LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Центрального Банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Если уплата государственной пошлины производилась в иностранной ва-
люте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченной пошлины,
пересчитанную по курсу Центрального Банка РФ на день, когда произошла
излишняя уплата указанной суммы.
10.3. Понятие и структура судебных издержек
Судебные издержки представляют собой расходы, которые несут ли-
ца, участвующие в деле, по оплате затрат на рассмотрение и разрешение
дела в суде, а также исполнение судебного акта. Однако по действующему
ГПК не все расходы по ведению дела относятся к судебным издержкам.
Структура (состав) судебных издержек строго регламентирована ст. 86
ГПК. В соответствии с указанной нормой к судебным издержкам относят-
ся: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам; 2) расходы,
связанные с производством осмотра на месте; 3) расходы по розыску от-
ветчика; 4) расходы, связанные с исполнением решения суда. Данный пе-
речень судебных издержек является исчерпывающим. Это означает, что все
иные затраты лиц, участвующих в деле, а также государства судебными
издержками не являются. Не относятся к судебным издержкам, например,
расходы по оплате услуг переводчика и судебного представителя, почтовые
расходы суда, расходы сторон и третьих лиц по проезду и найму жилого
1 В ред. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
РФ» от 9 июля 1999 г. (СЗ. 1999. № 28. Ст 3487).
помещения, понесенные ими в связи с явкой в суд, а также компенсация
лицам, участвующим в деле, за потерю рабочего времени. Такой подход
законодателя к решению вопроса о структуре судебных издержек пред-
ставляется необоснованным и алогичным, потому что отдельные затраты,
не являющиеся судебными издержками, тем не менее подлежат возмеще-
нию в порядке, предусмотренном ст. 91 ГПК (расходы сторон на оплату
помощи судебного представителя), ст. 92 ГПК (возмещение вознагражде-
ния за фактическую потерю времени).
Размер судебных издержек, в отличие от государственной пошлины,
зависит не от базовой величины, заранее установленной в законе (цены
иска, МРОТ и т.п.), а от фактически произведенных затрат, понесенных
при рассмотрении и разрешении дела, а также исполнении судебного по-
становления. Итак, какие затраты подразумеваются законодателем под по-
нятием судебных издержек, а также иных расходов?
Суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, а также перево-
дчикам, состоят из расходов по проезду и найму жилого помещения; су-
точных; вознаграждения эксперту и переводчику за работу, выполненную
по поручению суда, если эта работа не входила в круг их служебных обя-
занностей (ст. 87 ГПК). Кроме этого, за рабочими и служащими, вызывае-
мыми в суд в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия в
связи с явкой в суд средний заработок по месту работы. Свидетели, не яв-
ляющиеся рабочими и служащими, за отвлечение их от работы или обыч-
ных занятий, получают вознаграждение в размере суточных, установлен-
ных для служебных командировок.
Порядок и размер возмещения издержек, связанных с рассмотрением
дела в суде общей юрисдикции, помимо ГПК (ст. 87-89) регулируются Ин-
струкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты возна-
граждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительно-
го следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совета
Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. № 245', которая в настоящий момент
действует в редакции Постановления Совета Министров - Правительства
РФ от 2 марта 1993 г. № 1872. Проезд к месту явки и обратно к месту по-
стоянного жительства оплачивается свидетелям, экспертам и переводчикам
на основании проездных документов, но не свыше: по железной дороге -
стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне; по водным путям -
стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по 5-8-й группам тарифных
ставок на судах морского флота, и в каюте третьей категории на судах реч-
1 Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1990. № 18. Ст. 132.
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 10. Ст. 847.
284 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
ного флота; по шоссейным и грунтовым дорогам - стоимости проезда
транспортом общего пользования (кроме такси); при пользовании воздуш-
ным транспортом - стоимости билета обычного (туристического) класса.
Возмещаются также расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к
железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за
чертой населенного пункта; страховые платежи по государственному стра-
хованию пассажиров на транспорте; стоимость предварительной продажи
проездных документов; затраты на пользование в поездах постельными
принадлежностями. Кроме этого, с разрешения суда свидетелям, экспертам
и переводчикам при непредставлении проездных документов оплачивается
минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и
местом явки.
Возмещение расходов по найму жилого помещения и оплата суточных
за дни вызова в суд, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а
также время вынужденной остановки в пути, подтвержденные соответст-
вующими документами, производятся в порядке, установленном законода-
тельством о возмещении командировочных расходов. Плата за бронирова-
ние мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой стои-
мости места за одни сутки. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля,
эксперта, переводчика имеется возможность ежедневно возвращаться к
месту постоянного жительства.
Выплата вознаграждения нештатным экспертам, а также переводчикам
за письменные переводы текстов и устные переводы производится соглас-
но заключенному договору.
Расходы военнослужащих, вызываемых в суд в качестве свидетелей,
экспертов, переводчиков, возмещаются на основании требований воинских
частей по установленным нормам. Самим военнослужащим расходы, свя-
занные с явкой в суд, возмещаются по месту прохождения военной службы
за счет средств по смете воинской части с последующим истребованием
выплаченных сумм от суда, по вызову которого командирован военнослу-
жащий1.
Выплата сумм, причитающихся переводчикам, производится за счет
бюджета по выполнении ими своих обязанностей. Суммы, причитающиеся
свидетелям и экспертам, выплачиваются судом по выполнении ими своих
обязанностей независимо от взыскания указанных сумм со сторон (ст. 89
ГПК).
1 См., напр.: Приказ Федеральной пограничной службы РФ от 2 июля 1996 г. № 470 «О
возмещении расходов и выплате вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дозна-
ния, предварительного следствия, прокуратуру или в суд» // Бюллетень нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 6. С. 24.
Расходы по производству осмотра на месте складываются из затрат
по проезду суда к месту осмотра и обратно, а также иных затрат, связанных
с осмотром письменных и вещественных доказательств в месте их нахож-
дения.
Суммы, подлежащие выдаче свидетелям и экспертам, а также необхо-
димые для оплаты расходов по производству осмотра на месте, вносятся
вперед стороной, заявившей соответствующее ходатайство (просьбу). Если
такое ходатайство заявлено обеими сторонами либо вызов свидетелей, экс-
пертов, осмотр на месте производятся по инициативе суда, требуемые сум-
мы вносятся на депозитный счет суда сторонами поровну. Указанные сум-
мы не вносятся лишь той стороной, которая освобождена от уплаты судеб-
ных расходов законом или судом (ст. 88 ГПК).
Расходы по розыску ответчика состоят из затрат органов внутренних
дел на объявление розыска и поиски разыскиваемого лица. Расходы по ро-
зыску ответчика производятся за счет бюджета.
Расходы по исполнению судебных решений регламентируются ст. 82 ФЗ
«Об исполнительном производстве»1. В соответствии с этой нормой к рас-
ходам по исполнению судебных актов относятся средства, затраченные на:
1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника; 2) оплату рабо-
ты переводчика, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в уста-
новленном порядке к совершению исполнительных действий; 3) перевод
(пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм; 4) розыск должника,
его имущества или розыск ребенка, отобранного у должника по суду; 5)
другие исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения
исполнительного документа.
Расходы по исполнению судебных постановлений финансируются не
из бюджета, как это предусматривалось ст. 367 ГПК РСФСР, а за счет
средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства, а
также средств сторон исполнительного производства (взыскателя и долж-
ника) и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве. Под
«иными лицами», участвующими в исполнительном производстве, чьи
средства могут быть затрачены на покрытие расходов по исполнению су-
дебных актов, некоторые авторы предлагают понимать лишь представите-
лей сторон2. Только в одном случае, а именно при прекращении исполни-
тельного производства ввиду отмены судебного акта, на основании которо-
го был выдан исполнительный документ, расходы по исполнению осуще-
'См.:СЗ. 1997. №'30. Ст. 3591.
2 См., напр.: Комментарий к ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» / Под ред.
[М.К. Юкова и В.М. Шерсткжа. М.: ООО «Юрид. бюро «Городец»; ООО «Издательство
[«Статут», 1998. С. 195 (автор гл. 10 - Л.В. Белоусов).
286 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
ствляются за счет федерального бюджета (п. 2 ст. 84 ФЗ об исполнитель-
ном производстве).
Основным источником финансирования расходов по исполнению су-
дебного акта является внебюджетный фонд развития исполнительного
производства, который формируется за счет 70 % исполнительского сбора,
а также иных сумм, определенных в п. 3 Положения о внебюджетном фонде
развития исполнительного производства1. Кроме этого, в соответствии со
ст. 83 ФЗ об исполнительном производстве в целях ускорения исполнитель-
ного производства взыскатель (сторона исполнительного производства)
вправе авансировать предстоящие расходы полностью или частично путем
внесения соответствующей денежной суммы на депозитный счет подразде-
ления судебных приставов. В случаях, когда розыск должника или его иму-
щества не является обязательным и объявляется по просьбе самого взыскате-
ля, последний обязан полностью финансировать расходы по розыску.
Оплата расходов по исполнению судебного акта производится на осно-
вании постановления судебного пристава-исполнителя с депозитного счета
подразделения судебных приставов в пределах сумм, авансированных взы-
скателем, или запрошенных судебным приставом-исполнителем из вне-
бюджетного фонда развития исполнительного производства и поступив-
ших на этот счет. Постановление судебного пристава-исполнителя является
не только отчетным документом за аванс на расходы по исполнению, но и
основанием для взыскания указанных расходов с должника2.
10.4. Освобождение от уплаты судебных расходов. Отсрочка
и рассрочка уплаты судебных расходов, а также уменьшение
их размера
Закон возлагает на заинтересованных лиц не только обязанность по уп-
лате судебных расходов, но и наделяет их правом на льготу. Именно в
льготах, обеспечивающих фактическую (экономическую) доступность
правосудия, проявляется социальная функция судебных расходов. Необхо-
димо различать четыре разновидности льгот по уплате судебных расходов:
1) освобождение от уплаты судебных расходов; 2) отсрочку уплаты судеб-
ных расходов; 3) рассрочку уплаты судебных расходов; 4) уменьшение раз-
мера уплаты судебных расходов. Каждая из указанных льгот по уплате су-
1 Утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659 (СЗ. 1998.
№27. Ст. 3181).
2 О порядке возмещения расходов по исполнению судебных постановлений за счет долж-
ника см. п. 10.5 настоящего издания.
дебных расходов подчиняется своему правовому режиму с точки зрения
субъекта, оснований и порядка реализации.
Освобождение от уплаты судебных расходов представляет собой дей-
ствие по отказу от взыскания с обязанного лица (плательщика) государ-
ственной пошлины и (или) судебных издержек в случаях, предусмотренных
законом или определением суда. Основания, порядок и субъекты права на
освобождение от уплаты судебных расходов регламентируются нормами
ГПК РСФСР (ст. 80, ч. 3 ст. 261, ст. 7 Приложения № 2), ст. 5 Закона РФ «О
государственной пошлине» (действует в редакции федеральных законов от
21 августа 1996 г.1, 19 июля 1997 г.2, 13 апреля 1999 г.3), а также иными
законодательными актами4.
Действующее законодательство предусматривает два основания осво-
бождения от уплаты судебных расходов: прямое указание закона и усмот-
рение суда или судьи. Что касается усмотрения суда, то в соответствии с
ч. 3 ст. 80 ГПК суд или судья, исходя из имущественного положения обя-
занного лица, вправе освободить его от уплаты судебных расходов. Состав
субъектов права на освобождение от уплаты судебных расходов зависит от
основания освобождения. По прямому указанию закона от уплаты судеб-
ных расходов могут быть освобождены как граждане, так и организации,
органы управления, должностные лица. От уплаты судебных расходов по
инициативе (усмотрению) суда или судьи могут быть освобождены только
граждане в зависимости от их имущественного положения.
Учитывая двойственную структуру судебных расходов, необходимо
различать два вида освобождения: 1) освобождение от уплаты государст-
венной пошлины и 2) освобождение от уплаты судебных издержек.
Развернутый перечень лиц, освобожденных по закону от уплаты госу-
дарственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрис-
дикции, содержится в пп. 1 и 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине. В
соответствии с указанными нормами от уплаты государственной пошлины
освобождаются:
Герои Советского Союза и Российской Федерации;
полные кавалеры ордена Славы; -"-'-"-
'СЗ. 1996. №35. Ст. 4128.
2 СЗ. 1997. №29. Ст. 3506. "
3СЗ. 1999. № 16. Ст. 1934.
4 См., напр., ст. 393 ТК РФ (СЗ. 2002. № I (ч. 1); ст. 3; п. 1 ст. 31 ФЗ «О рекламе» (СЗ.
1995. № 30. Ст. 2864); п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» (СЗ. 1996. № 3.
Ст. 140), ст. 91 ФЗ «Об исполнительном производстве» (СЗ. 1997. № 30. Ст. 3591); п.1 ст. 21
ФЗ «О статусе военнослужащих» (СЗ. 1998. № 22. Ст. 2331); ст. 23 ФЗ «Об основных гаранти-
ях прав ребенка в РФ» (СЗ. 1998. № 31. Ст. 3802).
288 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
лица, имеющие такую льготу в соответствии с Законами РФ о соци-
альной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию;
ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, военной
службы, органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны
труда по спорам, связанным с применением ФЗ «О ветеранах»;
лица, пострадавшие от политических репрессий, по спорам, связан-
ным с применением Закона РФ «О реабилитации жертв политических ре-
прессий», кроме споров между этими лицами и их наследниками;
вынужденные переселенцы и беженцы по жалобам на отказ в регист-
рации ходатайства о признании их статуса;
работники-по трудовым спорам;
истцы - по спорам об авторстве, а также иным делам, связанным с
защитой прав на интеллектуальную собственность;
истцы - по искам о взыскании алиментов;
истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или
иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненно-
го преступлением;
истцы - по искам об истребовании имущества, имеющего историче-
скую, художественную или иную ценность, из незаконного владения;
истцы - по искам о возмещении убытков, связанных с невозвратом в
установленные сроки денежных или имущественных вкладов, внесенных в
акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие орга-
низации;
стороны - по спорам, связанным с возмещением материального
ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным
привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в
качестве меры пресечения заключения под стражу либо незаконным нало-
жением административного взыскания в виде ареста;
граждане - при подаче в суд заявлений об установлении усыновле-
ния (удочерения) ребенка;
истцы - по делам о защите прав и законных интересов ребенка;
потребители - по искам, связанным с нарушением их прав1;
' Нормы, предоставляющие такую льготу потребителям, а также антимонопольному ор-
гану, федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общест-
венным объединениям потребителей (см. п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, подл. 25
п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине), вызывают серьезные нарекания практических
работников. Так, по мнению судьи Фрунзенского районного суда г. Иванова Э. Корнилова,
безусловное освобождение истцов по делам о защите прав потребителей от уплаты госпошли-
процессуальные истцы (заявители), в том числе прокурор, органы го-
сударственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, а
также юридические лица и граждане, - по делам о защите прав и законных
интересов других лиц;
органы социального страхования - по регрессным искам о взыскании
с причинителя вреда сумм, выплаченных потерпевшему или членам его
семьи;
юридические лица и граждане - за выдачу им документов в связи с
уголовными делами и делами о взыскании алиментов;
органы внутренних дел - при подаче заявлений о взыскании расхо-
дов по розыску лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов и других плате-
жей;
налоговые, финансовые, таможенные органы, органы валютного и
экспортного контроля, Пенсионный фонд РФ и его органы, выступающие в
качестве сторон, - по искам о взыскании налогов и других обязательных
платежей в бюджет и их возврату, а также по делам особого производства;
органы управления государственным резервом и их организации, а
также органы управления и подразделения Государственной противопо-
жарной службы МВД РФ при осуществлении их функций - по искам, свя-
занным с нарушением их прав;
органы государственной власти - по делам о защите государствен-
ных интересов';
общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-
производственные организации и объединения - по всем искам;
ликвидационные комиссии - по искам о взыскании просроченных
задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;
ны едва ли может быть признано удачным и справедливым. В случаях отказа в удовлетворе-
нии явно необоснованных исков о защите прав потребителей недобросовестные истцы оста-
ются абсолютно безнаказанными, что «значительно увеличивает «вал» подобных исков в
судах первой инстанции и жалоб в кассационной и надзорной инстанциях». Кроме того, на-
рушается процессуальное равенство сторон, потому что в случае вынесения решения не в
пользу ответчика государственная пошлина взыскивается с него в безусловном порядке. В
этой связи предложение Э. Корнилова о возложении обязанности по уплате государственной
пошлины на недобросовестных истцов в случаях вынесения «отказных» решений и после-
дующего их обжалования представляется вполне актуальным и обоснованным. См.: Корни-
лов Э. Гражданско-процессуальные проблемы защиты прав потребителей // ХиП. 1999. №11.
С. 38-39.
Необходимо учитывать, что органы государственной власти освобождаются от уплаты
государственной пошлины как в случаях, когда они выступают в суде в защиту государствен-
ных интересов в качестве истцов, так и в качестве ответчиков. См.: Обзор судебной практики
ВС РФ за 2-й квартал 1999 г: утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 6 октября
1999 г. // ВВС РФ. 2000. № 1. С. 15. Постановление Президиума ВС РФ № 64 пв-99.
290 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
- юридические лица и граждане - при подаче в суд частных жалоб,
жалоб на постановления по делам об административных правонарушени-
ях1, жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, заявлений об от-
срочке или рассрочке исполнения решений, изменении способа и порядка
его исполнения, о повороте исполнения решения, заявлений о восстановле-
нии пропущенных процессуальных сроков, пересмотре судебных актов по
вновь открывшимся обстоятельствам, а также заочного решения.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, потому что феде-
ральные законы предусматривают иные случаи освобождения от уплаты
государственной пошлины. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 91 ФЗ «Об
исполнительном производстве» взыскатель освобождается от уплаты госу-
дарственной пошлины при обращении в суд с иском против организации о
взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по
вине этой организации2. Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ «О статусе военнослужа-
щих» «военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, осво-
бождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд
по вопросам, связанным с прохождением военной службы»3.
Несмотря на то, что государственная пошлина по делам, рассматривае-
мым в судах общей юрисдикции, отныне зачисляется также в доход мест-
ного бюджета4, органы местного самоуправления, наделенные представи-
тельскими полномочиями, как и законодательные (представительные) ор-
ганы субъектов РФ не вправе устанавливать дополнительные льготы по
уплате государственной пошлины для отдельных категорий плательщиков
' Следует заметить, что вопрос об освобождении заявителей по делам, возникающим из
административно-правовых отношений, от уплаты государственной пошлины является колли-
зионным. Дело в том, что в соответствии с п 10 ст. 80 ГПК от уплаты судебных расходов и,
следовательно, госпошлины освобождаются граждане, административные органы и должно-
стные лица - по делам, возникающим из административно-правовых отношений, кроме случа-
ев, предусмотренных ст 90/1 ГПК (норма имеет в виду судебные издержки), тогда как по
Закону РФ «О государственной пошлине» (подп. 7, 8, 16 п. 2 ст. 5) от уплаты государственной
пошлины юридические лица и граждане освобождаются лишь в случаях обращения в суд с
жалобой на постановление по делам об административном правонарушении. Следовательно,
по иным категориям дел, возникающим из административно-правовых отношений, государст-
венная пошлина подлежит уплате на общих основаниях. Так, отвечая на вопрос о размере
госпошлины, подлежащей уплате при подаче жалобы об оспаривании нормативно-правового
акта, Верховный Суд РФ ответил, что указанная жалоба (заявление) должна оплачиваться
госпошлиной применительно к подп. 7 п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине, то есть
как исковое заявление неимущественного характера в размере 10 % от МРОТ - для граждан,
десятикратного размера МРОТ - для юридических лиц. См.: ВВС РФ. 2001. № 8. С. 23.
2СЗ. 1997. №30. Ст. 3591.
3СЗ. 1998. №22. Ст. 2331.
* См. п. 3 ст. 6 Закона РФ «О государственной пошлине» в редакции ФЗ от 19 июля 1997 г.
(СЗ. 1997. № 29. Ст. 3506).
по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (п. 9 ст. 5 Закона о
государственной пошлине в редакции ФЗ от 19 июля 1997 г.)'.
Вторая разновидность освобождения от уплаты судебных расходов -
освобождение от уплаты судебных издержек - применяется значительно
реже. Перечень лиц-плательщиков судебных издержек, имеющих такую
льготу, является более узким по сравнению с перечнем лиц, имеющих
льготу по государственной пошлине.
В соответствии со ст. 80 ГПК от уплаты судебных издержек в доход го-
сударства освобождаются:
работники - по искам о взыскании заработной платы и по другим
требованиям, связанным с трудовой деятельностью;
истцы - по искам о защите авторских прав, а также прав на открытие,
изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец;
истцы - по искам о взыскании алиментов;
истцы - по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или
иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
органы социального страхования, социальной защиты населения и
Пенсионного фонда РФ - по регрессным искам о взыскании с причинителя
вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных потерпевшему, а также по ис-
кам о начислении страховых взносов, пени и взыскании недоимок по ним в
Пенсионный фонд;
истцы - по искам о возмещении материального ущерба, причиненно-
го преступлением;
граждане - с кассационных жалоб по делам о расторжении брака;
процессуальные истцы (заявители);
финансовые органы - по делам особого производства;
граждане (заявители) - по делам об установлении усыновления (удо-
черения) ребенка;
граждане, административные органы и должностные лица - по де-
лам, возникающим из административно-правовых отношений, кроме слу-
чаев, предусмотренных ст. 90/1 ГПК2;
' См. также: Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 15 декаб-
ря 2000 г. //ВВС РФ. 2001. № 6. С. 4-5.
2 В соответствии со ст. 90/1 ГПК судебные издержки, связанные с рассмотрением такой
категории дел, возникающих из административно-правовых отношений, как дела по жалобам
на действия и решения государственных органов, общественных объединений и должностных
лиц, нарушающих права и свободы граждан (п. 2 ст. 231 и гл. 24/1 ГПК), могут быть возложе-
ны судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо
на государственный орган, общественное объединение или должностное лицо, если суд уста-
новит, что их действия были незаконными.
292 Раздел HI. Судебные расходы. Судебные штрафы i
- стороны - по спорам, связанным с возмещением ущерба, причинен- -
ного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к
уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры
пресечения заключения под стражу либо незаконным наложением админи-
стративного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Федеральными законами могут быть предусмотрены иные случаи ос-
вобождения сторон от уплаты судебных издержек в доход государства. На-
пример, в соответствии с ч. 3 ст. 261 ГПК судебные издержки, связанные с
рассмотрением дела о признании гражданина ограниченно дееспособным
или недееспособным, с заявителя не взыскиваются. В то же время необхо-
димо иметь в виду, что в случае недобросовестности заявителя (членов се-
мьи), обратившегося в суд с целью заведомо необоснованного ограничения

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign