LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>


Пример 1.29
На складе ООО "Прима" произошло ЧП. В результате сильного ветра была сорвана крыша, и часть товара намокла под проливным дождем. Для того чтобы определить размер убытков, которые нанесла стихия, на складе была проведена инвентаризация товара.
По результатам инвентаризации было установлено, что себестоимость испорченного товара составляет 300 000 руб. Сумма НДС в размере 54 000 руб., уплаченная при покупке этого товара, была возмещена из бюджета.
Так как товар был застрахован, страховая компания выплатила ООО "Прима" страховое возмещение в размере 370 000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
Дебет 94 Кредит 41
- 300 000 руб. - списана стоимость товара, недостача которого была установлена в ходе инвентаризации;
Дебет 94 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 54 000 руб. - восстановлена сумма НДС по испорченному товару;
Дебет 99 Кредит 94
- 354 000 руб. - сумма недостачи включена в состав чрезвычайных расходов;
Дебет 51 Кредит 76
- 370 000 руб. - на расчетный счет поступила сумма страховки.

1.2.3. Арифметический контроль

Арифметический контроль позволяет устранить ошибки в подсчетах, которые делаются вручную. Такие ошибки вряд ли появятся, если учет ведется на компьютере. Так, видимо, подумали и вы, прочитав заголовок этого раздела, и оказались неправы. С помощью арифметического контроля можно обнаружить самые разные ошибки, в том числе и допущенные при работе в бухгалтерской программе.

Пример 1.30
В ООО "Буран" амортизация по основным средствам начисляется линейным способом. Бухгалтер предприятия при составлении отчета за первое полугодие 2005 года решил проверить, правильно ли начислена амортизация по основным средствам. Для проверки он выбрал ксерокс, который организация приобрела и ввела в эксплуатацию в феврале 2003 года. Первоначальная стоимость ксерокса - 20 000 руб. Срок полезного использования - 40 месяцев.
На момент проверки начисленная амортизация составила 13 500 руб.
Проверку бухгалтер осуществлял следующим образом.
На 1 июля 2005 года амортизация по ксероксу должна быть начислена за 28 месяцев (с марта 2003 года по июнь 2005 года). Сумма ежемесячной амортизации составляет 500 руб. (20 000 руб. : 40 мес.).
Следовательно, фактически должно быть начислено 14 000 руб. (500 руб. x 28 мес.).
Расхождение между начисленной амортизацией и суммой, которая должна быть начислена, возникло из-за того, что бухгалтер забыл начислить амортизацию за июнь.
Теперь несколько слов непосредственно о формах отчетности.
При заполнении этих форм в тысячах рублей бухгалтерская программа округляет все показатели. Из-за погрешностей округления нарушаются установленные равенства. Например, в Бухгалтерском балансе должны соблюдаться следующие равенства:
1) строка 190 должна быть равна сумме строк первого раздела;
2) стр. 290 - сумме строк второго раздела;
3) стр. 300 = стр. 190 + стр. 290;
4) стр. 490 - сумме строк третьего раздела;
5) стр. 590 - сумме строк четвертого раздела;
6) стр. 690 - сумме строк пятого раздела;
7) стр. 700 = стр. 490 + стр. 590 + стр. 690.
В Отчете о прибылях и убытках равенства должны быть такие:
1) стр. 029 = стр. 010 - стр. 020;
2) стр. 050 = стр. 029 - стр. 030 - стр. 040;
3) стр. 140 = стр. 050 + стр. 060 - стр. 070 + стр. 080 + стр. 090 - - стр. 100 + стр. 120 - стр. 130;
4) стр. 190 = стр. 140 - стр. 141 + стр. 142 - стр. 150.
Чтобы избежать ошибок из-за округления, проверьте Формы бухгалтерской отчетности, которые сформировал ваш компьютер.

1.2.4. Логический анализ

Во избежание ошибок и неточностей при составлении Бухгалтерского баланса целесообразно проанализировать по Главной книге обороты и остатки по счетам. Сделать это очень просто. Предположим, что мы составляем Бухгалтерский баланс за III квартал 2005 года.
Начнем с основных средств. Если сумма по дебету счета 01 "Основные средства" не изменилась, то и оборот по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" за III квартал должен быть равен обороту по кредиту за II квартал.
Если в отчетном квартале введены в эксплуатацию новые объекты основных средств, то сумма амортизации, начисленной по основным средствам за III квартал должна быть больше, чем за II квартал. Допустим, у нас оказалось, что оборот по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" за II и III кварталы равны. Проверим, почему не начислена амортизация на новые основные средства. Оказывается, дата ввода в эксплуатацию вновь приобретенного основного средства - 3 сентября 2005 года. Следовательно, начислять амортизацию нужно только с октября 2005 года.
Аналогично проверяется начисление амортизации по нематериальным активам.
Если предприятие занимается производством продукции или выполнением работ с использованием собственных материалов, то следует сопоставить стоимость готовой продукции и стоимость израсходованного сырья за II и III кварталы.

Пример 1.31
По данным бухгалтерского учета ООО "Полимер" за II квартал на склад оприходована готовая продукция на сумму 400 000 руб. (дебет счета 43 "Готовая продукция"). При этом израсходовано сырье (кредит счета 10 "Материалы") на сумму 200 000 руб.
За III квартал изготовлена готовая продукции на сумму 300 000 руб. (дебет счета 43 "Готовая продукция"), а израсходовано сырье (кредит счета 10 "Материалы") на сумму 250 000 руб.
Бухгалтер сравнил показатели за II и за III квартал. Его заинтересовало увеличение расхода материала, и он стал проверять документы, на основании которых делались проводки по кредиту счета 10 "Материалы", а также по дебету счета 43 "Готовая продукция". В данном случае, рассуждал бухгалтер, возможны две ошибки: либо неправильно списана стоимость материалов, либо не оприходована на склад готовая продукция.
Такой же метод контроля применим и в торговых организациях. Только в этом случае следует сопоставлять покупную стоимость реализованных товаров и величину выручки.

Пример 1.32
ЗАО "Оптовик" занимается оптовой торговлей. Перед составлением баланса за девять месяцев бухгалтер решил сравнить показатели за I, II и III кварталы отчетного года:
1) выручка (без НДС) составила: 600 000 руб., 700 000 руб. и 650 000 руб. соответственно;
2) себестоимость реализованных товаров - 300 000 руб., 350 000 руб. и 420 000 руб. соответственно.
Затем бухгалтер рассчитал коэффициенты соотношения показателей себестоимости и выручки по кварталам: 0,5 - I квартал, 0,5 - II квартал, 0,65 - III квартал. Полученные результаты натолкнули его на мысль, что следует проверить, почему соотношения изменились. В результате проверки были выявлены серьезные ошибки.
При составлении бухгалтерской отчетности логическому анализу следует подвергать и другие статьи расходов или доходов предприятия за отчетный период. Особое внимание этому следует уделять в том случае, если происходит резкое увеличение или уменьшение этих показателей по сравнению с аналогичными показателями за предыдущие отчетные периоды.
В заключение разговора о необходимости логического анализа напомним следующие правила.
У активных счетов не может быть кредитового остатка, а у пассивных счетов - дебетового остатка. Когда есть остаток кредиторской задолженности по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", то должен быть остаток и по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям". Если есть остаток дебиторской задолженности по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", то должен быть остаток по кредиту счета 76 субсчет "Расчеты по НДС" (в том случае, если организация определяет момент реализации в целях обложения налогом на добавленную стоимость "по оплате").

1.2.5. Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности

После того как бухгалтерская отчетность составлена, нужно сопоставить данные из различных форм и некоторые из них должны совпасть (табл. 1.1 - 1.4).

Таблица 1.1. Взаимоувязка показателей раздела 1 формы N 3 "Отчет об
изменениях капитала" и формы N 1 "Бухгалтерский баланс"

-----------------------T-------------------------------------T-------------------------------------¬
¦ Собственный капитал ¦ Остаток на начало отчетного года ¦ Остаток на конец отчетного года ¦
¦ +-----------------T-------------------+-----------------T-------------------+
¦ ¦ Бухгалтерский ¦Отчет об изменениях¦ Бухгалтерский ¦Отчет об изменениях¦
¦ ¦ баланс ¦ капитала ¦ баланс ¦ капитала ¦
¦ ¦ (графа 3) ¦ (строка 100) ¦ (графа 4) ¦ (строка 100) ¦
+----------------------+-----------------+-------------------+-----------------+-------------------+
¦Уставный капитал ¦ строка 410 ¦ графа 3 ¦ строка 410 ¦ графа 3 ¦
+----------------------+-----------------+-------------------+-----------------+-------------------+
¦Добавочный капитал ¦ строка 420 ¦ графа 4 ¦ строка 420 ¦ графа 4 ¦
+----------------------+-----------------+-------------------+-----------------+-------------------+
¦Резервный капитал ¦ строка 430 ¦ графа 5 ¦ строка 430 ¦ графа 5 ¦
+----------------------+-----------------+-------------------+-----------------+-------------------+
¦Нераспределенная при-¦ строка 470 ¦ графа 6 ¦ строка 470 ¦ графа 6 ¦
¦быль (непокрытый убы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ток) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+-----------------+-------------------+-----------------+--------------------

Таблица 1.2. Взаимоувязка показателей формы N 4 "Отчет о движении
денежных средств" и формы N 1 "Бухгалтерский баланс"

------------------------------------------------T--------------------------------------------------¬
¦ Бухгалтерский баланс ¦ Отчет о движении денежных средств (графа 3) ¦
¦ (строка 260 "Денежные средства") ¦ ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------------+
¦графа 3 - остаток по счету 50 субсчет "Денежные¦строка "Остаток денежных средств на начало отчет-¦
¦документы" ¦ного года" ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------------+
¦графа 4 - остаток по счету 50 субсчет "Денежные¦строка "Остаток денежных средств на конец отчетно-¦
¦документы" ¦го года" ¦
L-----------------------------------------------+---------------------------------------------------

Таблица 1.3. Взаимоувязка показателей формы N 5
"Приложение к бухгалтерскому балансу"
и формы N 1 "Бухгалтерский баланс"

--------------------T--------------------------------------T---------------------------------------¬
¦ Показатели ¦ Остаток на начало отчетного года ¦ Остаток на конец отчетного года ¦
¦ +-----------------T--------------------+-----------------T---------------------+
¦ ¦ Бухгатерский ¦Приложение к бух-¦ Бухгатерский ¦Приложение к бух- ¦
¦ ¦баланс (графа 3) ¦галтерскому балансу ¦баланс (графа 4) ¦галтерскому балансу ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Нематериальные ак-¦ строка 110 ¦Сумма показателей¦ строка 110 ¦Сумма показателей¦
¦тивы ¦ ¦строк 010, 020, 030,¦ ¦строк 010, 020, 030,¦
¦ ¦ ¦040 графы 3 минус¦ ¦040 графы 6 минус¦
¦ ¦ ¦показатель по строке¦ ¦показатель по строке¦
¦ ¦ ¦050 графы 3 ¦ ¦050 графы 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Основные средства ¦ строка 120 ¦Показатель по строке¦ строка 120 ¦Показатель по строке¦
¦ ¦ ¦130 графы 3 минус¦ ¦130 графы 6 минус¦
¦ ¦ ¦показатель по строке¦ ¦показатель по строке¦
¦ ¦ ¦140 графы 3 ¦ ¦140 графы 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Доходные вложения в¦ строка 135 ¦Показатель по строке¦ строка 135 ¦Показатель по строке¦
¦материальные цен-¦ ¦240 графы 3 минус¦ ¦240 графы 6 минус¦
¦ности ¦ ¦показатель по строке¦ ¦показатель по строке¦
¦ ¦ ¦250 графы 3 ¦ ¦250 графы 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Долгосрочные финан-¦ строка 140 ¦Показатель по строке¦ строка 140 ¦Показатель по строке¦
¦совые вложения ¦ ¦570 графы 3 ¦ ¦570 графы 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Краткосрочные фи-¦ строка 250 ¦Показатель по строке¦ строка 250 ¦Показатель по строке¦
¦нансовые вложения ¦ ¦570 графы 5 ¦ ¦570 графы 6 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Долгосрочная деби-¦ строка 230 ¦Строка "Дебиторская¦ строка 230 ¦Строка "Дебиторская¦
¦торская задолжен-¦ ¦задолженность долго-¦ ¦задолженность долго-¦
¦ность ¦ ¦срочная" графа 3 ¦ ¦срочная" графа 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Долгосрочная креди-¦ строка 590 ¦Строка "Кредиторская¦ строка 590 ¦Строка "Кредиторская¦
¦торская задолжен-¦ ¦задолженность долго-¦ ¦задолженность долго-¦
¦ность ¦ ¦срочная" графа 3 ¦ ¦срочная" графа 4 ¦
+-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+---------------------+
¦Краткосрочная кре-¦ строка 620 ¦Строка "Кредиторская¦ строка 620 ¦Строка "Кредиторская¦
¦диторская задолжен-¦ ¦задолженность крат-¦ ¦задолженность крат-¦
¦ность ¦ ¦косрочная" графа 3 ¦ ¦косрочная" графа 4 ¦
L-------------------+-----------------+--------------------+-----------------+----------------------

Таблица 1.4. Взаимоувязка показателей формы N 5 "Приложение
к бухгалтерскому балансу" и формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках"

--------------------------------T----------------------------------T-------------------------------¬
¦ Показатель ¦ Отчет о прибылях и убытках ¦ Приложение к бухгалтерскому ¦
¦ ¦ ¦ балансу ¦
+-------------------------------+----------------------------------+-------------------------------+
¦Затраты отчетного года ¦Сумма строк 020, 030, 040 графы 3 ¦Строка 760 графы 3 ¦
+-------------------------------+----------------------------------+-------------------------------+
¦Затраты предыдущего года ¦Сумма строк 020, 030, 040 графы 4 ¦Строка 760 графы 4 ¦
L-------------------------------+----------------------------------+--------------------------------

1.2.6. Аудиторская проверка

В случаях, когда у руководителя или учредителей организации есть сомнения в достоверности отчетности, целесообразно провести аудиторскую проверку соответствия бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и достоверности отражения в нем финансово-хозяйственного положения организации.
Аудит бывает обязательным и инициативным. Обязательный аудит - ежегодную проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности - проводят организации, перечисленные в пункте 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности). Остальные организации могут проводить аудит по собственной инициативе.
Для проведения проверки необходимо заключить договор с аудиторской фирмой, имеющей лицензию на проведение общего аудита. Договор сопровождается дополнительными соглашениями (письмо-обязательство и программа аудита), которые конкретизируют условия договора по результатам предварительного знакомства аудиторов с состоянием учета и отчетности организации.
По итогам проверки аудиторская фирма выдает организации аудиторское заключение. Это официальный документ, который составляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. В нем содержится мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемой организации.
Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме. В итоговой части излагается мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности организации: безусловно положительное, условно положительное или отрицательное.
Для бухгалтера наибольший интерес представляет аналитическая часть заключения. В ней дается оценка системы внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности, а также анализируется соблюдение организацией законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
При проведении аудиторской проверки организация должна соблюдать положения Закона об аудиторской деятельности, в частности, обязана исправить все установленные аудиторами ошибки.

1.3. Порядок исправления ошибок

В бухгалтерском учете не существует ограничений для исправления ошибок. Нашел ошибку - исправляй.
Главный бухгалтер несет ответственность за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Поэтому он заинтересован, чтобы она была составлена в срок и без погрешностей. Иначе могут привлечь к ответственности - как главного бухгалтера, так и организацию.
Итак, обнаружена ошибка, которая привела к искажению бухгалтерской отчетности. Сразу возникают три вопроса:
1) как исправить ошибку;
2) в записи какого периода внести исправления;
3) как документально оформить это исправление.

1.3.1. Исправление ошибок в первичных документах

При обнаружении в первичном документе ошибок, помните следующее - их можно исправлять только строго по правилам.
Исправления в первичных документах бывают двух видов в зависимости от того, когда обнаружена ошибка.
Как исправить ошибку отчетного периода, когда первичные документы находятся на стадии обработки, внутреннего контроля либо отражены в бухгалтерском учете, но отчетность еще не закрыта?
Сразу оговоримся, что в кассовых документах (приходных и расходных ордерах) и в банковских документах никакие исправления не допускаются. Поэтому если ошибка была допущена при оформлении кассовых или банковских документов, то их придется составить заново.
В остальных первичных учетных документах исправления допускаются, но лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими документы. При этом неправильный текст или сумма зачеркиваются, а сверху над зачеркнутым пишется верное значение. Зачеркивать нужно одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное, но ни в коем случае не "замазывать" исправление. Затем исправленная ошибка в первичном документе оговаривается надписью "Исправленному верить", обязательно с датой исправления и подписями лиц, его внесших.
Если в бухгалтерию поступает документ с исправлениями, то его можно принимать к учету, только если исправление правильно оформлено. Кроме того, бухгалтер должен поставить свою подпись под исправленной записью, тем самым подтвердив свое согласие с исправлением.
В случае, когда бухгалтерская отчетность уже сдана, ошибки в первичных документах исправляются по-другому. Исправления делают с помощью бухгалтерских справок, письменного объяснения ситуации за подписью должностного лица и бухгалтера. В бухгалтерской справке необходимо указать:
1) наименование документа;
2) дату составления;
3) сумму, номер и дату первичного документа;
4) месяц, в котором обнаружена ошибка;
5) причину возникновения ошибки;
6) характер ошибки;
7) действия, необходимые для исправления ошибки в учете;
8) должностных лиц, ответственных за учет данной операции (главный бухгалтер, бухгалтер) и их подписи.
Таким образом, бухгалтерская справка фиксирует факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и обосновывает необходимость внесения исправительных записей в учетные регистры. В данном случае она исполняет роль первичного учетного документа.
В бухгалтерском учете исправления вносятся дополнительной записью в текущем отчетном периоде, за который предстоит сдавать отчетность.
В соответствии с пунктом 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности организация обязана хранить всю бухгалтерскую документацию не менее пяти лет. Для отдельных категорий первичных учетных документов (например, для документов, подтверждающих размер заработной платы работников) действующим законодательством установлены более длительные сроки хранения. Ответственность за сохранность бухгалтерских документов возложена на руководителя организации.
При утрате первичных документов их следует восстановить. С этой целью приказом руководителя организации назначается комиссия по расследованию причин утраты документов. В некоторых случаях могут быть привлечены представители следственных органов. Комиссия должна собрать письменные объяснения у лиц, которые отвечают за создание, обработку и хранение утраченных документов.
После установления обстоятельств пропажи первичного документа, его необходимо заново оформить. Доказательствами факта совершения хозяйственной операции, отраженной в нем, могут являться другие первичные документы, акты инвентаризации, экспертные заключения, письменные объяснения лиц и т. п.
По результатам работы комиссии оформляется акт, который утверждает руководитель организации.

Пример 1.33
В ходе налоговой проверки ООО "Старт" было установлено, что не хватает следующих первичных учетных документов:
1) платежного поручения от 19 марта 2004 года, по которому организация получила 236 000 руб. Было не ясно, к каким расчетам оно относится - если это предоплата, то необходимо было выделить НДС и перечислить его в бюджет, а этого сделано не было;
2) накладной от 20 июля 2004 года от ЗАО "Фрегат", на основании которой оприходован товар на склад, и счета-фактуры, на основании которого выделен НДС.
Руководитель организации издал приказ о создании комиссии по расследованию причин отсутствия указанных документов. Представители комиссии обратились за объяснениями к бухгалтеру, который занимается банковскими операциями. Из его письменных объяснений было установлено, что 236 000 руб. поступили от ООО "Каравай" на основании письма, в котором ООО "Старт" просило вернуть предоплату, сделанную в январе 2004 года, за товар, который так и не поступил. Указанное письмо бухгалтер приложил к объяснительной записке. Платежное поручение отсутствовало по вине банка, не представившего этот документ.
Комиссия обратилась в обслуживающий банк с просьбой выдать копию платежного поручения. Таким образом, документ был восстановлен.
Из объяснений другого бухгалтера было установлено, что товар от ЗАО "Фрегат" в действительности поступил, и это отражено не только в бухгалтерском учете, но и в складских карточках, копии которых бухгалтер приложил к объяснительной записке. На вопрос, почему отсутствуют документы от поставщика, бухгалтер не смог ничего ответить.
Комиссия обратилась к ЗАО "Фрегат" с просьбой предоставить дубликаты указанных документов. Некоторое время спустя копии затребованных документов были получены.
Неверно оформленные первичные документы должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства.

Пример 1.34
У предприятия ООО "Ирис" расчетный счет открыт в АКБ "Автобанк". В ходе плановой проверки ведения кассовых операций на предприятии были обнаружены неверно оформленные первичные учетные документы, а именно:
1) в расходном ордере от 2 февраля 2005 года N 48 нет подписи руководителя организации;
2) в расходном ордере от 15 апреля 2005 года N 69 получатель денег под отчет не проставил дату получения денег;
3) в расходном ордере от 25 июня 2005 года N 108 цифрами не указана сумма операции и корреспондирующий счет.
Все эти ошибки являются нарушениями порядка ведения кассовых операций. Исправить эти ошибки достаточно просто. Для этого необходимо заполнить недостающие реквизиты, то есть поставить подпись руководителя, указать сумму расходного ордера цифрами, а также корреспондирующий счет.
Осложнения могут возникнуть лишь в том случае, если получатель денег по расходному ордеру N 69 уже уволился и проставить дату получения денег некому. Тогда следует собрать косвенные доказательства факта выдачи ему денежных средств. Таким доказательством может быть копия его авансового отчета с указанной датой выдачи денег под отчет, которую следует приложить к неверно оформленному расходному кассовому ордеру.

1.3.2. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета
и отчетности

На основании первичных учетных документов хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета. На этом этапе бухгалтерами допускается множество ошибок и неточностей. Порядок исправления допущенных ошибок установлен в пункте 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности:
1) если ошибка обнаружена до окончания отчетного года, то исправления вносятся в том месяце отчетного периода, когда она выявлена;
2) если ошибка выявлена после окончания года, а отчетность еще не утверждена и не представлена в налоговую инспекцию, ошибку можно исправить записями в декабре отчетного года.

Пример 1.35
В январе 2005 года в издержки обращения не были включены затраты по договору аренды склада. Эти услуги носили производственный характер и были оплачены авансом в сумме 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб.
Исправлять ошибку следует в том месяце, когда она обнаружена, если год еще не закончился. Это значит, что при обнаружении ошибки в мае 2005 года - необходимо внести коррективы в бухгалтерский учет за май. Если ошибка найдена в ноябре 2005 года - исправлять ошибку следует в ноябре. Если же ошибка обнаружена, когда год уже закончился, но отчетность за 2005 год еще не сдана (до 1 апреля 2006 года), то исправительные записи делаются 31 декабря отчетного года.
В зависимости от того, в чем состоят ошибки, применяют несколько способов их исправления.
1. Если какую-либо операцию не отразили в регистрах бухгалтерского учета, то необходимо сделать дополнительную запись на сумму операции. Этот способ используется, как правило, при исправлении ошибок в документировании и оценке имущества и обязательств.

Пример 1.36
В приведенном выше примере исправлять ошибку следует именно этим способом, причем и в мае, и в ноябре, и в декабре 2005 года записи будут одинаковыми:
Дебет 44 Кредит 60
- 3000 руб. - включены в состав издержек обращения расходы на аренду склада за январь;
Дебет 19 Кредит 60
- 540 руб. - выделена сумма НДС от суммы арендной платы;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 540 руб. - предъявлен к вычету НДС.
2. Если сделана неправильная запись, которой быть не должно, то ее просто сторнируют.

Пример 1.37
В июне 2005 года было обнаружено, что на основании требования от 25 апреля 2005 года N 24 со склада дважды списали 500 м шерстяной ткани, переданной в производство, на сумму 5000 руб.
При этом в бухгалтерском учете были сделаны две одинаковые записи:
Дебет 20 Кредит 10
- 5000 руб. - отпущена ткань в производство.
Дебет 20 Кредит 10
- 5000 руб. - отпущена ткань в производство.
Для исправления ошибки необходимо одну из записей сторнировать. При этом делается прямая запись, но со знаком минус:
Дебет 20 Кредит 10
- 5000 руб. - сторнирована неверная запись.
Заметим, что делать обратную проводку в такой ситуации нельзя.
3. Неправильно сделанная бухгалтерская запись сторнируется, и делается правильная запись. Такой способ обычно используется, когда нужно исправить ошибку в корреспонденции счетов.

Пример 1.38
5 мая 2005 года ООО "Астра" оплатило техническое обслуживание контрольно-кассового аппарата (ККМ) за три месяца - май, июнь, июль - в размере 708 руб., в том числе НДС - 108 руб. При этом в бухгалтерском учете за май 2005 года были сделаны следующие записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 708 руб. - оплачено техническое обслуживание ККМ за три месяца;
Дебет 44 Кредит 60
- 600 руб. - отнесена на издержки обращения стоимость технического обслуживания ККМ;
Дебет 19 Кредит 60
- 108 руб. - выделена сумма НДС по техническому обслуживанию;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 108 руб. - предъявлен к вычету НДС.
Ошибка была обнаружена в июне 2005 года. Так как техническое обслуживание ККМ за июль к расходам II квартала не относится, эту сумму на конец первого полугодия необходимо отразить как расходы будущих периодов. Кроме того, налог на добавленную стоимость по этим расходам предъявлять к вычету нельзя.
Исправлять ошибки нужно в июне следующим образом:
Дебет 44 Кредит 60
- 400 руб. - сторнирована сумма, излишне включенная в расходы второго квартала;
Дебет 97 Кредит 60
- 400 руб. - включены в расходы будущих периодов затраты на техническое обслуживание за июль;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 60 руб. - уменьшена сумма НДС, предъявленная к вычету.
Как исправить ошибку, обнаруженную в учете прошлого года, если годовой отчет уже утвержден? Изменения в этом случае необходимо вносить в учет текущего года, причем бухгалтерскую отчетность за прошлый год исправлять не нужно. Такое положение установлено пунктами 39 и 80 Положения о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Ошибки, допущенные в прошлых годах, рассматриваются как прибыль или убыток прошлых лет. Для исправления ошибки прошлых отчетных периодов производится бухгалтерская запись в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы," что позволяет организации не искажать показатели продаж (выручка, себестоимость и др.) отчетного периода. При составлении Отчета о прибылях и убытках ошибки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отражаются по строке "Прибыль (убыток) прошлых лет" (столбцы 3-6).

Пример 1.39
Вернемся к условиям примера 1.33. Предположим, что ошибка обнаружена в августе 2005 года. Годовой отчет за 2004 год уже утвержден. Следовательно, исправить эту ошибку записями 2004 года уже нельзя, поэтому исправительные записи делаются в августе 2005 года.
Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60
- 3000 руб. - отражен убыток прошлых лет, выявленный в отчетном году;
Дебет 19 Кредит 60
- 540 руб. - выделена сумма НДС от суммы арендной платы за январь;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
- 540 руб. - предъявлен к вычету НДС.
Предположим, что ошибка, приведенная в примере 1.35, обнаружена в апреле 2005 года. Тогда исправительные записи будут выглядеть так:
Дебет 10 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 5000 руб. - отражена прибыль, выявленная в отчетном году.
Если же описанная в примере 1.36 ошибка выявлена в следующем году, то исправительные записи делать не нужно. Не придется их делать и в том случае, если эта ошибка выявлена в августе-декабре отчетного года.
На практике бухгалтеры при выявлении неправильного отражения хозяйственной операции прошлого отчетного года после утверждения годового отчета часто исправляют эту ошибку сторнированием. В результате искажаются показатели отчетного года.

Пример 1.40
В октябре 2004 года со склада ООО "Вулкан" был продан товар на сумму 5900 руб., в том числе НДС - 900 руб. В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1 "Выручка"
- 5900 руб. - отражена выручка за реализованный товар;
Дебет 90-3 "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 900 руб. - отражена сумма НДС;
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 41
- 4000 руб. - списана покупная стоимость товара.
При отражении операций по реализации была неверно указана покупная цена товара (на самом деле она составляла 2000 руб.). Это привело к тому, что в бухгалтерской отчетности были искажены показатели остатков товаров на конец года и финансового результата за 2004 год.
Ошибка была обнаружена в апреле 2005 года после сдачи отчетности за 2004 год. Чтобы исправить допущенную ошибку, бухгалтер сделал следующие записи:
Дебет 90-2 "Себестоимость продаж" Кредит 41
- 2000 руб. - сторнирована излишняя сумма в покупной стоимости товара.
В результате такой записи скорректированная сумма остатка товара стала соответствовать действительности. Но в то же время эта запись исказила показатель себестоимости реализованного товара и финансового результата за II квартал 2005 года. Это, в свою очередь, повлияло на расчет налога на пользователей автомобильных дорог за первое полугодие - налоговая база по этому налогу оказалась завышенной.
Выявленную ошибку следовало исправлять так:
Дебет 41 Кредит 91 субсчет "Прочие доходы"
- 2000 руб. - выявлена прибыль прошлых лет.
После того как в бухгалтерском учете сделаны корректирующие записи, необходимо составить бухгалтерскую справку с указанием исправленных проводок. Справка составляется в свободной форме и должна содержать обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные Законом о бухгалтерском учете.
Скажем несколько слов об исправлении ошибок в бухгалтерской отчетности, не связанных с ошибками в первичных учетных документах и в регистрах бухгалтерского учета. Эти ошибки возникают непосредственно при составлении форм бухгалтерской отчетности.
Исправляются эти ошибки так же, как в первичных учетных документах. Например, если вы:
1) забыли поставить прочерки по тем строкам, где отсутствуют показатели, то поставьте их;
2) забыли заключить некоторые показатели в круглые скобки, то, обнаружив это, подставьте скобки;
3) обнаружили, что итоговые показатели в бухгалтерских отчетных формах подсчитаны не верно, зачеркните неправильную цифру одной чертой и напишите рядом верную, затем напишите "Исправленному верить" и поставьте подпись с датой исправления.

Глава 2. Ошибки в налоговых расчетах

Основной обязанностью налогоплательщика является уплата налогов, установленных законодательством. Однако прежде чем уплатить налоги, их надо рассчитать.
Каждая организация делает это самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговых ставок и с учетом налоговых льгот. Исчисленные суммы налога отражаются в налоговых декларациях. За неправильные результаты расчетов, которые могут привести к неуплате или неполной уплате налогов Налоговым кодексом Российской Федерации, установлена ответственность. Безошибочное исчисление сумм налогов избавит организацию от таких неприятностей, как наложение штрафных санкций и взыскание пеней.
В чем причины появления ошибок в налоговых расчетах, как их избежать и как правильно исправить, если они уже совершены - вот тема настоящей главы.

2.1. Классификация ошибок в налоговой отчетности

При расчете налогов совершается достаточно большое количество ошибок. Причины их возникновения могут быть разными:
1) неверно сделаны бухгалтерские записи;
2) неправильно определена налоговая база;
3) использована не та ставка налога;
4) неправильно применена льгота по налогу;
5) перерасчет одних налогов повлиял на величину других налогов;
6) неверно применены налоговые вычеты;
7) допущены технические ошибки при заполнении декларации.

2.1.1. Ошибки, возникшие в результате неверных бухгалтерских записей

Есть ошибки сугубо бухгалтерские, то есть не влияющие на исчисление налогов. Однако такие ошибки встречается достаточно редко - как правило, неверные записи в бухгалтерском учете приводят к ошибкам в налоговых расчетах. Связано это с тем, что многие налоги рассчитываются, исходя из данных бухгалтерского учета.
Например, ошибки по операциям с основными средствами предприятия влияют на расчет налога на имущество. Неправильное отражение выручки от реализации товаров, работ, услуг может привести к ошибкам при расчете НДС.

2.1.2. Неправильное определение налоговой базы

Как показывает практика, большинство допущенных бухгалтерами ошибок при расчете налогов связано с занижением налоговой базы. Например, при расчете налога на прибыль организации включают в состав расходов те затраты, которые не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. А при расчете налога на имущество - не учитывает стоимость основных средств, подлежащих налогообложению.

Пример 2.1
На балансе ЗАО "Страта" числится жилое помещение, которое организация не использует в производстве для получения дохода. Первоначальная стоимость этого объекта составляет 2 400 000 руб.
Согласно пункту 17 ПБУ 6/01 квартира относится к объектам жилищного фонда и не подлежит амортизации. Поэтому при расчете налога на имущество бухгалтер учел только первоначальную стоимость жилого помещения.
В результате сумма налога на имущество за 2004 год составила:
2 400 000 руб. x 13 мес. : 13 мес. x 2,2% = 52 800 руб.
Ошибка бухгалтера ЗАО "Страта" состоит втом, что он неверно определил налоговую базу по налогу на имущество. Дело в том, что в конце отчетного года по объектам жилищного фонда начисляется износ, который отражается на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
Налоговой базой по налогу на имущество является разница между первоначальной стоимостью жилого помещения и суммой начисленного износа (п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ). Износ начисляется один раз в конце отчетного года. Налоговая база определяется на 1-е число каждого месяца. Поэтому годовую сумму износа следует равномерно распределить по месяцам налогового периода.
Ежегодная норма износа по жилому помещению составляет 1%. Сумма износа по квартире за год составляет 240 000 руб.
Квартира была приобретена в декабре 2001 года. Сумма износа, начисленная на 1 января 2004 года, равна 480 000 руб. (240 000 руб. x 2 года).
Налоговая база по налогу на имущество составит:
на 1 января 2004 года - 1 920 000 руб. (2 400 000 руб. - 480 000 руб.);
на 1 февраля - 1 900 000 руб. (1 920 000 руб. - 240 000 руб. : 12 мес.);
на 1 марта - 1 880 000 руб. (1 900 000 руб. - 20 000 руб.);
на 1 апреля - 1 860 000 руб.;
на 1 мая - 1 840 000 руб.;
на 1 июня - 1 820 000 руб.;
на 1 июля - 1 800 000 руб.;
на 1 августа - 1 780 000 руб.;
на 1 сентября - 1 760 000 руб.;
на 1 октября - 1 740 000 руб.;
на 1 ноября - 1 720 000 руб.;
на 1 декабря - 1 700 000 руб.;
на 1 января 2005 года - 1 680 000 руб.
Рассчитаем сумму налога на имущество за 2004 год.
(1 920 000 руб. + 1 900 000 руб. + 1 880 000 руб. + 1 860 000 руб. + 1 840  000 руб. + 1 820 000 руб. + 1 800 000 руб. + 1 780 000 руб. + 1 760 000 руб. + 1 740 000 руб. + 1 720 000 руб. + 1 700 000 руб. + 1 680 000 руб.) : 13 мес. x 2,2% = 39 600 руб.
Таким образом, ошибка бухгалтера при расчете налоговой базы по налогу на имущество привела к тому, что организация заплатила в бюджет больше, чем следовало. Сумма переплаты составила 13 200 руб. (52 800 руб. - 39 600 руб.).

2.1.3. Неверное применение налоговых ставок

Пример 2.2
Фермер заключил с ООО "Мельник" договор на переработку зерна в муку и в начале августа 2005 года перечислил предприятию предоплату в размере 110 000 руб., включая НДС - 10 000 руб.
В конце августа 2005 года муку передали фермеру. В бухгалтерском учете это было отражено так:
Дебет 51 Кредит 62
- 110 000 руб. - получена предоплата от фермера;
Дебет 62 Кредит 90-1 "Выручка"
- 110 000 руб. - отражена выручка от выполнения работ;
Дебет 90-3 "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 10 000 руб. (110 000 руб. x 10% : 110%) - начислен НДС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ реализация муки облагается по ставке 10%, по которой ООО "Мельник" и рассчитало сумму НДС с выручки.
Однако в данном случае объектом налогообложения является не товар (мука), а реализация выполненной работы, которая облагается НДС по ставке 18%. Поэтому, неправильно применив ставку налога, предприятие неверно начислило НДС.

Пример 2.3
По итогам деятельности за 2004 год ООО "Дизайн" получило прибыль в размере 100 000 руб. Сумма налога на прибыль по ставке 24% составила 24 000 руб. (100 000 руб. x 24%), в том числе:
в федеральный бюджет - 5000 руб. (100 000 руб. x 5%);
в бюджет субъекта РФ - 17 000руб. (100 000 руб. x 17%);
в местный бюджет - 2000 руб. (100 000 руб. x 2%).
В 1 квартале 2005 году прибыль составила 50 000 руб.
Сумма налога на прибыль, рассчитанная бухгалтером по тем же ставкам, составила 12 000 руб. (50 000 руб. x 24%), в том числе:
в федеральный бюджет - 2 500 руб. (50 000 руб. x 5%);
в бюджет субъекта РФ - 8 500 руб. (50 000 руб. x 17%);
в местный бюджет - 1000 руб. (50 000 руб. x 2%).
Ошибка бухгалтера состоит в том, что в 2005 году при распределении налога на прибыль по бюджетам разных уровней он использовал те ставки, которые применялись в 2004 году.
Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ внесены изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. Они касаются бюджетного распределения налога на прибыль.
Начиная с 1 января 2005 года, налог на прибыль не зачисляется в местные бюджеты. В федеральный бюджет налог на прибыль рассчитывается по ставке 6,5%, а в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17,5%.
Таким образом, в результате того, что бухгалтер использовал неверные ставки налогов, у организации образовалась переплата по налогу на прибыль в местный бюджет и недоплата по этому налогу в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Чтобы избежать ошибок при расчете налогов, следует точно знать, по какой ставке рассчитывается налог. Несмотря на то что ставка налога на прибыль остается неизменной с 2002 года, законодатели ежегодно пересматривают распределение этого налога по бюджетам разного уровня (табл. П 2.1).

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 5)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign