LINEBURG


страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

I. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект, предмет, законы категории социологии.
2. Структура и функции социологии.

Основные понятия
Предметная область науки, объект социологического исследования, гуманитарные знания, социально-философские воззрения, позитивная социология, социальная структура, социальная роль и поведение, социальный мир, социальная реальность, социальные потребности и интересы, социальные взаимодействия.
Цель информации
Выяснить специфику предметной области науки и метода социологии как науки о личности в социальных взаимодействиях в социальном мире людей.

Рекомендации
Первый вопрос. Особое внимание следует обратить на многообразие подходов к определению предметной области социологии, выяснить, почему нет однозначного ответа на данный вопрос. Важно подчеркнуть, что на определение предметной области науки влияли не только различные научные школы, но и развивающийся социальный мир, потребности социальной практики в решении социальных проблем, а также развитие самой науки.
Для сравнительного анализа можно использовать два-три определения предмета социологии предложенных различными учеными или научными школами, например О. Контом, Э. Дюркгеймом, П. Сорокиным.
Рассматривая понятийный аппарат социологии, сосредоточьте внимание на самом определении и особенно на обыденном и научно-систематизированном уровнях понятий, определите их роль и значение для социологических исследований (политических, экономических и др.).
Рассматривая междисциплинарный характер социологического знания, важно понять его истоки, объяснить, что личность есть в определенной степени отражение общественного бытия, но человек как часть природы обладает биопсихологическими предпосылками развития социального, которые детерминируют не только уровни, но и качество социального, возможности интеграции человека в мир общества, освоение этого мира и саморазвитие. Рассмотрите основания и взаимосвязь социологии с философией, этикой, культурологией, психологией и другими сферами знаний, покажите роль этой взаимосвязи в развитии отраслевых направлений социологии: социологии культуры, бизнеса, маркетинга и т. д.

1. Объект, предмет, категории социологии
Слово “социология” (от. лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение) – “наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским социологом О. Контом в середине XIX в. и первоначально означал «обществоведение». Социология и обществознание понятия однопорядковые, хотя и не совпадающие по объему. В книге современного английского ученого Дж. Херда “Введение в социологию” она определяется как учение о человеческом обществе. Его соотечественник Э. Гидденс рассматривает общество во всех формах его проявления – социальном пространстве (среда, территория, коммуникация), социальном времени (историческое прошлое, современность и будущее). “Социология – это учение о человеческой жизни, группах и обществах”. Американский социолог Дж. Снелзер утверждает, что социология – наука об обществе. Но общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название “общественные науки”: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия “социальное”.
Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изучения. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, областью, формой общественной жизни является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ). Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества является политическая, связанная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это – специфический объект политологии, политических наук. Целый ряд наук (например, культурология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т. е. производство и распределение духовных потребностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т. д.
В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представления этих общностей. Таким образом в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных.
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.
Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексных характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются по всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъктами всей совокупности общественных отношений. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальную сферу его функционирования и развития.
Объект социологии – то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.
Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и методов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческих (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культорологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).
Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет – часть объекта, он “вырастает” из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность – объект социологии. Изучение его как органической системы – предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) – объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки.
Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее определение предметной области социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных концепций относительно природы социологического знания.
Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре “Ядро” – социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся “социумом” точном значения этого понятия. Социальные общности – источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система.

Законы и категории социологии
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие “социальное”, которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как “социальная система”, “социальная структура”, “социальный институт”, “социальная организация”, “социальная группа”, “социальное действие”, “социальное поведение” и др. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория “социальная группа” сопряжена с такими более частными понятиями, как “класс”, “социальный слой”, “народ”, “нация”, “семья” и другие, а категория ”социальное действие” – с понятиями “социальный интерес”, “социальная цель”, “социальная норма”, “социальная ценность” и т. д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия “социальное равенство (или неравенство) ”, “социальная несправедливость”, “социальная свобода” и др.
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т. е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т. е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые – детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

2. Структура и функции социологии
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы ина уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части: а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т. е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т. е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания – соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии – в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.
Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже “пропасти” между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между марко- и микросоциологическими уровнями в виде теории “среднего ранга” или “среднего уровня” (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории “среднего ранга” выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.
Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии – социальные общности – отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо – будучи включенным в социологическое знание – как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая социология, дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).
2) прикладная (эмпирическая) социология – изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.
3) социальная инженерия – уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т. д.)

Функции социологии
1. Познавательная – как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития.
2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом.
3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе.
4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса.
5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.
Объект социологии – социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов.
Социальная общность – базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть “социум” в наиболее точном значении этого понятия.
Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует “социальный процесс”, формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие).
Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

Вопросы для самоконтроля
1. Какова специфика социологии как науки?
2. Какие основные понятия составляют предмет социологии?
3. Каково познавательное и практическое назначение социологии?
4. Какое место занимает социология в системе научного знания?

Литература
1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993
2. Американская социология. М., 1972
3. Вебер М. Основные социологические понятия. Избр. произведения. М., 1990
4. Бурдье П. Оппозиции современной социологии. /Социс. 1996, №5
5. Кравченко А. И. Основы социологии. М., 1997
6. Краткий словарь по социологии. М., 1989
7. Методология и методы социологических исследований. М., 1996
8. Смелзер Н. Социология. М., 1994
9. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Г. В. Осипова).
10. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.






















II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

1. Фазы эволюции зарубежной и отечественной социологии в 19-20 вв.
2. Теории современной социологии.

Основные понятия
Просто социология, позитивизм, эволюционизм, феноменология, процесс институционализации, гносеология, научное направление, национально-буржуазная идеология, гуманистическая ориентация социальных теорий, социальные потребности, концепция, социальная философия, сознание, субъективное направление в социологии, общество, личность, детерминизм, структура социологического знания и социологической теории, эмпиризм, функционализм, символический интеракционализм, этнометодология.

Цель информации
Проанализировать процесс становления социологических научных школ и направлений на Западе и в России. Доказать, что российская социология, как и западная, уходит научными корнями не в 50-е годы нынешнего столетия, а в 50-е – 60-е годы прошлого века.
Рассматривая фазы эволюции западной социологии и процесс ее институционализации, следует выделить этапы появления различных идей в работах О. Конта, Г. Спенсера активно осваивавших новое научное направление, и отметить, что начальный этап ее становления связан с бесконечным пересмотром научных гипотез, концепций и результатов как родственных, так и весьма далеких от социологических наук. Выделяются три фазы эволюции социологии. Первая – сциентиская, характеризуемая господством натуралистических, позитивистских моделей общества. Ее главные теоретические принципы: эволюционизм, социологический реализм, детерминизм, сравнительно-исторический метод, редукционизм.
Вторая фаза – аналитическая, для которой характерны антипозитивистская реакция, ценностные модели общества и культуры. Главные теоретико-методологические принципы: критика эволюционизма, номинализм, индетерминизм, нормативизм, поиски специфики социального.
Третья фаза – неопозитивистская. Ее характеризуют сциентистская программа социологии как науки о поведении, умеренный эволюционизм и социальные изменения, попытки синтеза реализма и номинализма, эмпирическое обоснование теории, наблюдение, уточнение редукционизма.
Укажите, что каждая из этих фаз представляет собой теоретическую систему, содержащую в себе одновременно различные типы исследований.
Выводы. Обобщите изложенный материал, сосредоточьте
внимание на основных научно-теоретических этапах развития социологии, назовите основные научные школы и определите их подходы к пониманию предмета и структуры социологической науки.


1. Фазы эволюции зарубежной и отечественной социологии
В истории социологии выделяются 2 этапа: 1) до научный; 2) научный, когда формируются критерии научности социологических знаний.
До научный период развития знания об обществе охватывает время от античной эпохи до середины 19 в. Предшественницей научной социологии является социальная философия. В трудах философов античности Платона и Аристотеля и др; ранних христианских учениях создавались первые теории об общественном устройстве, положении и роли человека в обществе. В середине века господствовали теологические теории, объяснявшие принципы миропорядка и государства с позиции христианских, буддийских, исламских учений о жизни людей. В новое время (17-18 вв.) в трудах Д. Локка, Ж. Руссо, Н. Макиавелли и др. получили распространение рационалистические теории устройства общества. Но все эти учения были умозрительными, не имели научной основы, их нельзя было проверить точными методами.
Возникновение социологии как науки приходится на ЗО-е годы XIX в. Ее появление было реакцией на общественную потребность знать и изучать изменяющийся в направлении целостности социальный мир. Истоки социологии следует искать не только в природе капиталистического общества. Ее корни имеют общецивилизованную природу ввиду постепенного складывания мирового рынка, возникновения сходных политических структур, процесса формирования взаимосвязи различных культур.
Идейными предпосылками социологии целесообразно считать: консервативную и либеральную ориентации в социальном мышлении, взгляды Сен-Симона, французских историков периода Реставрации, Гегеля.
Основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.
Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Социальная эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма.
Большое влияние на развитие социологии оказали и продолжают оказывать идеи К. Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя и др.
Психологическое направление в социологии, активно развивавшееся в конце XIX – начале XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули и др.), позволило сделать новый шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями.
Профессионализация социологии связана с именами прежде всего двух крупных немецких социологов – Ф. Тенниса и Г. Зиммеля. Первый осуществил плодотворную попытку разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Второй – Г. Зиммель – акцентировал внимание на изучении форм социального взаимодействия людей, носящих «сквозной» для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Основной же «клеточкой» общества Зиммель считал взаимодействие.
Один из выдающихся представителей социологии – Э. Дюркгейм. Главными характеристиками разработанной им системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.
Основой социологии М. Вебера было учение об идеальных типах как теоретических конструкциях, отражавших не объективную эмпирическую реальность, а результат исследовательской деятельности ученого. Это привело к появлению «понимающей социологии», исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Одна из центральных идей Вебера – связь экономики, этики и религии, которая, и по сей день, оказывает большое воздействие на социологию.
Русская социологическая мысль XIX – начала XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил – от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М. М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н. И. Кареев, Е. В. де-Роберти), субъективизм (Н. К. Михайловский).
Развитие социологии в XX в. связано, во-первых, со становлением и усилением эмпирической линии, во-вторых, со стремлением определенным образом соединить теоретическую и эмпирическую социологию. Хронологические рамки этого этапа охватывают, начиная с 20-х годов, пол-столетия.
Причины активного распространения эмпиризма следует видеть в развитии как общества, так и самой науки, в выходе на новый, более высокий уровень, приближении к зрелому состоянию. Развивающееся экономически общество, ориентирующееся на быстрый социальный прогресс, не могло не обратиться к эмпирической социологии, ее лучшим работам, выводам и, позволяющим решать конкретные проблемы.
Эмпирические исследования в промышленности (выполненные в рамках индивидуальной социологии, прежде всего Хоторнский эксперимент) показали, что социально-психологические факторы играют большую роль. Кроме того, они открыли широкие возможности социологии и дали толчок ее активному внедрению в деятельность фирм. Появилась потребность в новых кадрах, и американские университеты (а затем и европейские) стали энергично заниматься ее удовлетворением. Возникла нужная, модная и не плохо оплачиваемая профессия социолога.
Эмпирические исследования, наряду с важными и актуальными больными проблемами, касаются вопросов, не всегда значимых с социальной точки зрения. Это вызывает определенную неудовлетворенность общественности, часть которой начинает относиться к социологии как науке, которая мало что дает, к тону же скатывается в ползучий эмпиризм и мелкотемье.
Активизация эмпирических исследований нанесла определенный урон теоретической социологии, однако последней удалось в области методологии и теории доказать свое право на равное существование. Решающую роль здесь сыграли концепции социокультурной динамики и интегрального типа общества П. Сорокина, теории структурного функционализма и социального действия Т. Парсонса, теории аномии и среднего уровня Р. Мертона.

Теории современной социологии
Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 – 8О-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения «классического» анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных – неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию. К первому отнесем Франкфуртскую школу и радикально-критическую социологию в США, ко второму – структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, к третьему – этнометодологию, символический интеракционизм, феноменологическую социологию. Познакомиться более подробно с характеристиками любого из них можно, обратившись к изучению рекомендуемой литературы. .
Помимо этого, следует назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических исследованиях фундаментальные идеи Маркса. Отметим, однако, что отношение западной социологии к марксистскому направлению весьма «прохладное». Если концепцию Маркса считают одним из наиболее значительных вкладов в развитие социологии XIX в., то его исследователей в XX столетии ожидает совершенно иная «участь». Необходимо доказать, что базируясь на марксовых идеях, можно добиться в социологии каких-либо успехов.
Новым и важным является подход к анализу современного состояния социологии, основанный на сложившихся парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский оборот Т. Куном, американским философом и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований научного знания. Парадигма – это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки. Отсюда понятно, что, в связи с наличием целого ряда фундаментальных теорий, социология выступает как «мультипарадигматическая» дисциплина, то есть как наука, имеющая множество парадигм.
Исследуя ее современное состояние, российский социолог Г. В. Осипов выделяет несколько парадигм, базариущихся на теориях Маркса, Дюркгейма, Вебера, Скиннера. Это парадигмы социальных факторов, социальных дефиниций, социального поведения. К первой Г. В. Осипов относил структурный функционализм и теорию социальных конфликтов, ко второй – символический интеракционализм и этнометодологию, к третьей – теорию обмена и психологический редукционизм.
Несколько иные подходы к определению парадигм мы встречаем в западной социологической литературе. Так, Гидденс в качестве таковых рассматривает концепции Конта, Дюркгейма, Маркса, Вебера, применительно же к современному состоянию социологии – функционализм и структурализм, символический интеракционизм, марксизм, теорию конфликтов. В одном из наиболее интересных новых учебников по социологии, написанным Морисом Тейлором, Лаурой Рин, Стивеном Розенталем, Корси Догби, характеризуются пять парадигм (по терминологии авторов, теоретических перспектив) современной социологии: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.
Вместе с тем имеет смысл говорить, не о множестве социологических парадигм, а о двух – классической и современной для 80-х годов XX в. Что дает основание для подобного мнения? Западные социологи единодушно утверждают, что в связи с переломным характером современной эпохи описывать социальные сдвиги на уровне взглядов Маркса, Вебера, Дюркгейма уже невозможно. Поэтому на смену созданной ими картины социальной реальности, их представления об обществе, его социальной структуре и организации, индивиде должна прийти новая парадигма.
Неомарскистская парадигма представленная немецкими социологами франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас). Еще в 30-е годы на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и «Журнала социальных исследований» сложилось направление социальной западной социологии, давшее начало неомарксизму. Это течение социально-философской мысли, по-новому интерпретирующее марксизм. Центральным понятием для его представителей выступает понятие отчуждение» как социально-экономическая категория. Неомарксизм провозглашает приход на смену «марксовому» капитализму «позднего капитализма», изменяющего трудовую основу общества.
На рубеже 70 – 80-х годов представители этой школы, прежде всего Ю. Хабермас, публикуют работы в области социологической методологии. Так, в двухтомном труде «Теория коммуникативного действия» (1981) немецкий ученый, «преодолевая» марксизм, стремится обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.
Рассмотрим отдельные социологические парадигмы.

Теории конфликта и социального обмена
Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов – конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 – 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др.
Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, – не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать на только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.
Ещё одна парадигма современной западной социологии – теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др.
По существу, на первый план выходит ценностно – нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно – функционального анализа взаимодействия.
Все исследователи этой парадигмы отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её – в стремлении найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения общества.
Основоположник символистического интеракционизма – американский социолог Дж. Мид. Его последователи – соотечественники Г. Блумер, Т. Шибутани, Т. Партленд и др. – представляют две школы символистического интеракционизма – чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.
Еще одна из парадигм современной западной социологии – этиометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное – изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.
Современный период развития социологии характеризуется, как и прежде, разрывом не только между макро- и микросоциологией, но и между теоретическими исследованиям и конкретным материалом. Вместе с тем в самой теоретической социологии действуют две тенденции. С одной стороны, наблюдается усиление теоретического плюрализма, проявляющееся в дальнейшей дифференциации социологии, проявлении в ней большого количества ярко выраженных доминирующих направлений. С другой – становится все более заметным стремление преодолеть эту дифференциацию посредством проведения единой теоретико-методологической линии.
В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

Вопросы для самоконтроля
Почему позитивизм О. Конта стал доминировать в социологии 1-ой половины 19 в.?
Что означает термин «понимающая социология» М. Вебера?
Какую парадигму социологии создали Т. Парсонс и Р. Мертон?
В чем своеобразие отечественной социологической школы по проблематике, методам и т. д.?
Почему европейские школы социологии отличает тенденция в сторону теоретического знания, а американские – в сторону прикладных исследований?

Литература
Американская социологическая мысль. М., 1994.
Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
История буржуазной социологии первой половины ХХ века. М., 1979.
Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978
История теоретической социологии. М., 1997.
Кареев Н. И. Основы русской социологии. М., 1998.
Кукушкина Е. И. Русская социология XIX – начала ХХ века. М., 1993.
Российская социология. Межвузовский сборник. СП. б. 1993.
Смелзер Н. Социология. М., 1994.
Сорокин П. Человек. Прогресс. Общество. М., 1992.
Социологическая мысль в России. Л., 1978.
Социология в России. М., 1998.





III. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Понятие общества в социологии
Общество как система связей и отношений

Основные понятия
Общество, страны, государства, социальная система, социальное взаимодействие, социальные связи, социальные отношения, социальные общности и группы, социальные институты, социальная деятельность, социальная структура, структурные элементы системы общество.

Цель информации
Дать основные взгляды на общество, господствующие в социальных науках и выявить специфику социологического подхода к обществу, раскрыть сущность общества как сложной социальной системы взаимосвязей, взаимодействий и отношений между людьми.

Рекомендации
При анализе многообразия определений общества следует опираться на понятие социальная система и представление зарубежных и отечественных социологов об обществе как социальной структуре, в которой функционально реализуются все стороны жизнедеятельности людей. Общество выступает как наиболее общая система социальной жизни, обеспечивает коммуникацию между людьми в экономике, политике, культуре, быте. Рассмотрите соотношение понятий “система“, “социальная система“, “структура и функции социального“. Для сравнения полезно рассмотреть теории систем в трудах Л. Берталанфи и Т. Парсонса. Далее необходимо выяснить, что в социологии определяется в качестве базовой структурной единицы социальной системы общественные индивиды, социальные отношения, социальная деятельность, социальная общность. Сформулируйте основные системные признаки и основания общества на основе обобщений Э. Шилса.

Понятие общества в социологии. Каковы его базисные
структурные элементы?
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян – антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.
Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе – существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П. А. Сорокин, “ для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления “.» Что такое общество, какова бы ни была его форма? “- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: “ Продукт взаимодействия людей “.
Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.
В социологии понятие общество трактуется неоднозначно. В широком смысле общество рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество – это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество – это объединение людей связью взаимодействия.
По мнению Шилса общество – это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.
По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий.
Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности.
Из этих определений следует, что общество – это целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество – это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.
Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества.
Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь может выражаться в форме социального контекста, либо в форме социального взаимодействия – как системы взаимообусловленных социальных действий.
Социальное взаимодействие- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения – это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами.
Обществу присуще множество связей, взаимодействий и отношений (межклассовые, межнациональные, групповые), межпоколенческих.
Человеческое действие приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Ориентация на других возникает как средство удовлетворения потребностей самого деятеля.
Субъекты вступают во взаимодействие т. к. зависят друг от друга. Социальная связь это зависимость, реализованная через социальное действие.
Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но общество – это не просто сумма индивидов и их связей. На уровне общества индивидуальные действия и связи приобретают новое качество – системное, где отношения носят надиндивидуальный характер. Следовательно общество – это самостоятельная субстанция, система, которая по отношению к индивидам первична, обладает интегральными качествами.
Хотя в повседневной жизни понятие “ общество” используется достаточно широко и многозначно – от небольшой группы людей до всего человечества и от общества любителей пива до всероссийского общества, тем не менее в социологии под обществом понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью, тем, что П. А. Сорокин называл “ коллективным единством или коллективом “, отличающим сумму невзаимодействующих людей от общества как особого единого целого; в) самовоспроизводством, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, понимаемыми, конечно, не в абсолютном, а относительном смысле и поэтому не исключающим, например, увеличение численности населения за счёт иммиграции или удовлетворение потребностей путём импорта и т. д.; г) таким уровнем развития культуры, который находит своё выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
С учётом сказанного, можно дать следующее общее социологическое определение общества: общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием,, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.
В более узком смысле слова, когда, например, речь идёт о российском, американском, японском или французском обществах, под обществом понимается конкретный вид общества со всеми его историческими, социокультурными и иными особенностями. Имея в виду именно такое понимание общества, известный современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как “объединение” людей, имеющее определённые географические границы, общую законодательную систему и определённую национальную (социально-культурную) идентичность”.
При всей теснейшей взаимосвязи таких важнейших и широко употребимых понятий, как “общество”, “страна” и “государство”, их необходимо строго разграничивать.
“Страна” – это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику частей нашей планеты, определённой границами независимого государства. “ Государство ”- понятие, отражающее главное в политической системе страны и поэтому выступающее в качестве важнейшей категории прежде всего политологии. “Общество” – понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и поэтому занимающее центральное место в системе категорий социологии.
В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел её в надиндивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как “коллективном сознании”, противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т. е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон- в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

2. Общество как социальная система
Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество – это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством); устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение); открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей); пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).
Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.
В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы – экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.
В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.
По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта: а) изучение “общества вообще”, т. е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли); б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ, т. е. обществ реально существующих стран и народов.
Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследованием.

Проблема типизации обществ
Завершая самую общую характеристику общества и его строения, необходимо специально, хотя и кратко остановиться на проблеме типов общества, то или иное решение которой позволяет классифицировать общества на основе выделения наиболее существенных, типичных, интегральных признаков, отличающих группы обществ друг от друга и объединяющих общества одной и той же группы. Тем самым выявляется многообразие проявления единой сущности общества в реальном мире.
Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология, например, в основу классификации обществ положила способ производства материальных благ, производственные отношения и прежде всего отношения к собственности, разделив все общества на пять основных общественно-экономических формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (включая и социалистическое общество как её начальную, первую фазу). Другие социологи (американцы Г. Ленски и Дж. Ленски) подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.
Немецкий социолог Ф. Теннис главное внимание сосредоточил на разграничении двух основных типов обществ – допромышленного, традиционного (Гемайншафт – сельская, крестьянская община) и современного, промышленно – городского (Гезельшафт).
Сегодня весьма широко распространено (Д. Белл, А. Турен др.) деление обществ на доиндустриальные или традиционные (в современном понимании- отсталые, в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества), индустриальные (т. е. имеющие развитую промышленную основу, динамичные, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни) и постиндустриальные (т. е. общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологических революций и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения новейшей науки и информации произошли существенные структурные социальные изменения).
Этим, конечно, не исчерпывается многообразие классификации обществ.

Подведём итоги
Общество – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.
Целостность – системообразующее качество общества. Она – в общественном производстве: создании жизненных благ, идей, производстве самого человека.
Социальная система – целостность, функционирующая в форме социальных общностей и организаций; её основные элементы: люди, их нормы и взаимодействия; её специфические черты: размытые и меняющиеся параметры управляемости, локализованная во времени и пространстве граница меры познания и контроля за функционированием системы; наличие значительного количества самих систем и многоэлементность каждой из них.

Вопросы для самоконтроля
Что общего в определении понятия “общество” содержится в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Ф. Тенниса, Т. Парсонса?
Что такое общество? Каковы его признаки?
Дайте определение категории “социальная система.
В чём сущность общества как социальной системы?
Какие основные структурные элементы входят в общественную систему?
Приведите одно из современных определений общества.
Какие типологии общества существуют в социологической литературе?

Литература
Бендикс Р. Современное общество. (Американская социология). М., 1972.
Витаньи И. Общество. Культура. Социология. М., 1984.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. М., 1996.
Фролов С. С. Социология. М., 1994.
Кравченко А. И. Социология. Задачник. М., 1997
Кравченко А. И. Социология. Учебник для вузов. М., 1996
Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. М., 1999.
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействие. Thesis? 1993, вып. 2.
IV. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Культура как социальная реальность.
Структура культуры.
Формы культуры.

Основные понятия
Культура, культурные ценности, социокультурные нормы, культурная реальность, верования, обычаи, традиции, функции культуры (утилитарная, эстетическая, информационная, символическая), субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, культурная деградация, культурная ассимиляция, культурная интервенция, социокультурный процесс.

Цель информации
Сформировать представление о целостности и многообразии такого уникального явления, как культура. Показать её роль в жизнедеятельности общества и личности.

Рекомендации
Первый вопрос. Проанализируйте многообразие подходов к определению понятия культуры, раскройте специфику предметного анализа данного феномена, например, культура цивилизации, быта, эпохи, народа, и т. д., а также её основные компоненты: ценности, язык, социальные нормы, верования, технику. В процессе освоения материала используйте как можно больше примеров из практики жизнедеятельности общества и жизни студентов.
Второй вопрос. Анализируя функции культурных ценностей, выделите их роль в регулировании общественных отношений. Уделите особое внимание интериоризации (освоению) культурных ценностей субъектами в процессе социализации, покажите противоречивость этого процесса, разъясните понятия ценности жизни, ценности целей, ценности средств. Рассмотрите характер влияния основных компонентов культуры на науку, искусство, идеологию, политику.
Третий вопрос. Говоря о типах культур, сконцентрируйте внимание на таких понятиях, как субкультура, контркультура, культурный релятивизм, культурная гомогенность, дайте представление о процессах социокультурного развития и культурной деградации, охарактеризуйте источники того и другого. Этот вопрос может быть проанализирован на примере социокультурных процессов, характерных для современного российского общества.

1. Культура в общественной системе
Культура (от лат. сultura – воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Культурная трансмиссия
В результате в истории общества существует множество культур. Но есть и культурные универсалии. Американский этнограф-социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, орудия труда, сексуальные ограничения, спорт, нательные украшения, подарки. Эти универсалии обеспечивают биологопсихологические и социальные потребности.
Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.
В социологии определились две традиции понимания роли культуры.
Марксизм отводит культуре важную, но зависимую от экономики роль, считает её производной от экономико-производственных отношений. К. Маркс считал, что культура вырастает из экономической деятельности человека, надстраивается над производством, и его обслуживает. Но марксизм не отрицает обратного воздействия культуры на экономику. В немарксистской социологии культура выступает как главная сила развития.
Социологи Э. Дюркгейм, М. Вебер настаивают на примате культуры, считают, что она играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целостность и развитие. В частности, М. Вебер утверждает, что в основе перехода людей от феодализма лежала протестантская этика – как основа ценностей предпринимательства. Смена основополагающих ценностей эпохи составляет суть исторического прогресса, цивилизации нового типа.
Поведение людей в обществе определяется их ориентацией на определённые ценности. Поэтому в социологии внимание уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, регулирующей деятельность людей.

Каковы элементы культуры?
Это знания, зафиксированные в языке. Язык это система знаков и символов, наделённых определённым значением, для получения, хранения и передачи информации.
Ценностная система. Ценности- это разделяемые обществом или группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть для реализации потребностей людей.
В систему ценностей входят разные ценности: смысложизненные, универсальные (витальные: жизнь, здоровье, семья), образование общественного признания (трудолюбие, социальное положение), межличностного общения (честность, бескорыстие, добро), демократические, партикулярные (привязанность к семье).
В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент для выработки ценностных установок, идеалов, социальных норм.
Социальные нормы – это конкретные установки в отношении поведения, его образцы. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, социальную жизнь, в соответствии с ценностями определённой культуры.
Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается путём поощрений либо санкций, и проявляются в виде правовых и моральных социальных норм. Нормативная культура – это культура, предписывающая стандарты правильного поведения. Социальные нормы могут опираться не только на законы и мораль, но и на обычаи и традиции.
Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи и традиции. Обряд – это набор символических коллективных действий, воплощающих идеи, представления, нормы и ценности.
Обычай – форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится из прошлого наследия в социалной группе.
Традиции – элементы социального и культурного наследия.
Следовательно, упорядоченность социальных связей и взаимодействий, характерная для организованного и институциализированного общества, во многом обусловлена наличием в нём утвердившихся социальных норм и ценностей.
Каждое конкретное общество, помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей, имеет и свои специфические представления о том, что полезно, разрешено, важно, а что вредно, запрещено, неважно; каким традициям и обычаям следовать, а каким нет; какие образцы поведения достойны признания, а какие должны быть отвергнуты и т. д. В этом находит свое выражение своеобразие культуры данного общества, ее важнейшей составной части – системы норм и ценностей.
При этом, конечно, культуру надо понимать не в узком (как только литературу, искусство, образование, воспитание и др.), а в широком смысле – как систему ценностей, представлений о мире и правил поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни, и служащих упорядочению опыта и регулированию поведения людей. Если речь вдет о культуре не всего общества, а его части (например, какой-либо отдельной социальной группы и общности), то тогда часто используют понятие “субкультура”. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей, принадлежности к одному сообществу. Она, по выражению Н. Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Поведение людей в обществе, в социальной общности или группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности (ценностной ориентацией). Конечно, далеко не все люди в одном и том же обществе (группе) привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т. д. Ценностная ориентация индивидов в обществе может быть и действительно бывает не только различной, но и противоположной.: Но это не означает, что у общества (или социальной группы) не может быть общих социальных ценностей, которые оно выдвигает, утверждает и защищает.
Социальные ценности – это разделяемые обществом или. социальной группой (т. е. более или менее общепризнанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. В системе социальной регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемента – социальных норм.
Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам социальной действительности, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если социальные ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения людей, то социальные нормы – конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы. Социальные нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения социальных поощрений и социальных наказаний, т. е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и на обычаи и традиции.

Функции культуры
Социализация (образование и воспитание), т. е. освоение знаний, языка, ценностей, норм, традиций. Уровень культуры личности определяется её социализированностью, т. е. приобщением к культурному наследию.
Интегративная и дезинтегративная функция. Культурная трансмиссия создаёт чувство принадлежности (идентификации) путём усвоения культурных символов, стереотипов. Существуют субкультуры, контркультуры, антиподы.
Регулирующая функция определяет поведение человека в семье, школе, быту, т. к. содержит систему предписаний и запретов.

Верования, знания и мифы
Идеи, которые лежат в основе ценностей, служат также основой знания. Знание – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания – специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т. е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из самых главных элементов культуры.
На противоположном полюсе находятся мифы. Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества. Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советским людям полагалось верить в светлое коммунистическое будущее (хотя, конечно, далеко не все в это верили).
Верование – убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Средневековые люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Но они не считали это заблуждением или ложным сведением. Они относились к этому, как к доказанному знанию. Принять на веру – значит признать истинным без доказательств. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий. Верование – утверждение о том, что считается истинным или фактически достоверным. Ценности же касаются того, что считается хорошим или желаемым. В этом и состоит различие между ними. Верование само по себе не отличает миф от знания.

Кодекс чести
Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность.
В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. За честь платили высшую цену – собственную жизнь. Простые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения «девичья честь», «честное имя», «честь организации». У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества – кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».

Массовая культура
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк – примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Таким образом, культура общества непосредственно воплощается в содержании, стиле, истории и результатах практической деятельности людей и их групп. Она играет решающую роль в регулировании социальных действий и взаимодействий, в обеспечении их упорядоченности, целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни, поскольку, как уже отмечалось, основу культуры составляет система социальных ценностей и норм. Культура, таким образом, организует общественную жизнь.

Субкультура
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура
Она обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Вопросы для самоконтроля
Что такое культура?
Каковы характеристики основных элементов культуры?
Какие формы культуры сформировались в современном обществе?
В чём проявляется преемственность культуры?
Как распространяется и развивается современная культура?

Литература

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
Возрождение культуры России: истоки и современность. М., 1994.
Смелзер Н. Культура как социальная система. Социс 1991, № 7
Сорокин П. Человек, цивилизация, личность. М., 1992.
Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
Чучин-Руссов А. Е. Культурно- исторический процесс: форма и содержание. Вопросы философии. 1996. № 4
Культурология ХХ век: антология. Философия и социология культуры. М., 1994.














V. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятие социальной общности и её разновидности.
Социальные группы. Виды социальных групп.

Основные понятия
Социальная система, социальные общности, социальные группы, социальное взаимодействие, социальная взаимосвязь, системообразующие признаки общностей, социально-демографические, территориальные, классовые, этносоциальные общности, социально-профессиональные группы.

Цель информации
Дать студентам представление о социальной структуре общества, истоках социальной дифференциации, раскрыть особенности и характерные черты массовых и групповых общностей, выделить типологию малых групп, взаимоотношения этнических групп.

Рекомендации
Первый вопрос. Рассматривая теоретические концепции социальной структуры общества, обратите внимание на определённые расхождения в зарубежных и отечественных построениях социологии социальных групп общества. Выясните какую роль в процессе общественного расслоения играют социально-профессиональные, статусные, демографические, имущественные, культурно-бытовые факторы. Подробно рассмотрите структуру общественного устройства, определите в этой структуре место и роль различных общностей и социальных групп.
Второй вопрос. При анализе различных видов социальных групп обратите внимание на труды американских социологов Р. Коэна, Г. Барбера, К. Дэвиса, Н. Смелзера, Ч. Кули, Р. Морено в области теории малых групп. Отметьте, какое значение играют социальные группы в социальной структуре общества. Эмпирические изменения в социальной структуре можно проследить на уровне динамики возникновения новых социальных слоёв и групп.
Выводы. Обобщив изученный материал, обратите внимание на объективность процесса усиления социальной дифференциации современного общества, а также на изменения в социально-политическом положении и политическом статусе различных социальных общностей в индустриальном обществе.

1. Понятие социальной общности и ее разновидности
Общество – чрезвычайно сложное образование, включающее множество качественно различных социальных подсистем со своими системообразующими элементами и специфическими интегральными свойствами. Основными из них являются а) социальные группы и общности, в основе которых социальные отношения; б) социальные институты и организации, в основе которых институциональные и организационные связи; в) социальные нормы и ценности, в основе которых связи социального контроля.
Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Сознавая пользу и преимущества таких объединенных действий, люди более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно, существенно большего результата, нежели при действиях индивидуальных. Вполне естественно, что в социальные группы и общности чаще всего объединяются те, кто имеет общие черты, признаки; интересы, функции или цели, общее социальное положение и т. д. В каждом реальном обществе таких объединений, таких групп и общностей множество.
Социальная общность – это основная категория социологии. Социальная общность – это не простая сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное образование, субъекты которого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. Именно благодаря такому взаимодействию складываются социальные отношения, в обществе выделяется область социального, а каждый человек приобретает своё социальное качество. Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. В категории “социальная общность” адекватно отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социальных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специфики социологии.
По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность людей и их государственные общности; разномасштабные поселенческие общности; социодемографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (например, социально-классовые, социально-профессиональные, этнонациональные и другие общности).
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определённых личных, коллективных и общественных интересов и целей. В этом плане под понятие “социальная группа” подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединением людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.
Но разграничивая понятия “социальная группа” и “социальная общность”, социологи обычно не сводят всё лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определённость границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т. д.
Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и другие. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и других). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.
Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т. д. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное – это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между членами группы. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное – в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продолжают играть важную роль.
С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности (город, деревня, регион); социально-профессиональные общности и другие. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь религиозные, расовые и другие группы.
Из сказанного следует, что не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе – социальная группа.
Социологи по-разному определяют понятие “социальная группа”. Так, наш социолог Г. С. Антипина рассматривает социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы – взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.
Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые (примерно от двух до пятнадцати – двадцати человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Видный социолог и социальный психолог нашей страны Г. М. Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: “Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов”.
В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.
В малой группе общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Разновидностью малых групп являются “первичные группы” (термин Ч. Кули). Через первичные группы (семья, школьный класс, студенческие группы) осуществляется социализация индивидов (освоение образцов поведения, социальных норм, ценностей, идеалов).

страница 1
(всего 3)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign