LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

рассматривать как действия самой Российской Федерации, субъекта РФ
или муниципального образования. Так, Указом Президента РФ от 14 мая
1998 г. № 5561 на Министерство юстиции РФ были возложены обязанности
по правовой защите интересов государства в области экономического и
гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельно-
сти. Это означает, что Министерство юстиции РФ участвует в делах о за-
'См.:СЗ. 1998. №20. Ст. 2146.
252 Раздел II. Лица, участвующие в деле
щите права интеллектуальной собственности, затрагивающих непосредст-
венно интересы РФ, в процессуальном качестве стороны или третьего лица.
Кроме того, при предъявлении иска против государства, субъекта РФ
или муниципального образования о возмещении вреда по основаниям
ст. 126, 1069 и 1070 ГК РФ, отвечающих за счет соответствующей казны, в
качестве ответчика выступают соответствующие государственные органы
и органы местного самоуправления в лице Министерства финансов РФ,
управления (департамента) финансов субъекта РФ, финотдела мэрии, если
в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК обязанность возмещения вреда не возложе-
на на другой орган, юридическое лицо или гражданина'. Поскольку
государственные органы и органы местного самоуправления (МФ РФ, УФ
субъекта РФ, финотдел мэрии) являются коллективным субъектом права,
то дела РФ, субъекта РФ или муниципального образования в суде будут
вести уполномоченные сотрудники соответствующего госоргана или органа
местного самоуправления. Причем конкретный процессуальный статус со-
трудников зависит от их служебного (должностного) положения. Руково-
дитель государственного органа или органа местного самоуправления уча-
ствует в деле в качестве органа юридического лица-ответчика, а все иные
сотрудники - в качестве судебных представителей ответчика.
Особый интерес на практике вызывает вопрос о порядке определения
судебных представителей Правительства РФ. Например, в материалах
обобщения судебной практики Верховный Суд РФ неоднократно указывал
на то, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственных долговых товар-
ных обязательствах» от 1 июня 1995 г. по спорам об исполнении государ-
ственных долговых товарных обязательств от имени ответчика - Россий-
ской Федерации должно выступать Правительство РФ или уполномочен-
ный им государственный орган, юридическое лицо либо гражданин2. Поря-
док назначения представителей интересов Правительства РФ в суде опре-
делен в постановлении Правительства РФ № 950 от 12 августа 1994 г. «О
порядке назначения представителей Правительства РФ в судах»3. Данное
постановление предусматривает, что представителями в судах интересов
Правительства РФ в случаях предъявления против него исковых или иных
требований выступают должностные лица соответствующего федерально-
го органа исполнительной власти (министерства, госкомитета, федераль-
ной службы, российского агентства, федерального надзора). Полномочия
' См.: Обзор судебной практики: Дела по искам к государству // ВВС РФ. 1997. № 10.
С. 13; Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2001 г.: утвержден постановлением
Президиума ВС РФ от 4 июля 2001 г. // ВВС РФ. 2001. № 10. С. 23-24.
2 См.: ВВС РФ. 1997. №8. С. 20; № 10. С. 13-14.
3СЗ. 1994. № 17. Ст. 2003.
Глава 9. Представительство в суде 253
судебного представителя Правительства РФ удостоверяются доверенно-
стью, выдаваемой за подписью руководителя или заместителя руководите-
ля соответствующего федерального органа исполнительной власти (п. 2
постановления № 950 от 12 августа 1994 г.).
Итак, в качестве судебных представителей сторон, третьих лиц, орга-
нов управления могут выступать только совершеннолетние и дееспособные
граждане. Однако действующее законодательство предусматривает круг
совершеннолетних и дееспособных граждан, которые тем не менее не мо-
гут участвовать в деле в качестве судебных представителей. Иными слова-
ми, речь идет о случаях, когда гражданин, несмотря на свое совершенноле-
тие и дееспособность, лишен возможности вести чужие дела в суде, то есть
не обладает соответствующей гражданско-процессуальной (представитель-
ской) правоспособностью. В соответствии со ст. 47 ГПК и п. 2 ст. 64 СК не
могут быть представителями в суде следующие лица. Во-первых, те адво-
каты, которые приняли поручение об оказании юридической помощи с на-
рушением установленного порядка. Во-вторых, лица, исключенные из кол-
легии адвокатов, кроме случаев, когда осуществление представительских
функций связано с их служебным положением (например, бывший адвокат
работает юристом в фирме или является сотрудником платного аппарата
общественного объединения, органа управления и т.п.). В-третьих, судьи,
следователи и прокуроры, кроме случаев участия в деле в качестве закон-
ных представителей, а также уполномоченных соответствующего суда или
прокуратуры. В-четвертых, родители не могут представлять в суде интере-
сы своих детей, если их интересы противоречат интересам детей. В таких
случаях орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для
защиты прав и интересов детей.
Действующему законодательству известно несколько видов судебного
представительства, каждый из которых подчиняется особому процессуаль-
ному режиму. Речь идет о законном, договорном, уставном и обществен-
ном представительстве, которые будут рассмотрены ниже.
9.3. Понятие, виды и основания законного представительства
Термин «законное представительство» является условным, потому что
такое обозначение одного из видов судебного представительства вовсе не
означает, что все иные его разновидности, а именно договорное, уставное и
общественное, не основаны на законе. Данный вид судебного представи-
тельства называется законным потому, что представляемый (сторона или
третье лицо) не в состоянии сам, то есть лично выбрать себе представителя,
в связи с чем представитель стороны или третьего лица определяется зако-
254 Раздел II. Лица, участвующие в деле
ном1. Например, согласно ст. 64 СК и ч. 1 ст. 48 ГПК «защита прав и инте-
ресов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей, которые
являются законными представителями своих детей...». Перечень лиц, ко-
торые могут выступать в судах в качестве законных представителей, пре-
дусматривается различными законодательными и иными правовыми акта-
ми РФ. К их числу относятся ГПК РСФСР (ст. 48), Семейный кодекс РФ
(ст. 64, 123, 137, 145-147, 153), Гражданский кодекс РФ (ст. 26, 28-30, 35-
37, 41, 43), Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граж-
дан при ее оказании» 1992 г., Положение о приемной семье2, Положение о
Консульском учреждении3, а также Консульские конвенции. В качестве
законных представителей могут выступать родители, приемные родители,
усыновители, опекуны, попечители, а также иные лица в случаях, преду-
смотренных нормативно-правовыми актами.
Родители представляют в суде интересы своих детей в возрасте до 18
лет при условии, что интересы родителей не противоречат интересам детей
(п. 2 ст. 64 СК РФ). Основанием возникновения законного представитель-
ства в данном случае выступает факт родства, то есть факт происхождения
ребенка от данного лица-представителя, что обусловливает особый поря-
док оформления полномочий родителей на ведение судебных дел в интере-
сах своих детей. Родители должны предъявить свой паспорт и свидетельст-
во о рождении ребенка - представляемого лица.
Приемные родители представляют в суде интересы приемных детей в
возрасте до 18 лет и пользуются при этом правами, а также несут обязанно-
сти опекунов и попечителей. Основанием возникновения законного пред-
ставительства в отношении приемных детей выступает договор о передаче
ребенка (детей) на воспитание в семью. Такой договор заключается между
органом опеки и попечительства и приемными родителями. Полномочия
приемных родителей на участие в деле в качестве законных представителей
приемных детей подтверждаются удостоверением установленной формы4.
Усыновители представляют в суде интересы усыновленных в возрасте
до 18 лет. Основанием возникновения законного представительства в этом
случае является вступившее в законную силу решение суда об установле-
нии усыновления, вынесенное в порядке особого производства по правилам
1 См.: Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Рос. юсти-
ция. 1998. № 1.С. 43-44.
2 Утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 // СЗ. 1996.
№31. Ст. 3721.
3 Утверждено Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 // СЗ. 1998. № 45
Ст. 5509.
4 См.: Приложение №2 к Положению о приемной семье//СЗ. 1996. №31. Ст. 3721.
Глава 9. Представительство в суде 255
гл. 29/1 ГПК. Полномочия усыновителей на ведение дел в судах в качестве
законных представителей усыновленных подтверждаются в зависимости от
содержания судебного решения об установлении усыновления свидетель-
ством о государственной регистрации акта усыновления (в случаях, когда
согласно ст. 125 СК усыновитель не записан в актовой книге рождений в
качестве родителя) либо свидетельством о рождении ребенка-
представляемого (в случаях, когда согласно ст. 136 СК усыновитель запи-
сан в книге записей рождений в качестве родителя усыновленного им ре-
бенка).
Опекуны являются законными представителями детей в возрасте до 14
лет, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, признанных
судом недееспособными. Основанием возникновения законного представи-
тельства в этих случаях является решение органа опеки и попечительства о
назначении опекуна либо прямое предписание закона. В качестве примера
прямого предписания закона как основания законного представительства
можно сослаться на ст. 39 Закона РФ «О психиатрической помощи и гаран-
тиях прав граждан при ее оказании»1. В соответствии с указанной нормой в
отношении пациентов, признанных в установленном порядке недееспособ-
ными и не имеющими законного представителя (то есть опекуна), его
функции выполняет администрация и медперсонал психиатрического ста-
ционара.
Кроме этого, если наследство еще никем не принято, то по делам, в ко-
торых должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного
судом умершим, в качестве судебного представителя наследника выступает
опекун, назначенный для охраны и управления наследственным имущест-
вом. В этой связи основанием возникновения законного представительства
выступает постановление нотариуса или должностного лица органа ис-
полнительной власти, выполняющего нотариальные функции, о назначе-
нии конкретного гражданина опекуном наследственного имущества в це-
лях его охраны и управления (ст. 65 и 66 Основ законодательства о нота-
риате2).
Попечители являются законными представителями детей в возрасте от
14 до 18 лет, а также граждан, признанных в установленном порядке огра-
ниченно дееспособными. Основанием возникновения законного предста-
вительства в этих случаях выступает решение органа опеки и попечитель-
ства о назначении попечителя либо прямое предписание закона. Например,
согласно ст. 147 СК РФ детям, находящимся на полном государственном
'Вед. РФ. 1992. №33. Ст. 1913.
2 Вед. РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
2J6 Раздел II. Лица, участвующие в деле
попечении в воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждениях,
попечители не назначаются, а их функции выполняет администрация этих
учреждений.
Опекуны и попечители в подтверждение своих полномочий предъяв-
ляют суду опекунское или попечительское удостоверение, которое выдает-
ся органом опеки и попечительства.
Достаточно сложным является вопрос о характере судебного предста-
вительства совершеннолетних и дееспособных граждан, состоящих под
патронажем. Сложность решения данного вопроса заключается в том, что в
соответствии со ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным граж-
данином по его просьбе при наличии соответствующих оснований может
быть установлено попечительство в форме патронажа. Однако в ст.48
ГПК, предусматривающей перечень лиц, выступающих в качестве закон-
ных представителей в суде, нет попечителей патронируемых граждан.
Уместно заметить, что институт патронажа был известен и раньше, по-
скольку регулировался нормами Кодекса законов о браке и семье РСФСР
1969 г. (ч. 2 ст. 119, ч. 3 ст. 121), ныне утративших силу в связи с введением
в действие Семейного кодекса РФ. Поэтому в учебной литературе того
времени по-разному решался вопрос о характере судебного представитель-
ства патронируемых лиц. Одни авторы определяли данный вид представи-
тельства как добровольное (договорное)1. Другие ученые относили его к
законному представительству2.
Думается, что вопрос о характере (виде) судебного представительства
совершеннолетних дееспособных граждан, лишенных по состоянию здоро-
вья возможности самостоятельно осуществлять свои права и нести обязан-
ности в суде, то есть лиц, состоящих под патронажем, не может быть ре-
шен по принципу «или-или». Представительство патронируемых лиц соче-
тает в себе элементы как законного, так и договорного его видов. Элементы
законного представительства проявляются в том, что между попечителем и
патронируемым лицом отсутствуют непосредственные договорные отно-
шения, как это имеет место при добровольном, то есть договорном пред-
ставительстве. Основанием возникновения представительских отношений в
данном случае являются согласие подопечного на установление над ним
патронажа и решение органа опеки и попечительства об установлении по-
печительства над дееспособным гражданином в форме патронажа. В связи
с этим полномочия попечителя на совершение процессуальных действий
1 См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М.: Юрид. лит., 1993.
С. 120.
2 См.: Советский гражданский процесс: Учебник / Под ред. К.И. Комиссарова и В.М. Се-
менова. М.: Юрид. лит., 1988. С. 120.
Глава 9. Представительство в суде 257
общего характера (кроме возбуждения дела в суде) от имени и в интересах
патронируемого гражданина вытекают из попечительского удостоверения
(как при законном представительстве), поэтому никакой доверенности не
требуется. В то же время, поскольку речь идет о представительстве интере-
сов дееспособного гражданина, осуществление попечителем так называе-
мых специальных полномочий, то есть распорядительных действий, ука-
занных в ст. 46 ГПК (отказ от иска, заключение мирового соглашения и
т.п.), а также возбуждение дела в суде от имени подопечного должно быть
поставлено не под контроль органов опеки и попечительства, как это имеет
место при законном представительстве интересов недееспособных лиц
(кроме возбуждения дела), а патронируемого, который в силу своей дее-
способности и совершеннолетия вправе и в состоянии сам выразить согла-
сие на осуществление попечителем процессуальных действий распоряди-
тельного характера, что уже характерно для добровольного (договорного)
представительства'. Из этого следует, что право попечителя на обращение
в суд с иском, жалобой, заявлением, а также осуществление в суде специ-
альных полномочий должно быть удостоверено доверенностью, выданной
за подписью гражданина, состоящего под патронажем.
Говоря об опекунах и попечителях как законных представителях подо-
печных лиц, необходимо иметь в виду одну особенность, которая заключа-
ется в том, что в порядке исключения из общего правила (см. п. 2 ст. 35 ГК,
п. 1 ст. 146 СК) функции опекунов и попечителей могут выполнять не
только физические лица, то есть совершеннолетние и дееспособные граж-
дане, но и соответствующие органы. Последние выполняют функции опе-
кунов и попечителей (то есть представителей) только в случаях, прямо ука-
занных в законе. Так, согласно п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, ос-
тавшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответ-
ствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна (попечителя)
возлагается на органы опеки и попечительства. В соответствии с п. 1
ст. 147 СК РФ детям, находящимся постоянно на полном государственном
попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреж-
дениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях,
опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возла-
гается на администрацию этих учреждений. Согласно абз. 7 ст. 39 Закона
РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказа-
См.: Осокина Г.Л. О характере представительства дееспособных лиц, нуждающихся по
состоянию здоровья в помощи и содействии попечителя //Актуальные вопросы правоведения
в период совершенствования социалистического общества. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988.
С. 90-91; Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Рос. юстиция.
1998. № I.C. 43-44.
255 Раздел II. Лица, участвующие в деле
нии» в отношении пациентов, признанных в установленном законом по-
рядке недееспособными и не имеющими законного представителя (опеку-
на), его функции выполняет администрация и медперсонал психиатриче-
ского стационара.
В качестве законных представителей граждан в судах могут выступать
не только родители, приемные родители, усыновители, опекуны и попечи-
тели, но и другие лица в случаях, прямо указанных в нормативно-правовых
актах. Так, согласно ст. 43 ГК РФ законным представителем гражданина,
признанного судом безвестно отсутствующим, может выступать довери-
тельный управляющий. Основанием возникновения законного представи-
тельства в этом случае выступают решение органа опеки и попечительства о
назначении конкретного лица доверительным управляющим имуществом
безвестно отсутствующего гражданина и договор о доверительном управле-
нии, заключаемый между органом опеки и попечительства и доверительным
управляющим. В связи с появлением в российском законодательстве инсти-
тута доверительного управления возникает вопрос о соотношении понятий
«охрана имущества безвестно отсутствующего лица» и «необходимость по-
стоянного управления им». Если указанные понятия рассматривать как сов-
падающие по своему содержанию категории, что отвечает букве и духу ст. 43
ГК, то редакцию ч. 2 ст. 48 ГПК необходимо изменить (уточнить), заменив
слово «опекун» на «доверительный управляющий». В соответствии с п. 1
ст. 1026 ГК РФ в качестве законного представителя наследника, еще не при-
нявшего наследство, может выступать не только опекун, но также исполни-
тель завещания (душеприказчик), то есть доверительный управляющий. В
этой связи ч. 3 ст. 48 ГПК тоже нуждается в соответствующем дополнении'.
Разновидностью законного представительства является корпоратив-
ное. Случаи корпоративного представительства предусмотрены, в частно-
сти, ФЗ «Об акционерных обществах». Законным (корпоративным) пред-
ставителем АО по делу о возмещении убытков, причиненных обществу
действиями (бездействием) его должностных лиц, является акционер или
группа акционеров, владеющая в совокупности не менее чем одним про-
центом размещенных обыкновенных акций". Следует заметить, что некото-
рые авторы склонны иначе определять процессуальный статус такого ак-
ционера или группы акционеров, полагая, что он «значительно ближе к
процессуальным истцам»3. Такого рода разногласия свидетельствуют о
' См.: Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства С 44.
2 Более подробно см.: Осокина Г.Л. Иск (теория и практика). М : Городеи, 2000. С. 89-
106.
3 См.: Зубович М.М., Се.чеусов В.А. Акционерное общество: правовые аспекты: Учебное
пособие Иркутск: Изд-во Иркут ун-та, 2000 С. 120-121.
Глава 9. Представительство в суде 259
том, что проблема нуждается в более тщательной и глубокой научной раз-
работке, которая бы позволила определить (обосновать) наиболее опти-
мальную с точки зрения процессуальной теории и потребностей правопри-
менительной практики конструкцию процессуального статуса акционера,
предъявившего иск в интересах АО о возмещении убытков, причиненных
обществу его органами управления. Еще один случай корпоративного (за-
конного) представительства предусмотрен в п. 1 ст. 84 ФЗ «Об акционер-
ных обществах», действующей в редакции ФЗ от 7 августа 2001 г.' В соот-
ветствии с этой нормой сделка, в совершении которой есть заинтересован-
ность, совершенная с нарушением требований настоящего закона, может
быть признана недействительной по иску акционерного общества или ак-
ционера.
ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»2 дополняет перечень закон-
ных представителей указанием на залогодержателя. Согласно п. 2 ст. 33
данного закона в случаях, когда залогодатель отказался от защиты своих
прав на заложенное имущество или не осуществляет ее, залогодержатель
вправе использовать соответствующие способы защиты от имени залого-
дателя без специальной доверенности и потребовать от залогодателя воз-
мещения понесенных в связи с этим необходимых расходов.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах»3 в случаях опубликования произведения анонимно или под псев-
донимом издатель выступает в качестве представителя (в том числе су-
дебного) автора до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не
заявит о своем авторстве. Кодекс торгового мореплавания РФ4 предусмат-
ривает такую разновидность законного представительства граждан и юри-
дических лиц, как представительство капитана судна. В соответствии со
ст. 71 КТМ РФ капитан в силу своего служебного положения признается
представителем судовладельца и грузовладельца в делах по спорам, связан-
ным с торговым мореплаванием, если на месте нет иных представителей
судовладельца или грузовладельца. В соответствии с Положением о Кон-
сульском учреждении РФ 1998 г. (абз. 10 п. 8) и Консульскими конвенциями
консул выступает законным представителем граждан своей страны в ино-
странных судах до того момента, пока гражданин не изберет себе другого
(то есть договорного) представителя либо не примет на себя защиту своих
прав и законных интересов. Например, согласно ст. 34 Консульской кон-
венции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28 мар-
'СЗ. 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3423.
!СЗ. 1998 №29. Ст. 3400
3 Вед. РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.
<СЗ. 1999. № 18. Ст 2207.
260 Раздел II. Лица, участвующие в деле
та 1994 г.' «консульское должностное лицо может без особой доверенности
представлять в учреждениях государства пребывания граждан представ-
ляемого государства, если они отсутствуют или не в состоянии защищать
свои интересы по другим причинам. Это представительство продолжается
до тех пор, пока представляемые не назначат своих уполномоченных или
не возьмут на себя защиту своих прав и интересов»2.
Еще одна разновидность законного представительства предусмотрена
постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 950, а также
Регламентом Правительства РФ в редакции от 5 октября 2000 г. № 7603. В
качестве судебных представителей Правительства РФ выступают долж-
ностные лица соответствующих федеральных органов исполнительной
власти. Основанием возникновения представительских отношений в суде
является распоряжение Правительства РФ в виде поручения Первого за-
местителя или Заместителя Председателя Правительства РФ соответст-
вующему (в зависимости от характера заявленного против Правительства
требования) федеральному органу исполнительной власти на ведение дела
в суде от имени и в интересах Правительства РФ.
9.4. Договорное, уставное и общественное
представительство
Договорное представительство характеризуется тем, что отношения
по представительству возникают на основе двух встречных волеизъявле-
ний: волеизъявления представляемого и волеизъявления представителя4.
Совпадение двух встречных волеизъявлений представляемого и его пред-
ставителя находит свое выражение в соглашении между ними, то есть в
договоре. В качестве договорных представителей могут выступать, во-
первых, адвокаты. По ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
РФ» адвокаты вправе самостоятельно вступать в договорные отношения с
доверителем. Доверитель (гражданин или юридическое лицо), обратив-
шийся за юридической помощью, заключает договор поручения с адвока-
том (адвокатами)5.
1 Ратифицирована Федеральным Собранием РФ 9 августа 1995 г. Вступила в силу на тер-
ритории РФ 26 июля 1997 г. // СЗ. 1997. № 34. Ст. 3949.
2 Аналогичное положение закреплено в п. 4 ст. 40 Консульской конвенции между Рос-
сийской Федерацией и Республикой Беларусь 1995 г. (СЗ. 1997. № 5. Ст. 613).
3 См.: СЗ. 1994. № 17. Ст. 2003; СЗ. 2000. № 41. Ст. 4091.
4 Шерстюк В.М. Судебное представительство по гражданским делам. М, 1984. С. 99.
5 См. ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (РГ. 2002 5 июня).
Глава 9. Представительство в суде 261
В зависимости от формы адвокатского образования полномочия адво-
ката подтверждаются ордером на исполнение поручения, выдаваемым со-
ответствующим адвокатским образованием, или доверенностью в случаях
оказания юридической помощи адвокатским кабинетом1.
Во-вторых, к числу договорных представителей сторон и третьих лиц
относятся юрисконсульты, а также иные работники организаций по делам
этих организаций. Необходимо иметь в виду, что трудовой договор являет-
ся основанием договорного представительства лишь в тех случаях, когда в
качестве представителей юридических лиц выступают работники юридиче-
ского отдела или службы, потому что защита прав и законных интересов
юридического лица-организации входит в круг их трудовых (служебных)
обязанностей2. Что касается остальных работников юридического лица, то
в случае принятия ими на себя представительских функций, основанием
договорного представительства выступает не трудовой договор, а граждан-
ско-правовой договор поручения, который может быть возмездным и
безвозмездным.
В-третьих, к договорным представителям относятся соучастники (п. 6
ст. 44 ГПК), а также иные граждане, допущенные судом к представитель-
ству по данному делу (п. 7 ст. 44 ГПК). Что касается иных граждан, то в
роли судебного представителя стороны или третьего лица может высту-
пать, например, патентный поверенный по делам, связанным с судебной
защитой результатов интеллектуальной деятельности.
Итак, договорное представительство всегда опирается на соглашение
между представляемым и представителем. Само соглашение в зависимости
от конкретных обстоятельств дела может представлять собой трудовой до-
говор (ст. 16 ТК РФ), гражданско-правовой договор поручения (ст. 971-979
ГК) или агентский договор (ст. 1005-1011 ГК).
Уставное представительство имеет место в тех случаях, когда в ка-
честве стороны или третьего лица выступает юридическое лицо корпора-

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign