ Ед. изм. ¦ Кол-во ¦ Сумма, руб. ¦
+-----+------------------------------------------------+------------+------------+-----------------+
¦ 1 ¦Ковров. ворс - А ¦ шт. ¦ 1 ¦ 531,67 ¦
L-----+------------------------------------------------+------------+------------+------------------

Главный бухгалтер ___________ Иванова А.В.

Директор ООО "Мир"
Максимов И.И.

Материальный отчет

Склад: ______________ За период: _________________ 2006 г. По счетам 10.1; 10.2; 10.3; 10.4; 10.5; 10.6; 10.8; 10.9

-------------T---------T------------------T------------------T------------------T------------------¬
¦ Материал ¦Единица ¦ Вх. сальдо ¦ Приход ¦ Расход ¦ Исх. сальдо ¦
¦ ¦измерения+-------T----------+-------T----------+-------T----------+-------T----------+
¦ ¦ ¦ кол ¦Сумма/цена¦ кол ¦Сумма/цена¦ кол ¦Сумма/цена¦ кол ¦Сумма/цена¦
L------------+---------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+----------+
Итого: ¦ 0 ¦ ¦ 0 ¦ ¦ 0 ¦ ¦ 0 ¦ ¦
L-------+----------+-------+----------+-------+----------+-------+-----------

Материально-ответственное лицо _____________________

Дата _________________

Приложение N 4
к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г

Регистр учета расчетов с бюджетом

Налогоплательщик:
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Идентификационный номер налогоплательщика:
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Период с __________________ по __________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Вид налогов
---------------------------------------------------------------------------------------------------

-----------T------T----------T-----------------T-------------T-----------------T--------------T----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сумма списанной ¦ ¦ ¦
¦ Дата ¦ Сумма¦ Срок ¦Дата фактического¦Перечисленная¦(уменьшенной иным¦Сумма недоимки¦ ¦
¦начисления¦налога¦ уплаты ¦ перечисления ¦сумма налога ¦ образом) ¦ (переплаты) ¦Пени¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задолженности ¦ налога ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ перед бюджетом ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+------+----------+-----------------+-------------+-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦
L----------T------T----------------------------T-------------T-----------------+--------------+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------- L-------------+-----------------+--------------+-----

Ответственный за составление регистра: ______________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение N 5
к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г

График документооборота по __________________ на 200_ год

-----------T---------------------------------------------------------------------------------------¬
¦Наименова-¦ Создание документа ¦
¦ние доку- +-------------------------------T--------T----------T-----------T------T-------T--------+
¦мента ¦ Обработка документа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------T--------T--------T------+--------+----------+-----------+------+-------+--------+
¦ ¦Кол-во¦Ответст-¦Ответст-¦Срок ¦Ответст-¦Кто предс-¦Порядок ¦Срок ¦Кто ис-¦Срок ¦
¦ ¦Экзем-¦венный ¦венный ¦испол-¦венный ¦тавляет ¦представлн.¦предс-¦полняет¦исполне-¦
¦ ¦пляр. ¦за вы-¦за ис-¦нения ¦за про-¦ ¦ ¦тавл. ¦ ¦ния ¦
¦ ¦ ¦писку ¦полнение¦ ¦верку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+------+--------+--------+------+--------+----------+-----------+------+-------+---------

Первичные документы, применяемые для
оформления операций

-----------T---------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦ Создание документа ¦
¦ +---------------------------------------T-----------------------------------------------+
¦ ¦ Обработка документа ¦ Проверка документа ¦
+----------+------T--------T-------T--------T------+--------T------T---------T------T-------T------+
¦Наименова-¦кол-во¦ответст-¦ответс-¦ответст-¦срок ¦ответст-¦кто ¦порядок ¦срок ¦кто ис-¦срок ¦
¦ние доку- ¦экзем-¦венный ¦твенный¦венный ¦испол-¦венный ¦предс-¦представ-¦предс-¦полняет¦испол-¦
¦мента ¦пляров¦за вы-¦за офо-¦за ис-¦нения ¦за про-¦тавля-¦ления ¦тавле-¦ ¦нения ¦
¦ ¦ ¦писку ¦рмление¦полнение¦ ¦верку ¦ет ¦ ¦ния ¦ ¦ ¦
L----------+------+--------+-------+--------+------+--------+------+---------+------+-------+-------

6. Внесение изменений и дополнений в учетную политику

Любые изменения в учетной политике должны быть обоснованы и утверждены руководителем организации.
Согласно ПБУ 1/98 вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:
1. изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
2. организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
3. существенно изменились условия деятельности организации.
В последнем случае изменения в учетной политике могут быть связаны с реорганизацией предприятия - слиянием, разделением, присоединением. Исходя из положений подп. 20 и 21 ПБУ 1/98, для сопоставимости информации, данные за предыдущий год, которые переносятся в отчетность текущего года, надо представить так, будто бы новая учетная политика применялась и в прошлом году. Другими словами, необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности. Для этого необходимо провести количественную оценку изменений в отчетности. При этом в учете никакие записи не делаются, а корректировки отражаются только в бухгалтерской отчетности.
В случае изменения учетной политики эта сопоставимость достигается с помощью ретроспективного способа, предполагающего составление отчетности таким методом, как если бы новая учетная политика применялась организацией с начала учета (возникновения) фактов финансово-хозяйственной деятельности, в учете которых произошли изменения. Рассмотрим следующий пример.

Пример
До 2005 года организация распределяла свои косвенные затраты в бухгалтерском учете пропорционально объемам выполненных работ по договорам (заказам) в натуральных показателях (часах). Для сближения бухгалтерского и налогового учета затрат, было принято решение внести изменения в учетную политику предприятия и с 1 января 2005 года. В бухгалтерском учете использовать вариант списания всех управленческих и коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции текущего периода в соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Поэтому, при составлении годового бухгалтерского отчета за 2005 год организация должна будет сделать корректировки бухгалтерской отчетности (не внося исправления в бухгалтерский учет) и рассчитать, как изменятся финансовые результаты, если бы такой способ использовался в течение предшествующего отчетного периода. Сумма корректировок вносится в бухгалтерскую отчетность и списывается на нераспределенную прибыль (убыток) прошлых лет по состоянию на начало отчетного периода.

Пример (продолжение)
На 31.12.2004 остаток НЗП организации составил 200 000 руб., в т.ч. общехозяйственные расходы - 73 000 руб.
Следовательно, при составлении годовой отчетности за текущий год необходимо скорректировать отчетность на 1 января 2005 года: увеличить сумму себестоимости реализованной продукции 2004 года и уменьшить прибыль прошлых лет на 73 000 руб.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация об изменениях должна, как минимум:
1. включать причину изменения учетной политики;
2. оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
3. указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному периоду, скорректированы.
Изменения в учетную политику тоже оформляются приказом или распоряжением руководителя до 31 декабря текущего года и вводятся только с начала нового отчетного года. Кроме этого их нужно отразить и в пояснительной записке.
В пояснительной записке организации необходимо будет отметить, что в связи с изменением в 2005 году учетной политики при начислении износа основных средств были пересчитаны и скорректированы сумма начисленного износа основных средств и прибыль прошлых лет за 2004 год.
Пересчет, выполненный в пояснительной записке, привел к изменению соответствующих статей отчетности текущего отчетного года.
Таким образом, в некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не были установлены в учетной политике, появились новые участки бухгалтерского учета или новые виды деятельности.
Появление новых участков бухгалтерского учета может быть связано с открытием филиала, с появлением новых объектов учета (например, нематериальных активов), с необходимостью ведения раздельного учета по товарам, облагаемым и не облагаемым НДС, и так далее. Во всех перечисленных случаях вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года.
Потому, что утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций, которые возникли в деятельности фирмы впервые, не является изменением учетной политики (п. 16 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации").
При этом никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику организации нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлено.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что учетная политика - это внутренний документ организации, не подлежащий обязательному представлению в налоговые органы.
Никаким законом и никакими нормативными актами никогда не было предусмотрено, что организация до начала нового финансового года обязана представлять учетную политику в налоговые или другие органы.
Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации, да и то только в том случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.
П. 21 ПБУ 5/01 установлено, что в течение отчетного года нужно применять один способ оценки МПЗ при их списании. Следовательно, на предстоящий год организация может выбрать другой метод оценки запасов и соответственно иначе списывать суммовые разницы. Но для этого вам нужно было в конце прошлого года внести необходимые изменения в учетную политику по бухучету. Кроме того, о предстоящих изменениях методов ведения бухучета надо написать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Но, это еще не все, в п. 21 ПБУ 1/98 "Учетная политика" есть следующее требование. Что при изменении учетной политики организация должна отразить в бухгалтерской отчетности последствия этих изменений. Для этого надо пересчитать данные бухгалтерского учета как минимум за два года, предшествующие году внесения изменений в учетную политику, исходя из вновь вводимых методов учета. Исходя из результатов перерасчета, нужно изменить вступительное сальдо бухгалтерского баланса на 1 января последующего года. В бухгалтерском учете никаких записей делать не надо.
В отличие от изменений дополнения в учетную политику могут вноситься в течение всего текущего года. Так, дополнением является утверждение способа ведения бухгалтерского учета операций (фактов хозяйственной деятельности), которые впервые возникли в деятельности организации, и схема учета которых ранее не была установлена. Например, организация никогда ранее не осуществляла торговые операции и при их первичном проведении определяет способы (методы) учета (оценки) товаров. При изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику. Эти изменения могут применяться сразу же после их утверждения.
В соответствии с п. 19 ПБУ 1/98 все последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обязательной оценке в денежном выражении.
Последствия изменения учетной политики должны отражаться (по возможности) в числовых показателях как минимум за два года - отчетный и предыдущий. Показатели за соответствующий период предыдущего года, включенные в отчетность за отчетный период, должны быть скорректированы (пересчитаны) исходя из предположения, что с самого начала деятельности организации (в том числе и в предыдущем году) применялся измененный способ ведения бухгалтерского учета. В данном случае действует принцип сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи в бухгалтерском учете не производятся.
Все изменения учетной политики объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Если изменения учетной политики оказывают или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, то данные изменения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна содержать:
1. причину изменения учетной политики;
2. оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
3. указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному периоду, откорректированы.
Например, организация в течение двух лет (2004-2005 гг.) деятельности применяла метод списания материалов в производство по средней себестоимости. С 1 января 2006 г. эта организация перешла на списание материалов в производство по методу ФИФО. В этом случае в бухгалтерской отчетности за 2006 г. соответствующие показатели за 2005 г. должны быть пересчитаны исходя из предположения, что в 2004-2005 гг. списание материалов производилось не по методу средней себестоимости, а по методу ФИФО. Проведение этих корректировок необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли путем сравнения числовых показателей отчетности за текущий и предыдущий годы адекватно оценить последствия изменения того или иного способа ведения бухгалтерского учета.
Если оценка последствий изменения учетной политики в периоды, предшествующие отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью, корректировка не делается, но информация об этом также приводится в пояснительной записке.
Приведем несколько конкретных примеров по изменению и дополнению учетной политики.

Пример.
С 1 января 2004 года организация применяет ПБУ 18/02. Однако, начиная с IV квартала 2005 года, стала отвечать критериям малого предприятия. Может ли организация не продолжать учитывать разницы? Нужно ли ей менять учетную политику?
Эту ситуацию можно расценивать как существенное изменение условий деятельности. В этом случае разрешается вносить изменения в учетную политику. Однако, согласно п. 18 ПБУ 1/98, делать это можно только с 1 января года, следующего за годом утверждения такого изменения организационно-распорядительным документом.
То есть в течение 2005 года вам лучше продолжить учет разницы, а в конце года остатки по счетам 09 и 77 списать на счет учета прибылей и убытков.

Пример.
В организации никогда не было нематериальных активов, поэтому в приказе об учетной политике не предусматривали порядок их учета. Но организация создала товарный знак, на который зарегистрировала исключительные права. Может ли организация внести изменения в приказ, прописать в нем положения об учете нематериальных активов?
Организация может внести в учетную политику, но только не изменения, а дополнения к приказу об учетной политике. Если у организации появился факт хозяйственной деятельности, которого раньше не было, то она вправе утвердить способ его учета. А это, согласно п. 16 ПБУ 1/98, не считается изменением учетной политики. Поэтому организация вправе издать приказ или другой организационно-распорядительный документ, в котором описать учет нематериальных активов. Действовать он будет не с 1 января следующего года (как приказ об изменении учетной политики), а с момента его утверждения.

Пример.
С 2005 года организация перешла на "упрощенку", налог платит с доходов, уменьшенных на величину расходов. Учетную политику решила сформировать только для основных средств, нематериальных активов и некоторых расходов для расчета единого налога. А вот если организация в течение года превысит какое-либо ограничение и вынуждена будет вернуться на общий режим, то нужно ли будет утверждать новую учетную политику?
Новую учетную политику утверждать не надо. Нужно будет внести дополнения в уже сформированную учетную политику. Ведь перейдя на общую систему налогообложения, организация должна будет организовать полноценный учет. Поэтому необходимо будет дополнить учетную политику.

Пример.
Организация не прописала в учетной политике методику раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС. Есть ли возможность это сделать в отдельном приказе?
Организация вправе так поступить, ведь в Налоговом кодексе РФ нет требования о том, что организация обязана установить метод раздельного учета НДС только в учетной политике.
Но лучше составить приказ как дополнение к учетной политике, где и описать методику учета "входного" НДС. Это поможет отстоять подход в распределении налога, если дело дойдет до суда. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 17 июня 2003 г. N КА-А40/3786-03 не стал наказывать организацию, которая закрепила раздельный учет налога не в учетной политике, а в отдельном приказе.

7. Методы составления учетной политики, если у организации есть
дочерние и зависимые общества

Согласно ПБУ 20/03, участие в совместной деятельности возможно в трех вариантах: совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. При этом в случае совместного использования активов у участников договора могут возникать не только собственные расходы и обязательства, но и общие расходы и обязательства. Они подлежат распределению между участниками. Механизм такого распределения и должен быть показан в учетной политике.
Документ "Учетная политика холдинга" должен обеспечить консолидацию отчетности. А именно помочь бухгалтеру:
1. проанализировать доли владения головной организации и прочих акционеров в период, в течение которого дочерняя организация является членом холдинга;
2. согласовать остатки по счетам внутри холдинга и исключить внутригрупповые обороты из консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках. Рассчитать величину нереализованной прибыли внутри холдинга и исключить ее из консолидированного отчета о прибылях и убытках;
3. проанализировать полученные и уплаченные внутри холдинга дивиденды;
4. проверить деловую репутацию за отчетный период на обесценение, чтобы включить ее в консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках;
5. рассчитать величину доли меньшинства для включения в консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках;
6. составить консолидированный баланс и отчет о прибылях и убытках. В том числе отразить в них: суммы обесценения деловой репутации и доли меньшинства, корректировки доходов и расходов и сумм нереализованной прибыли, относящейся к операциям внутри холдинга, а также прочие статьи отчетов, стоимость которых суммируется построчно.
Документ "Учетная политика холдинга" может состоять из пяти разделов. Расскажем о каждом из них.
В разделе "Общие положения" следует указать нормативную базу, регулирующую учетную политику, а также условия, при которых финансовая отчетность дочерних обществ объединяется в консолидированную.
В разделе "Общий порядок составления и представления финансовой отчетности" необходимо отразить порядок оформления и сроки представления отчетности дочерних обществ головной организации.
Раздел "Правила объединения показателей финансовой отчетности головной организации и дочерних обществ в консолидированную финансовую отчетность" самый сложный. Он должен включать:
1. общие требования для показателей консолидированной отчетности;
2. правила объединения показателей бухгалтерского баланса головной организации и дочерних обществ в бухгалтерский баланс, методики корректировок запасов, прибыли, деловой репутации, доли меньшинства;
3. правила объединения показателей головной организации и дочерних обществ в отчет о прибылях и убытках, основные правила заполнения строк отчета, а также информацию об отражении обесценения деловой репутации и доли меньшинства;
4. правила объединения показателей в других отчетах.
В разделе "Пояснения к бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках" нужно раскрыть информацию, которая дает необходимые представления о деятельности холдинга в целом.
В разделе "Учет изменений в холдинге в течение отчетного периода" следует рассмотреть порядок отражения в отчетности изменений, связанных с покупкой или продажей акций (долей) в дочернем обществе и т.д.
Рассмотрим на примере порядок составления документа "Учетная политика холдинга".
Приведем состав организационной структуры "Холдинга"
1) Управляющая компания (президент) Вице-президент по экономике и финансам
2) Департамент планирования, бюджетирования, контроля и анализа (ЦЗ)
а) Отдел перспективного и годового плмнирования (ЦЗ)
б) Отдел стратегического и годового анализа (ЦЗ)
в) Отдел текущего контроля (ЦЗ)
г) Отдел методологии стимулирования работников центров за достижение ключевых показателей (ЦЗ)
д) Отдел труда и заработной платы (ЦЗ)
3) Департамент организации и методологии бухгалтерского учета (ЦЗ)
а) Отдел по методологии и стандартизации бухгалтерского учета (ЦЗ)
в) Расчетный отдел (ЦЗ)
г) Финансовый отдел (ЦЗ)
4) Информационно-вычислительный центр
5) Дочерние организации (исполнительный директор)
а) Центры затрат (планово-финансовый отдел, бухгалтерия, обслуживающие производства и др.)
б) Центры прибыли (дирекция, отдел маркетинга, материально-технического обеспечения и др.)

Утверждено приказом
от 29 декабря 2005 года N 150

Положение
"Корпоративная учетная политика на 2006 год" для
Группы компаний "Холдинг"

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности Группа компаний "Холдинг" составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов конечной головной организации, дочерних обществ и головных дочерних обществ.
1.2. Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность при наличии одного из условий:
1) головная организация имеет более 50 процентов голосующих акций акционерного общества или более 50 процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
2) головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
3) в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.
1.3. Группа компаний "Холдинг" (Группа) является сложной Группой с элементами вертикальной и смешанной Группы взаимосвязанных организаций, в состав которой входят:
а) конечная головная организация - ОАО "Холдинг-стандарт";
б) дочерние общества конечной головной организации (по состоянию на 01.11.2004): ООО ТД "Холдинг" и ООО "Холдинг-трейд";
в) дочерние общества, образованные дочерними обществами конечной головной организации (по состоянию на 01.11.2004): ООО "Продукты";
г) зависимые общества - отсутствуют.

2. Общий порядок составления и представления
сводной бухгалтерской отчетности

2.1. Сводная годовая бухгалтерская отчетность Группы компаний "Холдинг" (сводная бухгалтерская отчетность) составляется в объеме и порядке, установленном ПБУ 4/99, приказом Минфина России "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и настоящим Положением.
2.2. Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным конечной головной организацией Группы на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.
2.3. Конечная головная организация Группы придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому.
Изменение избранных форм сводной бухгалтерской отчетности раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.
2.4. Достоверность составления и соблюдение порядка представления сводной бухгалтерской отчетности обеспечивает руководитель конечной головной организации Группы компаний "Холдинг". Сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних обществ устанавливает конечная головная организация Группы.
2.5. До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами, оформив сверку двусторонними актами, которые представляются вместе с бухгалтерской отчетностью.
2.6. Сводная бухгалтерская отчетность составляется путем объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации Группы, дочерних обществ и дочерних обществ головных дочерних обществ.
2.7. Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества, либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом.
2.8. Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется на русском языке в миллионах рублей с одним десятичным знаком.
2.9. На формах сводной бухгалтерской отчетности заполняются следующие данные:

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 8)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign