LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

При анализе понятия социальных институтов можно обратиться к исследованию А. Миллера, обобщившего различные теории этого социального феномена. А. Миллер установил, что социальный институт – это совокупность организационных форм и функций, позволяющих отдельным группам, общества в целом, реализовывать потребности и регулировать поведение людей. Подчеркните, что нельзя сводить предметную область социологии к изучению социальных ролей, так как не все общественные отношения имеют институциональный характер, например обряды и традиции.
Определите понятия функций, целей и задач социальных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наиболее важные среди них: создание возможностей членам общества удовлетворять разнообразные потребности; регулирование поведения членов общества в рамках принятых норм социальных отношений, т. е. обеспечение выполнения желательных действий и наказания за нарушения законов и норм, обеспечение устойчивости общественной жизнедеятельности; поддержание выполнения важных для общества функций; осуществление интеграции стремлений, действий и отношений, т. е. поддержка сплоченности общества. Говоря о структуре социальных институтов, их типологии и иерархии, необходимо обратить внимание на то, что основания типологии могут быть самыми различными в зависимости от целей исследования проблемы социальных институтов. Например, в зависимости от выполняемых содержательных задач социальные институты могут подразделяться на политические, экономические, воспитательные, культурные и т. д. Основанием типологии может служить уровень формализации институтов. В любом цивилизованном обществе существует определенная иерархия социальных институтов. Она может базироваться на конституции или законах страны, на неформальных признаках, таких, например, как престиж института в глазах общественности.
Выводы. Обобщая изученный материал, сосредоточьте внимание на целях, задачах и функциях социальных институтов и их роли в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.

Понятие социального института
Социальный институт – устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования. “Социальный институт” является одной из основных категорий социологии. В ней отражаются определенные организационные формы социальных действий и процессов, общие роли социальных общностей и групп. Простейшие виды и взаимодействия – это те “кирпичики”, из которых складываются сложные социальные институты. Возникновение социальных институтов прямо детерминировано образованием коллективов, общностей, групп. Это потребность всего социума, связанная с гарантиями непрерывной социальной жизни, с коммуникацией, производством продуктов и услуг, их распределением, с защитой граждан, их размещением по социальным позициям (“табель о рангах”), с поддержанием социального порядка и сплоченностью социальных групп. Поскольку институты действуют от имени общества как целого, постольку они являются важной формой социальных связей и, вместе с тем, инструментом их формирования. М. Барбер метко назвал социальные институты “фабриками” по воспроизводству социальных связей. Их можно считать нормативными, так как содержание этих связей устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.
Социальный институт – это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений (чиновников, менеджеров, управляющих, служащих и пр.). Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений в них и подготовкой кадров. Социальный институт объективирован, структурирован, функционален. Успех деятельности института зависит и от четкого определения целей, и от рационального разделения труда, его организации, и от признания его престижа (Я. Щепаньский).
Нашему пониманию социального института не противоречат трактовки западных социологов. В книге М. Тейлора, Л. Рин, С. Розенталя, К. Догби “Введение а социологию” социальный институт рассматривается как “набор норм и видов деятельности, группирующихся вокруг удовлетворения частных потребностей или интересов общества”.
Социологическая характеристика социального института дана в американском “Современном социологическом словаре” А. и. Дж. Теодорсонов, где он рассматривается как взаимосвязанная система “социальных ролей и норм, созданная и действующая для удовлетворения важных социальных потребностей и функций”.
В английском словаре по социологии отмечается, что термин “институт” широко используется для описания социальной практики, постоянно и регулярно повторяемой и санкционированной социальными нормами. Он имеет главное значение в социальной структуре. Подобно термину “роль”, понятие “институт” направлено на установление образцов поведения. Но институт рассматривается как более общее, высшего порядка объединение, включающее множество ролей.
Авторы словаря выделяют пять главных институциональных комплексов:
1) экономические институты, которые служат производству. и распределению ценностей и услуг; 2) политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью; 3) институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов; 4) институты родства, которые связаны с браком, семьей и социализацией молодежи; 5) культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Авторы исходят из того, что институционализация – это процесс, посредством которого социальная практика становится настолько регулярной, что появляется возможность описывать ее как институт.

Классификация и функции институтов
При всем различии социальных институтов они имеют общие типологические признаки и прежде всего цель деятельности. Институты могут быть монофункциональными (реализуют какую-нибудь одну функцию) и полифункциональными (реализуют ряд основных и неосновных функций). Институт всегда имеет позицию и как мы показали, набор выполняемых им ролей. Эти роли в одном и том же институте могут быть амбивалентными, т. е. содержать в себе противоречивые, но взаимопроникающие значения (примером служит армия). Обязательными для института являются санкции (наказание или поощрение), обеспечивающие поддержку желаемого поведения и ограничение при помощи власти всего того, что мешает нормальному функционированию социальной системы. Несомненно, основой взаимодействия института с общественной средой является реализация его главной функции – обеспечение условий для удовлетворения конкретных социальных потребностей. Они в процессе общественного функционирования меняются. Соответственно этому меняются содержание деятельности социального института и способ его связи с обществом.
Для социологии как науки весьма важен анализ ситуации, когда социальные потребности не находят соответствующего отражения в деятельности института. Возникают, как говорят социологи, “дисфункции”, т. е. институт перестает соответствовать общественным потребностям. Социология призвана проникать в истоки, находить формы проявления возникающих противоречий и пути их разрешения. Например, фиксируется неясность цели института, размываются функции, падает его авторитет среди населения. Устранить эти деформации непросто. Сложность состоит в том, что однажды возникнув, социальный институт и в условиях нарастающей дисфункциональности продолжает действовать, работать “на себя”, на свои интересы, не совпадающие с общественными. “Свои” интересы всегда имеют конкретного носителя. Подобная персонификация социального института – признак его вырождения, источник дезорганизации, социальной несправедливости по отношению к основной массе.
В западной социологии сложился целый ряд направлений “институциональной социологии”, бюрократии и рациональности (М. Барбер, Р. Бендикс, П. Блау, М. Дюверже. С. Липсет, Р. Миллс, Т. Парсонс и др.). Объективная дифференциация социальных институтов позволяет говорить об их особой стратификации и мобильности.
2. Семья как социальный институт
Ф. Энгельс считал, что определяющим моментом в истории являются: а) “ступень развития труда”, с одной стороны, “и б) уровень развития семьи”. Семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует базовые предусловия функционирования социума путём физического и социокультурного замещения старых поколений, благодаря рождению детей и поддержке существования всех членов семьи. Без воспроизводства населения и социализации поколений невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Семья- это сложное социальное образование и представляет собой результат специфических социальных процессов, происходящих в обществе. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологией взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с демографической динамикой, с экономическими условиями жизни, с государством и политикой, с историческими трансформациями в целом. И в этом смысле в социологии семья рассматривается как социальный институт, находящийся во взаимосвязи с институтами и процессами в обществе. С другой стороны, социология рассматривает семью как малую группу, как сравнительно автономную социальную систему со специфическими функциями, системой ценностей, установок, ролей. Следовательно, в социологии с её специфическим подходом изучения социального мира через взаимосвязь личного и общественного семья выступает в качестве посредника между индивидом и обществом.
Эта посредническая роль семьи на макроуровне изучается на институциональном уровне, т. е. в качестве простого социального института и его функций. На микроуровне семья как малая социальная группа изучается как единство взаимодействующих личностей (членов семьи).
В разных школах социологии доминируют эти два подхода к феномену.
Семья как социальный институт.
В социологии марксизма, функционализма, закономерности становления и модернизации семьи вместе с эволюцией общества.
2) Социология “социальных групп” представляет семью как малую группу, что выражено во взглядах Э. Бержесса на семью как единство взаимодействующих личностей.
3) Третий подход интегральный в социологии, рассматривает семью как систему, он вбирает в себя институциональный и микрогрупповой подход. Так Т. Парсонс и К. Дэвис отмечали: “Стабильность семьи зависит одновременно как от внешних социокультурных влияний, так и от внутренних взаимодействий. Согласно Т. Парсонсу, семья это подсистема общества, обеспечивающая стабильность социума, благодаря установлению инструментальных отношений с другими социальными подсистемами и структурами.

Определение понятия семьи
Существует множество определений семьи в социологии А. Г. Харчев определял семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности. Однако, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на триединых отношениях “супружества – родительства – родства”. Это основной тип семьи, насчитывает в России 60-70% из общего числа вступивших в брак. Бездетные молодожёны – 15-20% и бездетные супруги – 10-15%.
Поэтому семью, в строгом смысле слова, не следует сводить только к супружеству, sex-партнёрству, или сожительству. Их чаще называют “семейные группы”. Семья – не брачная группа, а социальный институт, т. е. система связей и взаимодействий между членами семьи, выполняющих функцию воспроизводства населения и регуляции отношений между полами, родителями и детьми.
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера брака, особенностей родительства и родства. Семья и брак как институт возникла и развивалась с формированием общества.
В зависимости от форм брака выделяются полигамная и моногамная семья. Полигамная – это брак одного супруга с несколькими.
Стадии дикости соответствовал групповой брак в роду (стадо);
для варварства характерен парный брак, т. е. брак одного супруга с несколькими членами семьи (по Дж. Моргану).
Полигамия бывает двух видов: 1) полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами (патриархат); 2) полиандрия (основа от андр- муж, мужчина) – брак одной женщины с несколькими мужчинами. Форма брака эпохи матриархата, когда власть в клане принадлежала женщине, и принадлежность детей в браке определялась не по отцовству, а по материнству (одна мать, много мужей). Экзогамия- промежуточная форма брака, где супружество возможно с несколькими партнёрами, но лишь вне данной родственно-семейной группы (фратрии). Эндогамные браки заключаются внутри фратрии (кровосмесительные).
Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной (дополняется полигамными отношениями полов вне семьи). Моногамия встречается в истории семьи в 5 раз реже, чем полигамия, полиандрия- в 20 раз реже, чем моногамия, и в 1000 раз реже полигинии.
По критерию социального статуса семьи бывают гомогенные (супруги из одной социальной страты) и гетерогенными (из разных классов, каст, слоёв), и по национально- этническому критерию – браки межнациональные или внутринациональные.
Процесс формирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами (сексуальные стандарты поведения, нормы выбора брачного партнёра, отношения между родителями и детьми).
На ранних стадиях общества отношения полов и поколений регулировались племенно-родовыми обычаями (священные синкретические нормы поведения), базировались на религиозно-нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало ответственность не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее брак. Социальный контроль и санкции помимо обычая и религии стали осуществлять государственные органы. В современном урбанизированном обществе (Запад) основным типом семьи стали нуклеарные семьи, состоящие из двух поколений- родители, дети. Нуклеарная семья называется репродуктивной (если в ней остались несовершеннолетние дети) или ориентационной (вышли взрослые дети и создали свои репродуктивные семьи). Иногда нуклеарные семьи называют супружескими. Расширенная семья состоит из ряда супружеских пар (тесть-тёща, свёкор-свекровь, братья-сёстры, их супруги-дети). Это кровнородственные семьи. Полная расширенная семья – это когда никто из мужчин разных поколений не покидает пределы большой семьи (Китай).

Функции семьи
В социологии выделяются специфические и общие функции семьи. У каждого социального института есть уникальные функции, определяющие профиль конкретного института и функции, сопровождающие действия основных функций. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают её особенности, а неспецифические функции семья вынуждена исполнять в определённых обстоятельствах.
Специфические функции:
1) деторождение (репродуктивная функция). Малодетные семьи – это семьи с 1-2 детьми, состоит из двух пар, т. е. нет воспроизводства. Для воспроизводства нужно примерно 2, 5 детей в семье, или 1 (4-двухдетных семей, а 1 (3- трёхдетных семей, 20% – четырёхдетных, 7% – пятидетных, или 14% – бездетных или однодетных;
2) функция содержания и социализации детей – остаётся при всех изменениях общества, но с усилением роли институтов государства в ХХ веке исторически заметен рост тенденции убывания потребности семьи в детях;
хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья семьи, уход за малолетними и престарелыми.
Неспецифические функции:
экономическая- экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных;
передача собственности, статуса;
организация отдыха досуга;
первичного социального контроля.
В ХХ веке общество и государство всё больше совмещают вместе с семьёй выполнение неспецифических функций.
Таким образом, социальные институты- это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится здание общества.

Вопросы для самоконтроля
Что означает термин “Социальный институт”?
Приведите примеры простых и сложных социальных институтов.
Что означает процесс институализации социальных отношений?
Каковы основные элементы организованных социальных систем?
Дайте определение института брака и семьи.
Какую эволюцию в истории прошли формы семьи?

Литература
Андреев Ю. П. Категория “социальный институт”. // Философские науки. 1984, №1.
Блау П. М. Исследование формальных организаций. // Американская социология. М., 1972.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Воучел Э. Ф. Семья и родство. //Американская социология. М., 1972.
Земски М. Семья и личность. М., 1986.
Пер Монсон. Современная западная социология. СПб., 1992.
Пригожин А. И. Социология организации. М., 1980.
Мауковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1994.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Харчев А. Г., Мауковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1987.



















СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Понятие, причины и виды социальных конфликтов.
Массовые действия. Социальные движения.

Основные понятия
Аномия, конфликтный социум, антагонизмы, кризис системы, контрдействия, нарушение механизма стабилизации системы, консенсус, нейтрализация оппонента, бифуркация, компромисс, латентность, деловая зона, постконфликтный синдром, максимализм сторон, фрустрация, общественное настроение.
Цель информации: дать студентам представление о природе, динамике, субъектах и способах разрешения социальных конфликтов в обществе.

Рекомендации
Первый вопрос. При изучении природы, сущности и участниках социальных конфликтов найдите в литературе их определения, и постарайтесь на конкретных примеров существующих в мире конфликтных систем (общества, группы, социального института) выяснить мотивы и предпосылки вызревания в обществе социальной напряжённости. Тщательно изучите основы теории современной западной конфликтологии и попытайтесь осуществить сравнительный анализ наиболее распространённых в социологии конфликтных парадигм.
При изучении закономерностей функционирования социальных систем, сосредоточьте внимание на понятии кризисный социум и рассмотрите процессы интеграции и дезинтеграции, дифференциации интересов, стратификации, функциональные и дисфункциональные системы, стихийные и целенаправленные конфликты. Особое внимание следует уделить концепциям конфликтного социума К. Маркса, Р. Дарендорфа, Л. Козера и др.
Второй вопрос целесообразно рассмотреть методом сравнительного анализа многочисленных видов массовых социальных движений и действий, раскрыть диалектический характер их взаимодействия, взаимообусловленности, объяснить характер, направленность, движущие силы современных формальных и неформальных массовых движений. Иерархию массовых движений и современное состояние массового сознания полезно проанализировать на основе изучения политической жизни российского общества.

Понятие, причины и виды социальных конфликтов
Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества. Конфликт- это столкновение между людьми или большими социальными группами, которое выступает как повсеместное явление, т. е. любое общество подвержено конфликтам. Они могут привести к разрушению не только экономических или политических систем, но и самого общества в целом. Поэтому внутри социологии образовалась специальная отрасль – конфликтология, перед которой стоит ряд научных и практических проблем. Возможно ли существование общества без конфликтов? Вопрос о 1) причинах конфликтов; 2) о роли конфликтов в жизни общества; 3) о возможностях регулирования социальных конфликтов.
Термин “конфликт” произошёл от латинского слова conflictus – столкновение.
Понятие “социальный конфликт” – это сложное явление. Это определённая форма социального взаимодействия между людьми в виде столкновения противоположных целей, ценностей, взглядов, потребностей, интересов. Конфликт- есть одновременное развёртывание действия и контр-действия. Это исключительно сложное действие двух или большего числа сторон, объединённых противодействием.
Термин “социальный конфликт” введён немецким социологом Георгом Зиммелем, который назвал его “спором”. М. Вебер называл конфликт “борьбой”. Английский социолог Энтони Гидденс определяет конфликт как “реальную борьбу между действующими людьми или группами”. Американцы Т. Парсонс и Р. Мертон рассматривали конфликт как дисфункцию отдельных структур в социальной системе. Л. Козер считает конфликт важнейшим элементом социального взаимодействия, который способствует укреплению или разрушению социальных связей. В целом, в социологии конфликт определяется как форма взаимодействия между различными социальными общностями.
Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством.
Но не следует объективные противоречия отождествлять с конфликтом. Противоречия порождают открытые и закрытые конфликты только тогда, когда осознаются людьми, как несовместимые интересы, потребности.
Социальный конфликт есть способ взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью. Динамика социальных систем есть процесс, который реализуется в различных типах социального взаимодействия: соревновании, приспособлении, ассимиляции, конфликте. Заметим, что конфликт здесь выступает как некая связующая переходная форма, скажем, к соревнованию (конкуренции), консенсусу. Консенсус – один из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений у сторон.
Так или иначе конфликт был и остается постоянным спутником общественной жизни, столь же соответствуя природе общества и человека, сколь и консенсус. Легализацию конфликтологии у нас подтолкнула ситуация, когда страну буквально захлестнули конфликты, когда мы оказались не готовы к тому, что “демократия – это конфликт”. Особая роль принадлежит социологическому аспекту исследования (конфликт и общество), политологическому (конфликт и политика). Но все большее значение приобретает социально-психологический аспект в плане исследования динамики конфликта. Выделим две основные концепции социального конфликта.
“Концепция позитивно-функционального конфликта” (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Ю. Гальтунг и др.) является собственно социологической. В ней конфликт рассматривается как проблема общения и взаимодействия. Его социальная роль – стабилизация. Но устойчивость общества зависит от количества существующих в нем конфликтных отношении и типов связей между ними. Чем больше разных конфликтов пересекаются, чем сложнее групповая дифференциация общества, тем труднее разделить всех людей на два противоборствующих лагеря, не имеющих никаких общих ценностей и норм. Значит, чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
В данной концепции выделяется “конкуренция” как ключевое понятие, а интересы сторон считаются побудительной силой конфликта. Его процесс складывается из совокупности. реакций на внешний мир. Все столкновения- это реактивные процессы. Следовательно, сущность конфликта состоит в стереотипных реакциях социальных субъектов. Но разрешение конфликтов мыслится как “манипулирование” поведением без радикального изменения общественного строя. В этом, главным образом, отличие марксистской конфликтологии (теория классовой борьбы и социальной революции) от принципа “скэрсити” (т. е. ограниченности благ, дефицита), характерного для западных трактовок причин конфликта.
Позитивно-функциональная концепция рассматривает конфликт как “борьбу за ценности и претензии на определённый социальный статус, власть. и недостаточные для всех материальные и духовные блага, борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение “соперника”.
В концепции конфликта как. “социальной болезни” Т. Парсонс первым в полный голос сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул – идею “мира в промышленности”, охарактеризовав конфликт как “опасную социальную болезнь”, выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию.
Сторонники этой концепции (среди них прежде всего шведский эколог Ханс Бродаль и немецкий социолог Фридрих Гласл) исходят из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции. Первая – эмансипация, стремление высвободиться (мужчина – женщина, младшее и старшее поколение, служащие – предприниматели, развитые и развивающиеся страны, Восток – Запад). Болезнь начинается, когда эмансипация ведет к эгоизму, а это отрицательная сторона индивидуализма. Вторая – возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к коллективизму. Болезнь начинается, когда взаимозависимость превращается в коллективизм, т. е. когда побеждает определённая система, позволяющая пренебречь человеком как индивидуальностью. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. Каковы аспекты социологического диагноза конфликта? Прежде всего это истоки конфликта (не причины, а то, с чего начинается); затем биография конфликта (его история, корни, фон, на котором он прогрессирует, кризисы, поворотные точки); стороны (субъекты) конфликта, в зависимости от которых определяется уровень социальной сложности какого-либо конфликта; позиция и отношения сторон, формальные и неформальные зависимости, роли, личные отношения; исходное отношение к конфликту (надежды и ожидания сторон). X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют три основные фазы конфликта. 1. От надежды к страху (дискуссии, замыкание на себя, споры, доведенные до крайностей, утрата коммуникации, начало действий). 2. От страха к потере облика (формирование ложных образов противника, усиление лидерства и авторитарности, подталкивание к саморазоблачению, запугивание и паника). 3. Потеря воли – путь к насилию (ограниченное разрушение и насилие, разрушение нервного (управленческого) центра, наконец, тотальное разрушение, включая саморазрушение). Эскалация конфликта есть своего рода смертельный процесс, но он может быть преодолен быстро, вообще исчезнуть, если устранить основное противоречие сторон. В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и “коллективизма”. Найти равновесие между ними- значит найти путь к разрешению конфликта и вырасти в своей человеческой сущности (это всегда усилие!). ;
Экстремальность (ее исследователи – М. Вебер, Э. Дюркгейм, Л. Сорокин, Н. Кондратьев, И. Пригожин, Н. Моисеев и др.) возникает при угрозе самому существованию социальной системы в рамках данного качества и объясняется действием экстремальных факторов. Экстремальная ситуация связана с возникновением “бифуркационного состояния” (лат. bifurcus – раздвоенность), то есть состояния динамического хаоса и появления возможностей для инновационного развития системы. В этих условиях меняются параметры, возникают пограничные (маргинальные) состояния. В результате наступает эффект “обнаружения сущности”. Его функция состоит в том, чтобы стабилизировать систему в ответ на действие экстремальных сил. При выходе из динамического хаоса обязательно наличие лидера (на уровне группы) или доминирующей мотивации (на уровне личности), которые осуществляют целевую функцию выживания социальной системы.
Социологи усматривают два варианта выхода из экстремальной ситуации. Первый – катастрофа, связанная с распадом ядра системы и разрушением подсистем. Вторая – адаптация (компромисс, консенсус), объектом которой являются групповые противоречия и интересы. Для анализа динамики социальной системы введено понятие “цикл экстремальной ситуации”. Цикл связан с минимумом времени на принятие решений, с максимумом информации о событиях, с максимумом эффективности (мобилизация сил, способностей, ресурсов), с минимумом ошибок.



Субъекты конфликта
Субъектами (носителями) конфликта являются крупные социальные группы. Но обычно в конфликтах сталкиваются не большие группы, а их представители в виде политических социальных движений, групп давления, партий, части госаппарата, парламентских фракций. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп:
Первичные группы (формальные, неформальные) – непосредственные участники конфликта. Это малые группы, социальные слои внутри крупных социальных общностей.
Вторичные группы- стремятся непосредственно не участвовать в конфликте, но контролировать его развитие. К ним относятся крупные политические общности типа партий, профсоюзов, групп давления, заинтересованных групп.
Третьи силы заинтересованные в разрешении конфликта относятся к различным социальным институтам государства.

Типология конфликтов
1) По форме проявления существуют неантагонистические (примиримые) и антагонистические конфликты. В определённых условиях неантагонистические конфликты могут перерастать в неразрешимые, антагонистические конфликты.
2) По степени охвата бывают конфликты полные и развёрнутые, когда в него вовлечена вся совокупность потребностей, интересов и ценностей общества, и конфликты частичные, когда они основываются на противоречии какой-либо одной сферы жизнедеятельности (семья, образование, быт, религия, этнические проблемы).
3) По сферам распространения в социологии выделяют конфликты экономические, политические, социально- этнические, религиозные, духовно- идеологические.
4) Конфликты горизонтальные, возникающие внутри социальных и политических структур, и вертикальные- между руководящими структурами и подчинёнными.
Конкретные условия возникновения конфликтов предопределяют и формы их развития: а) латентную (скрытую), б) открытую форму.
Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии его развития:
1-предконфликтная; 2-конфликтная; 3-разрешение конфликта; 4-постконфликтная.
1. Предконфликтная – это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт существует в латентной форме.
2. Конфликтная стадия – характеризуется конфликтным поведением, т. е. действиями, направленными на противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако, на стадии конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт “переоценка ценностей”, т. е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда “фаза переоценки ценностей” может стать “фазой выбора” программы поведения, состоящей из 3 альтернатив:
достижение своих целей за счёт другой группы – т. е. доведение конфликта до предела;
снижение уровня напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную форму;
поиски способов полного разрешения конфликта.
Третья стадия конфликта – разрешение конфликта, осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а также изменениям субъективного образа ситуации в сознании враждующих сторон. Полное разрешение конфликта означает его прекращение на объективном и субъективном уровне, кардинальную расшивку конфликтной ситуации. При частичном разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются мотивы, сдерживаемые временно разумными аргументами, либо санкциями.

Условия успешного разрешения конфликтов
В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.
Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание “деловой зоны” конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации.
Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
Совместный поиск компромисса, т. е. путей преодоления конфликта. Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.
Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.
Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов.
В России особенностью разрешения конфликтных ситуаций является максимализм сторон, что не позволяет достичь консенсуса, снять мотивы, глубинные источники социальной напряжённости. Данный максимализм наиболее отчётливо проявляется в России в этно-национальных конфликтах, где одна из конфликтующих сторон отстаивает принцип суверенитета. Этот принцип суверенитета действительно является наиболее авторитетным в разрешении национальных конфликтов, но может повлечь ухудшение материального положения местного населения и вызвать не межнациональный, а внутренний конфликт. Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.
В итоге какой способ решения конфликта является наиболее рациональным? – Это интеграция сторон, политические решения, учитывающие интересы всех сторон.
В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта.

Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения
“Массовое сознание” наряду с групповым и общественным сознанием – тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей- масс. В содержательном отношении “массовое сознание” – это совокупность доступных массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь общества. “Массовое сознание” по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика).
“Массовое сознание” возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания. Структура “массового сознания” складывается из общественного мнения (совокупность оценок), ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, “ общественного настроения”. Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

Массовые действия как форма конфликта
Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест – это активная форма конфликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организованные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия- кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты.
В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.

Социальные движения
“Социальное движение ”- это различные объединения социальных, демографических, этнических, религиозных и др. групп, их совместные действия для достижения общих целей. Генезиз социальных движений связан с возникновением в обществе конфликтов, дезорганизации, эрозии прошлых ценностей, побуждающих часть общества объединяться в целях самореализации. Социальные движения объединены:
общей целью – изменить свой социальный статус;
общими ценностями (революционными, консервативными, разрушительными, позитивными);
общей системой норм, регулирующих поведение его участников;
неформальным лидером.
В марксистской социологии анализируются различные типы социальных движений – революционные, реформаторские, национально-освободительные, профессиональные, молодёжные, женские и т. д. На базе социальных движений часто формируются политические партии, которые обладают своей организацией, идеологией, программами. В политической жизни ХХ века большую роль играют массовые движения за мир, экологию, национальное освобождение, феминистические, молодёжные. Ряд массовых движений принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, ценностями (например, экологисты, охрана памятников культуры, религиозные секты). В современном обществе широко распространены и неформальные социальные движения панков, скинхедов, рокеров, модов, хиппи. В условиях демократии значимость массовых движений возрастает.
Социальный конфликт является способом взаимодействия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловленный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; это столкновение, цель которого – нейтрализация. нанесение ущерба или уничтожение противника. Консенсус представляется одним из методов принятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызывающей принципиальных возражений сторон.

Вопросы для самоконтроля
Чем отличается социальный конфликт от межличностного?
Кто может стать субъектом социального конфликта?
Чем обусловлена социальная значимость конфликтологии?
Назовите основные признаки социального конфликта.
Дайте определение понятиям “социальный конфликт”, конфликтная ситуация.
В чём состоит основной способ разрешения социальных конфликтов?
В чем принципиальное отличие формальных и неформальных массовых движений?


Литература
Авксентьев В. А. Этнополитические конфликты: история и типология. //Социс, 1993, №9.
Дружинин М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д.. Введение в теорию конфликтов. М., 1989.
Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания. //Социс, 1998, №8.
Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. М., 1990.
Политические конфликты: от насилия к согласию. М., 1996.
Преториус Р. Теория конфликта. //Полис, 1991, №5.
Социальный конфликт. Современные исследования. М., 1991.
Согрин В. В. Конфликт и консенсус в российской политике. //Общественные науки и современность. 1996, №1.
































ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ

Управление производственной организацией.
Стиль и методы управления.

Основные понятия
Производственная организация, управление, стандарты поведения на производстве, формальные и неформальные организации, менеджмент, вербальные и горизонтальные связи и структуры, иерархия, стабильность, внутриорганизационные ценности, принятие решений, инструментальность и субъективность, субординация, управляемость, стандартизированные решения, директивный, коллективный стиль, инновационный менеджмент.

Цель информации
В предшествующих темах были рассмотрены социальные институты и организации как особый тип структур, регулирующих взаимодействие и социальные отношения в обществе. Целью данной темы является раскрытие особенностей функционирования и управления одной из наиболее распространенных форм социальной организации – производственной организации.

Рекомендации
Первый вопрос. При изучении теоретических концепций производственной организации обратите внимание на социологические труды американских исследователей Э. Мейо, Ф. Тейлора, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга, Э. Голднера и отечественных социологов В. Подмаркова, Д. Гвишиани, А. Пригожина, Н. Ланина и др. Рассмотрите формальные и неформальные структуры и функции производственной организации и их влияние на эффективность работы и организации труда.
Существенную роль играют организационные ценности направленные на установление жесткого социального контроля и удовлетворения потребностей членов организации. Определите для себя ранжировку этих ценностей поставив на первый план ценности в виде получения максимальной прибыли за счет достижения экономической эффективности при рациональной организации.
Второй вопрос начните изучать с выяснения понятий «управление», «менеджмент». Административная организация, присущая любому производству это управленческая структура с внутренним циклом. Определите, что управление есть наиболее радикальный способ организации бизнеса и труда в целом. Раскройте такие понятия как «управляемость», «принятие решений», «стиль и методы управления» на основе изучения работ А. И. Пригожина, Д. Макгрегора и др. социологов.
Выводы. Подведите итоги изученным материалам обратив внимание на то, что производственные организации и управление играют огромную роль в реализации базисных потребностей человека, повышении уровня и качества жизни всего общества.

Управление производственной организацией
Производственная организация как формальная организация может быть описана в виде системы указанных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она представляет собой пирамиду, горизонтальной срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный – отношения власти и субординации.
Формальная организация может быть также описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного человека и отдельного структурного подразделения легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае такая позиция называется функцией, во втором – статусом.
Структура производственных организаций – это пространственно-временное образование. Ее элементы распределены в организационном пространстве. Топография организационного пространства подразумевает четыре типа разделения: 1) географическое распределение работников по цехам, отделам и т. д., помещения которых отделены друг от друга; 2) функциональное – каменщик, нормировщик могут размещаться в одном географическом пространстве, но функционально они разделены и, следовательно, у них разные роли и интересы; 3) статусное – разделение по позициям, месту в социальной группе: рабочие, служащие, управленцы чаще обращаются между собой, несмотря на то, что они могут располагаться в разных помещениях, больше доверяет друг другу; 4) иерархическое – по месту в управлении организацией. Нормы формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, а не через его «голову». Вместе с тем, производственная организация является открытой системой и, следовательно, она функционирует, развивается во времени. Элементы ее на основе деятельности и отношений обмениваются веществом, энергией, информацией и т. д.
В производственных организациях, как и других социальных организациях, существует довольно большое количество ценностей. Каковы же главные из них? Прежде всего, организация нуждается в постоянной постановке извне целей в подтверждении актуальности своих функций. Поэтому цели сами по себе формируются некими конкретными заказчиками – другими организациями, нуждающимися в продуктивности данной организации.
Любой производственной организации требуется стабильность, устойчивость функционирования, определенные гарантии ее нужности в будущем. Следовательно, стабильный заказчик, долговременные устойчивые отношения с этим заказчиком также являются важной организационной ценностью.
Для производственной организации существенное значение имеет также то, какими затратами достигается результат их деятельности, какова экономическая эффективность хозяйствования, является ли производство той или иной продукции убыточным или оно приносит прибыль. Максимальная экономическая эффективность, получение прибыли является важной организационной ценностью в условиях товарного производства.
Функционирование производственных организаций связано во взаимодействии двух составляющих – средств производства и рабочей силы. Качество рабочей силы, ее воспроизводство связаны с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятий. Это удовлетворение осуществляется в рамках социальной политики производственных организаций. Количественный и качественный уровни социальной политики предприятий, несомненно, принадлежат к значительным организационным ценностям.
Дисциплина, ответственность, стабильность – все эти ценности являются как бы консервирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Разнообразные инновации также широко признаются необходимой организационной ценностью. А это значит, что и новаторство, инициативность, творческие наклонности в известном смысле могут выступать в качестве внутриорганизационных ценностей.
Таким образом, мы перешли к важной проблеме социологии производственных организаций – проблеме управления. Управленческий цикл носит название административной организации. Разберемся, что представляет собой административная организация. Административная организация – это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами официальных обязанностей, штатным расписанием. Административная организация включает в себя ряд необходимых компонентов: 1) распределение функций: горизонтальную специализацию между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами и т. д.); структура и способы действия этих групп обычно оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами; 2) субординацию должностей, т. е. вертикальное распределение прав, обязанностей и полномочий, объемы и меры ответственности в принятии решения на различных уровнях; 3) систему коммуникаций, т. е. систему передачи информации, которая действует «сверху вниз» и по горизонтали. Это функции объединяют руководство, т. е. организацию процесса управления, обеспечивающего принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также действенный контроль и проверку исполнения.
Управление представляет собой рациональный способ организации производственного труда. Можно дать такое определение управления. Управление – это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управление является объектом изучения многих дисциплин: кибернетики, биологии, экономической теории и т. д. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства – подчинения. Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей – управленческие группы.
Синтетический подход к проблеме управления разработал А. И. Пригожин в своей работе «Социология организации» (М., 1980). В его основе лежит принцип, согласно которому управляющая система представляет собой менее сложный объект, чем управляемая или объект управления. Объект управления обладает относительно самостоятельной формой своего существования, а, следовательно, собственной логикой функционирования и инерционностью. Степень свободы, автономии управляемого объекта и выражается понятием «управляемость». Мера управляемости зависит от размеров предприятий, численности персонала, территориального размещения, технологического профиля производства, наконец, сложившихся в коллективе тенденций и норм соблюдения дисциплины, отношения к труду, стиля и методов руководства. Степень управляемости также зависит от гибкости самой системы управления.
Эффективность управления во многом зависит от качества применяемых решений. Решение – это центральный элемент управления и организация производства. А. И. Пригожин предложил классификацию управленческих решений, которая бы учитывала, прежде всего меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно его мнению, все управленческие решения в организации могут разделены на два типа. Первый – жестко обусловленные (детерминированные и слабо зависящие от субъекта решения. К этому типу обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжения вышестоящей организации. Этот тип решения практики не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Второй тип – так называемые ситуационные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (например, поощрения, наказания), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривается как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных вариантов, каждый из которых влечет за собой ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, помимо уже означенных нами ролевых позиций, следует отметить такие, как компетентность персонала, готовящего решения, деловые и личные качества руководителя.

2. Стиль и методы управления
Теория стилей управления Д. Макгрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1. Авторитарный стиль, для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование. 2. Демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду. 3. Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.
Д. Макгрегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту ли иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения – внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.
В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем – менеджером возникла потребность в новом типе управляющих – «инновационном менеджере». Инновационный менеджер, по характеристике Б. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких честолюбивых целей, более быстрому социально-техническому развитию рыночной экономики. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие функциональные системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации.

Вопросы для самоконтроля
Определите понятие «производственная организация»?
Каковы особенности структуры и функций производственных организаций?
Что из себя представляют общие и внутреорганизационные ценности?
Какую роль играют неформальные группы в производственных организациях?
Перечислите основные формы и методы управленческой деятельности.
В чем смысл теории стилей управления Д. Макгрегора?

Литература
Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972.
Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев 1990.
Гвишиани Д. М. организация и управление. Социологический анализ буржуазных теории. М., 1979.
Голднер Э. Анализ организаций. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1967.
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
Кравченко А. И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1992.
Пригожин А. И. Социология сегодня. М., 1980.
Сетром М. И. Основы функциональной теории организации. Л., 1973.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
О’ Шоннесси. Принципы организации управления фирмой. М., 1979
Херцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация. // Социологические исследования. 1990, №1.
Янг С. Система управления организацией. М., 1972.
Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1998.


Учебная литература

1. Елсукова А. Н. и др. История социологии. Минск, 1997.
2. История теоретической социологии. М., 1998.
3. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994.
4. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.
5. Кравченко А. И. Социология. Задачник. М., 1997.
6. Кравченко А. И. Основы социологии. М., 1997.
7. Радугин А. И., Радугин И. В. социология. Курс лекций. М., 1995.
8. Российская социологическая энциклопедия (ред. Г. В. Осипов). М., 1998.
9. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
10. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
11. Социологический энциклопедический словарь (ред. Г. В. Осипов). М., 1997.
12. Социология. Проблемы и направления развития (ред. С. И. Григорьев). М., 1997.
13. Тощенко Ж. Т. социология. М., 1996.
14. Фролов С. С. социология. Учебник для вузов. М., 1997.
15. Шереги Ф. Э. прикладная социология. Учебник. М., 1996.
16. Эфендиев А. Г. Основы социологии. М., 1994.



Технический редактор: Т. А. Смирнова
Тверской институт экономики и менеджмента,
170000, г. Тверь, пр-т Победы, 27.
Подписано в печать 8. 06. 99. Формат 60х84 1/16. Бумага типографская.
Усл. печ. л. 3, 8 Тираж 100 экз.

<< Пред. стр.

страница 3
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright © Design by: Sunlight webdesign