НОВОСТИ

Финансы в туристическом бизнесе

Финансовая схема работы туроператора
В работе любой фирмы, в том числе и туристской, большое течение имеют финансово-экономические аспекты. Их структура и содержание вытекают из особенностей туристского предпринимательства и ценообразования в этой отрасли.
Финансовое положение туроператора, жизнеспособность фирмы зависят от ее взаимоотношений с поставщиками услуг, особенностей финансовых договоренностей и правил.
В учебнике рассматриваются только некоторые важные аспекты этой работы: ценообразование и состав затрат, включаемых туроператором в себестоимость туристского продукта; учетная политика туристской фирмы: налогообложение и расче-ш с зарубежными партнерами.
Туроператорская деятельность, как инициативная, так и ре-шггивная, жестко привязана к курсу доллара, конвертации и переводу денег из зарубежных банков, так как связана с международным туристским обменом. Это также накладывает свои особенности на финансово-экономическую деятельность туроператоров, задачами которых являются осуществление произ-^>дствснно-обслужнвающей деятельности, получение прибыли (фирмъ1)еЧеННС Фннансовои Устойчивости своего предприятия
вт?° настоящсго времени система финансовых отношений rpviP'nMe СЩе полностью не изучена, что создает определенные фнп1М0СТИ' Однако на основе анализа практической работы чо1и' ПостРоенн°й т нормах государственного регулирования, к.-,110 0|ч?ЗДелзять главные аспекты финансово-экономической "^е-иностн туроператоров.

Опрос руководителей мартетинта. провелешшй в США еще в конце 80-х гг., показал, что наряду с такими важными факторами, как внедрение новой продукции, сегментация рынка, издержки сбыта, ценообразование является наиболее важным фактором. При резком возрастании издержек сбыта и иен на туристском рынке усиливается ценовая конкуренция Это увеличивает внимание н компаний, и потребителей к вопросам, касающимся цен на тур продукт.
Цены и ценовая политика - важнейшее средство реализации маркетинговой стратегии туристской фирмы. Именно от иен в большой степени зависят коммерческие результаты. Эффективная ценовая политика оказывает решающее воздействие на стратегическое развитие туроператора. Цены свидетельствуют о конкурентоспособности туруслуг и занимаемой ими позиции на рынке.
Факторами, влияющими на уровень и динамику цен туропе ратора. а также на методику их формирования, являются:
• уровень и динамика конкурирующих цен;
• издержки производства и планируемая прибыль;
• соотношение спроса и предложения:
• качественные оценки услуг.
Существуют два метода расчета цен: затратный, ориентированный на затраты и плановую прибыль, и конкурентный ориентированный на цены основных Koiorypcirroa
На практике многие фирмы используют комбинированно обе метода, так как это дает наилучший эффект с точки зрения ка> рентабельности, так и конкурентоспособности.
Затратный метод расчета цен основан на калькуляции полных, прямых, стандартных издержек при производстве туристского продукта и услуг При этом метоле норма прибыли, покрывающая косвенные издержки туроператора, учитывается на уровне установленной отраслевой рентабельности Эта стратегия ценообразования основана на издержках, которые включают не только прямые затраты на производство турпродукта. основанные на расчете его себестоимости, но и косвенные - налоги, оплату труда и прочее
Издержки туроператора делятся на постоянные ¦ переменные.
Постоянные издержки - это те затраты, которые остаются неизменными при разных объемах реализации.
Переменные издержки - это затраты, имеющие прямое отношение к формированию турпродугга. Их общая сумма меняется пропорционально объему реализации
Исчисление полных затрат н деление их на постоянные и пе. ременные могут оказать серьезное влияние на изменение щу ны. Цены огпэеделяются путем расчета издержек производства и обслуживания, накладных расходов и прибавления к этой сумме величины желаемой прибыли. Спрос при этом не учиты-вается. Например, организационные и накладные расходы на тур составляют 100 усл. ед.; прибыль, которую необходимо получить с каждого туриста для покрытия всех счетов, фондов и оплаты труда, - 20 усл. сд. Следовательно, цена тура составляет 120 усл. ед.
Однако у затратного метода ценообразования есть недостатки, основным из которых является то, что затраты рецептивного туроператора на производство туристских услуг, а также текущая стоимость продаж инициативного туроператора калькулируются в рублевом исчислении.
При расчете валютной цены общая сумма затрат должна быть переведена в валютный эквивалент по курсу, устанавливаемому Це|ггральным банком РФ или на валютных торгах ММВБ. Поскольку курс рубля на валютных торгах постоянно меняется, необходимо при калькуляции общей суммы рублевых затрат учитывать инфляционный процесс, чтобы не потерпеть убытки нз-за повышения курса валют на день платежа.
Конкурентный метод ценообразования более эффективен, но его нужно использовать в комплексе с затратным методом. Он позволяет туроператорам выйти на рынок с реальными ценами, способными выдержать конкуренцию н стимулировать потребительский спрос, и обеспечивает получение определенной прибыли.
Этот метод основан на изучении цен на сопоставимые туры и туристские услуги у рыночных конкурентов, оценке и прогнозировании потребительского спроса. При этом методе ценообразования обычно начинают с определения уровня цен для конечных потребителей (изучая спрос, рынок и конкурирующие фирмы). Средний уровень рыночных цен на туры и туристские ус-_лугн рассчитывается на основе их анализа.
Затем определяют цены для участников каналов товародвижения и приемлемые издержки производства (организации услуги). Эта стратегия ценообразования основана на спросе. Цены определяются после изучения желаний потребителей. Например, если фирма обнаруживает, что се потребители будут платить за определенный тур 100 усл. ед. на человека и ей нужна доля 20 усл. ед. для получения прибыли н компенсации расхо-
организацию обслуживания и сбыт, то издержки произ-Д°В^тва не должны превышать 80 усл. ед. В таком случае в дело рС1ДЬ ается организационный менеджмент и изыскиваются воз-В^ iiocth и соответствующие партнеры. Иначе такой тур про-"ГЛться не будет, и дело не пойдет.
™Окончательный уровень цен определяется соотношением 1 тюса и предложения. Цены на туристские услуги фиксируются ^ том уровне, на котором предложение уравнивается со спро-!,а ,lWHt наоборот, спрос соответствует предложению). Пока Спрос превышает предложение, цены постоянно повышаются, но как только спрос превысит предложение, цены начнут снижаться.
Эту стратегию используют маркетологи, которые полагают, что цена - ключевой фактор в принятии решения потребителями При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет платить за товар или услугу. Если цена будет выше, то потребители не будут совершать покупки. Эта величина зависит от эластичности спроса (изменения спроса на товар, выраженного в процентах, связанного с изменением цены на него).
Итак, можно выделить следующие основные факторы, определяющие окончательную цену туристской поездки, с которой тураге!ггетво выходит к потребителю: себестоимость, норма-П1вную прибыль, уровень конкурирующих цен. соотношение предложения н спроса на рынке.
Базой ценового расчета в туроперейтинге, определяющей льготы по налогу на добавленную стоимость, является расчет себестоимости туристского продукта. И хотя себестоимость часто не влияет на рыночную цену, тем не менее туроператор должен проявлять постоянную заботу о калькулировании своих затрат. Поскольку туристский продукт туроператора нематериален и составляющие его не производятся им самим, довольно сложно бывает разобраться, стоимость каких услуг может включаться в себестоимость турпродукта (а значит, и льготироваться ?о НДС), какие услуги являются посредническими, в себестои-0С7Ь не включаются и не имеют льгот по НДС и какие еще за7у5гы можно включать в себестоимость продукта.
иппеты на эти вопросы дает Инструкция Государственного ?°митета РФ по физической культуре, спорту и туризму «Осо-ско'НОСТН Состава затРат. включаемых в себестоимость турист-. продукта организациями, занимающимися туристской 1ЬН0СТЬЮ)>, утвержденная приказом Комитета от 8 нюня
1998 г. № 210. В ней определен единый подход к формированию себестоимости турпродукта. Этот документ предназначен дд, туроператоров, так как в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ туристский продукт ими н формируется, и реализуется.
В данном документе, ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 г. № 552, устанавливается, что в себестоимость туристского продукта включаются:
1. Затраты, связанные с приобретением прав на оказание
туристам услуг:
• размещения и проживания;
• транспортного обслуживания (перевозки);
• питания и экскурсионного обслуживания;

• медицинского обслуживания, лечения и профилактики заболеваний;
• визового обслуживания (связанного с оформлением турпоездки);
• обслуживания культурно-пгюеветитсльного, развлекательного и спортивного характера;
• добровольного страхования от несчастных случаев, болезней и медицинского страхования в период турпоездки:
• обслуживания гидами-переводчиками и сопровождающими.
Затраты, связанные с приобретением прав на оказание услуг, включаются туроператором в себестоимость тура и учитываются на балансовом счете № 40 «Готовая нродуздия». Эти затрать! подлежат обязательному включению в цену туристской путевки для освобождения ее от налога на добавленную стоимость.
2. Затраты на освоение новых туров. В ннх включаются
и затраты на стажировку по иностранному языку работников
турфирмы в странах, в которые организуются эти туры на осно-
ве налаженного делового сотрудничества и контактов.
К затратам на освоение нового турпродукта могут относиться расходы по участию в «ознакомительных турах», способствующих развитию иных направлений в туризме, а также другие расходы, повышающие качество туру слуг.
Затраты, связанные с подбором кадров. Такие затраты ятся к статье гтродукта туроператорской деятельности °п,°Счие затраты» и подлежат включению в себестоимость. * 4 Представительские расходы. Они связаны с затратами оиеч и обслуживание представителей других организаций. >1Я ючая иностранных, прибывших для переговоров с целью 'становления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. ^пределах сумм, установленных законодательством Российской федерации.
5 Затраты, возникающие по невостребованным услугам. права на которые приобретаются при формировании туров иар-гнячн, блоками и комплексами:
.по фрахтованию всей или части транспортного средства у перевозчика или иного организатора чартерных программ;
• по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный
рейс;
• по размещению и проживанию в организациях гостиничной сферы н других организациях, оказывающих такие услуги, а также у обладающих правами на такие услуги.
При расчете себестоимости следует учитывать особенности не только туристских расходов, но и загрузки материальной базы. Например, на серии долговременных чартерных рейсов, аютючаюшнх двухнедельный отдых в месте назначения, затраты рассчитываются исходя из установленного количества отправок на самолете с определенным количеством посадочных мест плюс один пустой рейс в начале и конце сезона. Это полные затраты на полет. Затраты, произведенные во время полета, определяются дополнительно.


К себестонмости добавляется нормативный процент приоЧ, ли, покрывающий дополнительные вдержки, налоги, отчнсл ния и создающий чистую прибыль предприятия.
В цену тура сверх его себестоимости включаются гак надц ваемые косвенные затраты. Это взвешенные величины раехц! дов туристской фирмы на аренду помещения, амортизацию оборудования, оснащение, содержание помещения, коммунальные услуги, электроэнергию, связь, а также на ггриобретение канцелярских принадлежностей- Обязательно должны быть учтены расходы на рекламу, маркетинг, командировки, производственное обучение, административные расходы (на лицензирование сертификацию, взносы в туристские организации и ассоциации и др.), а также должны учитываться установленная квота отчислений государству и налоги.
Необходимо точно учитывать расходы, которые несет туристская фирма в связи с организацией своей деятельности. Они должны покрываться частью цены продаваемых туров. Если эти расходы не будут учтены и заложены в цену тура, туристская фирма на каком-то этапе деятельности почувствует убыточность своих операций, и ей придется принимать экстренные меры против банкгхггетва.
Процент прибыли, закладываемый в цену пакета тура на покрытие затрат, отчисление в фо!щы, заработную плату н на чистую прибыль, колеблется в пределах 15—30 % (табл. 2.1).
Расходы на сопровождающего учитываются в цене тура в том случае, если он выезжает с группой- Когда принимающая фирма подтверждает бесплатный прием сопровождающего, в цене тура учитываются не только расходы, связанные с перевозкой туристов к месту отдыха и обратно, но и другие услуги. При отсутствии такого подтверждения в цене тура следует учесть все расходы, связанные с перевозкой и обслуживанием сопровождающего в месте пребывания. Сумма этих расходов делится на количество участников туристской поездки. Полученное частное включается в калькуляцию иены тура как расходы на сопровождающего.
При калькуляции продажной цены зарубежного тура часть расходов (например, цена пакета услуг) имеет валютное выражение, а оставшаяся их часть (например, некоторые виды страхования, консульский сбор, авнатарифы) устанавливается в рублевом выражении. Все эти расходы необходимо свести по действующему валютному курсу к общей цене тура в иностранной валюте (например, в долларах США). Эта "цена объявляется в рекламных и других ннформацнонно-справочных материалах о гпзедлагаемых в продажу зарубежных турах с припиской, что оплата в соответствии с действующим в РФ законодательством производится туристами в российских рублях по установленному курсу на день платежа.
Однако при этом следует учитывать, что в результате проходящих в РФ инфляционных процессов туристская фирма при оплате тура в рублях может понести определенный убыток, так как за время между оплатой тура потребителем и конвертацией в иностранную валюту рублей для расчетов турфирмы с принимающей организацией может произойти падение курса рубля. Проигрыш российской туристской фирмы наиболее вероятен, тогда оплата тура производится по безналичному расчету через банк, поскольку удлиняется срок прохождения денег. Потому будет вполне справедлтю, если турагентство в продажной цене тура станет также учитывать валютную надбавку, которая у большинства ныне действующих фирм оценивается й Размере до 5 % от цены пакета услуг.
Для
Особо нужно сказать о расчетах иен при сотрудничестве с иностранными турфирмами на основе безвалютного обмена гУрнстамн. Главным при таком сотрудничестве является усло-е паритета в предоставлении сторонами количества услуг за релеленный период времени (как правило, календарный год).
учета количества услуг партнеры выбирают расчетную
пищу. Наиболее простой вариант тгредусматривает использованне в качестве расчетной единицы одного комплексного .lHf обслуживания. Например. 2-местное размещение в гостиичце с горячим водоснабжением и туалетом в номере, 3-раловое питание в ресторане, два программных мероприятия ежедневно и с числом часов работы автобуса не менее б. Изменение Условий размещения или других услуг может регулироваться попра-вочными коэффициентами, определяемыми на двусторонней -Основе.
Варианты расчетов по безвалютному обмену могут вестись тремя способами:
а) по количеству календарных дней обслуживания (туродней);
б) по количеству туродней с разбивкой комплексного дня об-
служивания по питанию (завтрак — 0,3; обед — 0.4; ужин - 03*
итого I туродень);
в) по количеству туродней с разбивкой комплексного дня об-
служивания по питанию и размещению (завтрак -0,1; обед -
0,2; ужин-0,2; ночлег-0,5; итого I туродень).
Наиболее приемлемый вариант расчетов следует выбирать в зависимости от количества услуг на приеме и отправке, от времени прибытия и убытия туристов с маршрута.

Если предположить, что в течение года партнеры на условиях безвалютного обмена направили друг Другу на обслуживание по 30 групп туристов, то разницу в стоимости туродней в разных вариантах нужно умножать на соответствующее число сослуженных групп (30). В ряде случаев колебания могут быть очень велики (от паритетных цен в случае расчета «а» до большой разницы в туроднях по расчетам «б» н «в»).
о каждом конкретном случае необходимо проверить пер-
¦ггявные расчеты туродней с учетом реальных возможностей сПС портнровкн туристов, используя наиболее подходящие ^нянгы, чтобы не было необоснованных расходов. В3 Иены должны ориентироваться также и на сезонный спрос, тгражать колебание его в различные периоды года (когда Т«тааты и прибыль распределяются неравномерно). Цены пада-W а «мертвый сезон» и восстанавливаются в «пиковый сезон». Пена по сезонам меняется для сохранения баланса прибытия гуристов в разное время года.
Манипулируя ценами, следует всегда помнить о том. что. низить цену турпакета всегда легче, чем ее поднять. Снижать иену необходимо только тогда, когда в этом есть экономическая (рыночная) необходимость. Некоторые фирмы держат весьма высокий уровень цен. не снижая нх даже посезонно.
Такое положение дел может быть, если:
• высокая цена поддерживает особый имидж туроператора, его продукта и престижность обслуживания;
• фирма работает в малочувствительном к ценам сегменте
рынка;
• есть рычаги ограничения конкуренции;
• при превышении спроса над предложением.
На практике типична политика средних (а не высоких или птпкях) цен.
На формирование цены турпродукта влияет также и политическая, и экономическая стабильность стран отправления и принятия путешествующих.
«Цена - главный регулятор хозяйственных успехов турфир-Ведь с ценой турорганизатор сталкивается дважды - сначала как покупатель, потом как продавец. Ляпы, допущенные при похулке услуг, составляющих тур продукт, могут не компенсироваться успехом при его реализации. Работа с ценами - стержень маркетинга Ошибки при установлении иен на услуги, составляющие комплекс туробслуживания, обходятся значительно дороже, чем при ценообразовании на товары. Услуги нельзя накапли-аать и складировать, их существование мимолетно, и непроданные места в самолетах или гостиницах пропали навсегда...»'.
Каждый туроператор должен не только обеспечивать опреде-с«ное соотношение цен своих продуктов и продуктов конку-

гтя1^1ар в- Почем нынче путешествие: правильная цена // Туризм: ^"•Пга, проблемы, перспективы. - 1999. - № 10 рентов. но и учитывать спрос клиентуры в рамках собственного ггредложе1П1я, т. е. необходима разработка ценовой линии тур, оператора. Предлагаются следующие правила се разработки:
1 - Номиналы иен тур продуктов, различных по качеству и объему обслуживания, должны быть дифференцированы. Эти различия должны быть очевидными. В противном случае нижнее значение цены может быть воспринято клиентом как самое подходящее, а имеющиеся различия — несущественными.
2. Цена турпродукта высокого качества (включающего боль-шой объем услуг) должна быть значительно выше средней.
Кроме того, в ценообразовании должно быть заложено стимулирование каналов сбыта (турагентов). Как известно, агентское соглашение предполагает определенный комиссионный процент оплаты труда турагента. Наиболее расгпэостраненнин процент комиссии в России - 8-10%. Он также должен быть заложен в цене тура. При этом стимулирование агентской деятельности производится за счет прогрессивных ставок комиссионных, устанавливаемых за увеличение объемов продаж, Например, один из московских туроператоров предлагает агентам следующие условия:
• комиссия с проданного тура на любое направление - 10 %;
• если сумма реализации тур продуктов фирмы превысит 125 тыс. долл., комиссия составит 11 %;
• если сумма реализации составит более 175 тыс. долл., комиссия- 12%.
Предусматриваются и иные «премиальные». Например, если сумма реализации составит более 150 тыс. долл., сотруднику турагентства предоставляется бесплатная путевка на отдых н др. Все эти моменты должны быть также учтены при ценообразовании.

Учетная политика туристской фирмы
Важную роль в финансовой деятельности туристской фирмы играет учетная политика. Учет является инструментом эффективного экономического управления предприятием. Он формирует информацию о производственных, экономических и финансовых показателях работы предприятия. Эта информация после ее обработки и анализа позволяет принимать зффектнв-"bie управленческие решения и поддерживать финансовое равновесие туристской фирмы.

Четко определенная н сформулированная миссия туристской организации часто находит отражение во вступительных текстах к генеральный каталогам и другим рекламным изданиям компании.
В качестве примера можно привести формулировку миссии туристской компании «Зевс Трэвел»:
• деятельность компании - туризм и отдых;
• основное направление деятельности - 1гредоставленне людям разнообразного отдыха в Греции;
• потребители продукции - люди (первичные, повторные и постоянные клиенты);
• орис1Ггация - на широкий круг потребителей.
Такая формулировка миссии способна оказать решающее влияние на стратегию и тактику компании, а также на общественную поддержку ее деятельности. Это видно из вступительного текста к каталогу фирмы '(Греция. Бело-голубая мечта 1999». который приводится полностью, чтобы можно было сформулировать примерный состав базовых направлений в философии компании (с. 7).
Рекламный текст раскрывает философию компании и ее миссию на российском туристском рынке:
• качественное обслуживание туристов, начиная с информирования, реализации туров н заканчивая обслуживанием во время путешествия - гарантия повторных обращений и формирования постоянной клиентуры;
• серьезный подход к подбору турагентов и к работе с ними;
• формирование имиджа доверия к компании;
• стремление к лидерству на рынке по своему направлению;

• разработка и неукоснительное выполнение собственных стандартов обслуживания;
• квалифицированный персонал и личное участие каждого в обслуживании клиентов;

• достоверность информации и гарантии:
• внимательное отношение к клиентам.
Такая философия может быть базовой при разработке и определении миссии для лкюой туристской фирмы.
При работе по формулированию миссии следует помнить, что она не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов работы, так как в целом выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приорнтетнымн. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели

Налогообложение

С ! января 1999 г. введена в действие первая часть Налогового кодекса РФ. В этом документе определены: общие принципы и понятия налогообложения; перечень налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и органов, состав правонарушений и процедура рассмотрения дел по ним; порядок взыскания гшрафов, пеней н недоимок. С введением в действие первой части Налогового кодекса РФ перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, не изменился и определяется статьями 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 января 1991 г. X* 2118-1. а порядок их исчисления и уплаты -действующими ранее законами об отдельных налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из указанного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс не предусматривает издание методических указаний и инструкций по применению законодательства органами Госналогслужбы и Минфином России. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Установленные Кодексом федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате только на нх территории. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают только определенные элементы налогообложения: льготы, налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом), порядок и сроки уплаты, виды отчетности.
В настоящее время туристские предприятия являются потенциальными плательшнкамн 30 видов налогов и платежей. Конечно, не каждая турфирма оплачивает их все, но все фирмы являются плательщиками самых «тяжелых» налогов. К ним от носятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и на пользователей автомобильных дорог. Рассмотрим специфику уплаты некоторых налогов, вытекающую из особенностей туристской деятельности.
Специфика оплаты налогов, обязательных платежей и сборе? туристскими фирмами определяется не только нормативными актами. Здесь также учитываются: виды предоставляемых услуг, схема работы туристской организации, численность персонал.) фирмы ее и принадлежность к сфере малого предпринимательства, организационно-правовая форма, социальный статус наемных работников, а также система бухгалтерского учета и отчетности'.
Для того чтобы правильно исчислять налоги, необходимо учитывать нх основные характеристики:
• источник платежа (статья бухгалтерской проводки, на которую списываются затраты на данный налог);
• базу платежа (с какой суммы уплачивается налог);
• ставку налога (обычно в процентах от налогооблагаемой суммы).
Основными, вызывающими наибольшее количество вопросов у туроператоров, являются налоги: на добавленную стоимость, с продаж, на прибыль курсовых и суммовых разниц, на содержание дорог, жилищного фонда и объектов социально-культурной сфер 1.1.

Налог на добавленную стоимость (НДС)
В связи с вступлением в действие второй части Налогового кодекса РФ принципиальным образом изменилось исчисление НДС в туристской деятельности.
До 31 декабря 2000 г. туроператоры (формирующие комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, предоставлению экскурс ионных и других услуг) имели льготу по уплате налога на добавленную стоимость при реализации туристских путевок, оформленных в установленном порядке на бланках строгой отчетности (формы ТУР-1).
С 1 января 2001 г туроператоры уплачивают НДС со стоимости реализованного посреднического продукта (туристской путевки) пи ставке 20 %.
Источником и базой одновременно для данного налога служит выручка от реализации Облагаются НДС также услуги, оказываемые без оформления путевок формы ТУР-1; комиссионные и посреднические вознаграждения как выручка от реализации; консультационные, рекламные, юридические, информационные услуги; услуги авиакомпаний (чартерные рейсы без оформления авиабилетов), не включенные в пакет тура.

Разберемся с НДС и для турагентов, так как агентская деятельность может быть частью работы отдельных туроператоров, и владеть вопросами финансовой политики партнеров обязан каждый предприниматель
Агент исчисляет НДС с суммы полученного вознаграждения или дохода от реализации туристских путевок по расчетной ставке в размере 16,6 %. Согласно статье 156 Кодекса с 1 января 2001 г. тур агенты определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. При применении этой статьи необходимо учитывать, что суммы, полученные турагентами от покупателей путевок (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.
Размер посреднического вознаграждения определяется договором. Вознаграждение тура гейту может быть установлено в виде процента от назначенной туроператором стоимости реализованного турпродукта, фиксированной суммы, разницы между ценой, установленной туроператором, и фактической ценой реализации.
В соответствии с пунктом 3 ст. 169 Кодекса турагенты обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Следует отметить, что в зависимости от вида посреднического договора, заключенного с туроператором, реализация тура может осуществляться от имени и турагента, и туроператора. В том случае, если путевки выписываются от имени туроператора, у турагента возникает необходимость применения контрольно-кассовой машины.
При продаже туристского гпэодукта за наличный расчет непосредственно населению требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если турагент выдаст покупателю кассовый чек или туристскую путевку. Формы применяемых путевок должны быть утверждены Минфином России, согласованы с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и изготовлены типографским способом.
Реализация туристских путевок и авиабилетов международного образца населению за наличный расчет производится без составления счетов-фактур.
Однако с I января 2001 г. действуют новые Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добав-лешгую стоимость.
Согласно пункту 3 данных Правил турагенты, осуществляющие продажу туристского продукта по посредническим договорам, обязаны хранить счета-фактуры, полученные от туроператора (иной туристской организации) в журнале учета полученных счетов-фактур. В книге покупок данные счета-фактуры не регистрируются (пункт 11 Правил). В книге продаж регистрируются только с чета-фактуры, выписанные покупателям в части дохода, полученного в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении посреднических договоров по реализации туристского продукта (пункт 24 Правил).
При реализации турпродукта с применением туристских путевок в книге продаж взамен счетов-фактур регистрируются туристские путевки.
Начисление НДС регулируется постановлением Правительства РФ «Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость» от 17 июля 1998 г. № 786. Датой реализации товаров (работ, услуг) при определении выручки для целей налогообложения по оплате является день поступления денежных средств не только на счета или в кассу налогоплательщика, но н на счета или в кассу посредника (комиссионера, поверенного или агента), т. е. обязанность по уплате налогов у туроператора возникает при поступлении оплаты за туры на расчетный счет или в кассу турагента.
Данный порядок обязывает предусматривать в тексте агеит-скнх договоров четкий и жесткий срок для перечисления всей полученной турагентом суммы по сделке с соответствующими штрафными санкциями за нарушение этих сроков.
При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 6 Указа Президента РФ «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» от 16 августа 1996 г. № 1212 агентские договоры (договоры комиссии), совершаемые агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах н засчет комитента, должны и ре л усматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет комитента всей суммы, полученной агентом по этим сделкам, за исключением посреднического вознаграждения, предусмотренного договором.
Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщики имеют право уменьшить сумму налога на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные турагентам н уплаченные ими при приобретении работ, услуг и товарно-материальных ценностей, приобретенных для осуществления своей производственной деятельности. Сумма налога, которую следует уплатить в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной с суммы посреднического вознаграждения, и налоговыми вычетами.

Налог с пропаж
Плательщиками налога с продаж, введенного в 1999 г., являются юридические липа, нх филиалы и представительства, а также предприниматели без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ (которые определяют его ставку, порядок и сроки уплаты, льготы и форму отчетности) и обязателен к уплате на территории coo i ве ici вующнх субъектов.
Законом установлена ставка налога в размере 4 % (до 1 января 2000 г. действовала ставка в размере 2 %).
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
Турфирмы уплачивают налог с продаж при: реализации за наличный расчет туристских путевок, авиабилетов, ваучеров, оказании туруслуг, а также при иной деятельности в области туризма.
К продаже за наличный расчет приравнивается реализация с применением кредитных и иных платежных карточек, чеков банков, посредством перечисления со счетов по поручениям физических лиц. а также реализация именных транспортных билетов (или иных документов), лаже если они оплачены по безналичному расчету.
Стоимость путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов, не облагается налогом с продаж.
Важным является вопрос об определении стоимости оказанных услуг для начисления налогов. В соответствии с Федеральным законом «(О вступлении в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ при определении стоимости реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в расчет берется цена, установленная в договоре, независимо от того, ниже она себестоимости или иены, сложившейся на рынке. При реализации туристских путевок и услуг для исчисления налогов должны применяться цены, установленные в путевке и в каждом конкретном договоре, даже если они ниже рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проконтролировать правильность нх применения.
В случае установления факта отклонения цен по сделкам более чем на 30 % от рыночных цен на идентичные товары, путевки, услуги налоговый орган может вынести решение о доначислении налогов и пеней, которые рассчитываются таким образом, как если бы результаты сделок оценивались по рыночным ценам.
Сумма налога с продаж определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара, без учета налога с продаж н включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (т. е. включается в стоимость туристского продукта). Таким образом, стоимость товара (путевки), предъявляемая покупателю, определяется по формуле 100 % + 4 % = 104 %, где 100 % - свободная рыночная (розничная) цена товара, предъявляемая к оплате покупателю.
При перепродаже за наличный расчет товаров, ранее приобретенных тоже за наличный расчет и с учетом налога с продаж, согласно письму Минфина России от 08.12.98 г. № 04-03-13 освобождение от этого налога не предусмотрено. Следовательно, турфирмы при реализации за наличный расчет туристских путевок, купленных с учетом налога с продаж, относят его на увеличение покупной стоимости. Сами же являются налогоплательщиками данного налога с установленной имн стоимости турпутевок.
Туроператор, с одной стороны, выступает в роли покупателя прав на отдельные виды туристских услуг (по проживанию, питанию, транспортному обслуживанию и др.), с другой стороны, - в роли продавца туристского продукта. Поэтому суммы налога с продаж, уплаченные при приобретении туристских услуг за наличный расчет, включаются в нх стоимость и относятся на себестоимость туристского продукта (услуг).
Особые правила действуют при реализации туроператором путевок через агентскую сеть по договорам комиссии. Порядок угшаты налога с продаж при реализации товаров по договорам комиссии определен письмом Министерства финансов РФ от 17.12.98 г. № 04-00-11. в котором предусмотрены два варианта уплаты данного налога:
1. Если согласно условиям договора комиссии реализация путевок производится турагентом. участвующим в расчетах, то налог с продаж с покупателей должен взиматься и уплачиваться в бюджет им самим я порядке, установленном законом субъекта РФ, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа турггутевок. При этом налог взимается с покупателей, исходя из" полной цены продажи путевок, включая комиссионное вознаграждение турагента. В данном случае туроператор при получении выручки от турагента (как наличными денежными средствами, так в безналичными) налог с продаж не уплачивает.
2. Если согласно условиям договора комиссии турагент не участвует в расчете за путевки н реализация их производится туроператором, то и налог с продаж с покупателей должен взиматься туроператором, исходя из полной цены продажи путевок и включая комиссионное вознаграждение rypareirra. В данном случае турагент при получении вознаграждения от комитента (как наличными денежными средствами, так и безналичными) налог с продаж не уплачивает.
Следует также иметь в виду, что действующим в Российской Федерации законодательством начисление налога с продаж по авансовым платежам не преду смотрено, поэтому его следует отражать в учете только в момент реализации путевок или других туристских услуг.
Сроки уплаты налога с ггоодаж установлены следующим образом. Не позднее 15-го числа каждого месяца турфирмы производят его авансовые выплаты, рассчитанные на основании данных бухучета и отчетности об объеме реализации продукции за предшествующий месяц.
Ежеквартально, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, плательщики представляют налоговым органам расчеты сумм налога, подлежащего уплате в бюджет.

Земельный налог
В соотеетствии с Законом РСФСР «О плате на землю» от 11 октября 1991 г. туристские фирмы полностью освобождаются от уплаты данного налога.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с письмом Госналогслужбы России «По отдельным вопросам исчисления налога с продаж» от 31 декабря 1998 г. № ВГ-6-01/930 при расчете налогов на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы налогооблагаемая база подлежит уменьшению на сумму начисленного налога с продаж.

Налоги на содержание жилищного фоты, объектов социально-кулыурной сферы и на польз о ватсп ей автомобильных дорог
Уплата данных налогов регламентируется инструкциями Государственной налоговой инспекции «О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы» от 31 марта 1994 г. № 4 и Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от 15 мая 1995 г. № 30. Исчисление их идентично. Для туристско-экс курс ионных организаций, которые формируют стоимость путевки путем приобретения услуг (проживания, питания, экскурсионного обслуживания и др.) в местах пребывания и транспортных услуг, объектом обложения данными налогами является выручка от реализации тур продукции. Под выручкой от реалнзацнн продукции у таких организаций понимается сумма превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказанных услуг, над средствами, перечисленными третьим липам за оказанные туристам услуги. Но при наличии в путевке услуг собственного структурного подразделения туроператора (скажем, он имеет собственную гостиницу) в налогооблагаемую базу для исчисления указанных налогов включается вся выручка, полученная от туристов за услуги гостиницы, так как в данном случае перечисление средств третьим лицам не производится.
Налог в жилой фонд для туроператоров и турагентов одинаков - 1,5 % выручки от реализации без НДС.
Дорожный налог для туроператоров - 2,5 % (в том числе 0.5 % в федеральный и 2.0 % в региональный бюджеты) суммы превышения средств, полученных от туристов для оплаты оказанных им туристских услуг, над средствами, перечисленными третьим лицам за оказание этих услуг (приказ Госналогслужбы России от 11 декабря 1997 г. № АП-3-07/237); для турагентов -2.5 % суммы комиссионных вознаграждений (без НДС) или разница между продажной и покупной ценами путевок, если фирма занимается только продажей путевок.
Агентство в этом плане имеет более льготные условия. И это еще раз подтверждает необходимость раздельного учета по видам деятельности, чтобы агентские продажи (скажем, продажа пакетов зарубежных партнеров, включающих весь набор услуг), подпадали под льготы по этим видам налогов.
Законодательные органы субъектов РФ с учетом местных условий могут повышать или понижать ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога.

Налог на прибыль
Основные документы, регламентирующие уплату налога на прибыль, - Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ и Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий н организаций» от 10 августа 1995 г- № 37.
Источником платежа является чистая прибыль. Базой служит налогооблагаемая прибыль. Ставка налога на прибыль для туроператора 30 % от прибыли, в том числе 11 % уплачивается в федеральный бюджет и 19 % — в бюджет субъектов РФ. У турагента налог на прибыль выше - 38 % от прибыли, в том числе 11 % в федеральный и 27 % в местный бюджеты.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается на средства, направляемые на финансирование капвложений, жилищное строительство и погашение кредита, благотворительные цели; а также на покрытие убытка, если он получен от реализации.
Налогооблагаемая прибыль увеличивается на расходы, связанные с рекламой сверх установленных норм (письмо Минфина РФ от 6 октября 1992 г. Ks 94). Предельный размер расходов на рекламу в турфирмах увеличен в 3 раза. Это создает им более льготные условия.

Налог на рекламу
Согласно письму Минфина РФ от 6 октября 1992 г. № 94 для туристских фирм установлены достаточно высокие нормативы предельных расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции. Органташш. осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, при уплате налога на рекламу увеличивают предельную сумму расходов на нее в три раза. Например, при объеме выручки до 6 млрд руб. предел расходов на рекламу составляет 2 %.
Норматив исчисления налога на рекламу — 5 %. Поэтому многие фирмы часто ищут обходные пути, используя прием исключения слова «реклама» из предмета договора. Следует учитывать, что к рекламным услугам не относятся; изготовление и размещение информационных вывесок о рекламе, режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров; объявления и извещения об изменении местонахождения организации, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов и др.
Кроме того, туристские организации в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета РФ от 13 февраля 1996 г. освобождены от уплаты таможенных пошлин по следующим видам товаров: рекламным плакатам по туризму, туристской литературе, изданиям, рассчитанным на поощрение туризма
Туристские предприятия уплачивают также налог па имущество. Источником такого налога является финансовый результат работы турфирмы. Налогооблагаемая база в данном случае -среднегодовая стоимость имущества. Она определяется ежеквартально нарастающим итогом, исходя из сумм остатков по счетам н с учетом сумм предыдущих кварталов. Ставка налога для предприятия-до 2.5 %(в Москве - 2 %).
Туроператоры часто работают с иностранной валютой, поступающей от турагентов из зарубежных стран в уплату за обслуживание туристов. Как исчислять налоги от этих сумм? Выручка от рсалнзапни турпродукта, полученная в иностранной валюте для целей налогообложения, переечнтывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.
Важным является момент зачисления (уплаты) налога. В Налоговом кодексе говорится, что «налог (сбор), уплачиваемый путем безналичных расчетов, считается уплаченным не с момента зачисления суммы налога на бюджетные счета, а с момента подачи налогоплательщиком соответствующего распоряжения в банк при наличии на его счетах достаточной суммы.
Просрочка уплаты налогов ведет к штрафным санкциям (штрафам). Налоговым кодексом установлена процентная ставка пеней за каждый день просрочки в размере 0,03 % действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1 % в день. Сумма пеней ограничена суммой неуплаченного налога. Взыскание (итоговых санкций может быть осуществлено только в судебном порядке.
При платежах налогов случаются переплаты. В таких случаях суммы излишне уплаченного налога, сбора пеней подлежат включению в счет предстоящих платежей по этому налогу или иным налогам или возврату плательщику из бюджета и внебюджетного фонда. Возврат переплаченного налога производится по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы. Срок для осуществления возврата денежных средств не может превышать двух недель с момента подачи заявления. При несвоевременном возврате на сумму, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Налоговый кодекс (гл. 16) для налогоплательщиков и налоговых агентов установил U видов правонарушений, а также ответственность за нх совершение. Налоговыми являются: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов, |рубое нарушение правил учета доходов и объектов налогообложения, а также правил составления налоговой декларации и др. За их совершение виновные юридические и физические лица привлекаются к налоговой ответственности.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 46 Налогового кодекса РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскивать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств органнэацин-налогогаттельщика путем вынесения постановления о взыскании налога за счет имущества. Это право введено с I января 2000 г. с принятием нового Налогового кодекса Российской Федерации (часть 1).

Отчисления во внебюджетные фонды
Данные отчисления рсгламе1!тнруются Федеральным законом России «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд зазсятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ. Согласно данному Закону установлены следующие тарифы страховых отчислений:
1. В пенсионный фонд-29 %:
• для работодателей-организаций - в размере 28 % выплат по всем основаниям, независимо от источников финансирования, за исключением выплат индивидуальным предпринимателям;
• для работников — 1 % от выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

2. В фонд социального страхования - 5,4 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
3. В фонд занятости населения - 1.5 % выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
4. В фонды обязательного медицинского страхования - 3,6 % аналогичных выплат (из них 0,2 % в федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Налогооблагаемой базой по всем указанным взносам служит заработная плата, начисленная работникам предтгоиятия.
Отчисления во внебюджетные фонды уплачиваются одновременно с получением в банке средств для выдачи зарплаты работникам.

Налоговые органы
В соответствии с Налоговым кодексом РФ право проводить налоговые проверки возложено на налоговые органы, к которым относятся цс1пральный аппарат и терр1Ггорнальные подразделения Министерства Российской Федерации по налогам н сборам. По запросу налоговых органов в проверках вправе принимать участие органы налоговой полиции.
В соответствии с Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. л* 5238-1 и ст. 36 первой части Налогового кодекса РФ органы налоговой полиции имеют право:
• проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции.
• 6еспг>сгиггствснно входить в любые производственные и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать нх;
• проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
• внедрять своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) при наличии достаточных оснований и в случаях, когда получение необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов иными способами невозможно.
Налогоплательщики имеют право потребовать от представителей налоговой полиции предъявления служебных удостоверений. Для представления сотрудникам налоговой полиции каких-либо внутренних докумс1Ггов. кроме бухгалтерской отчетности, являющейся по законодательству публичной, они обязаны предъявить предписание на осуществление соответствующих действий. Если речь идет о налоговой проверке, то это должно быть предписание на участие сотрудников налоговой полиции в проверке организации, подписанное руководителями соответствующего налогового органа и органа налоговой полиции. Если же речь идет о следственных действиях а связи со встречной проверкой какой-либо другой организации, должно быть предписание на осуществление соответствующих действий.
Если налоговые полицейские настаивают на изъятии документов фирмы, то и они, и представители фирмы должны руководствоваться ст. 94 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что сотрудники проверяющего органа обязаны предъявить мотивированное постановление об изъятии документов, подписанное руководителем проверяющего органа. Должен быть оформлен протокол изъятия документов, составленный в соответствии со ст. 99 Налогового кодекса РФ. к которому прилагается опись изъятых материалов. Необходимо помнить, что документы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат (п. 5 ст. 94 Налогового кодекса).
Кроме того, согласно ст. 94 Налогового кодекса Российской Федерации при изъятии документов с них должны изготавливаться копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа н передаются лицу, у которого они изымаются. В том случае, если невозможно изготовить и передать копнн одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Срок возврата подлинников изъятых документов налогоплательщику законодательством не установлен. При этом указанный срок не должен превышать разумного срока, необходимого для производства по делу о налоговом правонарушении. Исключение составляют случаи передачи этих документов в правоохрашгтельные органы для производства расследования по делам о преступлениях.
Самый эффективный способ избежать неприятных взаимоотношений с налоговой полицией - не допускать налоговых правонарушений.
Во-первых, нужно установить строгий порядок оплаты: наличные деньги должен принимать только кассир турфирмы в специально отведенном месте н только в рублях.
Во-вторых, необходимо четко и правильно оформлять все первичные документы (приходные кассовые ордера со сквозной нумерацией, путевки по форме ТУР-1 со сквозной нумерацией и др.).
В-третьих, необходимы жесткие должностные инструкции, запрещающие менеджерам фирмы принимать оплату от клиентов и устанавливающие персональную материальную ответственность за допущенные нарушения.
В-четвертых, вовремя платить налоги.

Оплата счетов поставщиков услуг

Одним из важных этапов финансово-экономической работы туроператора является оплата счетов поставщиков услуг и особенно в сфере международного сотрудничества (т. е. оплата счетов иностранных партнеров). Здесь можно выявить определенные особенности и традиционные правила, позволяющие оптимизировать данную деятельность.
При рассмотрении вопросов оплаты счетов зарубежным поставщикам услуг инициативный туроператор должен при заключении сделки согласовать с ними условия расчетов за своих туристов. Основными аспектами, требующими согласования, являются форма (или способ) платежей, их сроки и основание, а также санкции за их просрочку.
Форма (или способ) платежей. Для расчетов с иностранными фирмами чаше всего используются банковские почтовые или телеграф|{ые переводы, межбанковские взаиморасчеты (система «свифт»). Это официальный способ расчетов, который позволяет вести учет внешнеторгового оборота в масштабе страны, отрасли. Для выполнения банковских переводов за границу российской стороне необходимо иметь валютный счет в российском банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками. Если между банками российской и иностранной туристской фирмы стоят банки-посредники, это осложняет расчеты, затягивает время прохождения денег от плательщика к получателю, увеличивает операционные расходы.
В переговорах с фирмой по вопросам операционных расходов необходимо четко определить, на чей счет они будут отнесены (на счет российской или иностранной фирмы). Для использования банковских переводов в расчетах с иностранной фирмой российский туроператор должен получить от нее точные банковские реквизиты.
Для расчетов с иностранной фирмой (при ее согласии) могут быть использованы дорожные чеки {например. «Амернкэн экспресс», «Виза» и др.). В этом случае российская фирма покупает на необходимую сумму в одном из российских банков дорожные чекн. которые передаст иностранной фирме через сопровождающего группы в первом пункте обслуживания. Однако эта практика не имеет широкого распространения.
Некоторые российские туроператоры и турагентства при отправлении индивидуальных туристов или небольших групп договариваются о расчетах за пакет услуг наличной валютой, которую вывозят с собой сами туристы. По прибытии в первый пункт туристы оплачивают представителю иностранной фирмы установленную цену пакета услуг.
Если туроператор занимается и отправкой россиян за рубеж, и приемом иностранных туристов (инициативный н рецептивный туроперейтинг) через одну и ту же иностранную фирму, то такие российские туристские фирмы могут вести с ней взаиморасчеты на основе клиринга (системы безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств). По окончании всех операций подечнтывается сальдо, которое выплачивается одной стороной другой стороне.
Сроки платежей. В международном туристском бизнесе в подавляющем большинстве случаев применяется предварительная оплата. Поэтому можно ожидать, что иностранная принимающая фирма будет настаивать на том. чтобы деньги за обслуживание российских туристов были переведены до нх прибытия в первый пункт маршрута. В связи с этим важным вопросом переговоров всегда становится определение срока (дня) платежа: день когда российская турфирма дает поручение банку о переводе денег, или день, когда иностранная турфирма получаст от своего банка извещение о поступлении денег. "Таким сроком является день поступления денег на счет иностранной фирмы. Это не в HIRREPECAX российского туроператора, так как он не может влиять на быстроту и четкость банковских операций. Поэтому ему рекомендуется добиваться от иностранного партнера согласия на максимальное приближение срока поступления денег ко дню прибытия российских туристов в страну путешествия.
Основание платежей. В соответствии с действующим в РФ законодательством для исполнения банковского перевода за границу необходимо иметь соотБетствуюшее основание. Им может быть или копия контракта, или счет фирмы, которые предъявляются в банк вместе с платежным поручением. При переговорах с иностранной фирмой необходимо договориться о своевременном получении от нес правильно оформленных счетов на оплату обслуживания российских туристов.
Санкции за просрочку платежей. Санкцией, применяемой за просрочку платежей в международном туризме, является уплата пени. Ее размер равняется 0.05 % от суммы задолженности за каждый день задержки платежа.
Как показала практика, это условие не таит в себе большой угрозы финансовому положению российского туроператора Например, при задолженности в б тыс. долл. США размер пени за один день составит 3 долл., а за 30 дней - 90 долл. Поэтому, если у российской фирмы нет возможности избежать этого условия, то можно с ним согласиться с определенными оговорками.

Copyright © Design by: Sunlight webdesign