LINEBURG




ОГЛАВЛЕНИЕ


РОССИЙСКИЙ АКЦИОНЕРНЫЙ ЗАКОН

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 20 декабря 2001 года

В.А. БЕЛОВ

Белов Вадим Анатольевич, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Федеральный закон N 120-ФЗ, внесший существенные изменения и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах" <*>, был принят 7 августа 2001 г. На страницах "ЭЖ-ЮРИСТ" мы уже проводили анализ отдельных законодательных новелл (см., например, "Новый Закон об акционерных обществах" (N 33), "Открытый вопрос о закрытом обществе" (N 41) Марголин А.М.). Однако не все изменения были освещены, и некоторые из них не нашли своего отражения в опубликованных материалах. С учетом того, что основной массив изменений и дополнений начнет действовать с 1 января 2002 г., считаем целесообразным акцентировать внимание читателей на иных правовых институтах Закона именно сейчас.
--------------------------------
<*> Далее - Закон.

Приобретение и выкуп размещенных акций

Подход к праву АО на приобретение собственных акций принципиально изменен. Ситуация, в которой общество является акционером самого себя, окончательно признана законодателем аномальной, и в соответствии с этим сделано все, чтобы максимально затруднить обществам скупку собственных акций.
Во-первых, само право приобретения собственных размещенных акций теперь существует только у таких акционерных обществ, для которых оно прямо предусмотрено их уставами (п. 2 ст. 72 Закона). Ранее это право существовало у обществ всегда, если только не было ограничено уставом (то есть ранее существовавший подход заменен на противоположный).
Во-вторых, решение о приобретении акционерным обществом собственных размещенных акций теперь принимается, по общему правилу, общим собранием акционеров. Чтобы оно могло приниматься советом директоров, необходима прямая запись об этом в уставе (п. 2 ст. 72 Закона). Ранее такое решение принималось, по общему правилу, советом директоров, причем уставом могло быть передано и в ведение исполнительного органа. Собрание требовалось лишь тогда, когда приобретение акций планировалось осуществлять с целью последующего их погашения (способ уменьшения уставного капитала).
Наконец, в-третьих, теперь АО обязано приобретать любые свои акции по цене, определенной в соответствии со ст. 77 Закона, т.е. по их рыночной стоимости. Ранее такая обязанность была установлена только в отношении обыкновенных акций.
По-прежнему приобретенные обществом собственные размещенные акции могут находиться на балансе общества не более года с даты приобретения. Если в течение этого года акции не будут реализованы, то общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения приобретенных и просроченных реализацией акций (абз. 2 п. 3 ст. 72 Закона). Существовавшая ранее альтернатива - принятие решения об увеличении номинальной стоимости остальных акций за счет погашения приобретенных акций с сохранением прежнего размера уставного капитала - теперь снята; более такого решения принимать нельзя.
Изменения в этом вопросе минимальны и носят главным образом технический и уточняющий характер, а именно:
- в связи с изменением взгляда на крупные сделки как сделки, требующие одобрения собрания или совета, а не заключения их указанными органами, в абз. 2 п. 1 ст. 75 Закона слова "решение о совершении" заменены словами "решение об одобрении" (сделки);
- там же исправлена давно замеченная правоприменителями опечатка: ошибочное указание на ст. 89 заменено правильной отсылкой к ст. 79;
- в пункте 2 ст. 75 указание на "список акционеров" заменено словами "список лиц" (выше уже говорилось об этом терминологическом изменении);
- цена выкупа акций по-прежнему определяется советом директоров, но не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком (п. 3 ст. 75 Закона);
- из пункта 2 ст. 76 Закона исключена норма о семидневном сроке направления акционерам, не имеющим права на участие в общем собрании, информации о наличии у них права требовать выкупа акций (по смыслу Новой редакции Закона акционеров, которые не имели бы права участия в собрании, просто не бывает; другое дело, что голосовать могут далеко не все);
- уточнено (п. 6 ст. 76 Закона), что выкупленные акции должны быть реализованы эмитентом по их рыночной стоимости.

Консолидация и дробление

Статья 74 - о консолидации и дроблении акций - также подверглась техническим изменениям. Так, в абз. 1 п. 1 уточнено, что по результатам консолидации акций вносятся изменения в устав в части не только объявленных, но и размещенных акций (ранее шла речь только об объявленных акциях); аналогичное уточнение сделано в п. 2 данной статьи.
Естественно, что в связи с введением института дробных акций (см. выше) из п. 1 ст. 74 исключен абз. 2 - об обязанности АО выкупить дробные части акций, образовавшиеся при консолидации.

Рыночная стоимость имущества

Статья 77 Новой редакции, несмотря на сохранение у нее прежнего наименования ("Определение рыночной стоимости имущества"), описывает, по сути, прежнее содержание новой терминологией, разделяя понятия:
- цены имущества;
- цены размещения эмиссионных ценных бумаг;
- цены выкупа (приобретения) эмиссионных ценных бумаг.
По Старой редакции Закона все три понятия объединялись одним термином - "рыночная стоимость имущества". В Новой редакции этот всеобъемлющий термин снят; изъято из Закона и его определение. "Рыночная стоимость" используется теперь как термин, определение значения которого не входит в задачи акционерного закона. Связано данное изменение в законодательстве с тем, что рыночная стоимость - имущества или акций - определяется советом директоров не произвольно, а исходя либо из объективных данных, которые легко могут быть получены и проверены любым интересующимся лицом, либо из результата оценки, проведенной профессиональным независимым оценщиком (уж он-то не может не знать, что такое рыночная стоимость). Итак, в случаях, когда в соответствии с акционерным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяется решением совета директоров общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости (абз. 1 п. 1 ст. 77 Новой редакции).
Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик; в случаях, предусмотренных Законом (см. п. 3 ст. 34, п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 77), его привлечение обязательно (п. 2 ст. 77 Новой редакции).
При определении цены размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно публикуется в печати, привлечение независимого оценщика необязательно, а для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание цена покупки или цена спроса и предложения (п. 2 ст. 77 Новой редакции).
Решения совета директоров об определении цены имущества, а также цен размещения и выкупа (приобретения) ценных бумаг принимаются членами совета, не заинтересованными в совершении сделки (п. 1 ст. 77 Новой редакции), для которой (которых) определяется цена, а в обществе с числом акционеров 1000 и более - независимыми директорами, не заинтересованными в совершении сделки (абзац 2 п. 1 Новой редакции ст. 77). О том, кто такой "независимый директор" и чем он отличается от "директора, не заинтересованного в совершении сделки", - см. п. 3 ст. 83 Новой редакции.
Привлечение к процессу определения цен имущества и эмиссионных ценных бумаг государственного финансового контрольного органа (п. 3 ст. 77 Закона) продолжает оставаться обязательным, но в несколько ограниченном количестве случаев: лишь тогда, когда государство и (или) муниципальное образование владеет более чем 2% голосующих акций АО. Ранее его участие в оценке было обязательно независимо от количества и типа принадлежащих публичному образованию акций.

Крупные сделки

Определение понятия крупной сделки (п. 1 ст. 78 Закона) уточнено в том смысле, что сопоставление стоимости (цены) приобретаемого или отчуждаемого (возможно отчуждаемого) имущества осуществляется с данными о балансовой стоимости его активов, содержащимися в бухгалтерской отчетности общества на последнюю отчетную дату (ранее было на дату принятия решения о совершении сделок). При этом цена имущества, для целей ее сравнения с балансовой стоимостью активов АО, по-прежнему определяется советом директоров по правилам определения рыночной стоимости имущества (п. 2 ст. 78 Закона).
Определение также дополнено перечнем сделок, которые могут быть признаны крупными, - заем, кредит, залог, поручительство. Перечень этот не является исчерпывающим.
В число крупных по-прежнему не попадают сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также (и это является принципиальным новшеством) сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, и сделки, связанные с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Исключение данных сделок из категории крупных объясняется тем, что самая возможность и будущие условия их совершения безотносительно к их сумме определяются решениями совета директоров или даже собрания акционеров. В повторных решениях тех же самых органов об одобрении отдельных сделок, совершаемых в процессе размещения, именно как сделок крупных просто нет необходимости.
Как уже было отмечено, совет и собрание теперь не совершают крупных сделок, а лишь одобряют таковые - как планируемые, так и уже совершенные единоличным исполнительным органом сделки (п. 1 ст. 79 Новой редакции).
Данное глобальное изменение законодательства, отразившееся прежде всего в ст. ст. 78 и 79 Закона, являет собой последовательное воплощение принципа разграничения компетенции волеобразующих и волеизъявляющих органов юридического лица. Собрание акционеров и совет директоров - ныне целиком волеобразующие органы, органы, формирующие волю юридического лица, но не выражающие ее вовне. Органами, общающимися с контрагентами юридического лица, выражающими эту волю вовне, являются его исполнительные органы (директор и правление).
Уставом конкретного общества правила Закона о порядке одобрения крупных сделок могут быть распространены и на случаи совершения обществом иных сделок. Ранее подобного разрешения не было.
Распределение компетенции одобрения крупных сделок между собранием и советом осталось прежним: сделки ценой от 25 до 50% балансовой стоимости активов одобряются советом директоров, свыше 50%, а также сделки, решение об одобрении которых не было принято советом директоров, - собранием акционеров (п. п. 2 и 3 ст. 79 Новой редакции). Несколько иным (хотя и основанным на ранее действовавших нормах) стал порядок принятия решений об одобрении крупных сделок:
- совет директоров принимает решение об одобрении единогласно всеми членами совета (кроме выбывших);
- собрание акционеров по общему правилу принимает решение кворумом в три четверти от числа присутствующих <*>;
--------------------------------
<*> С 1 января 2002 г. Таким образом, в течение небольшого промежутка времени - от вступления в силу изменений к ст. 49 и до вступления в силу изменений к ст. 79 (с 9 августа 2001 г. по 31 декабря 2001 г. включительно) - вопрос об одобрении собранием акционеров крупной сделки ценой свыше 50% балансовой стоимости активов АО вполне может быть решен простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

- вопрос об одобрении крупной сделки, не решенный советом директоров по причине отсутствия единогласия, собрание акционеров решает простым большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
Совершенно новыми являются нормы п. п. 4 - 7 Новой редакции ст. 79 о содержании решения об одобрении крупной сделки, соотношении норм глав X и XI Закона, оспоримости крупных сделок и применимости норм ст. 79 к обществам с одним акционером. Воспроизведем эти нормы Закона. В особых комментариях они не нуждаются.
В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.
В случае если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения главы XI настоящего Федерального закона (ранее применялись положения обеих глав - см. п. 7 ст. 83 Старой редакции).
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску общества или акционера <*>.
--------------------------------
<*> Один из немногих случаев, когда сделка, не соответствующая требованиям Закона, рассматривается не как ничтожная, а как оспоримая (см. ст. 168 ГК РФ).

Положения ст. 79 Закона не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

Приобретение 30 и более % обыкновенных акций

Регулирование данной процедуры не имеет непосредственного отношения к вопросу о порядке совершения крупных сделок, но помещено именно в этой, X главе Закона (ст. 80).
Новации в порядке ее осуществления суть следующие:
- урегулированная ст. 80 процедура применяется только в том случае, если предметом сделки являются акции общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных акций более 1000 (ранее было иначе - нормы п. п. 2 - 7 применялись во всех случаях, независимо от числа акционеров в обществе);
- урегулированная ст. 80 процедура распространяется на приобретение каждых 5% размещенных обыкновенных акций свыше 30% размещенных обыкновенных акций общества <*> (ранее единого мнения по этому вопросу не было) (п. 7);
--------------------------------
<*> И все равно данная норма может вызвать различное толкование. Следует ли ее понимать в том смысле, что, купив 30% акций с соблюдением требований ст. 80, лицо вправе докупать еще по 4,99% без соблюдения требований ст. 80, либо в том, что для всякой сделки, которая приведет к увеличению размера участия в АО более чем на 5% (независимо от количества акций в самой сделке), необходимо соблюдение процедуры ст. 80? Очевидно, имелось в виду второе толкование - для крупных акционеров весьма нежелательное. Несложно предсказать, что скоро вокруг данной формулировки развернутся настоящие баталии.

- лицо, намеревающееся приобрести указанное количество акций, обязано направить в общество письменное уведомление о данном своем намерении не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 30 дней до даты приобретения (ранее не было 90-дневного ограничения) (п. 1);
- лицо, которое уже приобрело указанное количество акций, обязано в течение 30 дней с даты приобретения предложить акционерам продать ему принадлежащие им обыкновенные акции общества и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в обыкновенные акции, по рыночной цене, но не ниже их средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате приобретения (ранее речь шла только об акциях, а цена не называлась рыночной) (п. 2);
- лицо, предложение которого о продаже акций принято акционером, обязано приобрести и оплатить такие акции не позднее 15 дней с даты принятия акционером предложения (ранее такой обязанности не было; похожая норма о 120-дневном сроке приобретения акций, который отсчитывался от даты направления обществу извещения о намерении, содержалась в п. 6 Старой редакции, который теперь исключен) (п. 4).
Несколько иначе урегулированы последствия нарушения ст. 80 Закона. Теперь лицо, которое приобрело акции с нарушениями требований этой статьи, вправе голосовать на общем собрании акционеров по акциям, общее количество которых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением требований ст. 80 Закона. Ранее количество голосующих акций у такого лица никогда не могло превысить 30%.




ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(Перечень ссылок подготовлен специалистами
КонсультантПлюс)

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)





ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign