LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 27
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

тивного типа. Корпоративные организации имеют сложную структуру ор-
ганов управления, в которую входят, с одной стороны, коллегиальные и
единоличные, а с другой - волеобразующие и волеизъявляющие органы
корпоративного управления3. Законодательную основу организаций корпо-
ративного типа образуют такие законы, как ГК РФ (ст. 91, п. 3 ст. 103); ФЗ
«Об акционерных обществах» (ст. 69-70 в редакции ФЗ от 7 августа
1 См. пп. 1,2 ст. 6, п.5 ст.20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
2 См.: Шерстюк В.М. Указ. соч. С. 100.
3 См.: Брагинский М. Гражданский кодекс РФ с учетом изменений и новых законодатель-
ных актов. Юридические лица // ХиП. 1998. № 3. С. 15; № 4. С. 5, 6.
262 Раздел И. Лица, участвующие в деле
2001 г.1); ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 32, 40,
41)2; ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в редакции 1999 г. (п.7
ст. 26)3; ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих
объединениях граждан» (ст. 20, 23)4; ФЗ «О некоммерческих организациях»
(ст. 29-30)5; ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 33, 39)6;
ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» (п. 3 ст. 8, ст. 16)7; ст.
11/1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в редакции ФЗ 2001 г.8; ФЗ
«О кредитных потребительских кооперативах граждан» (п. 5 ст. 26)9.
В соответствии с указанными законами такие организации корпоратив-
ного типа, как акционерное общество, общество с ограниченной ответст-
венностью, кооперативы, некоммерческие организации, агентство по рест-
руктуризации кредитных организаций, община коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, имеют волеобразующие
органы управления (общее собрание, совет директоров, наблюдательный
совет и т.п.) и волеизъявляющие, то есть исполнительные органы управле-
ния (правление, председатель, директор и т.п.). В свою очередь, исполни-
тельные органы могут быть коллегиальными и единоличными. Учреди-
тельные документы юридических лиц со сложной структурой управления
их делами предусматривают разграничение компетенции между коллеги-
альными и единоличными исполнительными органами. Так, в соответствии
со ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» единоличный исполнительный
орган АО (директор, генеральный директор, президент) без доверенности
действует от имени общества, представляя его интересы во всех учрежде-
ниях, в том числе судебных. А согласно п. 7 ст. 26 ФЗ «О сельскохозяйст-
венной кооперации» председатель сельскохозяйственного кооператива (он
же председатель правления) действует от имени кооператива без доверен-
ности. Аналогичным образом действует и Генеральный директор агентства
по реструктуризации кредитных организаций (см. ст. 39 ФЗ «О реструкту-
ризации кредитных организаций»).
Таким образом, под уставным представительством юридических
лиц следует понимать случаи ведения в судах дел юридических лиц от их
'См.:СЗ. 1996. № 1.Ст. 1; СЗ. 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3423.
2СЗ. 1998. № 7. Ст. 785.
3 СЗ. 1995. № 50. Ст. 4870; СЗ. 1999. № 8. Ст. 973.
4СЗ. 1998. № 16. Ст. 1801.
5СЗ. 1996. №3. Ст. 145.
6 СЗ. 1999. №28. Ст. 3477.
'СЗ. 2000. №30. Ст. 3122.
'СЗ. 2001. №26. Ст. 2586. - •
'СЗ. 2001. №33(ч. 1). Ст. 3420.
Глава 9. Представительство в суде 263
имени и в их интересах единоличным исполнительным органом либо одним
из членов коллегиального исполнительного органа корпоративного управле-
ния без доверенности в силу полномочия, вытекающего из устава или иных
учредительных документов юридического лица корпоративного типа.
Практическое значение уставного представительства заключается в
том, что то лицо, которому уставом или иными учредительными докумен-
тами дано право представлять интересы данного юридического лица-
корпорации во взаимоотношениях с третьими лицами, в том числе с судом,
будет выступать в качестве именно уставного представителя, за «спиной»
которого стоят другие исполнительные органы юридического лица. Однако
все иные члены коллегиального исполнительного органа, а также работни-
ки юридического лица вправе представлять его интересы по доверенности,
выдаваемой единоличным исполнительным органом либо членом коллеги-
ального исполнительного органа, наделенного учредительными докумен-
тами, генеральными полномочиями, то есть уставным представителем.
Под общественным представительством следует понимать ведение
в судах дел уполномоченными общественных объединений от имени и в
интересах членов общественных объединений, а также иных лиц. Юри-
дическим основанием общественного представительства являются пп. 3 и 4
ст. 44 ГПК; ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» 1995 г. в редакции
1998 г.1, а также прямые указания законов об отдельных видах обществен-
ных объединений (см. ст. 7 ФЗ об общественных объединениях), преду-
сматривающих право конкретного общественного объединения представ-
лять и защищать в суде права и законные интересы своих членов (участни-
ков), а также иных лиц. Например, согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «О профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.2 «профсоюзы, их
объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их ор-
ганы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по
вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в
области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы ра-
ботников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их
полномочиями на представительство в установленном порядке». Общест-
венное представительство возможно также в случаях, предусмотренных
Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан» (ч. 3 ст. 4)3, ФЗ «О безопасности дорожного
1 СЗ. 1995, № 21. Ст. 1930; СЗ. 1998. № 30. Ст. 3608.
1 СЗ. 1996. № 3. Ст. 148.
3 Вед. РФ. 1993. № 19. Ст. 685.
264 Раздел П. Лица, участвующие в деле
движения» (ст. 8)', ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (ст. 22)2, ФЗ «Об
основах обязательного социального страхования» (ст. 10, п. 1, подп. 2)3.
Поскольку в качестве уполномоченных общественных объединений
выступают сотрудники платного аппарата, состоящие в трудовых отноше-
ниях с общественным объединением, может сложиться впечатление, что
общественное представительство является разновидностью договорного.
Однако это впечатление обманчиво. Общественное представительство яв-
ляется самостоятельным видом судебного, потому что уполномоченные
профсоюзов и иных общественных объединений представляют в суде ин-
тересы не самого объединения, с которым они состоят в трудовых отноше-
ниях, а интересы членов или участников общественных объединений.
Уполномоченные общественных объединений не вступают в договорные
отношения с членами этих объединений.
При характеристике общественного представительства необходимо
учитывать еще один момент, связанный с необходимостью разграничения
случаев общественного представительства и участия в деле общественного
объединения в качестве процессуального истца (заявителя). Во-первых,
уполномоченные общественного объединения, выступающие в суде в каче-
стве общественных представителей (следует помнить, что представителем
может быть только физическое лицо, но не организация), действуют в суде
от имени члена (участника) конкретного общественного объединения, а
уполномоченные общественного объединения как процессуального истца
(стороны) выступают в процессе от имени общественного объединения, а
не от имени того лица, чье право или законный интерес подлежит защите.
Во-вторых, общественное представительство возможно не по всякому делу,
так или иначе затрагивающему права и законные интересы участников об-
щественных объединений, а лишь по тем делам, которые тесно связаны с
профилем деятельности конкретного общественного объединения. Напри-
мер, общество потребителей вправе представлять и защищать в суде права
и интересы своих членов, а также иных граждан как потребителей товаров
и услуг. Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВО-
ИР) вправе представлять и защищать в суде интересы как своих членов, так
и других граждан, занимающихся изобретательской и иной новаторской
деятельностью. Российское авторское общество (РАО) вправе представлять
в суде интересы авторов литературных, музыкальных, художественных,
научных произведений, а также исполнителей и их правопреемников.
' СЗ. 1995. № 50. Ст. 4873.
2СЗ. 1998. №31. Ст. 3813.
'СЗ. 1999. №29. Ст. 3686.
9.5. Виды (объем) и порядок оформления полномочий
судебного представителя
Полномочия судебного представителя могут быть общими и специаль-
ными. Под общими полномочиями понимаются полномочия, которые да-
ют представителю право на совершение от имени представляемого всех
процессуальных действий, кроме тех, которые непосредственно перечисле-
ны в ст. 46 ГПК. В силу общих полномочий судебный представитель впра-
ве предъявлять иск (заявление); знакомиться с материалами дела и делать
из них выписки; заявлять отводы должностным лицам суда, лицам, содей-
ствующим правосудию (кроме свидетелей), судебным приставам-
исполнителям; представлять доказательства и участвовать в их исследова-
нии; задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и лицам, содействую-
щим правосудию; заявлять ходатайства; давать суду устные и письменные
объяснения; представлять суду свои доводы и соображения по всем возни-
кающим в процессе судебного разбирательства вопросам (ст. 156 ГПК) и
по существу дела в целом (ст. 185, 186 ГПК); возражать против ходатайств,
доводов и соображений иных лиц, участвующих в деле (ст. 156, 185, 186
ГПК); выступать в судебных прениях и с репликой (ст. 185, 186 ГПК).
Под специальными полномочиями понимаются полномочия, которые
дают представителю право на совершение от имени представляемого лица
процессуальных действий распорядительного характера. Перечень про-
цессуальных действий распорядительного характер закреплен в ст. 46 ГПК.
Этот перечень является исчерпывающим и, как правило, расширительному
толкованию не подлежит. К процессуальным действиям распорядительного
характера согласно ст. 46 ГПК относятся передача дела в третейский суд;
полный или частичный отказ от иска; признание иска; изменение иска; за-
ключение мирового соглашения; передоверие; обжалование судебных по-
становлений; предъявление исполнительного листа ко взысканию, то есть
возбуждение исполнительного производства; получение присужденного по
решению суда имущества или денег.
Практическое значение деления полномочий судебного представителя
на общие и специальные состоит в том, что реализация законным предста-
вителем специальных полномочий от имени и в интересах недееспособных,
ограниченно дееспособных, а также безвестно отсутствующих лиц постав-
лена под контроль органов опеки и попечительства. Что касается иных слу-
чаев законного представительства, а также договорного и общественного,
то право судебного представителя на совершение процессуальных дейст-
вий распорядительного характера должно быть специально оговорено в
доверенности или ином приравненном к ней документе. В случае отсутст-
266 Раздел II. Лица, участвующие в деле
вия подобной оговорки в документах, удостоверяющих полномочия пред-
ставителя, последний не вправе совершать, а суд не вправе разрешать су-
дебному представителю совершать процессуальные действия, перечислен-
ные в ст. 46 ГПК.
Порядок оформления полномочий судебного представителя регулиру-
ется ст. 45 ГПК, иными нормативно-правовыми актами и зависит от объе-
ма (вида) полномочий (общие или специальные), а также вида судебного
представительства.
В соответствии с действующим законодательством (см., например, п. 2
ст. 31 ГК, ст. 64 СК) законные представители выступают в суде в защиту
прав и интересов своих подопечных без особого полномочия. Это означает,
что от законных представителей сторон и третьих лиц нельзя требовать
доверенность на ведение дела в суде. Законные представители обязаны
предъявить суду документы, подтверждающие соответствующие юридиче-
ские факты, - основания судебного представительства (факт родства, усы-
новления или принятия в семью на воспитание, установления опеки, попе-
чительства) либо соответствующий служебный или иной статус (например,
статус руководителя органа опеки и попечительства, лечебного, психиат-
рического учреждения; статус консула, издателя, капитана судна). Так, ро-
дители обязаны предъявить суду паспорт и свидетельство о рождении ре-
бенка - представляемого; приемные родители - паспорт и удостоверение
установленной формы; усыновители - паспорт и в зависимости от содер-
жания решения об установлении усыновления свидетельство о государст-
венной регистрации акта усыновления либо свидетельство о рождении
усыновленного; опекуны и попечители - опекунское либо попечительское
удостоверение.
Полномочия договорных представителей должны быть выражены в
доверенности, выданной и оформленной в соответствии с требованиями
ст. 45 ГПК и ст. 185-187 ГК РФ. По общему правилу доверенность на веде-
ние дела в суде, выдаваемая гражданином, должна быть удостоверена в
нотариальном порядке. Однако ч. 2 ст. 45 ГПК предусматривает случаи
оформления доверенности на ведение судебных дел не нотариальными, а
иными органами. Доверенность может быть удостоверена предприятием,
учреждением, организацией, где работает или учится доверитель, ЖЭО по
месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного
учреждения, командиром воинской части и т.п. До недавнего времени пе-
речень ч. 2 ст. 45 ГПК совпадал с перечнем пп. 3 и 4 ст. 185 ГК. Однако ФЗ
от 12 августа 1996 г.' право удостоверения доверенностей, приравниваемых
'СЗ. 1996. №34. Ст. 4026.
Глава 9. Представительство в суде 267
к нотариально удостоверенным, наряду с администрацией организаций,
ЖЭО, лечебных учреждений, воинских частей, мест лишения свободы, по-
лучили также банки и органы связи. Думается, что данное нововведение не
распространяется на процессуальные отношения, регулируемые ч. 2 ст. 45
ГПК, которая никаких изменений в этом плане не претерпела. Поэтому
доверенность на ведение дела в суде, выдаваемая гражданином, не может
быть удостоверена банком или органом связи. Доверенность на ведение
дела от имени юридического лица выдается за подписью его единоличного
органа, то есть руководителя либо уставного представителя с приложени-
ем печати юридического лица-организации.
Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с ФЗ «Об адво-
катской деятельности и адвокатуре в РФ», ч. 5 ст. 45 ГПК ордером, который
выдается за подписью органа коллегии адвокатов, являющейся юридическим
лицом, управляющим партнером в адвокатском бюро, заведующим юриди-
ческой консультации с приложением соответствующей печати. Полномочия
соучастника на ведение дела от имени и в интересах других соучастников (п.
6 ст. 44 ГПК), а также лиц, допущенных судом на основании п. 7 ст. 44 ГПК,
могут быть выражены как в доверенности (то есть письменно), так и в уст-
ном заявлении доверителя, занесенном в протокол судебного заседания (ч. 6
ст. 45 ГПК). Полномочия уставных представителей в зависимости от кон-
кретной ситуации оформляются выпиской из протокола постановления (засе-
дания или собрания) коллегиального органа юридического лица или из учре-
дительных документов юридического лица (например, устава), или удосто-
верением, подтверждающим служебный статус уставного представителя (на-
пример, президента, гендиректора).
Полномочия общественных представителей (ч. 3, 4 ст. 45 ГПК) под-
тверждаются поручением соответствующего общественного объединения
на представительство по данному делу. В качестве поручения обществен-
ного объединения может фигурировать доверенность, выданная органом
общественного объединения1, либо выписка из протокола заседания или
собрания членов общественного объединения.
Наконец, полномочия судебных представителей Правительства РФ
должны быть выражены в доверенности, подписанной руководителем или
заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти
(п. 2 постановления № 950 от 12 августа 1994 г. и п. 126 Регламента Прави-
1 См.: Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел / Под ред.
М.К. Треушникова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. С. 186; Комментарий к ГПК РСФСР (на-
учно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Юристь, 2000. С. 148; Комментарий к
ГПК РСФСР (научно-практический) / Под ред. М.С. Шакарян. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Юристь, 2001.С. 160.
268 Раздел II. Лица, участвующие в деле
тельства РФ). Доверенность на ведение дела в суде выдается на основании
соответствующего распоряжения Правительства РФ в виде поручения Пер-
вого Заместителя или Заместителя Председателя Правительства РФ о необ-
ходимости ведения конкретного дела от имени и в интересах Правительст-
ва РФ.
Что же касается специальных полномочий, то порядок их оформления
состоит в следующем. Во-первых, требование ст. 46 ГПК о необходимости
наличия специальной оговорки в доверенности, предоставляющей судеб-
ному представителю право на совершение процессуальных действий рас-
порядительного характера, распространяется лишь на некоторые случаи
законного представительства (например, представительство консула, капи-
тана судна и т.п.), а также договорное и общественное представительство.
Во-вторых, необходимо различать два способа специальной оговорки в
доверенности, которая может быть сделана путем общей ссылки на ст. 46
ГПК либо путем указания в доверенности лишь некоторых из перечислен-
ных в ст. 46 ГПК процессуальных действий распорядительного характера.
Итак, с целью реализации в судебном процессе специальных полномо-
чий представители должны предъявить суду следующие документы. 1. Ад-
вокат должен предъявить ордер или доверенность, дающие ему право на
предъявление иска, заявления и осуществление в процессе судебного раз-
бирательства общих полномочий, а также подтверждающие его право на
совершение процессуальных действий распорядительного характера.
2. Законные представители недееспособных и ограниченно дееспособных
лиц' должны предъявить суду письменное разрешение органов опеки и по-
печительства на совершение процессуальных действий распорядительного
характера (см. п. 2 ст. 37 ГК, ст. 60 СК, ч. 1 ст. 48 ГПК). 3. Уполномочен-
ные общественных объединений (пп. 3 и 4 ст. 44 ГПК), а также организа-
ций, которым законом, уставом или положением предоставлено право за-
щищать права и интересы других лиц (п. 5 ст. 44 ГПК), должны предъявить
суду два документа: а) документ, удостоверяющий поручение организации
на ведение дела от имени и в интересах ее члена или другого лица (имеется
в виду доверенность или выписка из протокола); б) доверенность, выдан-
ную самим членом общественного объединения или иным лицом, непо-
средственно наделяющую представителя правом совершения действий
распорядительного характера. 4. Что касается порядка оформления специ-
альных полномочий представителей Правительства РФ, то ни постановле-
' Принимая во внимание законодательно установленные цели ограничения гражданина в
дееспособности (см. п.1 ст. 30 ГК РФ), следует признать за ним возможность и способность
самому определять потребность в совершении попечителем действий распорядительного ха-
рактера.
Глава 9. Представительство в суде 269
ние № 950, ни Регламент Правительства РФ не содержат каких-либо указа-
ний на этот счет. В указанных актах речь идет лишь о том, что федераль-
ный орган исполнительной власти, должностное лицо которого представ-
ляло в суде интересы Правительства РФ, обязан в пределах сроков на об-
жалование судебных решений доложить Правительству РФ о результа-
тах рассмотрения дела в суде. В случае удовлетворения исковых и иных
требований, заявленных против Правительства РФ, руководитель феде-
рального органа исполнительной власти должен внести предложение об
обжаловании судебного решения либо о мерах по его выполнению. Таким
образом, в постановлении Правительства РФ № 950 говорится лишь о та-
ком процессуальном действии распорядительного характера, как обжало-
вание судебного решения. Все иные процессуальные действия распоряди-
тельного характера остались за рамками правового регулирования. Пред-
ставляется возможным и целесообразным, принимая во внимание положе-
ние ч. 5 ст. 1 ГПК, решать указанные вопросы по аналогии.
9.6. Последствия ненадлежащего оформления полномочий
судебного представителя
В соответствии с ч. 3 ст. 126 ГПК исковое заявление, подаваемое су-
дебным представителем, должно быть им подписано. К нему (заявлению)
должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяю-
щий полномочия представителя. Отсутствие у судебного представителя
общих полномочий влечет: отказ в возбуждении дела, если соответствую-
щий факт будет обнаружен судьей в момент обращения представителя к
суду; либо оставление заявления без рассмотрения, если соответствующий
факт будет обнаружен после возбуждения производства по делу. Отсутст-
вие1 на исковом заявлении подписи представителя влечет согласно ст. 130
ГПК оставление заявления без движения.
Что касается последствий ненадлежащего оформления специальных
полномочий, то, как сказано в ст. 46 ГПК, «перечисленные в ст. 46 ГПК
процессуальные действия, совершенные представителем при отсутствии у
него соответствующих полномочий, не влекут юридических последствий
для доверителя». Это означает, что отсутствие у представителя специаль-
ных полномочий либо их ненадлежащее оформление влечет отказ суда
(судьи) в разрешении на совершение представителем действий распоряди-
тельного характера. Если же такие действия по недосмотру суда или судеб-
ного пристава-исполнителя были совершены представителем, то вынесен-
ные судом или судебным приставом-исполнителем акты (решения, опреде-
ления, постановления) подлежат пересмотру в установленном законом по-
270 Раздел II. Лица, участвующие в деле
рядке с учетом правила ст. 46 ГПК, в соответствии с которым действия
представителя в таких случаях не влекут юридических последствий для
доверителя.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К Г Л 9
Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России. М.: Юристь, 1997.
Ильинская Л. Ф, Лесницкая И.М. Судебное представительство в гражданском процессе.
М.: Юрид. лит., 1964.
Крылов С. Соотношение договора поручения и доверенности // Рос. юстиция. 1999. № 9.
С. 15.
Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Рос. юстиция.
1998. № 1 С. 43-44.
Розенберг Я.А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже. Рига, 1980.
ЧечотД.М. Участники гражданского процесса М.: Госюриздат, 1960. С. 135-159.
Щеглов В.Н. Субъекты судебного гражданского процесса. Томск: Изд-во Том ун-та,
1979. Тема IV (с. 87-97).
ШерстюкВ.М. Судебное представительство по гражданским делам. М , 1984.
Штефан М.И., Дрилсачная Е.Г. Представительство граждан в суде. Киев: Лыбидь, 1991.
Раздел III
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ. СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ
Глава 10
СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ
10.1. Понятие и виды судебных расходов. Обжалование
определений по вопросам, связанным с судебными расходами
Судебные расходы - это платежи, осуществляемые лицами, участ-
вующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением гражданского
дела, а также исполнением судебных постановлений.
Статья 79 ГПК предусматривает две разновидности судебных расхо-
дов: государственную пошлину и судебные издержки. Государственная
пошлина представляет собой законодательно фиксированный обязатель-
ный на всей территории РФ денежный сбор1, взимаемый с лиц, участвую-
щих в деле, в доход федерального или местного бюджета2 за совершение
процессуальных действий по возбуждению дела или производства, а также
выдачу копий судебных документов. Судебные издержки представляют
собой денежные суммы, взимаемые с лиц, участвующих в деле, с целью
покрытия необходимых расходов, связанных с участием свидетелей и экс-
пертов, а также совершением судом отдельных процессуальных действий
(например, розыск ответчика, осмотр на месте).
Таким образом, обе составляющие судебных расходов представляют
собой не что иное, как денежные суммы, подлежащие взысканию с лиц,
участвующих в деле. Однако денежные суммы, взимаемые в качестве госу-
дарственной пошлины и судебных издержек, различаются между собой по
основаниям платежа, а также порядку определения его размера. Государст-
венная пошлина - это заранее фиксированный на уровне федерального за-
кона платеж за совершение органом судебной власти юридически значи-
мых действий, размер которого определяется двумя относительно устойчи-
выми факторами: характером и ценой иска. Судебные издержки - это фак-
1 В соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ (часть первая) сбор, в отличие от налога, является
обязательным взносом, взимаемым с организаций и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении плательщика сбора государственным органом,
органом местного самоуправления, должностным лицом юридически значимых действий (СЗ.
': 1998. №31. Ст. 3824).
; ' См. п 3 ст. 6 Закона РФ «О государственной пошлине» в редакции ФЗ от 19 июля
1997 г. (СЗ. 1997. № 29. Ст. 3506).
272 Раздел III. Судебные расходы. Судебные штрафы
тически понесенные расходы, связанные с рассмотрением и разрешением
гражданского дела, а также исполнением судебного постановления. Поэто-
му размер судебных издержек, в отличие от государственной пошлины,
определяется по каждому конкретному делу сугубо индивидуально, ибо
зависит не от характера и цены иска (заранее известных и относительно
устойчивых величин), а от реально произведенных затрат, на величину ко-
торых влияют разные факторы как объективного, так и субъективного ха-
рактера. Именно этим обстоятельством объясняется положение, согласно
которому государственная пошлина взимается, как правило, до совершения
юридически значимых действий, а судебные издержки - после их совер-
шения.
Институт судебных расходов выполняет три функции: компенсацион-
ную, превентивную и социальную. Компенсационная функция характеризу-

<< Пред. стр.

страница 27
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign