LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 11
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ческими гарантиями.
Политические гарантии - это законоположения, запрещающие судье
быть депутатом, заниматься предпринимательской деятельностью, участ-
вовать в политических движениях, состоять в каких-либо партиях, пред-
ставлять интересы государственных, коммерческих и иных организаций,
отдельных должностных лиц. Что касается запрета на участие в политиче-
ских партиях и движениях, то некоторые авторы подвергают сомнению це-
лесообразность подобных ограничений, ссылаясь на одобренные в 1985 г.
Генеральной Ассамблеей ООН «Основные принципы независимости судеб-
ных органов», которые не запрещают судьям пользоваться свободой слова и
ассоциаций, состоять в каких-либо партиях. Однако судьи при этом долж-
1 См.: Приложение № 3 к ГПК РСФСР.
2СЗ. 1997. №30. Ст. 3591.
102 Раздел I. Основы гражданского процессуального права
ны вести себя так, говорится в документе ООН, чтобы обеспечивать уваже-
ние к своей деятельности и сохранять беспристрастность и независимость
при исполнении своих профессиональных обязанностей'.
Экономические гарантии независимости судей представляют собой та-
кие законоположения, которые устанавливают для судей соответствующее
их высокому статусу материальное и социальное обеспечение, бесплатное
предоставление жилья и иные социальные льготы. Действительно, трудно
говорить о подлинной независимости судей при отправлении ими правосу-
дия по гражданским и уголовным делам, если судья, стоящий на вершине
«пирамиды власти», получает намного ниже рядовых сотрудников право-
охранительных органов (милиции, прокуратуры), сотрудников органов ис-
полнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований,
коммерческих и иных организаций. Если российское общество заинтересо-
вано в построении правового государства, то начинать надо с укрепления
материальной базы (основы) независимости судей2. Следует признать, что
государство делает необходимые шаги в этом направлении. Так, законом
предусматривается, что заработанная плата судьи состоит из должностного
оклада, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет и 50 % доплаты
к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть
уменьшены. Причем размеры должностных окладов судей устанавливают-
ся в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верхов-
ного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут
быть менее 50% их оклада и менее 80% должностного оклада председателя
соответствующего суда. Судьям производятся и иные выплаты, например,
за наличие научного (соответственно 5, 10 % от должностного оклада) или
почетного (10% от должностного оклада) звания. По действующему зако-
нодательству для судей и членов их семьи предусматривается бесплатное
обеспечение жильем, медицинским обслуживанием, включая обеспечение
лекарственными средствами, бесплатное пользование на всей территории
РФ всеми видами общественного транспорта. Жизнь, здоровье и имущест-
во судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет
средств федерального бюджета.
Юридические гарантии независимости судей представляют собой зако-
ноположения, устанавливающие несменяемость судей (ч. 1 ст. 121 Консти-
туции РФ), неприкосновенность судей (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ), стро-
го регламентированный порядок отправления правосудия (ст. 16 ГПК).
1 См.: СимкинЛ. Правосудие и власть//Новый мир. 1990. № 7. С. 180.
2 См.: Лукиянчук Н., Грачева А., Золотухин А. и др. Фемида на грани нищеты // Рос. газе-
та. 1992. 20 мая.
Глава 4. Принципы гражданского процессуального права / Q3
Несменяемость как юридическая гарантия независимости судей озна-
чает, что судья назначается на должность без ограничения каким-либо сро-
ком, кроме случаев, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ «О статусе
судей в РФ» в редакции ФЗ от 15 декабря 2001 г.; судья не подлежит пере-
воду на другую работу или в другой суд без его согласия; полномочия су-
дьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основани-
ям, установленным федеральным законом; судья имеет право на отставку.
Принцип несменяемости судей был известен в России еще во времена Ека-
терины Второй. Однако прочное законодательное закрепление он получил
в результате судебной реформы Александра Второго'. Желание судьи уго-
дить кому-либо основано главным образом на страхе потерять место или,
иными словами, быть неизбранным на очередной срок. Поэтому подлинная
независимость судей возможна лишь при условии назначения, а не избра-
ния на должность судьи. В свое время известный русский юрист И.Я. Фой-
ницкий обращал внимание на то, что опасение быть неизбранным может
побудить судью вступать в компромиссы с лицами, влиятельными на вы-
борах, ко вреду для правосудия2. Единственным средством от этой болезни
является несменяемость судей, которая, как считал автор теории разделе-
ния властей Монтескье, «дает судьям степень силы и независимости, дос-
таточную для преследования высокопоставленных преступников, которые
легко могли бы импонировать судье сменяемому»3.
По российскому законодательству современного периода судьи не из-
бираются, а назначаются на должность высшими органами государствен-
ной власти РФ (Советом Федерации Федерального Собрания и Президен-
том РФ с учетом мнения в некоторых случаях квалификационных коллегий
судей и законодательных органов субъектов Федерации).
Гарантиями независимости судей является действующий порядок при-
остановления и прекращения полномочий судьи, а также институт отстав-
ки. Приостановление полномочий судьи допускается только по основани-
ям, предусмотренным в законе (например, в связи с признанием судьи в
установленном порядке безвестно отсутствующим; его участием в предвы-
борной компании в качестве кандидата в органы законодательной или ис-
полнительной власти) по решению квалификационной коллегии судей, ко-
торое может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию
судей и далее в Верховный Суд РФ. Приостановление полномочий судьи,
как правило, не влечет за собой прекращение выплаты заработанной платы
' См.: Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы: Учебное пособие.
Тюмень. Изд-во Тюмен. ун-та, 1999. С. 35-36.
2 Фойнщкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1912. Т. 1. С. 234.
3 Цит.я по: Симкин Л. Правосудие и власть. С. 180.
I Q4 Раздел I, Основы гражданского процессуального права
или уменьшение ее размера, а также лишение иных социально-
экономических гарантий.
Неприкосновенность судьи означает, что судья, члены его семьи и их
имущество находятся под особой защитой государства. Соответствующие
органы государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасно-
сти судей, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества,
если от судей поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на
хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Кроме этого, в
законе четко оговаривается: всякое вмешательство в деятельность судьи по
осуществлению им правосудия преследуется по закону, а судья не обязан
давать какие-либо объяснения по существу рассматриваемых или находя-
щихся в его производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было
для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных граж-
данско-процессуальным законодательством1.
Одним из проявлений неприкосновенности судей и как следствие этого
их независимости является особый порядок привлечения судей к какой-
либо ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответ-
ственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и
принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не
будет установлена виновность конкретного судьи в преступном злоупот-
реблении своим служебным положением. По действующему законодатель-
ству судья может быть привлечен к уголовной ответственности только по
решению Генерального прокурора РФ, принимаемому на основании за-
ключения судебной коллегии в составе трёх судей соответствующего суда
и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ или квалифи-
кационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Одной из юридических гарантий независимости судей является строгая
регламентация порядка отправления правосудия. В данном случае имеется
в виду тайна совещания судей (ст. 193 ГПК); вопросы, разрешаемые при
вынесении решения (ст. 194 ГПК) и порядок голосования в совещательной
комнате (ст. 16 ГПК). Тайна совещания судей означает, что решение выно-
сится судом в изолированном помещении, именуемом совещательной ком-
натой. Во время совещания и вынесения решения в комнате могут нахо-
диться только судьи, входящие в состав суда по данному делу. Присутствие
иных лиц в совещательной комнате не допускается. Сами судьи не вправе
разглашать суждения, имевшие место во время совещания. Нарушение
тайны совещания рассматривается законом как безусловное основание от-
' См. ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в ред. ФЗ от 15 декабря 2001 г. (СЗ. 2001.
№ 51. Ст. 4834), а также: Клеандров М.И. Указ. соч. С. 30.
Глава 4. Принципы гражданского процессуального права ] 05
мены судебного постановления (п. 5 ч. 2 ст. 308 ГПК). В соответствии со
ст. 16 ГПК все вопросы, возникающие во время совещания и вынесения
решения, разрешаются судьями по большинству голосов. При этом никто
из судей не вправе воздерживаться от голосования. Председательствую-
щий, если дело рассматривается коллегиально, голосует последним. Судья
или народный заседатель, не согласный с решением большинства, вправе
изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к
делу, но в зале судебного заседания не оглашается. Следует иметь в виду,
что правило ст. 16 ГПК содержит в себе внутреннее противоречие, потому
что обязанность судьи (народного заседателя), не согласного с большинст-
вом, подписываться под итоговым документом судебного разбирательства
есть не что иное, как навязывание ему чужой воли, то есть прямое наруше-
ние независимости данного конкретного судьи при отправлении им право-
судия. «Кто и зачем, - вопрошал Лев Симкин, - придумал это нелепое пра-
вило - подписывать документ, с которым ты не согласен? Дисциплина по-
лезна в армии, но вряд ли уместна в юриспруденции»1. Это замечание
представляется вполне справедливым и обоснованным, потому что незави-
симость по своей природе такова, что она либо есть, либо ее нет вообще,
третье (половинчатое) состояние невозможно по определению.
Говоря о независимости судей, необходимо всегда помнить о недопус-
тимости ее отождествления со вседозволенностью. «Независимость - не
личная привилегия судьи, а его ответственность перед обществом и граж-
данами. Судья должен служить примером безупречного поведения, прин-
ципиальности и взыскательности к себе во всех отношениях. Только это
обеспечит действительный, а не мнимый судейский авторитет»2.
Коллегиальность и единоличие в рассмотрении и разрешении гра-
жданских дел. Суть данного принципа состоит в том, что правосудие по
гражданским делам может осуществляться как судьей единолично, так и
коллегиально. В некоторых учебниках по гражданскому процессу указан-
ный принцип именуется как принцип сочетания коллегиальности и едино-
началия в рассмотрении и разрешении гражданских дел. Однако подобная
постановка вопроса представляется недостаточно корректной, потому что
сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосу-
дия имеет место только в рамках производства по гражданским и иным
юридическим делам в федеральных судах общей юрисдикции первой ин-
станции. Во всех иных случаях правосудие по гражданским делам осуще-
ствляется либо только единолично (мировое и апелляционное производст-
1 См.: Симкин Л. Указ. соч. С 189.
2 См.: Лебедев В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной
системы // Рос. юстиция. 2000. № 3. С. 3.
1 Об Раздел I. Основы гражданского процессуального права
во), либо только коллегиально (производство по пересмотру судебных по-
становлений в кассационном и надзорном порядке).
В соответствии с действующим законодательством мировой судья едино-
лично рассматривает и разрешает гражданские дела, отнесенные к его компе-
тенции федеральными законами (п. 3 ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17
декабря 1998 г.' и ст. 113 ГПК в редакции ФЗ от 7 августа 2000 г.); а судья
районного суда единолично пересматривает решения и определения мирового
судьи в апелляционном порядке (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе РФ» от
31 декабря 1996 г.2 и ст. 318/8 ГПК в редакции ФЗ от 7 августа 2000 г.).
Что касается пересмотра судебных постановлений в кассационном и
надзорном порядке, то в соответствии со ст. 283, 295, 297, 321, 328 ГПК он
осуществляется исключительно коллегией, включающей в свой состав
лишь профессиональных судей - членов соответствующего суда3 (имеются
в виду судебные коллегии по гражданским делам судов субъектов РФ и
Верховного Суда РФ, а также президиумы соответствующих судов).
Как уже отмечалось, производство по гражданским делам по первой
инстанции в федеральных судах общей юрисдикции осуществляется на
основе принципа сочетания коллегиальности и единоличия. В соответст-
вии со ст.6 ГПК гражданские дела в суде первой инстанции рассматрива-
ются коллегиально или единолично. Коллегиальное рассмотрение дел
осуществляется судом в составе судьи-профессионала и двух народных
заседателей. Народные заседатели исполняют обязанности судей на не-
профессиональной основе4. Тем не менее при осуществлении правосудия
они пользуются всеми правами судьи. Народные заседатели равны с
'СЗ. 1998. №51. Ст. 6270.
2СЗ 1997 № 1.Ст. 1.
3 Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется в составе трех профессио-
нальных судей, а в порядке судебного надзора - в составе не менее трех членов соответст-
вующего суда (ч. 3 ст. 6 ГПК). Состав судебных коллегий по гражданским делам судов субъ-
ектов Федерации утверждается президиумом соответствующего суда из числа его судей Со-
ставы Судебных коллегий Верховного Суда РФ утверждаются Пленумом Верховного Суда
РФ из числа его судей по представлению Председателя Верховного Суда РФ. В состав прези-
диума суда субъекта Федерации входят по должности председатель соответствующего суда и
ею заместители. Членами президиума являются наиболее опытные и авторитетные члены суда
в количестве, определяемом Президентом РФ по представлению Председателя Верховного
Суда РФ с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Пре-
зидиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и
судей Верховною Суда РФ. Состав Президиума ВС РФ утверждается Советом Федерации
Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении
Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии
судей ВС РФ.
4 См. п. 2 ст. 1 ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ"
от 2 января 2000 г. (СЗ. 2000. № 2. Ст. 158).
Глава 4. Принципы гражданского процессуального права ]Q7
председательствующим в судебном заседании в решении всех вопросов,
возникающих при рассмотрении дела и постановлении решения. Принцип
сочетания коллегиальности и единоличия при рассмотрении и разреше-
нии гражданских дел является конституционным, поскольку опирается на
конституционное положение, в соответствии с которым «граждане РФ
имеют право участвовать в отправлении правосудия» (ч. 5 ст. 32 Консти-
туции РФ, а также ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
История судоустройства знает два типа коллегий непрофессиональных
судей - шеффенскую (Германия) и присяжную (Англия). Россия позаимство-
вала институт заседателей у средневековой Германии, то есть шеффенскую
систему, при которой судья и заседатели образуют единую коллегию^. Рас-
сматривая судебную деятельность как разновидность человеческой деятель-
ности (труда) в сфере правоприменения, коллегиальное начало в отправле-
нии правосудия по гражданским делам предстает в виде определенной коо-
перации труда судей, целью которой является получение наибольшего соци-
ального эффекта от правосудия2. Социальный эффект достигается за счет
оптимального сочетания различных интеллектов, позволяющее если не пре-
одолеть, то как-то сгладить нежелательное влияние индивидуальных осо-
бенностей судей, в том числе народных заседателей, на характер прини-
маемых решений3. Более того, вовлечение в гражданский процесс представи-
телей населения преследует, в частности, такую цель, как контроль (общест-
венный, народный) за деятельностью суда, необходимость ограничения вла-
стных полномочий профессиональных судей в интересах всего общества, а
не отдельных его представителей4. В этой связи единоличное начало при
отправлении правосудия по гражданским делам представляет собой «право-
судие меньших гарантий, меньше^ объективности», ибо оно исключает все-
сторонний подход, борьбу мнений и разное видение конкретной ситуации5.
Коллегиальный способ отправления правосудия при всех своих дос-
тоинствах имеет и ряд недостатков, к числу которых может быть отнесе-
' См.: Цихоцкий А В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по граждан-
ским делам. Новосибирск, 1997 С.303; Он .псе. Коллегиальность в осуществлении правосудия
по гражданским делам: сохранить или сдать в музей древностей? // Система гражданской
юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и перспективы развития / Отв. ред.
В.В. Яркое. Екатеринбург, 2000. С. 229.
! См.: Цихоцкий А.В. Коллегиальность в осуществлении правосудия по гражданским де-
лам: сохранить или сдать в музей древностей? 2000. С. 227.
3 Масленникова Н.И. Гражданский процесс как форма социального управления. Сверд-
ловск, 1989. С. 14-15; Цихоцкий А.В. Указ, соч., 2000. С. 227.
4 Цихоцкий А.В. Указ, соч., 2000. С. 235.
5 См : Мурадьян Э. Гражданское судопроизводство: необходимость перемен // Сов. юсти-
ция. 1988. №9. С. 10-11; 1986. № 13. C.I5.
108 Раздел I. Основы гражданского процессуального права
но удорожание судопроизводства, снижение оперативности и гибкости.
Единоличное осуществление правосудия в отличие от коллегиальности
повышает оперативность гражданской процессуальной формы, ускоряет
процедуру рассмотрения гражданских дел и облегчает в целом доступ к
правосудию.
Таким образом, коллегиальное и единоличное начала осуществления
правосудия по гражданским делам в суде первой инстанции имеют как дос-
тоинства, так и недостатки. Это, в свою очередь, обусловливает необходи-
мость разумного сочетания указанных начал с тем, чтобы максимально были
задействованы положительные моменты коллегиальности и единоначалия и
минимизированы их отрицательные черты. Анализируя с этих позиций гра-
жданско-процессуальное законодательство, следует придти к выводу, что
действующий ГПК исходит из оптимального сочетания единоличия и колле-
гиальности при отправлении правосудия по гражданским делам в судах пер-
вой инстанции, о чем свидетельствует норма ч. 3 ст. 6 и ч. 2 ст. 150 ГПК, а
также разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, содержащееся в п. 13 по-
становления № 3 Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. «О при-
менении норм ГПК РСФСР при рассмотрении дел в суде первой инстанции»
в редакции постановления № 19 от 22 декабря 1992 г., постановления № 11
от 21 декабря 1993 г., постановления № 11 от 10 октября 2001 г.1 Согласно
нормам ГПК и разъяснению Пленума ВС РФ гражданские дела в федераль-
ных судах первой инстанции рассматриваются единолично в случаях, прямо
указанных в гражданско-процессуальных нормах. В остальных случаях дела
рассматриваются судьей единолично при условии согласия на это всех уча-
ствующих в деле лиц либо коллегиально, если кто-либо из лиц, участвующих
в деле, до начала рассмотрения дела по существу возразит против единолич-
ного порядка его рассмотрения. Согласие или возражение против коллеги-
ального рассмотрения дела фиксируется в протоколе судебного заседания.
При этом судья (председательствующий) может предложить лицам, участ-
вующим в деле, расписаться в протоколе под сделанным ими заявлением
относительно порядка рассмотрения дела.
В соответствии с разъяснением Пленума ВС РФ «решение по делу, рас-
смотренному единолично, в то время как оно подлежало коллегиальному
разрешению, должно быть отменено, как рассмотренное ненадлежащим
составом судей (п. 4 ч. 1 ст. 306, п. 1 ч. 2 ст. 308 ГПК)»". Таким образом,
'См.: ВВС РСФСР. 1988. №7; ВВС РФ 1993. №2. С.8; ВВС РФ. 1994. №3. С. 8; ВВС РФ.
2001. № 12. С. I.
2 См п 3 постановления № 19 Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г "О внесении ичме-
нений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ" (ВВС РФ.
1993. № 2 С 9).
Глава 4. Принципы гражданского процессуального права ] 09
нарушение принципа коллегиальности и единоличия в рассмотрении и раз-
решении гражданских дел расценивается как существенное нарушение
норм процессуального права, влекущее за собой безусловную отмену су-
дебного постановления.
Гласность судопроизводства является конституционным принципом,
в соответствии с которым разбирательство дел во всех судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмот-
ренных федеральным законом (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст. 9 ФКЗ «О
судебной системе РФ», ст. 9 ГПК, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав чело-
века и основных свобод'). Гласность представляет собой такое устройство
судопроизводства, при котором деятельность суда и иных участников гра-
жданского судопроизводства оказывается доступной (открытой) для обо-
зрения заинтересованным лицам и публике2. В этой связи некоторые авто-
ры отождествляют понятия гласности и публичности3. Однако такое ото-
ждествление едва ли уместно, потому что в гражданском судопроизводстве
(гражданском процессуальном праве) под публичностью понимается импе-
ративное (государственно-властное) начало судебного процесса в отличие
от его диспозитивности. Гласность судебного процесса предпочтительнее
обозначать таким термином, как «транспарентность», что в буквальном
переводе на русский язык означает «прозрачность»*.
Одной из составляющих принципа гласности является транспарент-
ность (прозрачность, доступность) судебных заседаний для публики и
средств массовой информации. Это означает, что при рассмотрении граж-
данских дел в судебном заседании могут присутствовать любые лица, в том
числе представители средств массовой информации, не являющиеся участ-
никами данного судебного процесса. Так, согласно ст. 47 Закона РФ «О
средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. журналист имеет
право посещать государственные органы и организации, в том числе су-
ды, производить записи с использованием средств аудио- и видеотехники,
кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных зако-
ном5. Однако журналисты, специализирующиеся на судебной информа-
ции, кроме этического, нравственного и общего воспитания должны
иметь специальное судебно-юридическое образование, которое позволит
' Заключена в Риме 4 ноября 1950 г. Текст Конвенции на русском языке см.: СЗ. 2001.
№2. Ст. 163.
1 См.: Малышев Кронид. Курс гражданского судопроизводства. Т. 1. СПб., 1876. С. 53.
3 См..напр.: Гражданский процесс / Под ред. В А. Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М. Чечота. М.:
Проспект, 1997. С. 42.
4 См.: ГорбузА. Доступность судебного решения//Рос. юстиция. 2001. № 1. С. 36.
5 См.: Вед. РФ. 1992. № 7. Ст. 300.
Раздел I. Основы гражданского процессуального права
им правильно понимать ход судопроизводства и, следовательно, переда-
вать объективную информацию, а также высказывать критические заме-
чания со знанием дела'.
В то же время принцип гласности имеет ряд общих и специальных ог-
раничений. Во-первых, в соответствии с ч. 4 ст. 9 ГПК в зал судебного за-
седания не допускаются граждане моложе 16 лет, если они не являются
лицами, участвующими в деле, или свидетелями (общее ограничение). Во-
вторых, согласно ч. 1 ст. 9 ГПК в зал судебного заседания не допускается
публика и пресса в целях предотвращения нарушения интересов охраны
государственной тайны (специальное ограничение). В-третьих, в соответ-
ствии с ч. 2 ст. 9 ГПК в зал судебного заседания не допускается публика и
пресса в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторо-
нах жизни участвующих в деле лиц, а также обеспечения тайны усыновле-
ния (специальное ограничение). Например, согласно ч. 3 ст. 263/4 ГПК дела
об установлении усыновления ребенка суд рассматривает в закрытом су-
дебном заседании. А в соответствии с п. 1 ст. 6 Римской конвенции о защи-
те прав человека и основных свобод «пресса и публика могут не допускать-
ся на судебные заседания в течение всего процесса или его части по сооб-
ражениям морали, общественного порядка или национальной безопасности
в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несо-
вершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в
какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельст-
вах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия»2.
Таким образом, действующее законодательство, с одной стороны, га-
рантирует; свободу получения и распространения общественно значимой
информации, а с другой - ограничивает распространение информации в
предусмотренных законом случаях, гарантируя тайну личной жизни или
государственную тайну. Причем самая острая ситуация возникает в случа-
ях ограничения допуска представителей СМИ в зал судебных заседаний,
запрета на проведение звукозаписи, фото- и видеосъемки во время судеб-
ного разбирательства. И, хотя указанные ограничения предусмотрены за-
коном, журналисты обычно воспринимают их как самовольное ущемление
гласности со стороны судей3. Поэтому при решении вопроса о допуске
представителей СМИ в зал судебного заседания судьям в каждом конкрет-
ном случае приходится делать непростой выбор между общественным ин-
1 Феррейра Кардана Ж О. Правосудие с открытыми глазами // Рос. юстиция. 2000. № 10.
С. 42.
2См.:СЗ. 2001. №2. Ст 163.
3 См.: Лебедев В. Судебная власть и средства массовой информации: теория вопроса и
практика взаимоотношений // Рос юстиция. 1999. № 12. С. 2.
Глава 4. Принципы гражданского процессуального права Щ
тересом к информации и частными интересами граждан и иных субъектов
права, которым далеко не безразлично, в каком свете они будут выставле-
ны на публичное обозрение в средствах массовой информации1.
Судебное разбирательство гражданских дел в случаях использования
специальных ограничений гласности осуществляется в закрытом судебном
заседании, в котором присутствуют только лица, участвующие в деле, и их
представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты и пе-
реводчики. Слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроиз-
водства. Решения судов во всех случаях провозглашаются публично (ч. 3 и
5 ст. 9 ГПК).
Второй составляющей принципа гласности судопроизводства является
транспарентность (прозрачность, доступность) судебных актов. В данном
случае имеется в виду свободный доступ ко всем судебным решениям, в
том числе и в форме публикации их в средствах массовой информации или
депонировании в электронной форме. В современном российском законо-

<< Пред. стр.

страница 11
(всего 62)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign