LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ется тем, что уплата судебных расходов, в первую очередь, призвана ком-
пенсировать государству затраты на содержание судебного аппарата, а ли-
цам, участвующим в деле, - те затраты, которые они понесли в связи с рас-
смотрением и разрешением дела в суде. Превентивная функция судебных
расходов состоит в предупреждении необоснованных обращений в суды, а
также в обеспечении добросовестного использования лицами, участвую-
щими в деле, своих процессуальных прав и надлежащего исполнения про-
цессуальных обязанностей. Распределение судебных расходов между сто-
ронами, кроме некоторых исключений, подчиняется правилу, в соответст-
вии с которым судебные расходы несет то лицо, которое своевременно не
исполнило свою материально-правовую обязанность или неосновательно
обратилось в суд (ст. 90, 91, 94 ГПК). Социальная функция судебных рас-
ходов проявляется в том, что они в то же время призваны обеспечивать
фактическую (экономическую) доступность к правосудию. Такая цель дос-
тигается установлением дифференцированных ставок, предоставлением
различного рода льгот по уплате судебных расходов (освобождение от уп-
латы судебных расходов, предоставление отсрочки или рассрочки уплаты
судебных расходов, уменьшение их размера), а также возможностью обжа-
лования определений суда по вопросам, связанным с судебными расхода-
ми, что непосредственно предусмотрено в ст. 96 ГПК. Процессуальным
средством обжалования определений по вопросам судебных расходов вы-
ступает частная жалоба или частный протест. Причем за подачу частной
жалобы (протеста) государственная пошлина не взимается.
Некоторые авторы отмечают необычность института судебных расхо-
дов в российском праве', которая обусловлена тем, что данный институт
регулируется одновременно нормами финансового и гражданско-
процессуального права. К предмету финансово-правового регулирования
относятся, например, вопросы, связанные с уплатой судебных расходов,
поступлением денежных сумм в соответствующие бюджеты, определением
оснований и порядка возвращения из бюджета денежных сумм. К предмету
гражданского процессуального права относятся вопросы, устанавливающие
порядок распределения и возмещения судебных расходов (ст. 90, 90/1, 94,
95 ГПК), а также порядок обжалования определений по вопросам, связан-
ным с судебными расходами (ст. 96 ГПК). Трудности в разграничении фи-
нансово-правовых и гражданско-процессуальных элементов в правовом
регулировании института судебных расходов заключаются, по мнению
И.М. Зайцева, в том, что «и те, и другие нормы включены в одну главу
ГПК...»2. В этой связи чрезвычайно актуальна постановка вопроса о необ-
ходимости фундаментальных исследований проблем судебных расходов в
российском гражданском процессуальном праве3.
10.2. Государственная пошлина
Понятие и виды. Государственная пошлина в гражданском судопроиз-
водстве представляет собой федеральный денежный сбор (п. 2 ст. 8, подп. 7
ст. 13 НК РФ), взимаемый с лиц, участвующих в деле, за совершение судом
действий по возбуждению дела или производства, повторную выдачу копий
(дубликатов) судебных актов, а также копий (дубликатов) других документов
из дела, выдаваемых по просьбе заинтересованных лиц (п. 1 ст. 4 Закона РФ
«О государственной пошлине»). Отношения по уплате государственной по-
шлины регулируются гл. 7 ГПК, Законом РФ «О государственной пошлине»
от 9 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями4, частью
первой НК РФ, действующего в редакции ФЗ 1999 г.5, другими федеральны-
ми законами (например, ст. 393 ТК РФ; п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав
потребителей»6; п. 2 ст. 23 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
1 См., напр.: Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс России. М: Юристь, 1999.
С. 150-151 (автор главы- И.М. Зайцев).
2 См.. Викут М.А., ЗайцевИ.М. Указ. соч. С. 151.
3См.: Сахнова Т.В. Судебная экспертиза. М.: Городец, 1999. С. 200.
* См.: СЗ. 1996. № 1. Ст. 19; 1996. № 35. Ст. 4128; 1997. № 29. Ст. 3506; 1999. № 16.
Ст. 1934.
5См.:СЗ. 1998. №31. Ст. 3824; 1999. №28. Ст. 3487.
6См.:СЗ. 1996. №3. Ст. 140.
274 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
РФ»'), Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1996 г. № 42 «По при-
менению Закона РФ «О государственной пошлине» с последующими изме-
нениями и дополнениями2.
Плательщиками государственной пошлины по гражданским делам яв-
ляются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юри-
дические лица, обладающие статусом лица, участвующего в деле.
Действующее законодательство предусматривает два основания взима-
ния государственной пошлины в порядке гражданского судопроизводства.
Во-первых, государственная пошлина взыскивается за совершение дейст-
вий, направленных на возбуждение дела или производства путем подачи
исковых заявлений, жалоб на решения и действия (бездействие) органов
власти и управления, заявлений и жалоб по делам особого производства,
заявлений о выдаче судебного приказа, апелляционных и кассационных
жалоб на решения соответственно мировых и федеральных судов, надзор-
ных жалоб. При этом необходимо помнить, что в порядке исключения из
общего правила об оплате действий суда по возбуждению дела или произ-
водства государственная пошлина не взимается за подачу жалоб на поста-
новления по делам об административных правонарушениях; жалоб на дей-
ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя; заявлений о пере-
смотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, а также
заочных решений; частных жалоб на определения суда (судьи)3. Кроме то-
го, не подлежат оплате государственной пошлиной заявления об отсрочке
или рассрочке исполнения судебного решения, об изменении способа и
порядка его исполнения, о повороте исполнения, о восстановлении пропу-
щенных процессуальных сроков4. В указанных льготах по уплате государ-
ственной пошлины наиболее ярко проявляется социальная функция судеб-
ных расходов в целом и одной из ее составляющих в частности.
Во-вторых, основанием взимания государственной пошлины в граж-
данском судопроизводстве является выдача копий (дубликатов) судебных
документов.
Размер государственной пошлины. Поскольку государственная по-
шлина представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате заинте-
ресованным в деле лицом, вопрос о размере этой суммы имеет первосте-
пенное значение как для государства, так и для плательщика. Размер госу-
дарственной пошлины, взимаемый в порядке гражданского судопроизвод-
'См.:СЗ. 1998. №31. Ст. 3802.
2 См.: Бюллетень нормативных актов. 1996. № 2 (июль). С. 11; Рос. газета. 2000. 27 янв.
3 См. подп 16 п. 2 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» в ред. ФЗ от 19 июля
1997 г. (СЗ. 1996. № 1. Ст. 19; 1997. №29. Ст. 3506).
4 Там же.
ства, регулируется п. 1 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине». Не-
обходимо различать два вида государственной пошлины: пропорциональ-
ную и простую. Наиболее распространенной является пропорциональная
пошлина, размер которой исчисляется в процентах от цены иска, установ-
ленного законом минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ),
размера государственной пошлины, взимаемой при обращении в суд пер-
вой инстанции.
Простая пошлина представляет собой государственную пошлину, раз-
мер которой исчисляется в твердых ставках. Простая государственная по-
шлина взимается в следующих случаях и размерах: а) с исковых заявлений
граждан о расторжении брака - в однократном размере МРОТ (подп. 4 п. 1
ст. 4 Закона о государственной пошлине в редакции 1997 г.); б) с исковых
заявлений юридических лиц неимущественного характера, а также исковых
заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, - в десяти-
кратном размере МРОТ (подп. 7 п. 1 ст. 4 Закона о государственной по-
шлине в редакции 1997 гг.); в) с исковых заявлений юридических лиц о
разделе общего имущества (выделе доли из него), если спор о признании
права собственности на это имущество судом был разрешен ранее (подп. 6
п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине в редакции 1997 г.). Во всех
иных случаях взимается пропорциональная пошлина.
Необходимо различать три разновидности пропорциональной пошлины
в зависимости от характера базовой величины, используемой при ее исчис-
лении. В качестве таких величин выступают цена иска, МРОТ и сумма го-
сударственной пошлины, подлежащей взысканию при обращении в суд
первой инстанции.
Государственная пошлина исчисляется в процентах от цены иска по
требованиям имущественного характера. «Требование имущественного
характера состоит в том, что лицо, обращающееся в суд, просит признать за
ним какое-либо имущественное право, присудить вещь или взыскать в его
пользу определенную денежную сумму»'. Иными словами, имущественное
требование, то есть иск" представляет собой просьбу заинтересованного
лица о защите субъективных прав или законных интересов, объектами ко-
торых выступают блага, поддающиеся денежной оценке3. Поэтому всякое
имущественное требование (иск) имеет свою цену, которая в соответствии
со ст. 83 ГПК определяется: 1) в исках о взыскании денег - взыскиваемой
суммой; 2) в исках об истребовании имущества - стоимостью отыскивае-
1 См.: Гражданский процесс. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. Т.Л. Беловой,
И.Н Колядко, И.Г. Юркевича. Минск: Амалфея, 2000. С. 527.
2 О понятии иска см. п 15.1 настоящего издания.
1 См.: Осокнна Г.Л. Иск (теория и практика). М.: Городец, 2000. С. 85.
2 76 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
мого имущества; 3) в исках о взыскании алиментов - совокупностью пла-
тежей за один год1; 4) в исках о срочных платежах и выдачах - совокупно-
стью всех платежей или выдач, но не более чем за три года; 5) в исках о
бессрочных или пожизненных платежах и выдачах - совокупностью пла-
тежей или выдач за три года; 6) в исках об уменьшении или увеличении
платежей или выдач - суммой, на которую уменьшились или увеличились
платежи или выдачи, но не более чем за один год; 7) в исках о прекращении
платежей или выдач - совокупностью оставшихся платежей или выдач, но
не более чем за один год; 8) в исках о досрочном расторжении договора
имущественного найма - совокупностью платежей за пользование имуще-
ством в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за
три года; 9) в исках о праве собственности на строения - стоимостью
строения, но не ниже инвентаризационной (балансовой) оценки строения;
10) в исках, состоящих из нескольких самостоятельных требований, - об-
щей суммой всех требований.
Цена иска указывается истцом. В случае явного несоответствия указан-
ной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска
определяет суд (ч. 2 ст. 83 ГПК). При затруднительности определения цены
иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предва-
рительно устанавливается судьей с последующим довзысканном пошлины
сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела по сущест-
ву (ч. 1 ст. 84 ГПК).
Итак, имущественное требование в зависимости от цены иска оплачива-
ется в следующих размерах: 1) при цене иска до 1000 рублей - 5% от цены
иска; 2) при цене иска свыше 1000 рублей до 10 000 рублей - 50 рублей плюс
4% от суммы свыше 1000 рублей; 3) при цене иска свыше 10 000 рублей до
50 000 рублей - 410 рублей плюс 3% от суммы свыше 10 000 рублей; 4) при
цене иска свыше 50 000 рублей до 100 000 рублей - 1610 рублей плюс 2%
суммы свыше 50 000 рублей; 5) при цене иска свыше 100 000 рублей до 500
000 рублей - 2610 рублей плюс 1% от суммы свыше 100 000 рублей; 6) при
цене иска свыше 500 000 рублей - 1,5 % от цены иска.
1 В юридической печати обсуждается проблема исчисления размера государственной по-
шлины по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в условиях массового
уклонения граждан от уплаты налогов, неисполнения соответствующих обязательств, в том
числе алиментных, сокрытия доходов и т.п. В связи с этим предлагается исчислять государст-
венную пошлину, исходя из размера средней заработной платы по стране. Такое предложение
является обоснованным, потому что в случае законодательной его реализации все должники
будут поставлены в равные условия. Более подробно см.: Трофимов А. Распределение судеб-
ной пошлины между бюджетами // Рос. юстиция. 2000. № 1. С. 25.
Некоторые сложности возникают при квалификации требований о ком-
пенсации морального вреда (ст. 151, 1099-1101, ч. 2 ст. 1123 ГК РФ; ч. 7
ст. 394 ТК РФ; ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»; п. 3 ст. 8
ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний»). Обычно такого рода
требования относят к неимущественным1. При характеристике требований
о компенсации морального вреда как неимущественных акцентируется ха-
рактер вреда, заключающийся в физических и нравственных страданиях
гражданина-потерпевшего. Однако по действующему законодательству
характер страданий (моральный вред) потерпевшего не может рассматри-
ваться в качестве главного и решающего критерия характера самого требо-
вания потерпевшего (то есть иска) по следующим причинам. Во-первых,
потому, что физические и нравственные страдания могут быть причинены
гражданину неправомерными действиями (бездействием), посягающими не
только на нематериальные, но и на материальные блага. Во-вторых, физи-
ческие и нравственные страдания потерпевшего, то есть моральный вред,
подлежат компенсации исключительно в денежной или иной имуществен-
ной форме (см., например, ч. 1 ст. 151, п. 1 ст. 1101 ГК РФ). В связи с этим
факт причинения морального вреда (физических и нравственных страда-
ний) является основанием возникновения у гражданина-потерпевшего
субъективного права на его компенсацию. Поскольку компенсация мораль-
ного вреда возможна только в денежной форме, то объектом субъективного
права на компенсацию (средством защиты которого является иск о компен-
сации морального вреда) выступает определенная денежная сумма, то есть
благо, поддающееся оценке. Следовательно, иски о компенсации мораль-
ного вреда, вопреки официальному разъяснению Пленума Верховного Суда
РФ2, являются имущественными, цена которых должна определяться взы-
скиваемой (отыскиваемой) суммой. Это означает, что размер государствен-
ной пошлины при подаче исковых заявлений о компенсации морального
вреда должен исчисляться в процентах от цены иска, то есть взыскиваемой
суммы3.
Вторая разновидность пропорциональной пошлины исчисляется в про-
центах от установленного законом минимального размера оплаты труда
(МРОТ). В таком порядке оплачиваются исковые заявления о расторжении
брака с лицами, признанными безвестно отсутствующими или недееспо-
' См., напр., п. 10 постановления № 10 Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые
вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (ВВС РФ. 1995. № 3.
С.11); Гражданский процесс / Под общ. ред. Т.А. Беловой и др. Минск, 2000. С. 527.
2 См.: ВВС РФ. 1995. №3. С. 11.
3 См. также: Осокина Г.Л, Иск (теория и практика), 2000. С. 85-87.
275 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
собными, лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех
лет (20 % от МРОТ); исковые заявления неимущественного характера', а
также исковые заявления имущественного характера, не подлежащие оцен-
ке2 (10 % от МРОТ - для граждан); жалобы на решения и действия (бездей-
ствие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нару-
шающих права и свободы граждан (15 % от МРОТ); заявления и жалобы по
делам особого производства (10 % от МРОТ); повторная выдача копий
(дубликатов) судебных документов (1 % от МРОТ за страницу документа).
Поскольку установленный законом МРОТ подвержен периодическим
изменениям, то при исчислении государственной пошлины во внимание
принимается установленный законом МРОТ на день уплаты государствен-
ной пошлины.
Третья разновидность пропорциональной пошлины исчисляется в про-
центах от суммы пошлины, взимаемой при обращении в суд первой ин-
станции. В таком порядке размер государственной пошлины определяется
в следующих случаях.
1. За подачу апелляционных и кассационных жалоб на решения миро-
вого судьи и федерального суда первой инстанции, а также надзорных жа-
лоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке, взи-
мается пошлина в размере 50 % от суммы государственной пошлины, взы-
скиваемой с исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по
спорам имущественного характера - в размере 50 % от суммы пошлины,
исчисленной из оспариваемой суммы. Например, требование истца о взы-
скании с ответчика 10 000 рублей суд удовлетворил частично, потому что
взыскал с ответчика лишь 6 000 рублей. Следовательно, при обжаловании
судебного решения в установленном законом порядке оспариваемая сумма
составит для истца - 4 000 рублей, а для ответчика - 6 000 рублей. В связи
с этим за подачу соответствующей жалобы на решение суда истец должен
заплатить государственную пошлину в размере 100 рублей, что составит
50% от размера пошлины, исчисленной из оспариваемой истцом суммы
1 На вопрос, в каком размере должна оплачиваться государственной пошлиной жалоба об
оспаривании нормативного правового акта, Верховный Суд РФ ответил так: «Заявление (жа-
лоба) об оспаривании нормативного правового акта должно быть оплачено государственной
пошлиной применительно к подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» от
9 декабря 1991 г. (в ред. от 13 апреля 1999 г.) то есть как исковое заявление неимущественного
характера в размере 10 % от МРОТ-для граждан». См.: ВВС РФ. 2001. № 8. С. 23.
2 Примером требований имущественного характера, не подлежащих оценке, могут слу-
жить исковые заявления по спорам, связанным с приватизацией жилых помещений (квартир).
Указанные требования не подлежат оценке, потому что квартиры передавались гражданам
бесплатно
(5% от 4000 рублей равно 200 рублям). С ответчика за подачу им жалобы
на решение суда государственная пошлина должна быть взыскана в разме-
ре 150 рублей (5 % от цены иска в 6 000 рублей составит 300 рублей).
2. За подачу заявлений о выдаче судебного приказа государственная
пошлина взимается в размере 50 % от суммы пошлины, подлежащей взы-
сканию при подаче исковых заявлений имущественного характера.
Порядок уплаты и зачисления государственной пошлины в бюд-
жет. Государственная пошлина уплачивается в рублях или иностранной
валюте1 в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государ-
ственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием
банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во
всех случаях с выдачей квитанции установленной формы. Таким образом,
действующее законодательство допускает как наличную, так и безналич-
ную формы оплаты государственной пошлины. В связи с этим на практике
возник вопрос: вправе ли юридическое лицо использовать наличную форму
оплаты государственной пошлины? По мнению Верховного Суда РФ, упла-
та сумм государственной пошлины наличными деньгами вместо перечис-
ления безналичных сумм пошлины с расчетного счета организации не мо-
жет считаться неуплатой государственной пошлины и основанием для воз-
врата искового заявления2.
Уплата государственной пошлины при обращении в суд с заявлением
или жалобой является процессуальной обязанностью заинтересованного
лица, неисполнение (неуплата) либо ненадлежащее исполнение (уплата в
меньшем размере, чем это предусмотрено законом) которой влечет послед-
ствие в виде оставления заявления или жалобы без движения (ст. 130, ч. 1
ст. 232, ч. 1 ст. 246, ч. 1 ст. 288, а также ч. 5 ст. 1 ГПК, действующая в ре-
дакции ФЗ от 7 августа 2000 г.3). Определение судьи об оставлении заявле-
ния или жалобы без движения по мотиву неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязанности по уплате государственной пошлины может быть
обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий суд4.
1 См. п. 3 ст. 45 ПК РФ в ред. ФЗ от 9 июля 1999 г. (СЗ. 1999. № 28. Ст. 3487).
2 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1999 года: ут-
вержден постановлением Президиума ВС РФ от 9 июня 1999г.//ВВС РФ. 1999.№ 10. С. 15.
3 СЗ. 2000. № 33. Ст. 3346.
4 См. п. 2 ч. 1 ст. 315 ГПК вред. ФЗ от 4 января 1999 г. (СЗ. 1999. № 1. Ст. 5); Обзор су-
дебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 1999 года // ВВС РФ. 1999. № 10.
С. 15; ч. 2 п. 5 постановления № 3 Пленума ВС РСФСР от 24 августа 1982 г. «О применении
судами РСФСР законодательства, регулирующего рассмотрение гражданских дел в кассаци-
онной инстанции, и выполнении ими постановления Пленума ВС СССР от 8 октября 1973 г.
№ 14 «О практике рассмотрения судами гражданских дел в кассационном порядке» (ВВС
РСФСР. 1982. № 11.С.6).
280 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
При анализе действующего порядка уплаты государственной пошлины
нужно учитывать некоторые его особенности, обусловливающие надлежа-
щий характер исполнения заинтересованным лицом обязанности по уплате
пошлины. 1. В исковых заявлениях имущественного характера цена иска
(то есть базовая величина для определения размера пропорциональной по-
шлины указывается истцом. 2. В случае явного несоответствия указанной
истцом цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену
иска определяет судья (ч. 2 ст. 83 ГПК). 3. При затруднительности опреде-
ления цены иска в момент его предъявления размер государственной по-
шлины предварительно устанавливается судьей с последующим довзы-
сканном пошлины сообразно цене иска, определенной судом в решении по
делу (ч. 1 ст. 84 ГПК). 4. При увеличении размера исковых требований не-
достающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной
ценой иска (ч. 2 ст. 84 ГПК). 5. При объединении в одном исковом заявле-
нии требований имущественного и неимущественного характера взимается
одновременно пошлина, установленная для исковых заявлений имущест-
венного характера и для исковых заявлений неимущественного характера
(ч. 2 п. 1 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине»). 6. По делам с ак-
тивным соучастием, когда с тождественными исковыми требованиями од-
новременно обращается несколько лиц (соистцов), не имеющих права на
льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных
долях или долях, согласованных между ними (ч. 2 ст. 2 Закона РФ «О госу-
дарственной пошлине» в редакции ФЗ от 19 июля 1997 г.'). 7. Если среди
лиц, обратившихся в суд с просьбой о возбуждении дела (производства)
или выдаче копии (дубликата) судебного документа, одно лицо (несколько
лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от
уплаты государственной пошлины, то размер пошлины, подлежащей упла-
те в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству
лиц, имеющих право на льготы (ч. 2 ст. 2 Закона о государственной пошли-
не в редакции 1997 г.).
Заинтересованные лица, обращающиеся в суд с просьбой о возбужде-
нии дела или производства, а также выдаче копии (дубликата) судебного
документа, несут не только обязанность по уплате пошлины, но и обладают
правом на ее возврат в случаях, предусмотренных законом. В этой связи
особое значение приобретает вопрос о порядке зачисления государст-
венной пошлины в бюджет. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ «О го-
сударственной пошлине» в редакции от 19 июля 1997 г. государственная
пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (кроме
1 См.: СЗ. 1997. № 29. Ст. 3506.
Верховного Суда РФ), зачисляется в доход местного бюджета, то есть на
счета районных (городских) администраций по месту нахождения банка,
принявшего платеж. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым
Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по мес-
ту нахождения банка, принявшего платеж.
Необходимо заметить, что некоторые авторы вполне резонно критику-
ют действующий порядок в части зачисления пошлины в доход местного
бюджета'. Поскольку федеральные суды общей юрисдикции финансируют-
ся исключительно за счет средств федерального бюджета, то предложение
о необходимости восстановления прежней практики зачисления в феде-
ральный бюджет пошлины, взимаемой при обращении в суды общей юрис-
дикции", представляется разумным и обоснованным.
В соответствии со ст. 85 ГПК и п. 4 ст. 6 Закона «О государственной
пошлине» уплаченная государственная пошлина подлежит возврату час-
тично или полностью в случаях: а) внесения пошлины в большем размере,
чем требуется по действующему законодательству; б) возвращения или
отказа в принятии заявления либо жалобы; в) прекращения производства
по делу, если дело не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции;
г) оставления заявления без рассмотрения по мотиву несоблюдения пред-
варительного внесудебного порядка разрешения дела или недееспособно-
сти истца (заявителя); д) отказа лица, уплатившего государственную по-
шлину, от обращения в суд или получения документа.
Согласно ч. 1 п. 5 ст. 6 Закона «О государственной пошлине» в редак-
ции 1997 г., а также абз. 6 п. 16 Инструкции Госналогслужбы России от
15 мая 1996 г. № 42 «По применению Закона РФ «О государственной по-
шлине» (в редакции от 16 ноября 1999 г.) возврат государственной пошли-
ны по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, осуществляется ор-
ганами федерального казначейства, а там, где они отсутствуют, - налого-
выми органами. Возврат государственной пошлины, уплаченной в местный
бюджет, производится финансовыми органами. С момента введения в дей-
ствие части первой Налогового кодекса РФ (то есть с 1 января 1999 г.) за-
явление о возврате государственной пошлины из бюджета может быть по-
дано в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ в течение трех лет со дня уплаты
указанной суммы3.
' См., напр.: Трофимов А. Распределение судебной пошлины между бюджетами // Рос.
юстиция. 2000. № 1. С. 24.
2 См.: Трофимов А. Указ. соч. С. 24.
3 См. также: Решение Верховного Суда РФ от 31 октября 2000 г. // ВВС РФ. 2001. № 8.
С. 3-4.
282 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
К заявлению о возврате пошлины прилагаются решения, определения,
справки суда об обстоятельствах, послуживших основанием для полного
или частичного возврата пошлины, а также платежные поручения или кви-
танции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государст-
венной пошлины, если пошлина подлежит возврату в полном размере (ч. 2
ст. 85 ГПК, абз. 2 п. 16 Инструкции Госналогслужбы России № 42 от
15 мая 1996 г.). В случае возврата государственной пошлины частично к
заявлению прилагаются копии платежных документов. Согласно п. 9 ст. 78
НК РФ1 возврат сумм государственной пошлины производится органами
федерального казначейства или финансовыми органами за счет средств
бюджета, в котором произошла переплата, в течение одного месяца со дня
подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму
излишне уплаченной государственной пошлины, не возвращенную в уста-
новленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока
возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign